Информационное агентство "Славянский мир"
13.02.01 (А.Орлов; Москва)

Национальная безопасность

ПОДДАВКИ ИЛИ ПОЧЕМУ США НАРУШАЮТ ДОГОВОР ПО ПРО

Соединенные Штаты в одностороннем порядке нарушают договор по ПРО 1972 года, на котором три десятилетия держался ядерный паритет. Это вызывает протесты не только России, но и европейских союзников США (поскольку связано с возрождением старой американской доктрины "ограниченной ядерной войны в Европе", при гарантиях ядерной безопасности для заокеанских членов НАТО).
Однако "плач Кремля" о грубо нарушенной противоракетной "невинности" и невозможности эффективных ответных мер со стороны России насквозь лжив: российское руководство собственноручно подготавливает технические и договорные предпосылки для создания американской национальной ПРО (НПРО).
Однако, у России еще существуют достаточные рычаги, позволяющие если не остановить антироссийскую и антиевропейскую программу "Звездных войн", то, по крайней мере, провалить ее техническое исполнение (которое базируется на вывозе ряда критических технологий из России), а также обеспечить асимметричный, но адекватный ответ. Вопрос - хочет ли этого Кремль?
Что позволяет Бушу-младшему вернуться к отцовской программе, которая при Горбачеве была признана нереализуемой?
Прежде всего - одностороннее ядерное разоружение России, завершаемое реализацией СНВ-2 (уничтожением тяжелых шахтных ракет с РГЧ) и странными инициативами В.Путина по сокращению количества ядерных зарядов до 1-1,5 тысячи единиц (СНВ-3).
Технический и, самое главное, экономический предел потенциальных систем ПРО - 100-200 боеголовок в одном залпе. По расчетам (после первого, обезоруживающего удара будет выведено из строя 90% российских пусковых установок) уровень оснащенности российских ядерных сил, делающий НПРО уязвимой, должен быть не менее 1-2 тысячи боеголовок. Именно такой уровень ядерной вооруженности России является критическим, дальнейшее его снижение делает НПРО технически и экономически реализуемой.
Таким образом, независимо от решений американцев, реализуемость НПРО зависит от того, допустит ли Россия сокращение своего ядерного потенциала ниже критической черты 1-2 тысячи боеголовок.
Второй предпосылкой решения Соединенных Штатов развернуть НПРО стала утечка в США критических технологий и технологий двойного назначения, принявшая в последние годы катастрофические масштабы.
Что такое "критические технологии"? Это технологии, наличие которых фактически определяет реализуемость проекта. Так, для создания огнестрельного оружия критическая технология - изготовление пороха, для создания самолета -производство достаточно мощного легкого двигателя, для ядерной бомбы - обогащение урана и т.п.
В последние годы США вывезли из России ряд критических технологий для создания ПРО, ПВО и противоспутникового оружия. Например, при посредничестве академика Е.Велихова был вывезен в США мобильный источник питания для лазерного и СВЧ-лучевого оружия наземного, авиационного и космического базирования - импульсный МГД-генератор "Памир-3у" мощностью 15 мегаватт при массе около 20 тонн. И пример этот далеко не единичен.
Ключевое звено проекта НПРО - его космическая компонента, включая соотношение орбитальных группировок США и России. До недавнего времени существовал, как это ни удивительно, асимметричный паритет. У России не было средств на запуски спутников-разведчиков, но у нее была постоянно действующая обитаемая платформа - станция "Мир", технологии длительных космических полетов и хорошо отработанные носители - ракеты "Союз" и "Протон", а потенциально и "Энергия" (с "Бураном" или без).
У американцев же было достаточно спутников-шпионов, но не было обитаемой космической платформы, требующейся, в частности, для отработки и размещения противоракетных и противоспутниковых систем. Ахиллесовой пятой американского космоса было отсутствие экономичных носителей средней и большой грузоподъемности - после закрытия программы "Аполло" (советско-американской стыковкой 15 июля 1974 года) выпуск "Сатурнов" был завершен. Все ресурсы были брошены на "многоразовый" "Шаттл". Однако реальный ресурс "Шаттла" оказался в двадцать раз меньше проектного (по ресурсу двигателей). Во столько же раз выросла и стоимость доставки грузов на орбиту. "Шаттл" оказался "пятиразовым" - не более того. А двадцать запусков на четыре корабля при ограниченном сроке автономности - этого ресурса явно недостаточно для программы "звездных войн".
Однако США несколько лет назад закупили (буквально, по цене металлолома) в России лучший с своем роде двигатель РД-180 (тягой 180 тонн) и лицензию на его производство. Неоценимую помощь в этом американцам оказало руководство Российского Космического Агентства (РКА). В результате Соединенные Штаты в ближайшее время выпустят новый носитель "Атлас" с трофейным российским двигателем, что позволит им не только обеспечить программу НПРО, но и вышибить российские "Союзы " и "Протоны" с рынка коммерческих пусков, то есть лишить российскую космическую программу последней подпитки.
Следующим шагом стало втягивание России в программу создания для США и их союзников по НАТО дубликата "Мира" - МКС (будущей платформы для размещения оружия) и передачи комплекса соответствующих технологий длительного пребывания в космосе. Для того, чтобы принудить Россию к выполнению этого, крайне невыгодного для российской стороны проекта, было подготовлено и продавлено через российское правительство международное соглашение по МКС, естественно, что и тут головным исполнителем стало РКА.
Завершающим штрихом подготовки выхода США из договора по ПРО стало уничтожение российской орбитальной станции, пролоббированное (бескорыстно ли?) вездесущим главой Российского авиационно-космического агентства Ю.Коптевым. Аппаратные усилия были подкреплены широкой кампанией по дискредитации "Мира" - ключевого звена орбитальной группировки России, мешающего американской монополизации космоса.
Сегодня в Королеве открыто говорят, что у Коптева нет выбора: если "Мир" уцелеет, Коптев расплатится за это головой.
Показательна хронология процесса: 15 декабря 2000 года Госдума спешно ратифицирует "Соглашение по МКС", обрекающее Россию на создание и обслуживание за свой счет американской орбитальной станции. И сразу же после вступления соглашения в силу (30 декабря) М.Касьянов подписывает постановление Правительства N 1035 - "О завершении работы орбитального пилотируемого комплекса "Мир". И уже после того, как уход России из космоса стал предопределен, Буш официально заявил о выходе США из договора по ПРО.
Политический характер решения иллюстрирует и такой факт: перед приемом "похоронного" Прогресса" от "Мира" был отстыкован (и утоплен) грузовой корабль с оборудованием для очередной экспедиции посещения.
Тем не менее, в течение ближайших 2-3 недель еще продолжит существовать техническая возможность сохранения "Мира". Для этого достаточно использовать завезенный на станцию запас топлива для подъема орбиты (что продлит полет, по меньшей мере, на несколько месяцев), с тем, чтобы на следующем этапе использовать резервный "Прогресс", сделанный для американцев.
Затраты на спасение "Мира" ничтожны - меньше 70 млн. долл., что равно одной пятнадцатой погибшего "Курска" и трети стоимости серийного аэробуса. Все зависит только от одного - от воли российского президента.
...
В случае, если США в одностороннем порядке выйдут из договора по ПРО, у России остается эффективный ответный ход - односторонняя денонсация соглашения по МКС, поскольку соглашение предусматривает передачу США критических технологий и технологий двойного назначения, которые будут использованы в программе создания НПРО. Есть основания утверждать, что такое решение будет поддержано европейскими союзниками США, неговоря уже о Китае и Индии, а Россия получит возможность вернуться к собственной программе, в том числе, и с международным участием.

Информационные сборники. 2001