Информационное агентство "Славянский мир"
13.02.01 (Соб.инф.; Москва)

Экономика

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА СОЮЗА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НЕФТЕГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ А.В.РОМАНИХИНА НА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ "О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ (СРП)"

Соглашения о разделе продукции - актуальная для нашего Союза тема. Обеспечение участия российских предприятий в подрядных работах по СРП - задача, поставленная перед дирекцией Союза нашими учредителями - крупными конверсионными предприятиями. СРП является одной из главных тем, обсуждаемых на ежегодных совещаниях "ВПК-ТЭК", которые проводятся под председательством руководителя нашего Союза Ю.Д.Маслюкова.
Использование отечественных предприятий в подрядных работах - серьезная государственная задача, так как большая часть добытого сырья уйдет на погашение стоимости приобретаемого оборудования и оплату других подрядных работ. Кроме того, для нашей страны важнее загрузить собственную промышленность сегодня, чем через много-много лет что-то получить от прибыльной части нефти.
Сегодня в России нет организации, представляющей интересы предприятий, готовых участвовать в подрядных работах. Такие предприятия относятся к самым различным ведомствам: Минпромнауки, Минатом, Росавиакосмос, РАВ, Россудостроение, РАСУ, Росбоеприпасы. Предприятия имеют также различную форму собственности и масштабы. В подобных условиях Союз является, вероятно, наиболее подходящей структурой для выражения интересов столь различной группы предприятий на нефтегазовом рынке.
Во всем мире сложные межотраслевые проекты реализуются на основе консорциумов. Такая форма позволяет объединить не только заводы, НИИ, КБ, но и банки, транспортные и страховые компании. Для успешного выполнения подрядных работ по СРП необходим консорциум российских предприятий. Создать такой консорциум способен Координационный Совет Содействия Отечественным Товаропроизводителям, - на наш взгляд, общественная структура, которая больше всего соответствует интересам национальных производителей. Роль управляющей компании целесообразно придать федеральному государственному унитарному предприятию. Мы предлагаем необходимость создания консорциума по подрядным работам внести в рекомендации слушаний.
Союз всегда занимал в отношении СРП конструктивную позицию. Мы никогда не политизировали вопрос и не говорили о распродаже России. Вместе с тем нам совершенно очевидно - Закон "О СРП" несовершенен. Сегодня у операторов есть возможность не выполнять 70% норму обязательного российского участия - за это законом не предусмотрено никакой ответственности. По Сахалину можно вообще ничего не выполнять, т.к. соглашение было подписано до вступления в силу закона "О СРП". Есть возможность ввозить иностранное оборудование под видом отечественного - не секрет, что большинство работ выполняется силами различных совместных предприятий, где к иностранному оборудованию прикручивается один болт и считается, что поставлена отечественная продукция. Кроме того, законодатели не оговорили временные рамки вступления в действие 70% нормы. Учитывая, что реализация соглашений растянута на многие годы, иностранный оператор может отложить выполнение нормы на сколь угодно долгое время. Понятно, что такой закон надо менять.
Экспертами Союза были подготовлены поправки к закону, которые мы внесли через группу депутатов ГД еще прошлого созыва. К сожалению, о поправках забыли.
Оставляет желать лучшего и практика рассмотрения законопроектов "О СРП" в Госдуме. Я был членом рабочей группы по законопроектам, связанным с СРП в прошлом созыве Государственной Думы и хорошо помню, что это была самая настоящая профанация. За 5 минут до начала заседания группы раздавались разрозненные материалы, с которыми невозможно было детально ознакомиться, но вопрос, тем не менее, ставился на голосование. Мы указывали на очевидные несуразности в разделах ТЭО "Российское участие в подрядных работах". Обещали все исправить, но ничего не менялось. Сегодня комиссию Госдумы по СРП возглавляет С.В.Иваненко, и мы надеемся, что ситуация изменится к лучшему. Предлагаем внести в рекомендации слушаний пункт об организации при Комиссии по СРП рабочей группы по обеспечению российского участия в подрядных работах. В состав такой группы могут войти представители заинтересованных министерств, руководители и специалисты.
Несколько слов о Комиссии Правительства РФ по СРП. На наш взгляд, комиссия превратилась в филиал бывшего Минтопэнерго, где господа Гарипов и Амиров узурпировали решение всех вопросов по СРП. Руководившие комиссией вице-премьеры постоянно менялись, а указанные господа оставались на своих местах. В результате ни Минпромнауки, ни Минатом, ни Госстандарт, ни оборонные агентства, несмотря на обращения их руководства, допущены в комиссию не были. Это приводило к тому, что комиссия вообще не принимала во внимания доводы потенциальных участников подрядных работ.
Мы считаем неправильным, когда в органах управления СРП присутствуют только представители Минэнерго, Минприроды и сырьевых регионов. Например, на Сахалине нет развитого машиностроения, металлургии, поэтому они не могут полноценно защищать интересы российских участников подрядных работ. А представители регионов, где представлены перечисленные промышленные отрасли, отстранены от участия в процессе принятия решений.
Сегодня вопросы СРП переданы в ведение Минэкономразвития России. Очень хочется, чтобы это новое ведомство в своей работе не повторяло ошибок своего предшественника. Например, в части подрядных работ необходимо обязательно привлекать к решению вопросов федеральные структуры, в составе которых имеются соответствующие предприятия. В первую очередь, это относится к Минпромнауки России, где уже организован Совет по координации российских участников подрядных работ в инвестиционных нефтегазовых проектах. Поэтому предлагаем внести в рекомендации парламентских слушаний пункт о целесообразности придания Минпромнауки России функций координирующего ведомства в части подрядных работ по СРП.
Поддержка национальных производителей оборудования - тот самый случай, где очень полезно заимствовать опыт США. В частности, недавно Государственный ЭКСИМ-БАНК США оказал серьезную финансовую помощь компании Halliburton, которая занимается одним из наиболее серьезных проектов по СРП - Самотлорским. Понятно, что теперь это месторождение будет разрабатываться на базе американского оборудования. Поставки американского оборудования - обязательное условие любого кредитования экспортно-импортным банком США. Если по подобному пути пойдут все проекты по СРП, то декларируемые миллиардные инвестиции ничего не дадут России. Инвестиции пойдут на развитие иностранной промышленности, а российской нефтью будет оплачена работа Хьюстонских компаний.
Немного об информационном обеспечении проектов по СРП. Здесь полная закрытость. Предприятия не знают, что будет закуплено, когда будет закуплено, какие условия платежей и т.д. Как в подобных условиях можно планировать свою деятельность, успешно участвовать в тендерах? Причем в этом вина не иностранных операторов, а наших чиновников, которые отвечают за СРП и всячески закрывают все вопросы.
Предлагаем внести в рекомендации парламентских слушаний вопрос о создании Информационного центра по подрядным работам в СРП. Организовать такой Центр логичнее всего на базе Координационного Совета Содействия Отечественным Товаропроизводителям. В этой работе готовы принять участие не только мы, но и Ассоциация трубной промышленности России и ряд других отраслевых союзов. Причем у нас есть серьезный задел, так как Союз производителей нефтегазового оборудования проводит работу по созданию системы информационного обеспечения отраслевого рынка.
Союзом создан Интернет-портал DERRICK.RU, который содержит ссылки на информационные ресурсы большинства российских предприятий. Совместно с ГПО "Воткинский завод" нами проводится работа по совершенствованию информационной системы МашИнформТЭК.
При нашем участии выходит журнал "Нефтегазовые технологии", который способствует привлечению инвесторов для финансирования разработок российских ученых и специалистов.
В бюллетене "Нефтегазовое оборудование" можно найти все коммерческие условия поставки оборудования и труб большинства российских предприятий. Журнал "Тендер в нефтегазовом комплексе" публикует сведения о проводимых тендерах и конкурсах. Хочется воспользоваться случаем и обратиться к операторам проектов по СРП с тем, чтобы они публиковали побольше информации о своих потребностях в материально-технических ресурсах.
Иностранные операторы проектов по СРП являются постоянными посетителями ежегодных выставок на ВВЦ "Российский металлургический комплекс- нефтегазовой отрасли", "Российский машиностроительный комплекс - нефтегазовой отрасли", "Российские средства автоматизации - нефтегазовой отрасли". Выставки отличает четкая тематическая направленность и ориентация на продвижение российского оборудования.
Совместно с издательством "Топливо и энергетика" впервые издан Российский том Международного Композит-Каталога нефтегазового оборудования и услуг. Это наиболее авторитетное издание, которое издается компанией Gulf Publishing Company с 1927 г., но российские заводы в нем до недавнего времени представлены не были. Скоро выходит уже второе издание Российского тома.
Все указанные работы проводятся без государственной поддержки. Причем деньги на это есть. Хочется напомнить, как несколько лет назад из средств реабилитационного нефтяного займа под давлением ряда чиновников Минтопэнерго были выделены 12 млн. долларов на информационное обеспечение рынка нефтегазового оборудования. На эти деньги была создана консультационная фирма из нескольких человек. Прошло несколько лет. Что сделано, где деньги, где фирма? Другой пример - АО "Компомаш", которое в течение ряда лет распределяет среди НИИ, КБ и заводов "оборонки" бюджетные конверсионные деньги. Все эти вопросы необходимо решать.
В заключении хочется выразить уверенность, что обновленная законодательная и исполнительная ветви государственной власти в тесном сотрудничестве с Координационным Советом Содействия Отечественным Товаропроизводителям и отраслевыми союзами предпримут практические шаги по поддержке собственных производителей.

Информационные сборники. 2001