Информационное агентство "Славянский мир"
19.04.01 (В.Тетекин; Москва)

Россия - Латвия

"ТРОГАТЕЛЬНОЕ ЕДИНЕНИЕ"

В Риге начался судебный процесс над группой молодых россиян. В ноябре 2000 года они нелегально пробрались в Ригу, подняли на смотровой площадке церкви Петра красный флаг и разбросали листовки, протестуя против дискриминации русских и преследования ветеранов борьбы с фашизмом. Акция была ненасильственной. Через два часа ребята сами сдались полиции. Это действо было с одобрением воспринято российской общественностью, но через несколько дней об акции и о ее участниках забыли. А зря. Д.Гофаров из Смоленска, С.Соловей и М.Журкин из Самары и по сей день находятся в тюрьме. Обвинения против них выдвигают серьезные: ребята показали самодельный муляж "лимонки" - символ НБП. Публика ретировалась, полиция же не стала подниматься наверх и начала готовиться к штурму.
Со стороны устроителей акции - это был шаг своеобразный, но в юридическом плане он тянет максимум на хулиганство. Тем не менее латвийские власти поначалу выдвигали обвинения в терроризме, что влечет за собой от 8 лет до пожизненного тюремного заключения. И хотя участники акции не намеревались осуществить насильственные действия, и не имели для этого возможности (оружия, взрывчатки), ребята уже несколько месяцев отсидели в тюрьме.
Еще четверо (И.Шемазов, К.Бегун, М.Савинов, С.Геронин), захваченные после перехода границы, тоже сидят в тюрьме и судить их начнут только в июле. Даже если суд примет самое мягкое решение - о депортации, они отсидят около года. (Нелишне напомнить, что в соседней Литве процесс о событиях 1991 года идет девять лет, а двое обвиняемых: М.Бурокявичюс и Ю.Ермалавичюс сидят в "предварительном заключении" более семи лет.)
После рижской акции в прессе появились сообщения, что информация о ней была передана латвийской полиции из Москвы. В ответ на запрос депутата Госдумы В.Алксниса в ФСБ подтвердили, что это было сделано "с целью предотвращения осложнения российско-латвийских отношений, что в значительной степени затруднило бы ведущийся диалог по вопросам защиты русскоязычного населения, а также недопущения возможных спекуляций в латвийских СМИ по этому поводу".
Интересно получается: латвийской стороне можно плевать на отношения с Россией, можно устраивать марши недобитых фашистов, открывать памятники эсэсовцам, лишать русских политических прав. А Россия сверх всякой меры беспокоится о "ведущемся диалоге". Что же касается "возможных спекуляций в латвийских СМИ", то эти СМИ уже много лет выливают на Россию потоки грязи и никого в Москве до сих пор это особенно не заботило.
Но российские спецслужбы в этой истории явно не главные. Такие решения принимаются на политическом уровне. Об этом говорит и письмо из МИД РФ, подписанное директором одного из департаментов МИД А.Игнатьевым. По его мнению "хотя акции проводились под лозунгами защиты прав соотечественников, их следует отнести к действиям, которые в силу своего противоправного характера наносят ущерб проводимой Россией линии в этом вопросе, затрудняют нашу работу по правозащитному досье в двустороннем плане и в международных организациях".
Чтобы понять ущербность позиции МИДа, надо обратить внимание на суть конфликта. А она состоит в том, что в Латвии неприкрыто создается система апартеида, в которой живущие здесь русские превращены в людей "второго сорта". Разумеется, отличия от апартеида в ЮАР есть - прибалты создают собственную модель, но главные признаки апартеида как государственной политики одинаковы и в Латвии, и в ЮАР (до 1994 года).
В МИД РФ, конечно, стараются доказать, что в Латвии апартеида нет, есть просто некие "нарушения прав человека". В истории это уже проходили. Сорок лет западные страны доказывали, что в той же ЮАР всего лишь ущемлялись гражданские права. Потом, когда там заполыхало, все, включая Запад, признали бесчеловечность апартеида и ввели санкции.
Позиция МИДа предельно ясна: если это апартеид, то нужно делать что-то серьезное, как минимум, применять санкции. Если это лишь "нарушения прав человека", то можно свести дело к бессмысленной бюрократической рутине в международный организациях, которые поддерживают латвийскую элиту за ее антироссийскую позицию. Это точное повторение ситуации вокруг ЮАР в 60-80-х годах.
В свое время ООН объявила апартеид преступлением против человечества и признала оправданными любые формы борьбы против него. На всякий случай напомню, что один из наиболее уважаемых политиков, лауреат Нобелевской премии мира, бывший президент ЮАР Нельсон Мандела получил в 1963 году пожизненное заключение не за некие "политические убеждения", а за организацию вооруженной борьбы - он был первым командующим боевых формирований АНК и координировал диверсии против линий электропередач, мостов, полицейских участков. По ныне принятым в России прозападным меркам Мандела - 100-процентный террорист. Однако, сейчас все признают, что вооруженная борьба была вызваны дискриминацией черных южноафриканцев. Так ведь и в современной Латвии сотни тысяч людей лишены политических прав. Это "неграждане". В просторечии - "негры".
Суть проблемы не в радикализме молодежи, а в тех условиях, которые ее порождают. И, в первую очередь, устранять надо эти причины "болезни". А пока возникла совершенно противоестественная ситуация, когда МИД РФ и ФСБ грудью встали на пути группы молодых людей, решивших провести ненасильственную акцию протеста против угнетения наших соотечественников в Латвии. То есть российские ведомства добровольно взяли на себя роль первой линии обороны латвийского режима апартеида.
Более позорная ситуация была, пожалуй, лишь в 1992 году, когда российские "демократы" выдали Латвии замкомандира знаменитого рижского ОМОНа капитана Парфенова, которого латвийские гестаповцы везли в наручниках через всю Россию аж из Тюмени. Разразился скандал. Российские власти опомнились, начали униженно просить отпустить его. Бились года три. Но, похоже, так ничему и не научились. У нынешней, "патриотической" российской власти рецидив болезни солидарности с "прибалтийскими элитами".
В письме из МИДа вскользь сказано, что действия молодежи "затрудняют работу по правозащитному досье". Какое изящество фразы! На деле же она вскрывает пропасть, возникшую между кастой МИДовских чиновников и сотнями тысяч наших соотечественников в Прибалтике. Благодетели из МИДа, разумеется, готовы самоотверженно бороться за их права... в Вене, Брюсселе, Париже, Лондоне, Нью-Йорке, даже в Найроби или Бангкоке.
А вот в Риге, Таллине, Вильнюсе наши страждущие соотечественники своими жалобами на притеснения и "радикализмом" (вызванным отчаянием) представляют неудобство для посольств и МИД РФ, поскольку мешают сытой и неспешной "дипломатической игре". Да и наплевать прибалтийским элитам (и в МИДе об этом хорошо знают) на наше "правозащитное досье". Они ведь пользуются безусловной поддержкой Запада именно по причине своей антироссийской позиции.
Молодежь находит более эффективные средства. Появление красного флага на башне собора Св. Петра заставило многих в Европе задуматься, не повторится ли в Прибалтике хорошо известный (и довольно неприятный для Запада) разворот событий в ЮАР в 1980-х годах.
Кстати, г-н Игнатьев пишет, что акция "не нашла поддержки и у большинства русских в самой Латвии". Или директор департамента не владеет ситуацией или намеренно вводит депутата Госдумы в заблуждение. Влиятельные организации: Русская община Латвии, Латвийская организация бойцов антигитлеровской коалиции, Латвийский комитет по правам человека и ряд других заявили, что "неадекватная реакция властей, возможно, вызвана пониманием справедливости выдвинутых политических требований, которые поддерживает большинство населения Латвии".
В этой истории есть и еще одна сторона. Уже набили оскомину сообщения о том, что российские и западные спецслужбы обсуждают сотрудничество в борьбе с "международным терроризмом". И что? Содействовали наши "партнеры" прекращению терроризма в Чечне, который имеет мощную международную подпитку? Да пальцем не шевельнули! Хотя они, несомненно, обладают обширной информацией об источниках финансирования, лагерях подготовки, маршрутах проникновения иностранных наемников и о многом другом.
А вот в России решили продемонстрировать "верность международным обязательствам". И не нашли ничего лучшего, чем сдать латвийской охранке наших же соотечественников - участников ненасильственной акции протеста. Если российские спецслужбы были столь хорошо осведомлены о готовящейся акции, то они, вероятно, должны были знать, что ни оружия, ни взрывчатки у ее участников не было. На "международный терроризм" это никак не тянуло.
Подобные акции часто проходят в Европе, где, например, экологические организации находят весьма экзотические формы борьбы с загрязнением окружающей среды. В европейских столицах то и дело бушуют демонстрации протеста против глобализации, в ходе которых идут нешуточные столкновения десятков тысяч демонстрантов с полицией. Никто их организаторов в терроризме и даже в хулиганстве не обвиняет, хотя бутылки с зажигательной смесью в полицию летят вполне реальные.
Недавно такое побоище было в Праге, во время проходившей там сессии МВФ. В нем приняли участие тысячи австрийцев и итальянцев. И что же? Всех задержанных иностранцев просто выслали из Чехии. А вот русских ребят для острастки обязательно попытаются посадить в тюрьму. Чтобы окончательно отбить у русского населения охоту к сопротивлению. И помощь латвийской охранке со стороны российских властей еще больше способствует этому.
Между тем Верховный суд Латвии недавно оправдал членов нелегальной экстремистской организации "Перконкрустс", попытавшихся уничтожить мемориал Победы в Риге. Там все было гораздо серьезнее - памятник взрывали три раза, двух подрывников разорвало в клочья при проведении теракта. И тем не менее остальных террористов выпустили на свободу.
И еще. Как много было шуму по поводу того, что Россия добилась освобождения героя-партизана Василия Кононова. Вмешивался лично президент В.Путин. Виктория над латвийскими националистами была объявлена великая - сродни победе Петра над шведами под Нарвой. А вот латвийские последователи фашистов отнюдь не считают дело законченным. В.Кононов опять получает повестки на допросы. В тюрьме уже много месяцев сидит 86-летний фронтовик М.Фарбтух. Недавно был арестован еще один бывший сотрудник органов госбезопасности А.Тесс. Политические репрессии разворачиваются все шире.
Только что стало известно, что еще в январе прошлого года в тюрьме умер ветеран госбезопасности В.Кирсанов. Готовы списки для ареста еще нескольких десятков бывших офицеров. А один из лидеров борьбы за освобождение В.Кононова - бывший солдат-десантник Володя Московцев - уже два месяца сидит в тюрьме по обвинению в сопричастности к ноябрьской акции. Намек русским в Латвии более, чем понятный.
Президент Путин часто заявляет о необходимости защиты русских в Прибалтике и СНГ. Об этом же громко сказано и во Внешнеполитической концепции России. Да только на деле российское руководство предпочитает говорить шепотом.
А вот латвийские власти, готовящиеся стать под "зонтик НАТО", ни на шаг не отступают в стремлении скрутить русское население в бараний рог. Пару лет назад расправа полиции над пенсионерами в Риге вызвала бурю возмущения в России. Были обвинения в адрес Латвии, обещания защитить наших соотечественников. И что же? Столкновения с полицией по-прежнему происходят практически каждый раз, когда наши соотечественники выходят на улицу, чтобы защитить свои права. А законопроект о санкциях против Латвии, разработанный депутатом А.Чехоевым, был отвергнут усилиями проправительственных фракций в Госдуме.
Так что слова В.Путина и дела его подчиненных движутся в противоположных направлениях, а радикальная акция молодежи является прямым следствием бездействия властей России. Если бы каждая выходка латвийских русофобов встречала жесткую реакцию Москвы, то никому бы и в голову не пришло ехать в Ригу и лезть на башню.
В Кремле любят публично тревожиться по поводу грядущего вступления Латвии в НАТО. На деле же в Москве не только ничего не предпринимают, чтобы поддержать антинатовские силы, но и фактически помогают латвийской охранке их подавлять.

Информационные сборники. 2001