Информационное агентство "Славянский мир"
15.06.01 (Н. фон Крейтор; Нью-Йорк, США)

Геополитика

АМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИКА "ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ" И "НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК" (часть 2)

Экономическая политика как геополитика

Вступив по окончании Второй мировой войны на стезю открытого геополитического экспансионизма, Соединенные Штаты создали целый ряд институтов гегемонии, в том числе, Общее Соглашение по Тарифам и Торговле, Всемирный Банк, Международный фонд развития и ту же Организацию Объединенных Наций. Они были задуманы как инструменты для проведения американской политики в глобальном масштабе. Главное внимание было уделено мировой политической экономике, Уильям Апплеман Уильямс назвал это эскизом для создания "мировой империи открытых дверей". Весь мир рассматривался как глобальный универсальный рынок.
При этом основным методом преодоления опасности национального капитализма и создания защищенных экономических пространств, стало образование господствующей супердержавой гегемонических союзов, с целью недопущения реализации устремлений других государств к автаркической политике или же формирования торговых блоков в попытках улучшения их существующих позиций. Главная цель американской политики после 1945 года заключалась не в противодействии пресловутой советской угрозе, а в усилиях по навязыванию специфической экономической модели, служащей американским интересам.
В свое время независимая Западная Европа опрокинула Pax Britannica и глобальный экономический порядок под эгидой Великобритании. Приняв на себя роль мирового гегемона после Второй мировой войны и заменив Pax Britannica на Paх Americana, Соединенные Штаты восприняли независимость Западной Европы как угрозу для своего грядущего мирового господства.
Еще в период до Второй мировой войны интегрирующиеся региональные рынки: Срединная Европа - Германии, так называемая Большая азиатская сфера сопроцветания - Японии и социалистическая экономика Советского Союза, столкнулись с Пан Американизмом США. Их жизненное пространство (особенно Германии и Японии) являлось "умерщвляющим" для американского империализма. Если бы две ведущие страны Оси преуспели в своих намерениях, мировая система и мировой рынок распались бы на четыре "больших пространства", организованных вокруг индустриальных центров в Западной Европе, Северной Америке, Советском Союзе и Японии. Во время президентства Франклина Делано Рузвельта такой мировой сценарий широко обсуждался, в американской истории он известен как "политика четверть сферы" или как "американская крепость".
Но это означало бы отказ от трех четвертей мировой системы и мирового рынка в тот исторический момент, когда все условия для воцарения американской мировой гегемонии были налицо. Вторая мировая война стала для Соединенных Штатов средством достижения этого.

Экспансионизм под прикрытием "озабоченностью безопасностью"

В практическом отношении "Руководство Пентагона по оборонному планированию" в период после "холодной войны", подготовленное заместителем министра обороны в правительстве президента Буша старшего Паулем Вольфовицем, может рассматриваться как осовремененный Меморандум 68. В нем формулируются и уточняются задачи, направленные против всех потенциальных политических и геополитических противников.
Представляется совершенно недопустимым существование какой бы то ни было независимой страны (не важно, капиталистической или социалистической), проводящей национальную политику или же имеющей национальные интересы, отличающиеся от интересов Соединенных Штатов. В этом отношении "Новый мировой порядок" символизирует тотальное отвержение традиционной системы баланса сил, международного плюрализма и, в конце концов, самого принципа национального суверенитета.
Президент Клинтон заявил в 1993 году, что "мировая экономика изменилась таким образом, что связи между внутренней и внешней политикой сделались неразделимыми".
Отныне НАТО служит целям как внешней, так внутренней политики США. С одной стороны Североатлантический альянс является инструментом контроля над Западной Европой, геополитического экспансионизма и захвата других стран, с другой - обслуживает местные экономические нужды, создавая новые рынки и содействуя таким образом империалистическому обогащению. Экспансионизм и экономическое процветание взаимосвязанны, а традиционный империализм и политика захвата в сфере идеологии представляются пропагандистским аппаратом Вашингтона как вопрос безопасности. Американское процветание связано с американским контролем Европы, а НАТО - основной и всемогущий инструмент этого контроля. Поэтому любая угроза Альянсу есть угроза и американской гегемонии и, следовательно, американскому экономическому процветанию. Как отмечает Бенджамин Шварц: "Начиная с конца сороковых годов, Соединенные Штаты в сущности определили свои жизненные интересы в Европе как связанные с противодействием нормальному ходу экономического и геополитического соперничества между государствами этого региона".
Уолтер Рассел Мид, первым выдвинувший идею аннексии Сибири и превращения ее в очередной американский штат, утверждал, что независимая Европа будет в экономическом аспекте закрытой для Соединенных Штатов. "Экономически закрытая Европа - револьвер, приставленный к голове Америки". Континентальная же система, возглавляемая Германией, - смертельная угроза американской гегемонии. Создание такой системы явилось бы для США как геополитической, так и экономической катастрофой.
С точки зрения Соединенных Штатов, ни Германии, ни Японии, ни какой либо иной стране нельзя позволять демонстрировать как самостоятельность в политике, так и свои силовые возможности для обеспечения безопасности ресурсов имеющих стратегическое значение. США должны навсегда остаться единственной сверхдержавой мира.
То, что Америка называет "законной обеспокоенностью безопасностью", на деле сводится к геополитическому экспансионизму и колонизации новых стран, осуществляемой под идеологическим прикрытием образования "Нового мирового порядка". Соединенные Штаты проводят планомерную дестабилизацию международной среды, чтобы расширить свою военную власть и геополитический контроль, который выходит далеко за пределы того, что требуют естественные нужды безопасности. Для Соединенных Штатов понятие "озабоченность безопасностью" не имеет ничего общего с "обороной". Американское руководство не склонно содействовать стабилизации международного положения. Доктрина "легитимной безопасности", проводимая в жизнь Вашингтоном, требует продолжения геополитического экспансионизма, ведущего к дальнейшей дестабилизации мирового сообщества.
Экспансионизм прикрывается и мистифицируется создающим идеологическую иллюзию понятием "глобализация", в нем и посредством его новый американский империализм представляется как законы экономического развития. В результате экспансионизма "открытых дверей" государственный суверенитет перестал быть абсолютным и незыблемым принципом и в международном праве, и во взаимоотношениях между государствами, поскольку сам принцип государственного суверенитета выступает как препятствие для экспансионизма.
Недавно министр обороны США Дональд Рамсфельд, фактически следуя Уильяму Перри, заявил, что включение балтийских стран в НАТО (в периметр американской доктрины Монро) необходимо для поддерживания принципа и политики "открытых дверей", и Пауль Вольфовиц, сформулировавший "Руководство Пентагона по оборонному планированию", снова является заместителем министра обороны США, но уже при президенте Буше младшем. Американская внешняя политика все настойчивей следует тем принципам, которые заложены в этом документе, что чревато прямой и непосредственной угрозой. Соединенные Штаты уже неприкрыто выступают с планами захвата территорий бывшего Советского Союза: как балтийских республик, путем их включения в НАТО, так и закавказских и центрально-азиатских, первоочередной интерес к которым - получение доступа к энергетическим ресурсам региона. Интересы же других государств признаются совместимым с американскими до тех пор, пока доступ к ресурсам Соединенных Штатов остается гарантированным.
...
США сегодня hostis humani generis. И весь мир на прицеле. Но в итоге, как сказал Уильям Уильямс, главным противником Соединенных Штатов явится сама история.

Информационные сборники. 2001