Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru http://g23.relcom.ru/g23/5330
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень № 19
Июнь 1997 года

При распространении и воспроизведении материалов, обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации № 03127 от 07.08.95 г.

Юридическую поддержку информагентства "Славянский мир" осуществляет адвокатское бюро "ЮРИНСЕРВИС"


В НОМЕРЕ


Геополитика

РАЗГРОМ


Приднестровье

ОБРАЩЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


В Госдуме РФ

РЕШЕНИЕ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ СНГ И СВЯЗЯМ С СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ СНГ И СВЯЗЯМ С СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ

ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОСДУМЫ РФ


Абхазия

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ РУССКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ К МИНИСТРУ ОБОРОНЫ РОССИИ


Россия

ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ОХРАНЕ ГРАНИЦ


В Совете Федерации РФ

"100 ДНЕЙ" ЧУБАЙСА: ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР УКРЕПЛЯЕТ ГОСУДАРСТВО?


Геополитика

РАЗГРОМ

Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины В.Горбулин на брифинге в администрации президента Украины высказался о возможности изменения внеблокового, нейтрального статуса Украины с учетом изменения обстоятельств и нежелания "слепо" руководствоваться ранее принятыми решениями. По его словам, руководство США и НАТО не считают, что подписанные с Россией документы налагают на Украину дополнительные обязательства.
Есть сведения, что украинское руководство сдало в аренду Венгрии (стране, в первую очередь вступающей в НАТО) крымский полигон с соответствующей инфраструктурой для испытания артиллерийских систем. Программой испытаний предусмотрено задействовать в их проведении более 2000 венгерских военнослужащих.

Среди договоров и соглашений подписанных Б.Ельциным и В.Черномырдиным с украинской стороной были документы, касающиеся раздела Черноморского флота. Причем, соглашения по разделу Черноморского флота известны лишь в своей общей части. Содержательная же часть находилась в 6 приложениях к Соглашению.
Приводим данные об объектах, передаваемых Украине только из одного приложения (№ 1) к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота.


Перечень и параметры объектов Военно-Морских Сил Украины

Наименования объектов Места дислокации Количество зданий и сооружений
Объекты обеспечения базирования корабельного состава:
береговые базы
п.Черноморское, п.Новоозерное (Донузлав), г.Керчь, с.Кислицы, г.Одесса, г.Измаил, г.Николаев, г.Очаков, г.Феодосия, п.Мирный 367
Объекты авиации:
аэродромы пост.баз. с дислоцирующимися частями, аэродромы рассредоточ., авиационно-технический склад, отдельные инженерно-аэродромные батальоны, база хранения резервных самолетов, склад авиационных боеприпасов (с филиалом), зоны рассредоточения, региональный авиационный полигон, отдельный ремонтно-восстановительный батальон ВВС
п.Веселое, п.Октябрьское, п.Мирный (Донузлав), п.Геническ, п.Воинка, п.Сокологорное, п.Сизовка, г.Евпатория, ст.Пролетная, п.Кировское, г.Овруч, 45 км ю/з г.Керчь, п.Песчаное, п.Ново-Андреевка, п.Ивановка, г.Бахчисарай, 40 км ю/в г.Очаков, Гвардейское 791
Объекты береговых войск:
Ангарский полигон, Евпаторийский полигон, 126 дбо, 521 обрабр, 301 оабр
сев. 5 км п.Перевальное, г.Евпатория, г.Симферополь, п.Межгорье, п.Сергеевка, с.Резервное, с.Оборонное, г.Балаклава 285
Объекты обеспечения ракетно-артиллерийским и минно-торпедным вооружением:
объединенные склады вооружения и имущества, ракетно-техническая часть, дивизион ракетных катеров, авиационная база противолодочного вооружения, ракетно-техническая база, подвижная база торпедного оружия
г.Керчь, г.Одесса, г.Измаил, г.Николаев, п.Наумовка, п.Новоозерное (Донузлав), п.Черноморское, п.Машино, г.Очаков, п.Мирный (Донузлав), п.Октябрьское 192
Гидротехнические сооружения:
причалы, плавучие причалы
г.Евпатория, п.Черноморское, г.Измаил, г.Николаев, г.Одесса, г.Очаков, п.Новоозерное (Донузлав), г.Балаклава, г.Феодосия, г.Керчь 79
Объекты судоремонтных заводов:
судоремонтные заводы ВМФ, судомеханический завод
г.Феодосия, г.Балаклава, г.Киев 103
Командные пункты:
повседневные КП
п.Новоозерное (Донузлав), п.Черноморское, п.Кислица, г.Николаев, г.Очаков, г.Керчь, г.Феодосия, г.Одесса 48
Объекты системы связи:
узлы связи, склады средств связи, пункт контроля безопасности связи, СДВ радиостанция, отдельный радиопередающий центр, линейно-аппаратный зал, станция ФПС, усилительный пункт
п.Новоозерное (Донузлав), г.Николаев, г.Очаков, п.Черноморское, г.Одесса, г.Измаил, г.Керчь, г.Феодосия, г.Балаклава, п.Зеленогорское, п.Донузлав, г.Бахчисарай 67
Объекты разведки и службы радиоэлектронной борьбы:
радиоотряд, учебный отряд, разведпункты (в т.ч. спец.назначения с радиоузлом), узел комплексного технического контроля
г.Бровары, г.Киев, г.Очаков, г.Одесса, г.Новоозерное (Донузлав) 55
Объекты радиотехнической службы:
лаборатория настройки и регулирования вооружения, филиал склада РТИ, радиотехнические взводы и роты, управление 79 района наблюдения, пост НИС
п.Новоозерное (Донузлав), г.Бахчисарай, о.Змеиный, м.Большой Фонтан, м.Тарханкут, п.Красносельское, м.Евпаторийский, м.Тендра, г.Ай-Петри, м.Айтагор, м.Меганом, г.Опук, г.Керчь, м.Ильи, м.Чауда, г.Феодосия 72
Объекты технического управления:
судоремонтная мастерская, военная мастерская, объединенная мастерская, объединенная ремонтная мастерская, подземный комплекс (объект 825), контрольно-измерительная магнитная станция, станция размагничивания, склад тех.имущества
г.Балаклава, г.Одесса, г.Очаков, г.Керчь, с.Дальнее 26
Объекты морской инженерной службы:
мобдепо, отделения морской инженерной службы, управление начальника работ, управление морской инженерной службы КВМБ, 497 электросеть, дорожно-эксплуатационный участок
п.Машино, г.Евпатория, п.Новоозерное (Донузлав), г.Измаил, г.Николаев, г.Одесса, г.Феодосия 68
Объекты управления поисковых аварийно-спасательных работ:
филиал склада спасательных средств
п.Межгорье 12
Объекты метрологической службы:
база измерительной техники ВВС ЧФ, лаборатории измерительной техники
г.Евпатория, г.Балаклава, п.Новоозерное (Донузлав), г.Николаев 31
Объекты радиационно-химической безопасности:
расчетно-аналитическая станция
п.Новоозерная (Донузлав) 3
Объекты гидрографической службы:
участки гидрографической службы, склады ГШИ, гидрометеослужба, управления районов гидрографической службы, системы навигационного обеспечения РГС, ремонтно-восстановительная база СНО
п.Мирный (Донузлав), г.Керчь, п.Новоозерное (Донузлав), г.Одесса, г.Николаев, г.Еврпатория, г.Мариуполь 39
Объекты автобронетанковой службы:
филиалы складов, автомоб.склад, станции тех.обслуживания (с филиалами), гаражи
п.Дальнее, п.Межгорье, п.Мельничное, п.Новоозерное (Донузлав), г.Одесса, г.Измаил, г.Николаев, г.Керчь 45
Объекты 6 управления:
подвижная ремонтно-техническая база, бригада специального технического контроля, ремонтно-техническая база флота
г.Балаклава, п.Куйбышево 18
Объекты медицинской службы:
медицинские склады, военно-морские госпитали (в т.ч. с поликлиническим отделением), корабельная группа спецмедпомощи, санитарно-эпидемиологический отряд, военно-морской лазарет, кадр.управление госпитальной базы, ветеринарно-эпизоодический отряд
г.Старый Крым, п.Новоозерное (Донузлав), г.Николаев, г.Очаков, г.Измаил, г.Одесса, г.Керчь, г.Феодосия 82
Объекты тыла:
объединенные склады, склады горючего, объединенные войсковые склады, продовольственные и вещевые склады и их филиалы, торгово-закупочная база, отделы воен.торговли
г.Керчь, г.Измаил, г.Одесса, г.Симферополь, п.Новоозерное (Донузлав), г.Саки, п.Пресноводное, г.Николаев, г.Евпатория, г.Старый Крым, с.Подгорное, г.Судак, с.Дальнее, г.Феодосия 428
Гарнизонные объекты, объекты учебных учреждений, учреждения культуры и объекты технических средств пропаганды, строительные организации, спортивные объекты г.Николаев, п.Новоозерное (Донузлав), п.Веселое, г.Херсон, г.Очаков, г.Саки, г.Балаклава, г.Измаил, г.Одесса, г.Феодосия, п.Мирный, г.Ялта, п.Гурзуф, г.Евпатория 47


Перечень и параметры объектов ВМС Украины в г.Севастополе
(в него включены также объекты, дислоцированные в п.Вишневое, п.Фруктовое, п.Балаклава, п.Кача, б.Камышовая, б.Стрелецкая, на м.Лукул, м.Айя)

Наименования объектовКоличество зданий и сооружений
Объекты обеспечения базирования корабельного состава8
Объекты береговых войск70
Объекты обеспечения ракетно-артиллерийским и минно-торпедным вооружением1
Гидротехнические сооружения с группами технических систем обслуживания15
Командные пункты (в т.ч. основной КП ВВС, запасной КП флота, тыловой пункт управления ЧФ)27
Объекты системы связи146
Объекты службы радиоэлектронной борьбы34
Объекты радиотехнической службы68
Объекты технического управления25
Объекты морской инженерной службы65
Объекты радиационно-химической безопасности7
Объекты автобронетанковой службы93
Объекты медицинской службы78
Объекты тыла51
Гарнизонные объекты, объекты учебных учреждений, учреждения культуры, объекты технических средств пропаганды и спортивные объекты116



Приднестровье

ОБРАЩЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики считает, что за период, прошедший с момента подписания Договора 1990 года по настоящее время произошел ряд событий, существенно изменивших ситуацию, которую Договор в том виде, в котором он представляется на ратификацию, не учитывает, а именно:
- во-первых, в 1990 году Советская Социалистическая Республика Молдова являлась частью СССР и основное направление Договора, преследовавшего установление независимости ССР Молдова, было дезинтеграционным, тогда как в настоящее время все более актуальной становится проблема интеграции суверенных республик СНГ, о чем свидетельствует развитие взаимоотношений России с Белоруссией, Украиной, другими государствами СНГ. Кроме того, Договор 1990 года предусматривает взаимоотношения между двумя социалистическими государствами, однако в настоящее время субъекты его таковыми не являются и, поскольку изменились правоотношения внутри государств, механизм реализации Договора в старой его редакции не представляется возможным;
- во-вторых, анализ действий и поведения нынешнего руководства Молдовы не позволяет с полной уверенностью утверждать, что его политика в отношении ориентации на укрепление взаимоотношений с Россией и СНГ является до конца искренней и последовательной. С гораздо большей долей уверенности можно утверждать, что эта политика является пронатовской и прозападной, о чем свидетельствует тесное сотрудничество руководства Молдовы с руководством НАТО, визиты которого в Молдову на всех уровнях, включая высший, равно как и присутствие представителей Молдовы на рабочих встречах различных структур НАТО, в первую очередь военных, стали регулярными. Молдавская сторона активно участвует в программах НАТО, в различных военных учениях НАТО, как многосторонних, так и двухсторонних, в том числе и проводимых на территории Молдовы. По линии НАТО идет финансирование множества программ Молдовы, большей частью военного характера или двойного предназначения, не говоря уже о более чем миллиардном долговом кредите, предоставленном Молдове за последние 3-4 года под осуществление прозападной политики, направленной на вывод из региона российских войск, ослабление и устранение присутствия России в стратегически важном для нее регионе;
- в-третьих, в Договоре 1990 года ССР Молдова выступает как унитарное государство, тогда как в действительности она таковым не является, а после вооруженного конфликта 1992 года об унитарном Молдавском государстве речи идти не может. Приднестровская Молдавская Республика реально существует семь лет, юрисдикция Молдовы на ее территорию не распространяется, и одним из реальных путей урегулирования конфликта может быть построение общего государства двумя равноправными субъектами в границах Молдавской ССР по состоянию на январь 1990 года. Ратификация Договора в нынешнем его виде окажется препятствием для образования общего государства и еще одним инструментом давления на Приднестровье, что может привести к обострению взаимоотношений между Молдовой и Приднестровьем;
- в-четвертых, в Меморандуме об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, подписанном 8 мая 1997 года в Москве, зафиксировано положение о том, что "Приднестровье принимает участие в осуществлении внешней политики Республики Молдова... по вопросам, затрагивающим его интересы" и что "Решение по этим вопросам принимается по согласию сторон" (Меморандум, часть первая, ст.3). Договор между Российской Федерацией и Молдовой коренным образом затрагивает интересы Приднестровья, только экономика которого на 80% интегрирована в российскую, не говоря уже о том, что треть населения Приднестровской Молдавской Республики составляют русские, и об остальных вопросах. Однако в разработке и подписании Договора Приднестровье участия не принимало, и согласия на ратификацию Договора Приднестровская сторона не давала;
- в-пятых, в Меморандуме об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, стороны заявили о намерении строить общее государство, и заключение такой важности договора с одной из частей будущего общего государства, тем более страной, являющейся посредником в переговорном процессе и гарантом соблюдения достигнутых договоренностей, в настоящий момент явилось бы прецедентом для другой части. Очевидно, что более целесообразным было бы заключение Договора уже с общим государством, что будет способствовать его консолидации и позволит избежать нежелательных недоразумений в будущем.

Исходя из вышеизложенного, Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики считает, что наиболее целесообразным в настоящее время было бы:

1. Договор 1990 года между РСФСР и ССРМ не ратифицировать.
2. Заключить новый Договор между Российской Федерацией и общим государством, образованным Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой в результате окончательного урегулирования конфликта, после выработки и принятия совместного документа.
3. При ведении переговоров Российской Федерации с Республикой Молдова придерживаться положений статьи 3 Меморандума об основах нормализации отношений Республики Молдова и Приднестровья о необходимости обязательного учета согласия Приднестровья по вопросам, затрагивающим его интересы.

Верховный Совет
Приднестровской Молдавской Республики

Принято на совместном заседании Палат Верховного Совета
Приднестровской Молдавской Республики
10 июня 1997 года


В Госдуме РФ

РЕШЕНИЕ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ СНГ И СВЯЗЯМ С СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ

"О проекте федерального закона "О ратификации Договора о принципах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Советской Социалистической Республики Молдова и Протокола к нему"

Исходя из изменений геополитических реалий, связанных с прекращением существования СССР и образованием на территории входившей в него Молдавской Советской Социалистической Республики Приднестровской Молдавской Республики (Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики), Гагаузской Республики (Гагаузской Советской Социалистической Республики) и Республики Молдова (Советской Социалистической Республики Молдова),

Комитет решил:
1. Принять заключение Комитета "О проекте федерального закона "О ратификации Договора о принципах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Советской Социалистической Республики Молдова и Протокола к нему".
2. Рекомендовать Государственной Думе не ратифицировать Договор о принципах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Советской Социалистической Республики Молдова и Протокол к нему.
3. На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" предложить Государственной Думе рекомендовать Президенту Российской Федерации выступить с инициативой заключения международного договора Российской Федерации с Республикой Молдова, оговаривающего статус Приднестровья и Гагаузии.

Председатель Комитета Г.И.Тихонов


ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ СНГ И СВЯЗЯМ С СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ

"О проекте федерального закона "О ратификации Договора о принципах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Советской Социалистической Республики Молдова и Протокола к нему"

Договор о принципах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Советской Социалистической Республики Молдова был подписан в г.Москве 22 сентября 1990 г.
1 октября 1990 г. парламент Советской Социалистической Республики Молдова (ССРМ) ратифицировал этот договор. 10 февраля 1995 г. в г.Алма-Ате был подписан Протокол к нему, до сих пор не ратифицированный молдавской стороной.
13 июня 1995 г. Президент Российской Федерации внес на ратификацию в Государственную Думу проект федерального закона "О ратификации Договора о принципах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Советской Социалистической Республики Молдова и Протокола к нему", мотивируя это созданием правовой основы для развития дружбы и сотрудничества между двумя странами и интересами России.
19 октября 1995 г. Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, уполномоченный 20 июня 1995 г. Советом Государственной Думы подготовить указанный проект федерального закона к рассмотрению Государственной Думой, принял решение о нецелесообразности такого рассмотрения.
29 апреля 1997 г. Совет Государственной Думы повторно поручил Комитету Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками совместно с Комитетом Государственной Думы по вопросам геополитики подготовить указанный проект федерального закона к рассмотрению Государственной Думой.
Распад СССР, внутриполитическая напряженность в Молдавии, фактическое самоопределение Приднестровской Молдавской Республики (Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики) и Гагаузской Республики (Гагаузской Советской Социалистической Республики) и последовавший за этим вооруженный конфликт в Приднестровье до сих пор делали невозможным ратификацию Договора Верховным Советом Российской Федерации и Федеральным Собранием России. Вместе с тем вопросы, связанные с ратификацией этого Договора, неоднократно обсуждались в рамках двусторонней российско-молдавской межпарламентской комиссии, а также отдельно на проводившихся 23 мая 1995 г. парламентских слушаниях "О положении 14-й армии, условиях и перспективах мирного урегулирования конфликта в Приднестровье".
Что касается формально-правовой стороны форсирования в настоящий момент ратификации российской стороной заключенного на 10 лет в рамках СССР Договора о принципах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Советской Социалистической Республики Молдова и Протокола к нему, то, несмотря на происшедшее, при участии России, фактическое признание Приднестровья частью Республики Молдова, что следует из статьи 11 подписанного 8 мая 1997 г. в г.Москве Меморандума об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем: "Стороны строят свои отношения в рамках общего государства в границах Молдавской ССР на январь 1990 г.", следует признать нарушение в этом случае общепризнанных принципов и норм международного права, императивной нормой которого является принцип самоопределения народов и наций.
Этот принцип имеет характер универсальной нормы международного права jus cogens и закреплен в п.2 ст.1 и в ст.55 Устава ООН, во многих универсальных и региональных многосторонних договорах и конвенциях, в ряде принятых Генеральной Ассамблеей ООН деклараций и резолюций (637 (VII) от 16 декабря 1952 г., 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г., 2625 (XV) от 24 октября 1970 г.), в консультативных заключениях Международного суда по Намибии 1971 г. и по Западной Сахаре 1975 г., в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., в Итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников СБСЕ 1986 г., а также во вступившей в силу 21 октября 1986 г. Африканской хартии прав человека и народов.
В то же время статья 1 внесенного на ратификацию Договора содержит прямое признание Россией государственного суверенитета Республики Молдова, исходя из Декларации о суверенитете ССРМ, то есть в границах Молдавской ССР на момент принятия Декларации 23 июня 1990 г. Налицо международно-правовая коллизия: ратифицируя Договор и Протокол к нему, Россия оказывается в ситуации, когда признавая de jure Республику Молдова (в границах МССР на 23 июня 1990 г. и без признания Приднестровья и Гагаузии), de facto она нарушает принцип самоопределения народов Приднестровья и Гагаузии, начавших создавать свои непризнанные государства незадолго до подписания Договора. Кроме того, действия России, фактически извне препятствующие в этом случае процессу самоопределения народов Приднестровья и Гагаузии, создавших официальные представительные органы, выполняющие публично-правовые функции, могут рассматриваться как нарушающие принципы невмешательства и суверенного равенства государств.
Признание незаконным ССРМ Закона СССР от 2 августа 1940 г. "Об образовании Союзной Молдавской Советской Социалистической Республики", выразившееся в принятии 23 июня 1990 г. Верховным Советом ССРМ постановления "О заключении Комиссии Верховного Совета ССР Молдова по политико-юридической оценке Советско-Германского договора о ненападении и Дополнительного секретного протокола от 23 августа 1939 года, а также их последствий для Бессарабии и Северной Буковины", является исторической и политико-правовой основой государственного самоопределения народов Молдавии.
В связи с этим, исходя из принципа самоопределения народов и наций, Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика в составе Союза ССР (ПМССР), образованная 2 сентября 1990 г. на Втором Чрезвычайном съезде народных депутатов всех уровней Приднестровского региона, и Гагаузская Советская Социалистическая Республика (ГССР), образованная 19 августа 1990 г. на съезде народных депутатов всех уровней от территорий компактного проживания гагаузского населения, с международно-правовой точки зрения вправе претендовать на признание в качестве субъектов международного права в той же степени, как и ССРМ. Для выхода Российской Федерации из возникшей международно-правовой неопределенности в ее отношениях с государствами, образованными на территории Молдавской ССР, представляется необходимым либо:
1) заключение нового политического договора с Республикой Молдова, не связанного, в отличие от предыдущего, рамками СССР (о чем свидетельствуют не исправленные Протоколом 1995 г.:
а) ссылка в статье 1 Договора на Декларацию о суверенитете Советской Социалистической Республики Молдова, дезавуированную принятием Декларации о независимости Республики Молдова и
б) ссылка в статье 11 Договора на полномочных представителей СССР при разрешении споров в отношении собственности СССР), и, следовательно, не ставящего под сомнение подлинное и свободное самоопределение народов Приднестровья и Гагаузии, выразившееся на выборах в Верховный Совет ПМССР (22-25 ноября 1990 г.), Президента Приднестровской Молдавской Республики (1 декабря 1991 г.), на референдуме о провозглашении независимости Приднестровской Молдавской Республики (1 декабря 1991 г.), а также на выборах в Верховный Совет Гагаузской ССР (28 октября 1990 г.) и Президента Гагаузской Республики (1 декабря 1991 г.), либо:
2) признание государственного суверенитета Приднестровья и Гагаузии путем заключения и ратификации соответствующих политических договоров совместно с ратификацией Договора о принципах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Советской Социалистической Республики Молдова и Протокола к нему, исходя из положения Декларации Верховных Советов Гагаузской Республики и Приднестровской Молдавской ССР об объединении республик на федеративной основе (декабрь 1990 г.), предлагающего ССР Молдове войти в такое объединение, а также из постановления Государственной Думы от 17 ноября 1995 г. "Об обращении Верховного Совета Приднестровья" в части, касающейся предложения Государственной Думы признать Приднестровскую Молдавскую Республику независимым суверенным государством.
Исходя из сегодняшних реалий и действующих норм права, Декларации о суверенитете ПМССР, принятой на 1-й сессии первого созыва Верховного Совета ПМССР 29 ноября 1990 г., и Декларации о независимости Республики Молдова, принятой Парламентом Республики Молдова в Кишиневе 27 августа 1991 г., то есть уже после подписания Договора о принципах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Советской Социалистической Республики Молдова от 22 сентября 1990 г., представляется нецелесообразной и неуместной ратификация в настоящее время и при настоящих условиях указанного Договора и Протокола к нему. Ратификация этих документов, сама по себе не обусловленная закреплением статуса фактически самоопределившихся Приднестровья и Гагаузии, однозначно поставила бы под сомнение стремление России уважать обязательные нормы международного права, подготовила бы почву для обвинений Российской Федерации в продолжении новоимперской политики.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками предлагает Государственной Думе рекомендовать Президенту Российской Федерации выступить с инициативой заключения международного договора Российской Федерации с Республикой Молдова, оговаривающего статус Приднестровья и Гагаузии.

Председатель Комитета Г.И.Тихонов


ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОСДУМЫ РФ

Об отклонении проекта федерального закона "О ратификации Договора о принципах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Советской Социалистической Республики Молдова и Протокола к нему"

Исходя из изменений геополитических реалий, связанных с прекращением существования Союза ССР, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

постановляет:
1. Отклонить проект федерального закона "О ратификации Договора о принципах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Советской Социалистической Республики Молдова и Протокола к нему".
2. На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" рекомендовать Президенту Российской Федерации выступить с инициативой заключения международного договора Российской Федерации с Республикой Молдова, оговаривающего статус Приднестровья и Гагаузии.
3. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

* * *

Послесловие

20 июня по предложению депутата Н.Биндюкова было проголосовано и принято предложение о перенесении отклонения ратификации по договорам с Грузией и с Молдавией. К сожалению геополитические приоритеты России приносятся в жертву узкокорпоративным интересам, являющимся, по-видимому, следствием "обмена услугами" между "левопатриотической" оппозицией и заинтересованными структурами. В этом плане показательны и прошедшее в тот же день заседание фракции КПРФ, а также результаты обсуждения и голосования, в ходе которых некоторые депутаты неожиданно меняли свою точку зрения на противоположную.
Кстати, и нарекания, прозвучавшие в адрес разработчиков документов по названным договорам, наводят на мысль о желании структур при руководстве Госдумы монополизировать подготовительную работу (что дает существенные преимущества при принятии решений), оттеснив аппараты профильных комитетов. В подтверждение этого говорит и тот факт, что председателю Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Г.И.Тихонову даже не дали выступить (выключили микрофон).
Приходится констатировать, что, фактически с подачи Госдумы, Россия участвует в сдаче суверенитета Приднестровья и теряет последних геополитических союзников. В это же время (16.06.97) сенат конгресса США вслед за палатой представителей, приняв соответствующий законопроект, выступил за принятие в НАТО Болгарии, Румынии, Литвы, Латвии и Эстонии.
Символично, что происходит это в 20-х числах июня, в дни, когда проходили наиболее ожесточенные бои в Приднестровье, в преддверии даты начала Великой Отечественной Войны.


Абхазия

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ РУССКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ К МИНИСТРУ ОБОРОНЫ РОССИИ

Мы обеспокоены создающейся обстановкой в зоне грузино-абхазского конфликта. Президент Шеварнадзе, видя, что Россия не решает, как ему хочется, конфликт, решил использовать для этого США и силы НАТО. По этой причине Э.Шеварнадзе делает все, чтобы миротворческие силы ушли из зоны конфликта. С уходом миротворческих сил на границе, естественно, станут части Вооруженных Сил Абхазии, а это приведет к искусственному массовому бегству грузинского населения с территории Гальского района, что станет предлогом для нанесения авиационных и морских ударов силами НАТО по территории Абхазии якобы для защиты прав грузинского населения. Такой опыт применения сил НАТО уже имеется.
Убедительно просим Вас принять все меры к недопущению разжигания повторной войны на южной границе России, которая нежелательна для России, а особенно для нас. При ее положительном (для Грузии) исходе будут созданы все условия для образования на территории Грузии военной базы НАТО и США (как в Македонии) и полного вытеснения России с территории Грузии. А нас, русских, (около 70 тысяч) война приведет к полному истреблению.

Г.Никитченко,
Председатель Правления Конгресса русских общин соотечественников России в Абхазии


Россия

ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ОХРАНЕ ГРАНИЦЫ

(Обзор ситуации)

С декабря 1996 г. по конец мая 1997 г. проведен крупномасштабный эксперимент по невойсковой охране государственной границы. Для охраны ряда участков российско-монгольской, а затем и российско-казахской границы были привлечены добровольные народные дружины и казачьи формирования.
...
В Кургане прошел учебно-методический сбор, на котором были рассмотрены практические вопросы формирования подразделений управления пограничной стражи,- новой структуры, на базе которой планируется производить охрану госграницы, с применением нетрадиционных средств и методов.
...
Необходимость создания пограничной стражи обусловлена тем, что после распада СССР часть границ Российской Федерации осталась неохраняемой, а это, как показал опыт последних лет, наносит большой экономический ущерб интересам России. В Омской, Челябинской, Оренбургской и Саратовской областях сформированы структуры пограничной стражи. Это позволит уже конкретно на профессиональной основе разобраться с теми процессами, которые происходят на границе, вычислить размеры и степень угроз, которые существуют, и отработать наиболее приемлемые формы и методы работы.
...
Казахстанский участок границы на сегодня единственный, который не контролируется органами Федеральной пограничной службы. Необходимость контроля основана на том, что, несмотря на существование таможенного союза, в который входят и Казахстан и Киргизия, они не имеют внутренних охраняемых границ с Туркменией, Узбекистаном, Таджикистаном. Эти обстоятельства используются для проникновения на территорию России активных криминальных структур, поступления в больших количествах наркотических веществ, одновременно на юг уходит огромное количество сырьевых ресурсов.
...
"Цивилизованным замком" назвал организованную в нынешнем году вневойсковую охрану семи тысяч километров российско-казахстанской границы начальник отдела пограничной стражи Омской области полковник Владимир Федоров. В канун дня пограничника он сообщил журналистам, что Военный совет федеральной пограничной службы дал высокую оценку первых месяцев деятельности этой нетрадиционной для России формы охраны государственных рубежей и выразил благодарность главам администраций Оренбургской, Астраханской, Саратовской, Челябинской и Омской областей за содействие в проведении эксперимента.
...
В Благовещенске проведено региональное совещание представителей администраций приграничных районов, казачества. Решено создать казачьи формирования по аналогу с существовавшими в минувшие времена добровольными народными дружинами, определить участки, куда будут направляться казачьи группы. Все пограничные институты, в том числе и Хабаровский, готовы сегодня обучать выпускников школ из казачьих сел и станиц. Кроме этого, отмечена целесообразность более активного привлечения казаков к службе по контракту. Механизм такой работы в округе создан, прошел проверку временем.
...
Договор о невойсковой охране российско-казахстанской границы Сибирским казачьим войском (СКВ) заключен в Омске. Документ подписали ФПС РФ и атаман СКВ Виктор Калетин.
Как заявил начальник регионального управления Федеральной пограничной службы, генерал-майор Александр Серов, договор является итогом эксперимента по охране российских рубежей невойсковыми казачьими формированиями, проводившимися в течение последних месяцев в Омской, Челябинской, Саратовской и Оренбургских областях. За это время здесь создано 4 областных, 15 районных отделов и 24 аппарата участковых уполномоченных ФПС.
По данным А.Серова, общий экономический эффект от эксперимента составил 2 млрд. рублей. При этом невойсковая охрана одного километра границы обходится в 80 раз дешевле по сравнению с обычной.
По мнению А.Серова, невойсковая охрана должна быть постепенно введена на всем протяжении российско-казахстанской границы от Астрахани до Барнаула.
...
Стала известна реакция казахских властей на проведенный эксперимент по невойсковой охране государственной границы России. Эту реакцию можно характеризовать как раздраженно-истеричную. Прозрачную границу Казахстана и России со стороны Казахстана постоянно пересекают караваны с контрабандной; известно, например, что более 90% марихуаны на российском наркорынке - казахстанского происхождения. Есть основания для предположений о том, что власти Казахстана имеют к этой контрабанде прямое отношение. Это, в принципе, не удивительно, учитывая, что экономика Казахстана практически полностью разрушена, и власть имущие используют любые возможности для получения доходов в целях сохранения собственного высокого уровня жизни.
...
Командующий погранвойсками Казахстана генерал-майор Токтасын Бузубаев призвал российских пограничников отказаться от привлечения казачьих объединений для невойсковой охраны российско-казахстанской границы.
Эксперимент Федеральной пограничной службы России по невойсковой охране российско-казахстанского участка границы с привлечением членов войсковых казачьих обществ не обеспечивает мер доверия на границе, считают в погранведомстве Казахстана. Об этом говорится в заявлении командования пограничными войсками вооруженных сил Казахстана. "Данная акция, - говорится в документе, - не согласована на соответствующем уровне с властями нашей страны, противоречит имеющимся межгосударственным и межведомственным договоренностям и соглашениям, а также исторически сложившимся дружественным отношениям между нашими народами". В заявлении также говорится об "определенной напряженности", которую вызвал эксперимент на территории Казахстана.


В Совете Федерации РФ

"100 ДНЕЙ" ЧУБАЙСА: ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР УКРЕПЛЯЕТ ГОСУДАРСТВО?

Главным событием на заседании Совета Федерации РФ 10 июня 1997 года стал доклад первого заместителя Председателя Правительства РФ - министра финансов РФ Анатолия Чубайса "Роль государства в регулировании рыночной экономики", благожелательно встреченный сенаторами.
Похоже, аппаратная Москва осознала, что именно в 1997 году она потеряет власть над регионами. (И отнюдь не совпадение, что именно перед выступлением А.Чубайса и явно в пику ему из уст одного из членов СФ, Ларионова, прозвучала невнятная угроза о возможности выхода из состава Федерации. Неоднократно извинившись перед президентом Якутии Николаевым (?), он потребовал внести в повестку дня вопрос о необоснованной дискредитации правительством компании "Алмазы Россия-Саха", мотивировав свое предложение тем, что в республике "поднимается волна сепаратизма", и даже предупредил, что "республика тогда будет субъектом (!), когда СФ начнет заниматься нашей проблемой").
Стремление подавить не в меру разросшиеся аппетиты региональных элит, объективно понудило правительство начать возведение новой структуры федеративных отношений, основанной на "нерасточительной, более рациональной экономической модели". Безусловно, и сегодня она лишь отдаленно может совпадать с интересами отечественного производителя. Как скептически заметил А.Чубайс: "укрепление роли государства не является целью, а является лишь одним из важнейших, но все же инструментов для достижения этой цели." Попытка же переложить на регионы бремя социальных расходов (предложение сводить региональную собственность в "депозитарии" и выпускать под нее ценные бумаги, на деньги от продажи которых реализовывать региональные социальные программы) может служить решением нескольких задач одновременно. Наиболее масштабные из них: скупка региональной собственности и вовлечение придерживаемых "на черный день" средств регионов.
Каковы же результаты первых "100 дней"?
Секвестр провального бюджета 1997 года выглядит попыткой в масштабе страны свести двойную бухгалтерию в одну и сделать невыгодной саму практику "черных касс", которые и по сию пору существуют в каждом учреждении, предприятии или коммерческой фирме.
...Сенаторы в принципе одобрили и работу над новым бюджетом ("на каждый рубль, который мы обещаем платить, но не выплачиваем, - настаивает А.Чубайс, - экономика создает от 5 до 10 рублей неплатежей по всей цепочке") и не возражали, что бюджет 1998 года следует принимать именно на базе нового налогового кодекса.
События последних месяцев демонстрируют: в битве за передел собственности федеральный Центр дожимает регионалов. Под вполне благовидным предлогом борьбы с неплатежами и упорядочении расчетно-банковской системы, московский аппаратно-государственный конгломерат, зависнув в донельзя ослабевшем государстве, ведет борьбу с неподконтрольным ему вывозом ресурсов и капиталов из России и кое-как воюет с коррупцией. Однако делает он это лишь для того, чтобы избежать "секвестра" политического.

В.Т.

• Рубрика •  Вверх