Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru     http://www.relis.ru/slavmir
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень № 28
Октябрь 1997 года

При распространении и воспроизведении материалов, обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации № 03127 от 07.08.95 г.

Юридическую поддержку информагентства "Славянский мир" осуществляет адвокатское бюро "ЮРИНСЕРВИС"


В НОМЕРЕ


Национальная безопасность

О ПРОБЛЕМЕ ПРОТИВОПЕХОТНЫХ МИН


Россия - Белоруссия

О СРЫВЕ ВИЗИТА ПРЕЗИДЕНТА БЕЛОРУССИИ В РОССИЮ


Крым

ПОСЛЕ ДОГОВОРА


Казахстан

ОБРАЩЕНИЕ СЕМИРЕЧЕНСКИХ КАЗАКОВ К ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ

ПО ПОВОДУ ЗАКОНА "О ЯЗЫКАХ"


Обзор

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ


История

"РУССКИЙ ДЕДУШКА" ЯПОНСКОГО ФЛОТА


Национальная безопасность

О ПРОБЛЕМЕ ПРОТИВОПЕХОТНЫХ МИН

Периодически на экранах российского телевидения появляется видеоролик о том, что едва ли не каждый час (как говорится, пойди, проверь) мирные граждане многих стран подрываются на противопехотных минах. Видеоролик призывает к полному запрету на производство и установку этих мин.
С самого начала было ясно, что это - специализированная (и достаточно дорогостоящая) кампания с целью формирования общественного мнения.
И вот - перед нами ее результат, по крайней мере в той части, которая касается России и ее национальной безопасности. Президент Б.Ельцин в Париже в свойственной ему манере человека, имеющего "всеобъемлющие" познания обо всем на свете, объявляет о том, что Россия подпишет Конвенцию о запрете на производство и установку противопехотных мин. Подпишет, несмотря на то, что США, Китай, Индия и ряд других стран расценили данную Конвенцию как не соответствующую интересам их национальной безопасности.
Бессмысленно строить предположения о том, почему наш Верховный главнокомандующий пришел к выводу о вреде данного вида оружия. Зато есть смысл сказать о самих минах.
Мины - это оружие обороны. И в России это оружие является на сегодняшний день одним из важнейших элементов в системе обеспечения безопасности стратегических объектов страны, таких как позиции РВСН, авиационные и военно-морские базы, склады вооружений и ГСМ, узлы связи и т.д. и т.п. В условиях сокращения (развала) армии, когда даже несение караульной службы штатными силами становится неразрешимой задачей, минное оружие приобретает особую ценность. По мнению большинства военных (в соответствии с реальным опытом), мина - это тот "железный солдат", который в любой ситуации выполнит поставленную перед ним боевую задачу. Он не отступит и не сдастся в плен, его не разагитируют ни "солдатские" родители, ни разномастные пацифисты...
Специалисты и раньше рассматривали упомянутый видеоролик не столько как пример жанрового многообразия телевидения, сколько увязывали факт его появления с комплексными действиями по разрушению российского оборонного потенциала. К таковым можно отнести и усилия по ратификации договора СНВ-2, и разработка договора СНВ-3, предусматривающего сокращение стратегических ракет до такого числа, когда борьба с ними станет по силам даже мобильным диверсионным группам. Кроме того, уже не первый год муссируется тезис о якобы угрожающем состоянии российских ядерных объектов. С этим же стыкуется и шумиха, в очередной раз поднятая генералом Лебедем, усиленно нарабатывающим себе популярность на Западе поисками "ядерных чемоданчиков".


Россия - Белоруссия

О СРЫВЕ ВИЗИТА ПРЕЗИДЕНТА БЕЛОРУССИИ В РОССИЮ

(Решение Комиссии Парламентского Собрания Беларуси и России по законопроектным предложениям и регламенту и по экономической политике)

Собравшись на совместное заседание в городе Ярославле, Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике и законопроектным предложениям и регламенту обсудили обстоятельства, повлекшие за собой срыв визитов Председателя Высшего Совета Союза А.Г.Лукашенко в Липецкую и Ярославскую области Российской Федерации.
Обсуждение показало, что преднамеренный и ничем не обоснованный срыв заранее согласованного приезда А.Г.Лукашенко в российские регионы находится в вопиющем противоречии с целями последовательного углубления и практического наполнения сотрудничества Беларуси и России в важнейших областях экономики и культуры, реализации ряда подписанных межправительственных соглашений.
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко получил официальные приглашения губернаторов Липецкой и Ярославской областей. По заявлению белорусской стороны, договоренность о поездке была подтверждена президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным еще в начале сентября 1997 года и согласована по дипломатическим каналам. Однако 1 октября 1997 года из администрации президента РФ поступили указания аэропортам Липецка и Ярославля не принимать самолет президента Республики Беларусь.
В свете этого действия российской стороны не могут быть расценены иначе как политическая акция, идущая вразрез с нормами Договора Союза Беларуси и России, с задачами сотрудничества и сближения двух наших стран.
Учитывая недружественный характер указанных выше действий определенных политических сил Российской Федерации, Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, решили:
1. Считать недопустимыми и оскорбляющими достоинство наших народов любые акции, направленные на подрыв Союза Беларуси и России и тормозящие углубление интеграционных процессов в их политике, экономике и культуре.
2. Внести в Высший Совет Союза Беларуси и России и в Совет Парламентского Собрания Союза предложение о рассмотрении на внеочередной сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России вопроса о фактах срыва визитов Председателя Высшего Совета Союза в области Российской Федерации.
3. Признать целесообразным выявление и наказание виновных в умышленном нагнетании напряженности в отношении двух союзных государств и раздувании этой кампании в средствах массовой информации.
4. Обратиться к высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти Республики Беларусь и Российской Федерации с предложением дать политическую и правовую оценку указанным выше фактам, в также принять дополнительные меры к неуклонному укреплению всех сфер взаимодействия и братского сотрудничества народов Беларуси и России.
5. Довести настоящее решение до сведения населения и трудовых коллективов Липецкой и Ярославской областей Российской Федерации.

Принято единогласно на совместном заседании Комиссии Парламентского Собрания по законопроектным предложениям и регламенту и Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике.

От Комиссии по экономической политике:
председатель - Г.И.Тихонов
зам.председателя - С.Б.Лившиц

От Комиссии по законопроектным предложениям и регламенту: председатель - Е.Б.Мизулина
зам.председателя - Ю.Г.Малумов


Крым

ПОСЛЕ ДОГОВОРА
(По материалам фонда РОПЦ)

Ряд подробностей подписанных в мае с.г. российско-украинских соглашений, изначально вызывал беспокойство. В частности, настораживает тот факт, что Россия согласилась арендовать украинские базы Черноморского флота (т.е. фактически - свою собственную землю и акваторию) сроком на 20 лет (с правом дальнейшего продления аренды).
"На бумаге" физически наличествующий плавсостав ЧФ был поделен пополам. Но поскольку обеим сторонам было очевидно, что нищая Украина не способна прокормить не то что половину, но и четверть Черноморского Флота, то реально большая часть кораблей (81,7%) осталась в собственности России, а разница была оформлена как якобы ее продажа Украиной.
Договоренность о раздельном базировании кораблей, стала не только кабальной, но и опасной для России. Российские корабли занимают бухты Севастопольскую, Южную и Карантинную, а украинские - Стрелецкую и Феодосийскую. При этом расположение баз таково, что в случае возникновения регионального конфликта Россия оказывается в крайне невыгодной стратегической позиции, в которой весь российский флот (по большей части базированный в Севастопольской бухте) может быть блокирован с моря малыми силами украинских ВМС.
Особенно неприятным такое соотношение выглядит, если учесть рассматриваемую Украиной возможность передать часть инфраструктуры и акватории бухт в аренду США для размещения нескольких кораблей 6-го флота ВМС США. В таком случае для того, чтобы вывести российский флот из строя, достаточно будет всего-навсего одного крупного боевого корабля...
...
У России были все возможности решить крымский вопрос, основываясь на тех самых принципах "фиксации разногласий", которые лежат в основе, например, российско-японских отношений, и которые столь неуклюже и неверно были применены в чеченском урегулировании.
Российской стороне на переговорах с Украиной по статусу Крыма, Севастополя и Черноморского флота следовало настаивать на следующей формулировке: "Украина и Россия констатируют факт наличия нерешенной проблемы, и договариваются отложить переговоры по этому вопросу".
Прецедентом для принятия такой формулы могли бы послужить российско-японские договоренности по Южным Курилам. Достижение такой договоренности о "фиксации разногласий" позволило бы Москве и Киеву заключить "большой договор", не отрекаясь от своих геополитических принципов и не предавая жизненных интересов своих соотечественников.


Казахстан

ОБРАЩЕНИЕ СЕМИРЕЧЕНСКИХ КАЗАКОВ К ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ

Ваше Святейшество.
Мы, казаки Семиреченского казачьего войска обеспокоены дошедшими до нас сведениями об Экзархате в Казахстане. Вот уже несколько лет вокруг этой проблемы кипят страсти, не давая нам спокойно жить. В последнее время огромное количество проповедников от баптистов, адвентистов и прочих сект вьются вокруг православных верующих, смущая их души. Особенно активно они "работают" среди молодежи, устраивая богатые выступления заезжих иностранных миссионеров.
Когда впервые появились слухи об Экзархате в Казахстане, стали раздаваться голоса, что нас снова предают, что нужно обратиться к зарубежной церкви с просьбой об открытии здесь храмов или уходить в катакомбную церковь.
Русский народ лишили Родины, растащив государство на части, теперь хотят лишить и единой православной Веры, веками объединявшей нас в радостях и в бедах. Мы прекрасно понимаем, что Экзархат очень нужен властям Казахстана и врагам православия за его пределами, что с помощью "домашнего" митрополита казачество в Казахстане будет полностью уничтожено. Русская Православная Церковь сегодня здесь единственная отдушина не только для казаков, но и для всех православных в республике. Отрывая от Матери-Церкви, нас пытаются лишить последней опоры и, возможно, подталкивают к братоубийственной войне. Опыт наших дедов и отцов учит, что любые попытки реорганизаций в деле русской православной Веры вызывают гнев в народе и влекут за собой потоки крови.
Ваше Святейшество! Почтительно просим Вас и Священный Синод, если вопрос об Экзархате в Казахстане будет подниматься, употребить все Ваше влияние для недопущения оного.
Молимся за Вас.

С глубоким уважением,
Атаман Семиреченского казачьего войска Г.Беляков


ПО ПОВОДУ ЗАКОНА "О ЯЗЫКАХ"

Нас, казахстанцев, власть "одарила" новым Законом "О языках". Как всегда - "одарила", указала и обязала...
Более полугода шло в условиях закрытости обсуждение законопроекта, который был разработан и внесен Правительством по поручению главы государства.
Мы просили опубликовать проходящий обсуждение проект в печати и тем самым ознакомить общественность, в каких аспектах решается языковая проблематика в высшем представительном органе, и дать ей возможность принять участие в этом обсуждении. Однако наше предложение не было поддержано.
В письме к Президенту и спикеру Мажилиса мы обращали внимание на то, что конституционное решение о статусах языков двух основных этносов: казахского и русского - является в достаточной степени паритетным. (Статья 7, пункт 2: "В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык" - в данный исторический момент устраивает большинство.)
Вместе с тем анализ законопроекта показывал, что конституционно установленный баланс, оптимум в отношении двух основных языков в Казахстане его разработчики намерены нарушить. При целостном рассмотрении проекта обнаруживается тенденция - изменить статьи Конституции об официальном статусе русского языка.
Мы сообщили и о довольно широком спектре умонастроений среди различных категорий населения, вызванных законопроектом. Напомним лишь некоторые из них:
а) авторами заложены принудительные меры к овладению государственным языком русскоязычным населением;
б) ущемляются права всех русскоговорящих, в первую очередь, славянского населения;
в) просматривается линия на закрытие путей в органы государственной власти и другие ключевые звенья управления представителям неказахских этносов;
г) наблюдается усиление во власти национал-радикалистской группировки;
д) казахам бессовестно лгут, что русские и славяне против государственного статуса их языка. Новоявленные богачи и купленные ими властители хотят отчуждить, отдалить два братских народа в угоду "новым друзьям". А нас расколоть по национальным и языковым признакам.
Теперь о политических секретах". В законопроекте сокрыты:
1. Подведение базы, обоснование проводимой этнокадровой политики;
2. Побуждение некоренного населения к оттоку и изменение этнодемографической структуры общества.

Камит Турсунов,
заместитель председателя партии Народный Конгресс Казахстана
Виктор Михайлов,
председатель республиканского Славянского движения "Лад"


Обзор

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ
(По материалам "Центра стратегического развития")

Осенняя активность крупного банковского и сырьевого капитала, бросившегося в борьбу за захват новых позиций в экономической, политической и информационной сферах - это явное следствие усилившегося влияния финансово-политических структур, их стремления ликвидировать собственную политическую дистрофию. Показательными в этом плане стали скандалы вокруг инвестиционных конкурсов по "Связьинвесту", "Норильскому никелю" и другим промышленным, энергетическим и сырьевым предприятиям и производствам, а также борьба банков и крупных компаний-монополистов за контроль над центральными средствами массовой информации. Возникшие при этом столкновения интересов крупнейших и влиятельнейших представителей российского бизнеса дают основания утверждать о наступлении кризиса внутри самой российской финансово-политической элиты, о распаде "давосского союза", обеспечившего переизбрание Б.Ельцина на второй президентский срок.
Все это свидетельствует о начавшихся в высших эшелонах российской политико-финансовой элиты, по меньшей мере, двух важных процессах: во-первых, о попытке решительного наступления крупного российского капитала на позиции политической власти в целях ее "приватизации", и во-вторых, о фактическом начале очередной долгосрочной и изнурительной президентской избирательной кампании в России.
Обращает на себя внимание еще один серьезный процесс: с возрастанием масштабов денежной приватизации из-за спин российских участников так называемых инвестиционных конкурсов все чаще появляются "уши" известных и влиятельных западных банков, других финансовых структур, компаний и отдельных лиц, на средства которых, собственно говоря, и приобретаются наиболее крупные госпакеты акций российского государственного имущества, недр, предприятий и т.п.
Что касается людей из президентской "обоймы", то они на время успокоились и занялись очередным переделом должностей и собственности. А новые факты масштабной коррупции, финансовых махинаций и других злоупотреблений в бюджетной сфере могут расцениваться как проявление неуверенности "государевых людей" в своем будущем и в политической стабильности России.
Все это высветило основные и трагичные в своей основе слабости нынешней российской "демократической" системы: отсутствие устойчивой и сбалансированной политической организации общества в лице авторитетных партий и движений и сохраняющуюся огромную зависимость всех ветвей власти и общественно-политических структур от воли одного человека - "хозяина" страны и его окружения.
Вместе с тем реальная жизнь вносит в политические процессы свои коррективы. Так, например, победа на губернаторских выборах в ряде субъектов РФ представителей лево-патриотических сил, являющихся в большинстве случаев более опытными и профессиональными, чем их "демократические" соперники, фактически работает на стабилизацию ситуации в России, а не на ее раскачивание. С другой стороны, и ставшие новыми главами региональных администраций представители "президентской волны", приобретя благодаря своему нынешнему статусу избранных, а не назначенных президентским указом, должностных лиц, большую, чем прежде, независимость от центра, стали действовать с меньшей оглядкой на последний и более инициативно.
По существу, победившие на региональных выборах представители оппозиции стали "зачищать" огрехи и провалы реформаторской деятельности своих предшественников, и президенту ничего не остается, как принять этот "подарок". Если принять точку зрения лево-патриотической оппозиции, в заявлениях которой присутствует озабоченность по поводу продолжающегося сползания страны и общества в глубокую яму общенационального системного кризиса, то ее тактика постепенного отвоевывания у правящей группировки регионов представляется довольно разумной. При этом президент и его команда получают некоторую временную передышку, достаточную для того, чтобы внести коррективы в свой политический и экономический курс и избежать таким образом крупных неприятностей в ближайшем будущем.
Все это одновременно и хорошо, и опасно. Хорошо в том отношении, что избранием, а не назначением указами президента, руководителей региональных администраций разрывается чрезмерная зависимость региональных администраций и регионов, являющихся по существу опорой государства, от Центра, им предоставляется простор для инициативы и поиска самостоятельных и самодостаточных решений. Опасность же этих процессов кроется в том, что в условиях размягчающегося государственно-правового каркаса, отсутствия четко выстроенной системы взаимоотношений центра и регионов и развившегося в последние годы правового нигилизма, возникают угрозы крепости и целостности государства.

* * *

Единственным для себя серьезным фронтом внутриполитического противостояния президент, его администрация и правительство все это время, судя по всему, ошибочно считали свои отношения с Государственной Думой. В то же время они как бы не замечали других, куда более опасных угроз и вызовов. Периодические всплески недовольства в регионах, представляющих в своей совокупности реальную опасность для центральных властей, в Кремле стремились отнести не на свой счет, а на счет региональных органов управления.
Многие, если не все активные политики федерального уровня и стоящие за ними силы сегодня, похоже, заняты решением одной важной для них задачи: что же на самом деле может произойти в стране этой осенью или зимой, если действительно может, и к чему это приведет?

* * *

В интересах анализа текущей ситуации и прогноза ее развития было бы полезно выделить и рассмотреть те реальные факторы, от которых в наибольшей степени могут зависеть динамика и характер политической ситуации в России в ближайшие несколько месяцев.
Первой и наиболее важной на сегодня считается проблема обеспечения финансово-экономической стабилизации и выхода страны хотя бы на начальные устойчивые "плюсовые" показатели экономического роста.
Основные макроэкономические показатели, с которыми Россия закончила первое полугодие и подошла к осени 1997 года, дают некоторые основания говорить о едва обозначившейся тенденции к стабилизации финансово-экономической ситуации. В целом она характеризовалась продолжением обозначившегося ранее сдвига в сторону постепенного замедления кризисных процессов.
Можно сказать, что в целом состояние российской финансово-экономической сферы и ее динамика в текущем году соответствовали характеру внутриполитической ситуации, т.е. известному состоянию "ни то, ни се": падать так быстро и глубоко, как это было совсем недавно, мы уже не падаем, но и не поднимаемся.
Второй не менее важной, но более острой для исполнительной власти является задача введения в нормальный режим выплат зарплат в бюджетной сфере, пенсий, финансирования первоочередных реформ, а также решения головоломки с неплатежами и сбором налогов. По существу речь идет об обеспечении управляемости экономикой и финансами страны.
Появление осенью новых задержек заработной платы и пенсий, а также очередное обострение проблемы взаиморасчетов в топливно-энергетической и жилищно-коммунальных отраслях накануне зимнего периода - это те опасности, полностью избежать которых, по-видимому, не удастся.
Третьим фактором, от которого в большой степени может зависеть политическая и экономическая ситуация ближайших месяцев, является характер и состояние общественных умонастроений, степень осознания обществом и государственным аппаратом той ситуации, в которой находится страна, существующих и потенциальных угроз национальной безопасности и интересам России, информированность российских граждан о том, что делает и намерено делать руководство страны для выхода из кризиса, куда, собственно говоря, ведет свой народ его политическое руководство.
Страна уже подошла к такому рубежу, когда крайне необходимы объединенные усилия - властей и оппозиции - для поиска оптимальных путей дальнейшего движения. Сегодня политика и властей, и оппозиции, основанная на принципе "все или ничего", с большой степенью вероятности может привести к национальной катастрофе. Высказанное лидером КПРФ Г.Зюгановым предложение о созыве "круглого стола" всех ветвей власти, представителей политических партий и общественных объединений и движений в целях обсуждения ситуации в стране и согласованных мер по преодолению национального кризиса, если оно не является пропагандистским приемом и жестом, представляется весьма актуальным. Президент России даже при всей его нелюбви к Госдуме и собравшейся в ней оппозиции все-таки должен был бы воспользоваться этой инициативой для того, чтобы хотя бы один раз за последние несколько лет встретиться лицом к лицу с представителями основных политических направлений и сил страны.
Не менее значимым, чем первые три, по своему влиянию на ситуацию в стране и вокруг нее является оборонный фактор. От того, как и в какой атмосфере решаются большие и малые проблемы военной реформы и реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, во многом зависит авторитет и страны, и Верховного главнокомандующего, которым является по Конституции президент Б.Ельцин.
Даже простое перечисление этих факторов (а реально их больше), показывает, что как перед президентом и правительством, так и перед федеральной законодательной властью России стоят проблемы, для быстрого и эффективного решения которых ни у тех, ни у других нет достаточных ни интеллектуально-волевых, ни материальных, ни силовых резервов.
Представляется, что сегодня для тех, кому не безразлична судьба России, существует всего несколько больших вопросов, и среди них два главных: а) какую окончательную цену должна заплатить Россия за то, чтобы начать жить нормальной и достойной жизнью? б) где та политическая сила или лидер, которым можно было бы безбоязненно доверить свою судьбу и судьбу страны?
Последний вопрос на сегодня - основной.
По многим признакам основная внутриполитическая борьба в России на ближайшую перспективу будет развиваться в треугольнике "Президент и его окружение - Государственная Дума в части ее лево-патриотического большинства - правительство России." Крупный капитал, регионы, Совет Федерации, общественно-политические движения и объединения, учитывая их разнородный состав и интересы, на данном этапе едва ли захотят сыграть в этой борьбе самостоятельную партию и скорее всего могут выступить в роли резерва основных политических группировок и соперничающих структур.

* * *

Вопрос, пойдет ли Б.Ельцин на какие-то упреждающие меры по отношению к Государственной Думе, сегодня, по-видимому, следует считать открытым. Вместе с тем, учитывая появившийся в последнее время ряд оценок и прогнозов, не обещающих президенту и его команде слишком сильного и опасного политического давления со стороны оппозиции и поддерживающих ее сил, можно предположить, что глава государства резким движениям предпочтет маневрирование по политическому и административному фронтам.
"Сдаст" ли, в конце концов, Б.Ельцин Думе В.Черномырдина, сказать сегодня трудно. Но если он на это все-таки решится, это можно будет считать началом объявления президентом войны Госдуме, так как последнюю едва ли устроят вероятные на сегодня кандидаты на пост нового председателя правительства России.

* * *

Таким образом, вся текущая политическая ситуация в стране и все ее проекции на ближайшую перспективу настойчиво возвращают нас к вопросу о будущем новом президенте России.
Нарастающая концентрация внимания общества на фигурах вероятных претендентов на роль будущего нового главы российского государства безотносительно их партийной принадлежности (может быть, за исключением кандидата от КПРФ) является подтверждением высказанного выше тезиса об особой значимости и роли первого лица России. В то же время она является предупреждением о том, что борьба за президентское кресло будет исключительно острой, значительно более дорогостоящей и, возможно, весьма скандальной.
Сегодня трудно представить весь список вероятных претендентов на следующее российское президентство, так как до очередных выборов еще далековато, а законодательное оформление в части порядка избрания президента может быть уточнено, да и ситуация может существенно измениться. Насколько проще было бы проанализировать и изложить те факторы, которые, как представляется, могут оказать наибольшее влияние на избирателя и его выбор. Но об этом имеет смысл говорить после начала избирательной кампании, а не задолго до нее.
Можно попытаться оценить президентские намерения и реальность шансов на успех у тех политиков, которые наверняка подумывают об участии в предстоящих выборах. Здесь не обойтись без таких фамилий, как Б.Ельцин, Г.Зюганов, А.Лебедь, Ю.Лужков, В.Черномырдин, Б.Немцов, А.Чубайс, А.Тулеев, В.Жириновский, Г.Явлинский. В дальнейшем этот список, судя по всему, придется дополнить фамилиями Л.Рохлина, М.Шаккума, Г.Старовойтовой, Т.Дьяченко, возможно, М.Горбачева, некоторых крупных банкиров вроде В.Потанина, а также ряда амбициозных региональных лидеров.
...Как известно, в последние годы Б.Ельцин выдерживал свои обещания, касающиеся сроков проведения выборов и их процедуры, демонстрировал, там, где это сильно не противоречило его политическим интересам, приверженность закону. Однако оставшееся до очередной избирательной кампании время он будет находиться под давлением ряда обстоятельств, таких как интересы семьи, уговоры зависимого от него ближайшего окружения попытать счастья в третий раз и добиться "гарантированной победы", опасения проигрыша представителю левой оппозиции и т.п.
Для ныне действующего президента России особое значение приобретает на данном этапе проблема преемника. Таковым сегодня многие называют Б.Немцова. Эта фигура устроила бы и семью Б.Ельцина и, по некоторым наблюдениям, западные государства, в первую очередь США. Более того, уже сегодня по некоторым направлениям, в том числе контролируемым западным бизнесом в России, начинается "президентская раскрутка" бывшего нижегородского губернатора, а теперь - одного из первых вице-премьеров. Это заметно уже сегодня: Б.Немцов появляется на экране телевизоров, на страницах газет и обложках журналов едва ли не чаще президента и тем более - премьер-министра.
В рамках проблемы преемственности президентства Б.Ельцина в последнее время в политических сферах возникли разговоры о возможности выдвижения в качестве одного из основных претендентов на президентское кресло в Кремле дочери нынешнего главы государства, его официального советника Татьяны Дьяченко. Невероятно, но факт: такой сценарий появился и исследуется. Сам президент в своем, как его назвали газетчики, "сенсационном" заявлении 1 сентября с.г. по проблеме будущего главы государства не отрицал возможности избрания президентом России женщины. Что это - случайный экспромт или осознанный "проброс" с целью прозондировать отношение общества к этой идее? Семье Б.Ельцина, по-видимому, весьма симпатичен этот вариант, и поэтому можно ожидать его дальнейшей проработки и обкатки по различным направлениям.
Интересно и интригующе выглядят президентские перспективы мэра г. Москвы Ю.Лужкова. Как известно, последний постоянно, аргументировано и последовательно отрицает наличие у него намерений бороться за право занять кресло президента России. В то же время московский мэр находится сегодня на пике своей политической популярности и авторитета организатора жизни такого огромного города, как Москва, и многими рассматривается в качестве желаемого для них кандидата на роль главы государства. Ю.Лужков весьма удачно и гармонично сочетает в себе позитивные качества опытного администратора, политика с задатками трибуна, человека практичного ума. Характерно, что наряду с умением работать со средствами массовой информации, прямотой оценок в адрес своих политических соперников и конкурентов, в их числе и нынешних "молодых реформаторов", Ю.Лужков остался незатронутым войной компроматов.
Относительно перспектив вероятного кандидата на пост нового президента России от лево-патриотических сил (на сегодня это - Г.Зюганов, но в 2000 году может быть и другой) сейчас можно, пожалуй, сказать, что он в той ситуации, какая сохраняется в России, конечно же будет входить в число фаворитов избирательной кампании. Но его шансы стать президентом будут во многом зависеть от того, каким окажется окончательный список претендентов и какая обстановка сложится в России на момент выборов. Не забудем, что против представителя левых, по опыту, будет вестись наиболее яростное пропагандистское наступление.
Президентские перспективы В.Черномырдина сегодня более, чем у остальных известных российских политиков, покрыты завесой неизвестности. Судя по всему, решение может быть принято только после очередных парламентских выборов 1999 г., которые должны будут выявить истинную силу и влияние возглавляемого нынешним председателем российского правительства движения "Наш дом - Россия". Успех НДР может подвигнуть В.Черномырдина к вступлению в борьбу за президентское кресло. И наоборот.


История

"РУССКИЙ ДЕДУШКА" ЯПОНСКОГО ФЛОТА

В середине сентября стало известно о токийском заявлении автора Хасавюртской капитуляции А.Лебедя, в котором тот высказался за скорейшее заключение с Японией договора о передаче ей "спорных территорий": "...необходимо создание совместной рабочей группы, которая смогла бы за определенный период времени (к примеру, за один год) обозначить согласованные параметры территориальной проблемы", - сказал он.
Хасавюрт легализовал ограбление и изгнание с места жительства 300-400 тысяч коренного русского населения и убийство 20-40 тыс. человек еще до начала конфликта.
Потеря Южных Курил (с шельфом и экономической зоной) не нанесет нам сопоставимых людских потерь. Но экономические потери (сотни тысяч тонн морепродуктов в год, нефть, и др.) будут огромны. Но самое главное - будет создан международный прецедент, который может послужить сигналом к началу территориального раздела России между США, Японией и Китаем.

* * *

Сегодня, когда Япония является великой морской державой, а японцы считаются прирожденными моряками и судостроителями, мало кто знает, что история японского морского судоходства исключительно коротка - ей чуть более 140 лет. Начало ее точно известно - это 25 ноября 1856 года, и первым своим судном с неограниченным районом плавания Япония обязана России.
Сегодня, когда, пользуясь очередной смутой в России, Япония предъявляет требования на тихоокеанские владения России, этот факт приобретает не только историческое, но и международно-правовое значение.
Речь идет о принадлежности Курильских островов и Сахалина - не только по результатам Второй мировой войны, но в первую очередь - по праву первооткрытия и первичного хозяйственного освоения и заселения этих территорий во времена, когда Япония попросту не имела ни одной посудины, способной плавать в этом районе.
Но начнем по порядку. Во времена классической японской старины, Япония была закрытым, самодостаточным миром, совершенно не имевшим внешних связей - и практически не искавшим их.
Для японцев той эпохи море было не дорогой во внешний мир, а нерукотворной стеной, под защитой которой неспешно зрела японская цивилизация. Раз в несколько лет заплывали случайные купцы из Китая или Кореи, привозя ткани, буддистскую литературу и иногда - заморских зверей, известных под названием "кошка". Редкость и ценность обыкновенных кошек, владение которыми было чуть ли не монополией императорского двора - более чем осязаемое доказательство отсутствия в Японии того времени не только флота, но и самого интереса к нему. Север Хоккайдо, например, был для японских "мореплавателей" краем света. Ни о каких более "северных территориях" не велось и речи. Японским морем владели корейцы и китайцы - но не японцы.
Первые европейцы - португальцы - достигли южных японских островов в 1542 году. В 1580 году началась торговля с Испанией, в 1609 - с Голландией, в 1613 - с Англией. В начале XVII века Япония при 26 миллионах жителей располагала всего тремя-четырьмя сотнями судов "с красною печатью", т.е. имевшими право на заграничную торговлю.
В основном японские суда были пригодны для каботажа в теплых морях при благоприятной погоде. Ходить круче, чем вполветра, они не могли. Поэтому для пересечения Корейского пролива японские суда "с красной печатью" вынуждены были ожидать благоприятного ветра многие дни, а то и недели. Как видно по карте, удаление от берегов не превышало 30-40 километров. Помимо технических ограничений, были у японских моряков и административные: уклонившись от маршрута, капитан рисковал "красной печатью".
Дальше Китая японские торговцы не ходили. Вся внешняя торговля велась только через один порт - Нагасаки, расположенный на юге. Это положение сохранялось вплоть до середины XIX века - времени безраздельного господства России на севере Тихого океана, когда, несмотря на крайнюю растянутость коммуникаций и трудности с продовольствием, шло успешное освоение и заселение и Камчатки, и Аляски, и Курил.
...
История океанского японского флота началась во время сильнейшего землетрясения 11 декабря 1854 года, когда в бухте Симоде был выброшен на берег русский военный фрегат "Диана". Русские моряки были благожелательно приняты местным населением и администрацией. Не привыкнув сидеть сложа руки и не желая идти в плен к англичанам (в это время шла т.н. "Крымская" война и англо-французские эскадры осуществляли глобальную морскую блокаду России в Черном, Балтийском, Белом морях и на Тихом океане), команда фрегата под руководством лейтенантов А.Колокольцева и А.Можайского в течение зимы построили мореходную 20-метровую шхуну, названную "Хеде" в честь бухты, где она была построена. Экипаж ее составили шесть офицеров во главе с вице-адмиралом Е.В.Путятиным, два юнкера и сорок матросов. Командовал шхуной лейтенант А.Колокольцев.
Утром 26 апреля 1855 года "Хеде" снялась с якоря, и через 12 дней вдоль Курильской гряды вышла к берегам Камчатки, где едва избежала встречи с англичанами. Найдя Авачинскую бухту пустой - после осады Петропавловска его гарнизон был эвакуирован - "Хеде", пополнив запасы воды, взяла курс на устье Амура - в Николаевск-на-Амуре, где собирались главные силы эскадры.
После окончания войны русское правительство решило передать шхуну в дар японскому императору - в благодарность за доброе отношение к экипажу "Дианы" и в честь заключения русско-японского договора.
14 сентября 1856 года из Николаевска-на-Амуре вышли "Хеде" под командованием А.Колокольцева и корвет "Оливуус" под командованием капитана 1 ранга К.Н.Посьета. В полдень 25 ноября 1856 года празднично убранный город Симоде огласил артиллерийский салют. Он возвестил, что торжественный обмен ратификационными грамотами завершен: заключенный адмиралом Е.В.Путятиным мирный договор между Россией и Японией вступил в силу.
Так русский корабль, построенный при весьма необычных обстоятельствах, положил начало японскому океанскому флоту, став, по словам самих японцев, "русским дедушкой японского флота". Сегодня его макет стоит в местном музее на берегу бухты Хеде.
Каково же политическое значение этой истории? Оно достаточно прозрачно. Ведь мы имеем официально документированное двумя сторонами доказательство того, что вплоть до 1856 года японцы не имели физической возможности плавать вблизи островов, которые сегодня объявлены спорными, не говоря уже об их освоении и заселении.
При этом Камчатка, Аляска, Сахалин и Курилы, да и север Хоккайдо, тогда населенный не японцами, а первобытными айнами, были изучены, заселены и освоены русскими торгово-промышленными компаниями и просто артелями первопроходцев уже к началу XIX века - то есть за пятьдесят лет до появления у японцев первого мореходного судна.
Японцы, в течение коротких периодов владевшие этими российскими землями, могут иметь на них исторические претензии - но никак не исторические права. Так что пограничники, задерживая и штрафуя японских браконьеров, могут не опускать глаза: право исторического первородства на нашей стороне.
И последнее. Давайте отдадим законную дань уважения нашим предкам - военным морякам прошлого века - и 25 ноября дружно поздравим наших японских коллег с днем рождения японского флота. Знание истории всегда облегчает решение спорных вопросов.

* * *

Комментируя токийское заявление А.Лебедя, видный специалист по международному праву, заместитель министра иностранных дел СССР Г.Корниенко сказал: "Любые попытки увязать несуществующие права Японии на Южные Курилы с отсутствием формального мирного договора являются грубым блефом. Существуют решения Потсдамской Конференции, определившей итоги Второй мировой войны. С юридической точки зрения южнокурильской проблемы не существует. В принципе, доказательства исторических прав России на Курилы - избыточны. Главное - решения Потсдама".
Кстати, подписание Третьим Рейхом и Японией полной и безоговорочной капитуляции означало не только капитуляцию вооруженных сил, выплату контрибуций, изменение границ исключительно на основе решений победителей (Ялте, Потсдам), но и юридическую ликвидацию этих государств с последующим созданием на их территории демократических государств-преемников.
Поэтому переговоры о мире с Японией, возникшей после капитуляции 1945 года и не воевавшей ни с СССР, ни с РФ ни единого дня - такой же абсурд, как и переговоры о мире с ФРГ. Мир установлен полвека назад - актами о полной и безоговорочной капитуляции Третьего Рейха и императорской Японии. И условия этого мира определены в Ялте и Потсдаме.

Александр Орлов

• Рубрика •  Вверх