Геополитика
РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Одним из важнейших объектов внешней политики России и беспокойным клиентом российского внешнеполитического ведомства является Турция. Так было пять столетий назад, таково положение и сегодня. Только развитие ситуации в российско-турецких отношениях с момента исчезновения с политической карты мира СССР поменяло знак "плюс" на "минус", если, конечно, смотреть на это с российских геополитических позиций.
Сегодня, когда российско-турецкие отношения внешне развиваются вроде бы благополучно, важно вспомнить, что во взаимоотношениях с Турцией Россия неоднократно оказывалась заложницей своей доверчивости, забывая о турецкой политической изворотливости, ставшей хрестоматийной. Есть такой термин - "турецкая подушка", его суть объяснили турецкие дипломаты в конце первой мировой войны: "У нас нет мощных дредноутов Англии, крупповской стали Германии и неудержимых казаков России, но у нас есть мягкая подушка, которую следует по мере необходимости подкладывать под голову каждой из этих держав."
...
Следует вспомнить, что переданные в 1920 году голодной Россией 10 миллионов золотых рублей не повернули кемалистскую Турцию, несмотря на обещания лидеров последней, на "рельсы мировой революции". В 1936 году Турция вновь повернулась к России спиной, подписав в Монтре договор о проливах, явно ущемляющий российские интересы.
Вторая мировая война подтвердила недружественность турецкой политики по отношению к России. Примкнув вначале к англо-французскому блоку, Турция после капитуляции Франции в 1940 году стала сближаться с гитлеровской Германией, с которой год спустя заключила договор о нейтралитете. Сохраняя его лишь формально, турецкое правительство на деле оказывало Германии всяческую поддержку, в том числе стратегическими материалами и продовольствием, беспрепятственно пропуская через проливы в Черное море германские и итальянские военные корабли. На обещания Гитлера помочь Турции создать государство тюркских народов вокруг Каспия и в Крыму последняя сосредоточила у российских границ немало своих дивизий, готовых вступить в войну на стороне держав "оси". И лишь разгром фашистских войск под Сталинградом удержал турецкое руководство от осуществления этих замыслов. Здравый смысл, а может быть, историческая память уберегли тогда Анкару от принятия губительного для нее решения.
Когда поражение Германии стало неотвратимым, Турция на 180 градусов изменила свою позицию, разорвав в 1944 году отношения с рейхом, а в феврале 1945 года даже объявив ему войну. Не приняв никакого участия в военных действиях, Турция формально оказалась в числе государств-победителей, три раза за время Второй мировой войны поменяв свою ориентацию.
...
Стратегическая самоценность и геополитическая значимость Турции, как связующего звена между Западом и Востоком, всесторонняя поддержка западными странами придали ей самоуверенности на пути становления в качестве влиятельного государства региона, позволили не всегда считаться с общепринятыми международными нормами и правилами.
Кувейтский кризис 1990-1991 гг. предоставил Турции возможность продемонстрировать свою решимость в защите западных стратегических интересов на Востоке и свою готовность неукоснительно выполнять обязательства перед партнерами по НАТО. По свидетельству одного американского генерала, Турция всегда проявляла завидную готовность ввязаться в драку, за что, видимо, получила особое расположение Запада.
...
Если вернуться к российско-турецким отношениям, то можно констатировать, что хрущевско-брежневский период позволил растопить лед недоверия между двумя государствами, двусторонние связи начали набирать силу, оживилась взаимная торговля, расширилось экономическое сотрудничество. За это время с советской помощью в Турции был построен крупный металлургический комбинат (Искендерун), алюминиевый завод (Сейдишехир), нефтеперегонный завод (Алиага), другие промышленные объекты. Еще до прихода к власти Горбачева отношения стали еще более улучшаться. В сентябре 1984 года было подписано соглашение о поставках в Турцию российского природного газа.
В перестроечное время Турция по преимуществу подчеркнуто дружелюбно и добрососедски относилась к СССР. В марте 1991 года в Москве был даже подписан советско-турецкий договор о дружбе и сотрудничестве.
Однако с распадом СССР в черноморско-каспийском регионе создалась новая геополитическая и геостратегическая ситуация, которая вновь всколыхнула турецкие амбиции, заставив вспомнить о величии когда-то могущественной турецкой империи. Отодвинулись границы России, появилась буферная зона в виде суверенных государств с преимущественно тюркским, мусульманским населением. И главное, оставшаяся без союзников, утратившая основные атрибуты великой державы, ослабленная Россия, по оценке самих турецких политиков, уже не представляла собой той внушительной политической и военной силы, которая должна была сдерживать экспансионистские устремления Турции.
В сложившихся условиях вполне закономерным выглядит усиление политической, экономической и военной активности Турции, стремящейся с максимальной эффективностью использовать неожиданно открывшийся для нее исторический шанс и взять реванш за прежние неудачи. Смелости Турции придавало и то обстоятельство, что за ее спиной стояли США и другие государства Запада, заинтересованные в переделе сфер влияния в соответствии со стратегией "нового мирового порядка".
В планах Запада Турция, как член НАТО, всегда рассматривалась в качестве надежной опоры атлантизма на Востоке, "санитарным кордоном" между Европой и арабским миром, сдерживающим фактором на пути распространения исламского фундаментализма Ирана, важным элементом противостояния России на кавказском направлении и в бассейне Черного моря. Новое восприятие Турции в правящих кругах Запада сформулировано следующим образом: "Турция пытается помочь новым мусульманским странам стать светскими демократиями. Она выступает как мост между Западом, Балканами и Ближним Востоком. Она продолжает играть роль жизненно важного рычага безопасности Запада... Дружба с Турцией важна для Запада как никогда."
Являясь последовательным союзником Запада и основным реализатором его глобальных геополитических и военно-стратегических замыслов в этом регионе, Анкара преследует и собственные интересы. Они выражены в стремлении Турции действовать в направлении дальнейшего ослабления российского присутствия в регионе и укрепления собственного экономического, политического и военного влияния в качестве ведущей военно-политической и экономической силы этого стратегически важного региона мира.
Судя по всему, политика Турции рассчитана на длительную перспективу и предусматривает распространение своих усилий вплоть до центральноазиатских стран и тюркоязычных регионов России.
Сегодня вполне очевидны ее главные задачи: это всестороннее развитие торгово-экономических связей с новыми независимыми государствами на выгодных для Турции условиях; далее - создание двухсторонней и региональной системы экономического сотрудничества; кроме того, обеспечение условий для политического сближения с новыми независимыми государствами на этническо-религиозной основе; наконец, формирование системы политического сотрудничества с последующим приданием ей статуса и функций военно-политической структуры, выдвижение в региональные лидеры, обеспечение условий для эффективного влияния на общую ситуацию в регионе.
Оценивая возможности Турции как реального конкурента России, следует иметь в виду, что успехи в сфере экономики, политики и культуры позволили Турции из второстепенной, заурядной страны к началу 90-х годов превратиться в государство важного регионального значения, имеющее свой вес и голос на международном уровне, способное позволить себе вступать в конкурентную борьбу с сильным противником, а порой и навязывать ему свои условия.
Проследим лишь некоторые чувствительные для России направления турецкой активности.
...В одном из своих выступлений ныне покойный президент Турции Тургут Озал предсказал, что XXI век будет веком Турции, имеющей прекрасную перспективу нового исторического единения тюркских народов Средней Азии и Кавказа под турецкой эгидой.
...Уже на рубеже 1991-1992 годов Турция взяла энергичный старт в деле развития прямых связей с государствами Закавказья и Центральной Азии. Последние охотно откликнулись на ухаживания Турции в силу ее связей с Западом, привлекательной модели развития, сочетающий светский характер государственного устройства, умеренный (до последнего времени) ислам и технологическую модернизацию. В ходе лихорадочной активности Анкары с этими странами было подписано несколько сот соглашений о сотрудничестве в самых разных областях. Турецкий "Эксимбанк" открыл кредитные линии для финансирования экспорта Турции в эти страны. К концу 1995 года общая сумма кредитов достигла 700 млн. долларов. Активно повела себя Анкара в инвестиционной сфере. По информации журнала "Галф рипорт", только в Туркменистане турецкие капиталовложения достигли 650 млн. долларов. В Узбекистане 17 процентов всех совместных предприятий созданы турецкими компаниями, десятки и сотни совместных предприятий насчитываются в Грузии, Азербайджане, Казахстане. Учитывая сложное финансовое положение в самой Турции, ей на помощь пришли США, другие страны Запада. В октябре 1994 года был подписан меморандум между США, Турцией и Израилем об оказании финансовой поддержки государствам Закавказья и Средней Азии. (Уже сейчас туркменский хлопок почти полностью переориентировался на Турцию, в то время как ивановские и другие ткацкие фабрики России остались без традиционного сырья.)
...События показывают, что Турция уже очень мощно вторглась в эти государства, не ограничиваясь только экономической и финансовой сферами. Четыре встречи на высшем уровне, прошедшие по инициативе Анкары, и в особенности ташкентская (1996 г.), дают экспертам повод говорить о появлении признаков начала процесса политического объединения тюркоязычных государств под эгидой Турции.
...В России не может не вызвать беспокойства происходящее в последние годы в политике Турции усиление линии пантюркизма и панисламизма как идеологической оболочки внешнеполитической, экономической и военной экспансии, предусматривающей агрессивное расширение турецкого влияния на тюркоязычные в основном мусульманские народы не только ближнего зарубежья, но и самой России.
...Осуществляемые Турцией в Закавказье и Центральной Азии шаги экономического плана подкрепляются информационным наступлением с далеко идущими целями. На Закавказье и регион восточнее Каспия нацелены турецкие радио- и телепередачи. Настойчиво культивируется идея культурно-языкового единства на основе турецкого языка, массовыми тиражами распространяются турецкие печатные издания. Десять тысяч студентов из стран Закавказья и Центральной Азии приглашены на обучение в турецких университетах.
Следует отметить, что в последние годы в Турции набирает силу процесс "турецко-исламского синтеза", в основу которого положен замысел объединения пантюркистских, панисламистских идей. На этой почве все выше поднимается волна национализма и исламизма. Это уже вызывает беспокойство турецкой армии, как гаранта принципа лаицизма, и где проводится активная чистка от сторонников крайних форм ислама.
...Благосклонно турецкие власти относятся и к сепаратистским намерениям крымских татар, а представители крымско-татарского меджлиса принимаются в Турции на правительственном уровне. Все это не может не вызывать обоснованного беспокойства.
Не случайны в Турции и антиславянские настроения, которые корнями уходят в историю векового противостояния тюркизма и славизма, борьбы славянских народов за освобождение от Османской империи. Эти настроения особенно проявились во время событий в Югославии, когда общественное мнение было направлено на безоговорочную поддержку "братских исламских народов". Анкара незамедлительно поддержала и решение Вашингтона на военное вмешательство и бомбардировку сербских военных объектов. Тогда турецкое правительство потребовало от СБ ООН принятия решения на проведение военной операции в Боснии и Герцеговине с тем, чтобы "защитить мусульманское население от сербской интервенции." Не удивительно, что турецкие добровольцы приняли участие в боях на стороне боснийских мусульман. К такой активности Турцию подталкивает и то обстоятельство, что на ее территории проживает до 8 млн. мусульман боснийского происхождения, требующих помощи единоверцам, "защиты" Албании, Македонии, области Косово от сербов.
В ряде ключевых спорных вопросов между Россией и Турцией, выходящих на стратегический уровень, стоит проблема транспортировки нефти из государств каспийского региона по выгодному для Турции маршруту в обход России.
Одним из важнейшим обстоятельств, подогревающих турецкие аппетиты, является наличие в регионе огромных сырьевых ресурсов, в первую очередь нефти и газа, и открывшиеся в связи с этим перспективы для Турции стать посредником между Востоком и Западом в распределении нефтяных богатств путем их транспортировки через свою территорию. По оценкам, только в ложе Каспийского моря разведанные запасы нефти составляют около 10 млрд. тонн. Запасы в "азербайджанском секторе" Каспийского моря составляют примерно 2 млрд. тонн. (Экспорт нефтепродуктов дает, например, Азербайджану 75 процентов всех валютных поступлений.)
Следует отметить, что новые прикаспийские государства не имеют выхода к открытым морям. Поэтому их внешнеэкономическая деятельность и связь с мировым рынком полностью зависят от возможностей и условий транзита грузов через территории соседних стран. Эту ситуацию и намерена использовать Турция, став у нефтяного крана.
Анкара добивается осуществления исключительно выгодного проекта строительства нефтепровода Баку-Джейхан по азербайджанской и грузинской территории, минуя северный путь на Новороссийск, что позволило бы Турции только за транзит иметь ежегодно 300-400 млн. долларов. Сложившуюся ситуацию в Турции, в которой собственные запасы нефти весьма ограничены, а ежегодные потребности составляют около 17 млн. тонн, расценивают как шанс, который "выпадает раз в столетие". И этот свой шанс Анкара не намерена упускать. В планах турецких руководителей - превращение Искендерунского залива, где находится порт Джейхан, в "средиземноморский персидский залив", крупный центр по торговле нефтью мирового масштаба, через который предполагается транспортировка нефти с ежегодным объемом в стоимостном выражении 13 млрд. долларов.
Проблема нефтепроводов порождает острое соперничество в регионе. Здесь замешаны интересы России, Ирана, Турции, Закавказских государств, США, имеющих в нефтяном консорциуме 42-процентную долю. Вокруг добычи нефти и ее транспортировки ведется сложная политическая игра, которая, как предсказывают аналитики, в ближайшее время будет оказывать решающее воздействие на ситуацию в регионе. США уже выразили поддержку варианту транзита нефти через Турцию.
В своем стремлении ограничить возможности России по экспорту нефти через Новороссийск и далее танкерами через Черноморские проливы Турция пошла на беспрецедентный шаг, в одностороннем порядке изменив статус этих проливов, зафиксированный Конвенцией в Монтре. Введенный Турцией с 1 июля 1994 года под предлогом защиты окружающей среды новый регламент судоходства в проливной зоне позволяет турецким властям задерживать проход крупных торговых судов, танкеров, военных кораблей на срок до нескольких суток, подвергать их контролю и досмотру и даже отказывать в следовании через проливы. Бывший министр иностранных дел Турции Четин прямо заявил, что Турция не допустит прохождения танкеров через проливы, и российская нефть должна идти только по трубопроводу через турецкую территорию.
Достойны пристального внимания политические устремления Турции в Черноморском бассейне. Еще в 1990 году Турция выдвинула идею создания здесь зоны свободной экономической кооперации, в которую вошли бы черноморские страны, освобождающиеся от коммунистического режима. Эта идея нашла свое воплощение на Стамбульской конференции 1992 года, где была подписана Декларация о создании Черноморской зоны экономического сотрудничества (ЧЗЭС), в которую кроме Турции вошли Россия, Украина, Румыния, Болгария, Грузия, Молдавия, Греция, Армения и Азербайджан. Целями ассоциации было объявлено снижение таможенных барьеров и создание льготных условий для взаимной торговли, формирование свободных зон торговли и циркуляции капиталов, а также учреждение совместной Парламентской ассамблеи, призванной гармонизировать отношения стран бассейна. И хотя все эти акции, на первый взгляд, носят экономический характер, многие политологи не без основания утверждают, что они преследуют в большей степени политические цели - укрепление своих позиций и принятие на себя лидирующей роли среди государств черноморского бассейна. С другой стороны, необходимо констатировать, что пребывание России в этой организации на вторых ролях заметно снижает возможности российского влияния в черноморской зоне.
...
На Балканах Турция проявляет не меньшую активность, что не может оставлять Россию, исторически тяготеющую к этому региону, безразличной. Турецкие политические инициативы на Балканах распространяются на Албанию, имеющую ту же религию, Болгарию, где проживает немало этнических турок, Румынию, в которой собственный экономический кризис открыл двери для турецкого внедрения. С этими странами уже заключены десятки торговых, экономических и военно-технических соглашений, предпринимаются меры по продвижению идеи оформления на Балканах некоего варианта военно-политического союза мусульманских образований, конечно, под патронажем Анкары.
...
Далеко идущие последствия имеет военно-политическое сближение Анкары с Тель-Авивом. Подписанный между ними в начале 1996 года договор о военном сотрудничестве предусматривает создание объединенной группы военно-стратегических исследований, взаимодействие разведывательных структур, обмен опытом в охране государственных границ, проведение совместных учений, обмен между военными академиями, тренировочные полеты израильских самолетов над территорией Турции.
...
В основе азербайджанско-турецкого военного сотрудничества лежит двусторонний договор, подписанный в августе 1992 года, а также ряд соглашений и договоренностей, заключенных в ходе рабочих встреч. Анкара умело использовала в своих интересах азербайджанско-армянский конфликт и наладила тесные отношения с Азербайджаном в военной и военно-технической сферах, что, по мнению военно-политического руководства страны, позволяет ей обеспечить устойчивое влияние не только в этой республике, но и в Закавказье в целом. Сотрудничество двух стран наиболее продвинулось в области подготовки военных кадров для армии Азербайджана, поставок оружия и боеприпасов, в том числе на Карабахский фронт, которые осуществляются регулярно, начиная с апреля 1993 года.
...
Турецкое руководство предпринимает все более активные усилия по налаживанию военных связей с республиками Центральной Азии, учитывая высокую концентрацию вооружений в этом регионе, нехватку квалифицированных военных кадров, а также неурегулированность целого ряда военных вопросов в отношениях с Россией.
...
Важное место в планах Турции отводится налаживанию военных связей с Украиной. В 1994 г. между двумя странами подписано соглашение о сотрудничестве в подготовке военных кадров, в военно-технической и научных областях. Проводится обмен военными делегациями, информацией о системе военного обучения и образования, консультации по вопросам технического и тылового обеспечения войск. Прекращение российско-украинского военного партнерства и возникновение на его поле противостояния по отдельным военным вопросам рассматривается в Анкаре как важная предпосылка ослабления геостратегических позиций России на Юге. Усилия Анкары и НАТО в целом направлены на то, чтобы не допустить в будущем военного сближения России и Украины.
Характерно, что наращивание Турцией своего военного присутствия в регионе Черного моря проводится на фоне периодически раздающихся заявлений турецких представителей о нарастании российской "военной угрозы", "русской экспансии", опасности возврата "российского неоимпериализма".
На фоне слабеющего российского флота командование турецких ВМС регулярно проводит в Черном море морские учения типа "Дениз курду", в том числе в непосредственной близости от кавказского побережья России.
После двухлетнего перерыва Турция возобновила проведение крупных зимних маневров ("Кыш-95") на востоке страны в провинции Карс в непосредственной близости от России и всего кавказского региона. Генеральный штаб Турции характеризует "восточные учения" в высшей степени важными, особенно в свете "агрессивной политики Москвы в отношении Азербайджана, Чечни и всего Северного Кавказа в целом". Одна из целей зимних учений, по оценке турецкого командования - демонстрация силы и устрашение противника и готовности Турции и ее вооруженных сил противостоять "угрозе с севера". И естественно, Россия, как впрочем и другие государства, граничащие со столь милитаризованном соседом, не могут заподозрить ее в излишнем миролюбии.
Ситуация для России осложняется еще и тем, что, возможно, впервые в своей истории она не имеет полноценных границ с Турцией, и российские солдаты охраняют не империю, а внешние рубежи других суверенных государств - Грузии и Армении, имеющих разные подходы к отношениям с Турцией.
...
Удивительно, но факт. На фоне, казалось бы, грандиозного ущемления Турцией российских геополитических интересов, уверенного заполнения ею оставленного Россией пространства, внешне российско-турецкие отношения выглядят безоблачными и даже набирают силу. (Хотя недавние призывы турецкого руководства к партнерам по НАТО оказать давление на Россию, якобы, создающую угрозу южному флангу НАТО, привносят и в эту сферу взаимоотношений явную конфронтационность.) Россия, и особенно Турция, проявляют взаимную заинтересованность в расширении межгосударственных торгово-экономических связей, хотя и здесь наша страна занимает пассивную, как бы оборонительную позицию под натиском турецких товаров и услуг, что справедливо было бы охарактеризовать как турецкое экономическое наступление на Россию. Наша страна представляет для Турции необъятный рынок, неразборчиво поглощающий значительную часть продукции турецкой промышленности и создает дополнительные рабочие места для турецких рабочих. Заметно изменился за последние годы торговый баланс в отношениях между двумя странами, и если импорт Турции из России сократился на треть, то ее экспорт увеличился вдвое и тенденция его роста сохраняется.
Таким образом, при оценке состояния отношений двух стран возникает двойственное ощущение.
С одной стороны, Россия оказалась перед лицом нарастающей угрозы с юга, источником которой в значительной степени остается Турция, которая не рассталась с имперскими амбициями и в этой своей политике склонна опираться на военную силу, собственность или союзников. Все это есть и не может оставаться за пределами российского внимания.
Поэтому в своей политике на турецком направлении России, видимо, следует исходить из следующего:
- она имеет дело с напористым политическим соперником, энергично (чего не скажешь о нашей стране) отстаивающего свои национальные интересы на всех направлениях и всеми имеющимися средствами;
- Турция является членом НАТО и серьезным военным противником, в военной доктрине которого Россия зафиксирована как враг номер один;
- турецкая сторона является предприимчивым торговым конкурентом, оседлавшим не только рынки черноморско-каспийского региона, но и освоившего внутренние российские рынки.
Сказанное выше все же не означает, что Турция намерена немедленно идти на обострение и конфронтацию в своем соперничестве с Россией за влияние в сопредельном регионе. Пока Турция считает, что выгоднее проводить сбалансированную и взвешенную политику. Однако ее планы и действия, как представляется, свидетельствуют об обретении известной уверенности и готовности в своих устремлениях идти настолько далеко, насколько ей позволит Россия. Уже сейчас становится очевидным, что Турция не упустит возможности извлечь выгоду из любых просчетов России.
С другой стороны, фактом является и то, что Турция объективно заинтересована в долгосрочном сотрудничестве с Россией. Об этом говорят и приведенные выше данные, свидетельствующие, что наша страна является крупнейшим и перспективнейшим турецким партнером, и та деловая и дипломатическая активность, которую Анкара проявляет на этом направлении, способная оказаться для России чрезмерной. К сотрудничеству с Россией Турцию подталкивают также прохладное отношение к ее присутствию на европейских рынках со стороны развитых государств этого континента, да и невысокие, в общем, дивиденды, которые Анкара пока имеет от своей сверхактивности в Центральной Азии и в Закавказье. Не случайно турецкий посол в Москве Бильгин Унан убежден, что "русские и турки нужны друг другу больше, чем кто-либо в Европе".
В.Мещеряков