Этнос и нация
О ПРИНЦИПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЮЗА ДУХОВНО БЛИЗКИХ НАРОДОВ
(взгляд из Еревана)
В пространстве Восточной Европы и в смежных регионах на протяжении ряда столетий формирование государственных границ, становление форм государственного устройства, организация экономической жизни, формирование ценностной системы и социальной структуры, политических и дипломатических традиций происходило, в значительной мере, как взаимосвязанный процесс, обусловленный принадлежностью различных наций и этносов к византийской цивилизации и имеющих единый фронт противостояния иным цивилизациям и агрессорам.
Разрушение исторически обусловленных политических и экономических связей не решило, а напротив, усугубило проблемы безопасности, экономического развития, утверждение национальных систем ценностей. В связи с этим, идея объединительного начала находит вполне устойчивую социальную базу и сторонников на различных уровнях социальной иерархии.
Бесперспективность и несостоятельность СНГ
Созданное в соответствии с сугубо конъюнктурными требованиями, а также в качестве "реабилитирующего" момента, СНГ не обусловлено ни цивилизационными, ни экономическими, ни идеологическими, ни политическими факторами. Оно было с самого начало обречено на неудачу. Это связано как с факторами исторического и ситуационного значения, так и с цивилизационными факторами, которые несомненно имеют определяющее значение. Военно-политическое и экономическое ослабление России, как центральной державы любого союза восточно-европейских или "евразийских" стран, невозможность оказания ею экономической и прежде всего ресурсной помощи, участия в крупных инвестиционных проектах, ограниченность возможностей России защищать данные страны, их интересы на международной арене политическим и дипломатическим образом, предоставления им крупной военной помощи в условиях вооруженных конфликтов, незаинтересованность российской элиты в объединительных процессах - все это безусловно не способствует укреплению СНГ. Важное место в торпедировании развития структур СНГ занимает и деятельность НАТО (прежде всего США и Турции), располагающих огромными политическими и экономическими возможностями, направленными на создание новых политических и экономических реалий в регионах Кавказа, Центральной Азии, на Украине, в Прибалтике.
Страны СНГ и Прибалтики, а также страны Балканского региона и Центральной Европы получили возможность войти в новые и порой весьма выгодные для себя экономические отношения со странами Запада, что также не способствует объединительным процессам.
Особую роль в переориентации стран Кавказа и Средней Азии играет Турция, беспрецедентно наращивая здесь свое присутствие. Формирование новых экономических организаций, создание транспортных и иных коммуникаций, систем образования, кредитных учреждений, активное участие в крупных инвестиционных проектах по разработке ценных минеральных и сырьевых ресурсов, насаждение специалистов в военных и дипломатических структурах, использование религиозных организаций для пропаганды идеологических воззрений - стали основными методами экспансии Турции в Азербайджане, на Северном Кавказе и в Центральной Азии.
Неразвитость социальных структур, маргинализация общества, низкий культурный и моральный уровень "элит" в странах СНГ, коррумпированность бюрократического аппарата в целом, явления кризиса управления во многих из них, зачастую переходящего в кризис государственности, также не способствует развитию СНГ в части сближения стран-участниц. Этому также не способствует глубокая политическая апатия, отчужденность от общественной и политической жизни масс населения, неразвитость политических партий и общественных движений. Вместе с тем, наиболее важными факторами отсутствия достаточных центростремительных и объединительных тенденций являются факторы цивилизационные.
Страны и этносы постсоветского пространства принадлежат к совершенно различным расам, религиозно-этническим системам, происхождению, языковой принадлежности, имеющим в лице соседних мощных держав религиозных, культурно-цивилизационных партнеров и союзников. Нации и этносы стран участниц СНГ характеризуется весьма различными стереотипами поведения, традиционными и привычными укладами экономической жизни, социальными стандартами, исторически сложившимися уровнями социально-экономического развития.
Целый ряд стран имеют между собой достаточно глубокие политические противоречия, территориальные претензии, существуют проблемы использования ресурсов, прежде всего энергетических и водных, транспортных коммуникаций, внутригосударственные и внешние этнические и клановые конфликты. Существует ряд очагов вооруженной и политической напряженности и высокая вероятность возникновения на их базе региональных вооруженных конфликтов.
Известной напряженностью и отстраненностью характеризуются также отношения между этнически и цивилизационно близкими нациями и этносами Балканского региона, что характеризуется наличием территориальных проблем, активным вмешательством западных держав, наличием крупных вооруженных конфликтов и определенным дистанцированием таких стран, как Болгария, Сербия, Румыния от России. Однако, как известно, между нациями принадлежащими к одной и той же цивилизации, за известный период времени крупных вооруженных конфликтов либо не возникало, либо они легко предотвращались политическими способами. Несмотря на наличие некоторых этнических проблем между Грузией и Арменией, Грецией и Македонией, Грецией и Болгарией, Сербией и Болгарией, Румынией, Молдавией и Россией, а также Украиной, данные страны (кроме юго-осетинского и приднепровского конфликтов) не были вовлечены в сколько-нибудь опасное противостояние.
Общность политических и экономических интересов восточно-христианских и иных духовно близких народов
Сегодня социальные идеологии и теории с трудом "правят" нациями и государствами, и тем более не способны выступать в качестве объединительных. События на Балканах, рост противоречий внутри НАТО, события в Восточной Европе явственно показали, что ни коммунистические, ни либеральные ценности и системы не способны решить наступающие проблемы. Разрушив "евразийскую" тоталитарную систему, западный либерализм тем самым поглощает самого себя, что выражается в явственном кризисе идеологии "нового мирового порядка". В основу систем управления, государственного устройства и даже экономической организации общества все больше ложатся цивилизационные подходы, и на смену "традиционному" социальному анализу приходят этнологические подходы. Эпоха универсализма сменяется эпохой "обособленности" в формировании политических и этнических структур.
На смену универсальным государствам и системам придут национальные государства, и будут реанимированы как культура, так и очертания самих цивилизаций.
На фоне духовного кризиса западного мира, включающего две основные составляющие, - католичество и протестантизм, - а также при нарастающем кризисе ортодоксального ислама, выражающегося в развитии исламизма и ваххабизма, восточно-христианская цивилизация (византийская традиция) во многом сохранила силу духа, традицию, способность идентифицироваться, а также, что есть самое важное, стать вновь основой для возрождения принадлежащих ей народов. Византийская цивилизация, являясь более динамичной и молодой, менее подверглась абсорбции со стороны системы протестантских ценностей, что доказывает подлинное возрождение, которое переживают восточно-христианские народы. Кризис, переживаемый данными народами, относится скорее к разряду материальных кризисов и по отношению к духовному началу является кризисом развития.
Понимая опасность византийского мира для протестантской системы ценностей, против него направляют свои возможности как Запад, так и Восток. Целью противников византийской цивилизации является недопущение трансформации восточно-христианского мира из состояния маргинального (пограничного) пространства в один из мировых полюсов политики и экономики.
(Однако положение маргинального пространства, подверженного контролю более могущественных сил, не может оставаться стабильным и со временем превратит восточно-христианский мир в аграрно-сырьевой придаток, буферную зону для Запада и богатых центров Востока. Это равносильно духовному и материальному вырождению, окончательному упадку производительных сил и культуры, жесткую политическую зависимость.)
...Опыт XX века явственно показал, что подлинного гармоничного экономического и социального развития достигали только те нации и регионы, которые строили свои экономические системы адекватными традиционным для себя цивилизационным основам, когда организация труда, экономические отношения, экономический порядок и законодательство в целом, развитие форм организации производства, уровень цивилизации управления и производства были основаны на национальных традициях, религиозно-этнических нормах поведения, стереотипе поведения в целом. К таким странам несомненно относятся страны азиатско-тихоокеанского региона, часть исламских стран. И наоборот, копирование западных, протестантских стандартов оканчивалось общественным разочарованием, диспропорцией и нетрадиционной дифференциацией общества, социальной деформацией и т.д.
Уровень социально-экономической мобильности общества, интенсивность и производительность труда, цикличность производственной деятельности, формы и способы землепользования, социальные стандарты жизни населения, способность к освоению высоких технологий, наличие научно-технического и образовательного потенциала, особенности климата, природных условий в целом, ресурсообеспеченность и другие характеристики народов восточно-христианского мира примерно сопоставимы. И главное, что характерно для данных народов в части общественно-политической организации, это стремление к общинности, коллективизму, то, что в русской политической терминологии известно как соборность.
Современные политические, экономические условия, демографическая ситуация и задачи реформирования и структурного преобразования стран восточно-христианского мира в основном совпадают. Данные страны не представляют опасности друг для друга, не имеют целей политической и демографической экспансии. Отношения между ними могут регулироваться даже без формальных договоренностей и отношений, на основе внутрицивилизационного саморегулирования данных отношений и взаимопонимания. Противоречия неформальных отношений между странами восточно-христианского мира и соседних стран являются уникальными в современном мире и представляются более тесными и эффективными, чем отношения внутри межгосударственных объединений Запада и Востока. К такого рода отношениям относятся, например, недекларированная солидарность Армении и армян диаспоры с Сербией, моральная поддержка Грецией Армении и Болгарии.
Наиболее важной, в данном случае является широкая поддержка Сербии со стороны общественности России. Данные отношения все больше будут выступать на международной арене как приоритетные и неуправляемые, так как содержат известную долю иррационализма.
Страны восточно-христианского мира легко представить в качестве единого экономического пространства, характеризующегося известными законами и закономерностями развития. Данные страны могли бы составить устойчивое экономическое сообщество, где отдельные национальные территориально производственные и промышленно-финансовые комплексы способны выступить как звенья, составляющие целое. В данном пространстве возможно такое разделение труда, какое обеспечило бы возможность функционирования многих ныне простаивающих производств и сфер хозяйства. Наличие данного пространства обеспечивает перспективное существование и развитие стратегий на юго-западном, южном и юго-восточном направлениях.
В настоящее время наиболее серьезные политические и вооруженные экспансии направлены именно против византийского мира (Босния, албано-греческая граница, эгейский конфликт, кипрский конфликт, нагорно-карабахский конфликт, чеченский, неурегулированность отношений в Северном Казахстане, в Поволжье, в Прибалтике и др.) И это не случайно, если учесть цели западного мира не допустить усиления этих стран, не допустить установления в них национально-ориентированных систем управления.
И.М.Мурадян, С.А.Манукян (г.Ереван)
К ИЗДАНИЮ КНИГИ "ИСТОРИЯ СЛАВЯН"
Вышла в свет книга "История славян" (М., 1997 г., автор - А.Гудзь-Марков). Это наиболее совершенное и полное собрание археологических, этнографических и исторических сведений по истории славянства, представляющее новый уровень обобщения разрозненной доселе фактологии.
...
"История славян" состоит из трех книг, содержащих двенадцать уникальных карт и краткое введение.
Первая книга "Славянский мир Европы" посвящена древнейшей истории и описывает славян раннего Средневековья Центральной Европы и Балкан. В книге подробно описаны взаимоотношения славян с мирами германцев, греков, арабов, иранцев и других народов. При этом рассматривается большое количество письменных памятников, в настоящее время переведенных с латыни, греческого, арабского и других языков. Особое внимание уделено перемещениям славян в I тысячелетии н.э. на Балканах и в Элладе, опирающееся на свидетельства греческих авторов.
В этой же книге подробно рассмотрены взаимоотношения северных германцев, выходцев из Скандинавии и Дании, со славянами. Выясняется, к примеру, что не только славяне восприняли северогерманский элемент в свою среду, но и сами северные германцы, едва ли в меньшей степени, восприняли славян в своей среде.
Последовательно освещается история славянских союзов междуречья Эльбы и Одера (полабские славяне), Польши, Чехии, Моравии, Словакии, Штирии, Каринтии, Словении, Хорватии, Сербии, Болгарии и иных славянских провинций центра и юга Европы. Материалы автор черпает из археологии, из хроник Галла Анонима, Козьмы Пражского и множества других доступных в настоящее время источников.
В книге приведена карта славянских земель Центральной Европы раннего Средневековья.
...
Вторая книга называется "История древней Руси". В основу исследования положено полное собрание древнерусских летописей, письменные свидетельства латинских, арабо-персидских, греческих авторов, данные археологии.
История Древней Руси освещается не как изолированное явление, а как часть развития мира славян и всего индо-европейского конгломерата народов. Повествование доведено до времени нашествия монголов 1237 - 1241 гг.
...
Третья книга - "Земли Древней Руси". Она разделена на одиннадцать глав по числу крупнейших исторических провинций, от Угорской Руси и Галиции на юго-западе до Новгородского Заволочья на северо-востоке. В главах подробно описано, район за районом, все многообразие древнерусских, славянских памятников, включая курганные некрополи, древние села, городища, летописные города, волоки, урочища и пр.
В каждой главе представлена карта исторической провинции V - XIII вв., отражающая все многообразие доступных данных. Карты являются абсолютно новыми и уникальными. Они представляют собой, в купе с описанным, большой интерес для всех стремящихся к знакомству с историей континента и Руси.