Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru   http://www.relis.ru/slavmir
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень № 9
Март 1998 года

При распространении и воспроизведении материалов, обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации № 03127 от 07.08.95 г.


В НОМЕРЕ


Россия - Украина

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ НА ТЕМУ: "ДОГОВОР О ДРУЖБЕ, СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ПАРТНЕРСТВЕ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И УКРАИНОЙ - ПУТЬ К НОВЫМ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ"


Белоруссия

ПАРАДОКСЫ СОВРЕМЕННОГО ДВУЯЗЫЧИЯ

К ВОПРОСУ О "ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЯХ"


Демография

ВРАЧИ-ПЕДИАТРЫ ПРОТИВ ПЛАНОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ ДЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

ДИНАМИКА ПРОЦЕССОВ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "АЛЬ ЗЯКЯТ"


Россия - Украина

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ НА ТЕМУ: "ДОГОВОР О ДРУЖБЕ, СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ПАРТНЕРСТВЕ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И УКРАИНОЙ - ПУТЬ К НОВЫМ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ"

Тихонов Г.И., председатель Комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками

Я являюсь персоной нон-грата для Украины (подтвердит Пастухов, нота такая была). Сегодня утром я стал нон-грата и в Думе, меня отстранили от проведения этих слушаний, хотя их и готовил наш Комитет.
...
Теперь по-существу. Всем выступающим и слушающим было понятно, что этот договор является прямым продолжением Беловежских соглашений. И все помнят отлично, как за суверенитет России в парламенте РСФСР стоя голосовали все, аплодируя, кроме шести человек.
Ради бога, не попадитесь опять на эту удочку, на это продолжение Беловежских соглашений. Тех, кто будет сегодня разделять наши народы, наши дети нас назовут врагами народов. Мы - один народ, и народ неделимый. В этом договоре ущемляется русский язык, в этом договоре нет дружбы между народами, а есть только дружба между двумя президентами. Вчитайтесь в текст договора, ведь многие не прочитали его до конца. Почитайте, прежде чем вы будете голосовать за него в Думе.
Единственное, что я хочу доказать - это то, что мы дружили, дружим и будем в дружбе жить вместе: украинцы, русские, белорусы. У меня есть очень простое предложение. Мы - депутаты Государственной Думы Федерального Собрания делаем заявление Российской Федерации и Верховной Раде Украины о проведении референдума Российской Федерации и Украины о государственном единстве народов России и Украины.
"Мы - депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Верховной Рады Украины учитываем многовековые традиции братской дружбы двух славянских народов, относясь с глубоким уважением к выбору пути развития российско-украинской государственности, уважая стремление народов России и Украины к экономической, политической интеграции с народами государств, созданных на территории Союза ССР, отвечая чаяниям народов России и Украины о государственном единстве, исходя из общегосударственных интересов Российской Федерации и Украины, считаем целесообразным провести референдум Российской Федерации и Украины по вопросу государственного единства народов России и Украины.
Мы обращаемся к президентам Российской Федерации и Украины, Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Верховной Раде Украины, правительствам Российской Федерации и Украины с предложением поддержать вынесение этого вопроса на референдум. Обращаемся также к политическим партиям, другим общественным организациям и движениям с предложением поддержать проведение референдума Российской Федерации и Украины по вопросу государственного единства народов России и Украины".

Чехоев А.Г., заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками

Сегодня, наверное, в этом зале не найдется ни одного человека, который бы выступал против дружбы и сотрудничества Украины и России, против дружбы украинского и российского народов. Почему же тогда вокруг этого договора сегодня так много споров и дискуссий? Неправильно, если все сводить к узконаправленным политическим, экономическим или правовым аспектам, точно так же, как рассматривать причинно-следственный механизм через призму деятельности той или иной политической партии или движения, политикой правительства или президента.
Для того, чтобы определить, что представляют сегодня отношения между Россией и Украиной, хотелось бы обозначить несколько моментов.
Первое. Декларируя начиная с 1991 года дружбу и сотрудничество, руководители и России, и Украины делали все возможное для того, чтобы как можно дальше отойти друг от друга, побыстрей завершить тот губительный процесс развала и раздела, который начался в Беловежской пуще в декабре 1991 года.
Второе. Откровенная прозападная политика руководства и России, и Украины, получение помощи, кредитов из одной и той же "подающей руки" в конечном итоге лишили экономической и политической самостоятельности как Россию, так и Украину.
Третье. Советский Союз имел сильнейшие геополитические и геостратегические позиции в бассейне Черного и Средиземного морей, странах Ближнего Востока. По идее, после развала Советского Союза эти позиции должны были бы сохранить два братских славянских государства совместно. На деле произошло обратное. Мы почти добровольно покинули регион. Ликвидировали на фоне наращивания военного присутствия и мощи НАТО наш мощнейший аргумент во внешнеполитической деятельности - Черноморский флот и всю стратегическую авиацию южного базирования.
Четвертое. В межгосударственных отношениях Россия и Украина, руководимые той самой "подающей рукой", настолько отдалились друг от друга границами, таможнями, налогами, что любые заявления о дружбе и сотрудничестве, особенно в преддверии больших политических акций, которыми сегодня на Украине являются выборы - не более чем политическая шумиха, рассчитанная на доверчивого русского и украинца.
Почему мы с такой осторожностью относимся к подписанным договорам? В "большом" договоре гарантируются права так называемых национальных меньшинств, а это 12 миллионов русских. И тут же, 18 февраля 1998 года правительство представляет проект на подписание соглашения между Россией и Украиной о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.
Почему наши правительства сегодня так остро поднимают этот вопрос в рамках России и Украины и, по сути дела, готовят великое переселение народов?
Далее. Проблема русского языка. По всем мировым стандартам русские на Украине являются государствообразующей нацией. В то же время масштабная программа ассимиляции русских и русскоязычного населения не имеет аналогов на постсоветском пространстве.
Есть и проблема территориальной целостности. Вопрос, который мы сколько бы не загоняли вглубь, не ретушировали, рано или поздно встанет. Имеется в виду Крым и Севастополь. Этот вопрос, и это самое опасное, может встать и вне правового поля, только не понятно, кто будет обеспечивать тогда порядок - Россия, Украина или НАТО.
О доверии к лидерам. Я зачитаю выдержку из одного интервью: "Стратегический курс намечает пути и возможности вмешательства во внутренние дела стран СНГ через защиту прав русских, активизацию идеологического давления путем обеспечения российского теле- и радиовещания на ближнее зарубежье, поддержка продвижения российской прессы в этот регион, воспитание молодого поколения государств СНГ в духе дружественного отношения к России, проведения странами СНГ миротворческой деятельности, направленной на урегулирование и даже предупреждение конфликтов на территории Содружества, использование российского рубля как резервной валюты". Вот в чем обвиняют Россию. Спрашивается, кто обвиняет? Президент Кучма в своем интервью на украинском языке, хотя недавно он клялся в дружбе и в братстве и даже потерял при этом свой украинский акцент.
Чего боится Кучма в случае победы левых сил на выборах в парламент? Почему он считает (а это было им заявлено, на встрече с послами стран "большой семерки", он попросил у них поддержки), что в случае победы левых сил Украина изменит свой курс на 180 градусов. То есть на Восток, на Россию. Что это, самое страшное, что может случиться с Украиной и Россией?
Обращусь к еще одному документу. Вот заявление-обращение Верховной Рады Украины к Федеральному Собранию Российской Федерации. Здесь предполагается создание таких условий для национально-культурного развития украинского национального меньшинства на территории Российской Федерации, которые существуют на Украине для русского национального меньшинства. Звучит хорошо. Но я бы хотел обратиться к нашим украинским коллегам и спросить их: сколько они писем получают об ущемлении прав украинцев в России? И сколько мы здесь получаем? Я вам отвечу: у нас уже эти письма мешками.
Далее. По сути неразрешима проблема статуса Крыма, Севастополя и Черноморского флота. Закрепление территориальной целостности Украины дает ей возможность беспрепятственно преобразовать свои достаточно партнерские, дружеские отношения с НАТО в более близкие, вплоть до членства в НАТО. Даже сам факт, что Верховная Рада, ратифицировав "большой" договор, отложила соглашение по Черноморскому флоту, говорит о многом. Где гарантия, что не будет поставлен вопрос о выводе Черноморского флота, российской его части из Севастополя? Благо украинские друзья уже сегодня могут рассчитывать на поддержку "мирового сообщества" в этом вопросе.
Есть предложение войти с предложением о ратификации договора после ратификации Верховной Радой договора по Черноморскому флоту.

Биндюков Н.Г., депутат Госдумы РФ

Внесенный на ратификацию в Государственную Думу договор и сопровождающие его документы носят противоречивый характер.
Позитивные стороны. Серьезным завоеванием является сам факт подписания этих документов, что достигнуто под давлением прогрессивных сил обеих стран, стремящихся к сохранению традиционной дружбы двух народов, духовно и родственно близких. Договор, хотя и не полностью, устраняет или блокирует тенденции напряженности, конфронтационности, ревнивой настороженности и недоверия друг к другу, которые возникли и в последнее время нагнетались определенными силами в обеих странах. Создается правовая основа для формирования моделей отношений партнерства и сотрудничества во всех областях - экономической, политической, социальной, духовной жизни, атмосферы дружбы и взаимопонимания между двумя странами и народами.
Немаловажное геополитическое значение договора как фактора укрепления глобальной и региональной стабильности, противодействия обвалу в обеспечении безопасности государств и России, и Украины, и других стран СНГ.
Негативные и слабые аспекты документов заключаются прежде всего в их декларативности. Статьи договора во многом повторяют или напоминают общепринятые в международных договорах нормы цивилизованных взаимоотношений государств, что само по себе хорошо. Но эти обязательства зафиксированы в документах ООН, ОБСЕ и других, под которыми уже имеются подписи наших государств.
За исключением соглашений о сотрудничестве в области космической деятельности, никакие конкретные акции до недавних пор реально не были обозначены. Нет даже ссылки на духовное, религиозное, языковое, психологическое единство народов России и Украины на общность их судеб в прошлом, настоящем и в будущем.
Среди принципов, на которых строятся отношения двух стран, отсутствует веками утвердившийся между Россией и Украиной принцип братской взаимопомощи. И в целом все обязательства не выходят за рамки общепризнанных норм международного права. Это вполне приемлемо, но для двух братских народов с такой историей явно недостаточно.
Обращает на себя внимание отсутствие в договоре обязательств сторон не вступать на международной арене в блоки и союзы, направленные против интересов другой стороны.
...
Главное препятствие к ратификации договора в Думе заключается сегодня в сокрытии властями от обоих народов текста Соглашения "О Черноморском флоте". Только зная статьи этого конкретного соглашения, можно осознанно судить о степени соответствия всех заключенных договоренностей интересам национальной безопасности России и Украины, стабильности и миру в этом регионе и во всем мире.
...
Целесообразно при этом:
а) Госдуме России предварительно затребовать от правительства текст соглашений по Черноморскому флоту, и обсудить их совместно с подписанными договорами;
б) сопроводить ратификацию договора особым заявлением Государственной Думы о недостаточности договора, и необходимости дальнейшей работы по интеграции России и Украины;
в) принятие специальных соглашений между Российской Федерацией и Украиной по защите этической, культурной, языковой и религиозной самобытности российской диаспоры на Украине, и украинской в России.

Кузнецов Ю.П., заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по делам национальностей

Мы не склонны ратифицировать этот договор. Основание простое: где учет гражданских прав и свобод рядовых людей?
Объясняю. Статья вторая. "Незыблемость границ". Каких границ? Кого они разделяют? Привожу исторические примеры. Декабрь 1917 года. Народный комиссар по делам национальностей Сталин отвечает на вопрос, заданный ему. Он говорит: "Украинская Рада узурпирует права граждан, заявляя о территории своего суверенитета". Нигде, подчеркиваю, нигде на уровне губерний о вхождении в состав Украины референдумов не проводилось. Аналогия абсолютная.
Я разделяю мнение о том, что русские - самый большой в истории человечества разделенный, искусственно разделенный народ. Поэтому статья вторая может трактоваться различно, и она больше закладывает проблем на будущее, чем решает проблемы сегодняшнего дня.
Кого разделили? Один народ или разные народы? Если бы опрос шел путем референдумов на уровне губерний, тогда, я думаю, с украинской стороны перебора не было бы. Была бы твердая гарантия того, что на столетие сформируется украинское государство, поддерживаемое русским народом, из украинцев, к которым несомненно надо отнести население западных губерний, стоящих даже в вопросах веры на позициях униатской церкви или католической.
Другой вопрос. Украинцы могут себя называть кем угодно. У нас в Сибири есть немцы, которые говорят по-русски, пишут по-русски. То же самое на Украине: пишет по-русски, говорит по-русски, но при этом в паспорте у него "украинец".
Во всем мире федерации формируются из раздельных частей. Мы же додумались из единого народа, единого государства формировать национальные федерации.

Румянцев О.Г., заместитель ответственного секретаря Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России

Летом 1992 года, когда мы в Верховном Совете впервые провели парламентские слушания по проблеме Курильских островов, и убедились в том, как важно вытащить проблему осуществления внешней политики одним человеком, президентом, на уровень публичной политики. Нам удалось ни много, ни мало тогда добиться отмены визита Ельцина в Токио и фактической сдачи островов, которая была подготовлена при участии и попустительстве зам.министра иностранных дел Кунадзе.
Сегодня мы обсуждаем проблему: ратифицировать или не ратифицировать договор с Украиной в гораздо более сложных условиях. Когда говорят о том, что лучше ратифицировать договор, то все-таки лукавят. Есть Договор 1990 года между Украиной и РСФСР. Могут сказать, что нет уже УССР, нет РСФСР, но тем не менее предложенный Договор, подписанный Ельциным и Кучмой, сегодня в статье 39 говорит, что со дня вступления в силу настоящего договора прекращает свое действие Договор от 19 ноября 1990 года. Тот договор был подписан и ратифицирован, вступил в силу, срок его действия определялся 10 годами. Только 19 ноября 2000 года истекает срок его действия.
А выполняется ли тот договор? Вот, наверное, о чем следует спросить исполнительную власть, в том числе и министерство иностранных дел. Созданы ли условия для системы единой коллективной безопасности, которая оговаривалась тем договором? Нет, не созданы. А это касается и вопросов, связанных с Черноморским флотом и с Севастополем. Решены ли задачи, которые стороны брали на себя?
Договор 1990 года не исчерпал себя. И наверное, сегодня следует подумать о том, чтобы политики двух государств приложили усилия к тому, чтобы тот договор был выполнен.
Нам говорят, что к 2007 году серьезно возрастет экономический потенциал, мы будем пожинать плоды экономического сотрудничества. Но уже сегодня Украина устами главы ее государства присоединяется к альтернативному экономическому образованию ГУАМ: Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова, носящему ярко выраженный геополитический характер, ярко выраженный и уже сегодня направленный против интересов России.
Я думаю, что альтернативой участия в ГУАМ все-таки является не этот беззубый договор "О стратегическом партнерстве". Стратегическое партнерство возможно только в рамках Союза государств. Не случайно год назад в то же время, когда готовился договор между Россией и Украиной, был заключен, подписан, на "ура" ратифицирован Договор "О союзе Белоруссии и России". Вот где стратегическое партнерство при сохранении полностью независимости, суверенитета, Конституции, всех атрибутов государственности двух государств.
Я думаю, что время ратифицировать договор России и Украины не пришло. Стратегическое партнерство мы обязаны готовить в рамках предыдущего договора и готовить все условия для расширения числа участников нашего союза.

Ненашев М.П., председатель общественного совета "300 лет Российскому флоту"

Я не встречал ни одного нормального человека, который сказал бы: отдадим Севастополь.
Вспомните, как Хрущев передавал Крым Украине. Ведь тоже убеждали: да мы же одна страна, один организм, ничего страшного не будет. Или недавний пример, Горбачев: выведем войска из Германии, получим 10 миллиардов марок, сохраним армию и получим деньги. Ни армии, ни денег...
Мы готовим книгу "Третья оборона Крыма", и мы укажем поименно, кто и что поддерживал. Я понимаю некоторую часть коммунистов, которые поддерживают, может быть, Мороза на Украине. Но, вы вспомните: Квасьневский победил в Польше. Первый его шаг: он подал заявление в НАТО. Есть у вас гарантия, что Украина при смене власти не поведет себя таким же образом? Где гарантии, что после выборов 1999 года Украина не займет антироссийскую позицию? Это же новая Польша. Она все буквальным образом так делает.
В заключение: у меня предложения полностью совпадающие с мнением Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками. Ратификацию отложить до выборов не только Верховного Совета, но и президента Украины.

Чупахин А.М., секретарь Комитета Верховной Рады Украины по вопросам обороны и государственной безопасности

Я родился в Курской области и вырос там до поступления в один из институтов в Харькове. Там и сегодня живут мои родители, сестры, братья, одна сестра живет в Байконуре. И вот, когда я со своими маленькими детьми проезжал границу Харьковской и Белгородской области, то говорил им: смотри, мы въезжаем в Россию, или: мы въезжаем в Украину. Я даже в самом страшном не мог представить, что переезды через эту границу окажутся многочасовым кошмаром.
Я и есть тот соотечественник, которого российское государство обязалось защищать, в том числе и на территории Украины. Но с 1994 года я, кроме того, и политик. И, как секретарь Комитета Верховного Совета по вопросам обороны и государственной безопасности, должен принимать решение, как поступать мне в случае, когда мои племянники служат один в Вооруженных Силах Украины, другой в Вооруженных Силах России.
Я никогда не скрывал и не скрываю сейчас, что одной из основных моих позиций является не просто тесное сотрудничество России и Украины, а единство в области экономической деятельности, таможенного пространства, военно-политической сферы, внешней политики.
Я являюсь инициатором работы по вхождению Украины в Союз Белоруссии и России. И хотя нам пока не полностью удалось реализовать намеченное, сегодня парламентарии Верховного Совета Украины являются наблюдателями в парламенте Беларуси и России.
Так вот, я задаю себе вопрос: отказ от этой моей работы приблизил бы единение России и Украины или замедлил бы этот процесс? И не только моя работа, а работа и других депутатов и не только Украины, а в том числе и представителей законодательной власти других стран СНГ.
Я все-таки даю себе ответ: такая работа приближает наше единство.
...
В октябре 1997 года наш комитет был в Крыму - изучал проблемы флота. У меня сложилось ясное и четкое представление: моряки понимают друг друга лучше, нежели политики. И может быть мы виноваты в том, что сегодня пришли к такому состоянию, что вынуждены проводить и парламентские слушания, и какие-то дополнительное обсуждения о взаимоотношениях наших государств.
Я прямо скажу, что злым тихим словом вспоминают 1991 год и последующие годы, в том числе и действие государственных структур промышленники как Украины, так и России. Хотя в последнее время контакты руководителей исполнительной власти наших стран и расширились.
...
Я верю, пройдут выборы в Верховный Совет Украины и придут нормальные политики, пройдут у нас выборы президента, пройдут выбора президента в России и будет избран президент, у которого родственники будут на Украине ... и мы тогда не будем больше говорить на эту тему.

Поддубная М.Е., депутат Верховного Совета Крыма

Мы - за дружбу народов России и Украины. И именно поэтому мы против данного текста этого договора категорически.
Нас тут уже сегодня русских называли в Крыму диаспорой, а мы думали, мы - государствообразующая нация на Украине, а мы думали, что наш язык - русский, будет вторым государственным на Украине, мы думали, что вы нас поддержите в этом.
Во всем мире людьми давно уже не торгуют, не дарят их никому, а нас подарили. Ну, о каком соблюдении международных норм можно сегодня вообще говорить?
Дорогие соотечественники, нарушен закон. Вы - Россия - продолжатель Советского Союза, вы должны отстоять нас, сделайте так, чтобы какая-то справедливость была восстановлена или хотя бы дайте нам провести референдум о независимости Крыма, за который мы собрали положенное количество подписей, но гарантий на проведение которого нам не дают по сей день.
Завтра мы можем стать объектом уничтожения. Эта мысль уже звучит в прессе. Вот статья из газеты "Крымская светлица", здесь написано буквально следующее: "Признать сегодняшние реалии вовсе не означает законодательно утвердить русских национальным большинством, как они мечтают, придав их языку статус второго государственного. Нынешняя ситуация - лишь временные последствия постоянного пребывания Украины в составе той или иной империи".
Но, во-первых, автор этой статьи не учел, что кроме такой "неприятности", как большинство русских в Крыму, Украина имеет еще одно последствие пребывания в составе империи - сам Крым. Во-вторых, само большинство русских в Крыму - явление временное, по мнению автора статьи, то есть численность русских собираются уменьшить.

Сокоров С.А., полномочный представитель Конфедерации русских общин Западной Украины

Надо ли подписывать договоры с соседним государством? Бесспорно надо, если это государство дружественное, если на его территории все спокойно.
Так ли происходит на Украине? Почти 10 лет на Украине продолжается агрессия галицийского менталитета. Эта агрессия уже выливается в Россию. Вам известно, что в Чечне существуют несколько бандформирований УНА-УНСО. Вот с таким государством мы должны подписывать договор.
Что же ждет нас, русскоязычных, я уже другой термин на буду употреблять, тогда, когда этот галицийский менталитет победит на всей территории Украины? Их ждет то, что получилось сейчас во Львове.
Когда я иммигрировал из Львова, а я был одним из первых руководителей Русского национально-культурного движения Галиции, Львовщины точнее, у нас было 22 русских школы. Вы, конечно, понимаете, что русская школа - это то средоточие, где сохраняется наша российская душа, наша историческая память, наши исторические ценности.
Первый же удар новых властей пришелся именно по русской школе. Теперь - не 22 школы, а 5 переполненных школ, и их количество будет уменьшаться.
Украина, которая является по сути своей федеративным, а еще точнее - русско-украинским государством, сейчас хочет показать себя на исторической арене как государство унитарное.
...
Мы можем идти за стол переговоров, если мы будем говорить о Новороссии, о землях Великого войска донского, переданные Украине после революции большевиками, но мы не можем рассуждать о том, садиться за стол переговоров о судьбе Севастополя и Крыма. Севастополь и Крым - это русские территории, оккупированные Украиной при нашем попустительстве. И поэтому давайте так: дружба с народом - да, дружба. Да, мы единый народ, две ветви этого народа. Но давайте все поставим на свои места.


Белоруссия

ПАРАДОКСЫ СОВРЕМЕННОГО ДВУЯЗЫЧИЯ

В Беларуси, несмотря на узаконенное Референдумом равноправие русского и белорусского языков, сложилась парадоксальнейшая для страны, подавляющее большинство населения которой говорит и думает по-русски, ситуация с положением в ней русской, русскоязычной литературы, практически оказавшейся на грани уничтожения и вымирания.
Только за последние годы закрылись почти все издания, ранее публиковавшие произведения русских литераторов - "Парус", "Родник", "Салон", "Личная жизнь"... Единственный из выходящих в республике толстых литературных журналов - "Неман" уже в силу предназначения в подавляющем большинстве случаев отдает предпочтение произведениям, переведенным с белорусского. У "Всемирной литературы" вообще иные, не совсем, правда, ясные до сих пор задачи. Прекратил существование ежегодник "День поэзии", помещавший произведения на двух языках. Неуклонно сокращается выпуск книг живущих в Беларуси русскоязычных авторов государственными издательствами "Мастацкая лiтаратура" и "Юнацтва" - на протяжении двух последних лет здесь не увидела света практически ни одна книга, изданная за государственный счет, без спонсорской помощи.
Между тем, Беларусь традиционно богата именно на таланты, исконно оставлявшие заметный след в русской культуре. Достаточно назвать имена Симеона Полоцкого, "отца" русского символизма и поэзии Николая Минского, пионера "рыночной журналистики" Фаддея Булгарина, известнейших русских критиков Степана Дудышкина и Ангела Богдановича, замечательных представителей литературы русского зарубежья - Ирину Сабурову, Валерия Перелешина, Марию Волкову, поэтов более поздней поры - Ярослава Смелякова, Дмитрия Ковалева, Анатолия Софронова, Игоря Шкляровского, Ивана Бурсова, Вениамина Блаженного...
Во времена СССР всесоюзный читатель с громадным интересом встречал каждую новую книгу прозаиков Николая Чергинца, Светланы Алексиевич, Александра Миронова, Николая Коняева. В стране глубоко почитали автора знаменитейшей книжки о старике Хоттабыче Леонида Лагина, писателя-сатирика Бориса Ласкина, написавшего к тому же слова многих популярных советских песен, в том числе - "Спят курганы темные...".
Перечень этот можно продолжать, но большинство упомянутых авторов и в прежние времена вынуждены были творить и издаваться за пределами республики, ибо притеснения носителей языка Толстого, Пушкина в Беларуси - под дружный гвалт об уничтожении белорусской самобытности - постоянно усиливались, достигнув своего апогея к середине 90-х годов, когда из тематических планов государственных (!) издательств были вычеркнуты рукописи всех русскоязычных авторов, а произведения русских классиков приравнены к иностранным и их издание полностью лишено дотации... Излишне говорить, что за всю послевоенную историю многоязычной белорусской культуры ни один русскоязычный автор или переводчик не был отмечен среди лауреатов Государственной премии...
Сегодня старшее поколение живущих в республике русских литераторов достигло критического возрастного рубежа; среднее - намеренно оттирается национал-патриотами от литературы на задний план; молодое, несмотря на обилие самобытных дарований, почти никак официально не обозначено - в Союз писателей принимают лишь авторов нескольких книг, опубликовать которые молодые возможности, естественно, не имеют.
Наиболее инициативные из них, окончательно укрепившись в мысли о том, что "официальной" литературе они в ближайшее время вряд ли понадобятся, начинают создавать нечто вроде альтернативных писательских объединений, группируясь вокруг того или иного печатного издания. На этом фоне особенно выделяется созданный три года назад писательский союз "Полоцкая ветвь", инициативности лидеров которого могут позавидовать многие.

Анатолий Аврутин, член Союза писателей Белоруссии


К ВОПРОСУ О "ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЯХ"

27-28 февраля в Минске прошла Международная научно-практическая конференция "Политические репрессии в ХХ столетии", организованная белорусским хельсинкским комитетом и белорусской ассоциацией жертв политических репрессий. Хотя тема была обозначена довольно широко, исследования касались только "репрессий организованных большевистским режимом с 1918 года до настоящего времени в Белоруссии и по отношению к белорусам за пределами республики, а также поляков и белорусских татар, проживавших на территории Белоруссии".
Действительной целью организаторов было доказать наличие в современной Белоруссии массовых репрессий против инакомыслящих. Выглядело это несколько курьезно, поскольку конференция проходила в престижном, оборудованном по самому последнему слову техники конференц-зале в центре столицы. Ни милиции, ни ОМОНа в фойе или в зале не наблюдалось. Среди участников и докладчиков значились ученые из Германии, Польши и России, но основная масса - кандидаты исторических, либо философских наук из Белоруссии, работники АНБ, университетов, институтов. Встречались и доктора наук. Никто из них не заявил, что лишен работы по политическим мотивам, либо ограничен в исследованиях. В самих докладах приводились факты, цитировались документы о судебных делах, явно не из открытых архивов, что позволяло сделать вывод о непосредственном доступе к архивам КГБ. Впрочем, некоторые докладчики этого и не скрывали.
Представьте себе на мгновение некую гипотетическую конференцию "О политических преследованиях в Третьем рейхе", проводимую в центре Берлина в 1938 году и чтобы при этом цитировались документы из ведомства Мюллера. Представили? Вот теперь тему можно продолжить.
Открыл конференцию широко известный ныне уже не столько как писатель, сколько как борец за "бело-красно-белую правду" Василь Быков. Он изъяснялся неким оккультно-мистическим языком: "Сексот - это прислужник дьявола. Таким образом зомбируются народ, нация, общество. Коммунизм, большевизм, фашизм имеют одну сущность в метафизическом смысле. Думается, они вечны. У них есть ядерные, психотронные возможности. И они будут гнать самых святых и праведных. А истина для этих святых выше, чем народ и нация. Ибо народ смертен, а истина бессмертна". И далее в том же ключе...
Темы конференции охватывали широкий круг вопросов: репрессии против помещиков, дворян, писателей, ученых, духовенства, госслужащих, нацменьшинств, а впоследствии и самих работников органов ОГПУ, НКВД, КГБ, и др. Цитировались некие документы, показания свидетелей и т.п. Приведу некоторые из них.
Игорь Кузнецов, кандидат исторических наук, Минск: "До 1945 г. в одном документе указывается цифра жертв репрессий - 600 тысяч человек. Я с ней не согласен. По моим данным их в пределах республики - 950-960 тысяч человек, а с учетом тех, кто был репрессирован из белорусов за пределами - 1,5 млн., т.е. более 10 % населения".
Антони Галински (Польша): "Наша комиссия выявила, что при наступлении немцев в июне 1941 года проведены массовые расстрелы заключенных в тюрьмах: в Ошмянах - 3 тысячи, в Полоцке - всех заключенных, из минской тюрьмы вывели 18 тысяч заключенных, которых расстреляли в 30 км от города в лесу. Это были поляки, евреи, татары, граждане Западной Беларуси, т.е. Польши. Поэтому мы этим занимаемся".
Пока я пыталась осмыслить факт расстрела в течение одного дня 18 тысяч человек (где только столько патронов нашлось у конвоя? Как такое огромное количество человек смогли захоронить в тот же день, заранее, что ли, рвы выкопали, зная раньше Сталина о начале войны? Вот это разведка у простых тюремных начальников и конвойных! А тот факт, что вся Беларусь была захвачена немцами всего за неделю?), на трибуну вышел Валентин Гефтер (Россия, Москва, общество "Мемориал"). Он уточнил жуткие сведения историка из Польши: "Мы занимались документами в отношении тюрем в Белоруссии. В Ошмянах, Глубоком, Минске проводилась эвакуация заключенных в начале войны. В Ошмянах было расстреляно 30 человек, в Минске - 209 человек. Всего по республике из всех тюрем - 1 тыс. человек, а не те цифры, что указала выступающая из Польши. В большинстве тюрем не проводилось эвакуации. Их просто оставляли, заключенные разбегались". Шум в зале прервал это уточнение. Публика была явно недовольна въедливым российским исследователем. Он настолько не вписался в этот "бомонд", что был освистан, затопан, захлопан и фактически согнан с трибуны. В своем выступлении он призвал ученых подходить к анализу объективно, проводя исторические параллели и параллели с преследованиями политических противников в других странах СНГ. "Ваш режим я бы охарактеризовал как мягкий авторитарный режим". Вот на этих-то словах и начался вселенский гвалт! Конечно, шишка на своей голове всегда болит сильнее, чем отрубленная голова у кого-то в Чечне или в Туркмении!
...Из выступления Татьяны Протько, председателя белорусского хельсинкского комитета, кандидата исторических наук: "Современное состояние я бы охарактеризовала как переход к тоталитарному режиму, созданы благоприятные условия для массовых репрессий. Это подобно тому, что происходило в 30-е годы. Весной 1996 и 1997 года тысячи людей были посажены в тюрьмы за инакомыслие. Это вызвало сопротивление, появилась сеть свободных СМИ. Идет новая волна репрессий. Особенно они жестоки в отношении БНФ. Сегодня вас могут наказать за то, что вы идете по проезжей части, а не по тротуару, за надписи на фасадах здания и на заборах. Можно ли подать в суд на Лукашенко за то, что он публично назвал молодофронтовцев фашистской организацией?".
Конечно, если бы это говорила не особа с научными званиями, а некая дамочка из деревни Заваляевка, которая не знает, что по проезжей части ходить не положено, а рисовать на фасадах и заборах любые надписи всегда считалось хулиганством, даже если там было написано "народное" слово всего лишь из трех букв! Но это вещал кандидат наук!
...Сразу после ее этого заявления был зачитан пресс-релиз, присланный из Госдепа США, подписанный его пресс-секретарем Джеймсом Рубиным. Он и США в его лице тоже осудили "репрессии в отношении двух подростков, сделавших надписи на фасадах".
Среди выступавших была и гражданка США, доктор психологии Энн Спектор, специализирующаяся, по ее словам, на реабилитации жертв политических и иных репрессий. Как психолог, она очень профессионально подвела зал к той мысли, что "белорусы очень пассивны", и она видит в этом "эффект многолетней травмы от непрекращающихся репрессий".
Апофеозом этой конференции стала реабилитация жертв репрессий. Так вот, к жертвам отнесли тех, кто "боролся за независимость Беларуси" в составе БНР, провозглашенной с приходом немцев в 1918 году, а также тех, кто сотрудничал с фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны.
...Алексей Литвин, кандидат исторических наук из Минска, также не утруждал себя научными определениями, описывая репрессии в годы Второй мировой войны, естественно, только большевистские: "Репрессиям были подвергнуты миллионы граждан Беларуси, военнопленные, дезертиры, сотрудничавшие с оккупантами в силу разных причин, белорусские националисты, которые с помощью немцев хотели создать Белорусское государство... В первую очередь были подвергнуты репрессиям те, кто служил в полиции, был старостой или воином белорусской самообороны. Осуществляли репрессии и партизаны - расстреливали тех, кто сотрудничал с немцами. Требуется реабилитация всех этих жертв. Они выступали и боролись за независимую Беларусь!".
Вот так-то! Сожженные в Хатыни белорусы - это, по определению наших "незалежников", не жертвы. Жертвы - сжигавшие их полицаи. Вот для них-то и требовали реабилитации и государственных (!) льгот на все, что только можно. Помните слова Василя Быкова о "самых святых и праведных"? Вот они и обнаружились.
Конференция приближалась к окончанию, когда на сцену по недосмотру организаторов вышел Ч.И.Высоцкий, секретарь ЦК компартии Литвы, организатор Международного комитета против политических репрессий в Литве, имеющий в Беларуси официальный статус политического беженца, приговоренный в Литве к смертной казни за принадлежность к компартии. Он рассказал о политических преследованиях за убеждения в Литве (коммунистам - 15 лет тюрьмы с полной конфискацией имущества или смертная казнь), репрессиях против белорусов и поляков вплоть до запрета на работу. Призвал поддержать борьбу за освобождение томящихся в тюрьмах Литвы Бурокявичуса и Ермолавичюса, других политических узников, в том числе белорусов. Ответом ему был крик, топанье, улюлюканье, которое заглушало последние слова благодарности президенту Лукашенко за поддержку политических беженцев. Но "малина" единомыслия была сильно подпорчена. Куда там тягаться каким-то там Шереметам с человеком, приговоренным за свои убеждения к смертной казни и постоянно находящимся в опасности. Сегодня, сейчас...

Г.Григорьева (г.Минск)


Демография

ВРАЧИ-ПЕДИАТРЫ - ПРОТИВ ПЛАНОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ ДЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

24-26 февраля в Москве состоялся 8 Съезд педиатров России. Состоялся, несмотря на то, что в ходе реформы здравоохранения педиатрия, как область медицины, уже ликвидирована де-юре (закрываются педиатрические факультеты) и начинается ее устранение де-факто (закрытие и перепрофилирование детских поликлиник и больниц).
Проект медицинской реформы, основной целью которой официально объявлено сокращение расходов на здравоохранение за счет закрытия больниц, устранения специализированной (в том числе детской) медпомощи с переходом на систему "семейных врачей" или "врачей общей практики" (ВОП). Семейные врачи (фактически - фельдшеры) должны, согласно официальным документам, стать "контрольно-пропускным пунктом на более высокие уровни системы", без направления которых попасть к специалисту станет невозможно.
При этом вводится специальная система оплаты "врачей общей практики", штрафующая их за выдачу направлений к специалистам или на исследование.
Разработчиком проекта медреформы является хорошо известное специалистам "Агентство международного развития" (АМР), подразделение Госдепа США, широко используемое для прикрытия спецслужб США в "третьем мире".
"Международное развитие" в понимании АМР состояло в реализации целого ряда проектов по сокращению рождаемости методами массовой хирургической стерилизации, - создание сети центров по "планированию семей", ориентированных на поточное производство химических, вакуумных и хирургических абортов, и использования медицинских (в т.ч. развлекательных) учреждений для внушения пациентам установки на отказ от деторождения.
По иронии судьбы, в президиуме съезда при открытии сидели основные идеологи и исполнители "медреформы" и "планирования семьи" - министр здравоохранения Дмитриева и куратор президентской демографической политики Е.Ф.Лахова (думская кличка - "резиновая леди").
Съезд носил в основном научный, узкопрофессиональный характер: за дни его работы было проведено около тридцати научных симпозиумов, прочитано несколько сот докладов - на высоком профессиональном уровне, что подтверждает большое количество иностранных участников.
Однако высокий научный уровень съезда лишь подчеркнул главный вопрос: "Быть или не быть детской медицине? Жить или не жить нашим детям?".

Резолюция 8-го съезда педиатров России

Съезд с глубоким сожалением констатирует, что в стране принят курс реформы здравоохранения, предусматривающий тотальное разрушение всей системы нашей первичной педиатрической медицинской помощи, - ликвидацию участковой педиатрической службы и детских поликлиник.
Существующая пока система намного опередила мировую практику организации медицинской помощи детям и в течение нескольких десятилетий была гордостью страны, многократно оценивалась экспертами Всемирной Организации Здравоохранения как лучшая в мире, как система, способная достигать эффективную защиту детства даже при малом уровне финансирования.
Разрушение системы в 2005 году, как и предполагается в концепции, принятой правительством, разрушение в один из самых критических периодов демографической истории России (депопуляция, снижение уровня физического и психического здоровья детей и подростков), резко усугубит уже существующие проблемы, будет способствовать росту детской смертности, числа хронических заболеваний, числа инвалидов, снижению физического и интеллектуального потенциала всего населения России.
Уже сейчас, в период ожидания нелепой реформы главные исполнители системы охраны детства - педиатры детских поликлиник - находятся в состоянии профессиональной деморализации, как в перспективе объявления ненужными, и исключительно потому, что руководство страны не заинтересовано в выживании и здоровье детей.
Съезд настойчиво обращается к президенту, правительству и парламенту страны с призывом отказаться от намечаемых антидетских, а, значит, в перспективе и антинациональных, антигосударственных, разрушительных реформ в медицине детства.
Сохраните участкового педиатра - и мы вместе (практика плюс ученые педиатры) сделаем из него квалифицированного специалиста, владеющего самыми современными технологиями профилактической педиатрии, лечения и реабилитации уже больного ребенка.
Сохраните наше главное богатство - детские поликлиники, и мы найдем возможность сделать их эффективнейшими центрами или Дворцами Здоровья детей и подростков. Страна должна гордиться новыми поколениями.
Все это не бесплатно, это существенно дороже, чем отмена детского здравоохранения, но из всех денежных затрат, - вложения в детство всегда и везде были самыми действенными.
Сохранение детского здравоохранения, его главной части - первичного звена - вопрос ключевой важности и для национальной демографической политики, и просто для выживания страны в XXI веке.


ДИНАМИКА ПРОЦЕССОВ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

(По материалам 8-го съезда педиатров)

В последние годы в печати (научной и массовой) широко обсуждается вопрос о депопуляции России, и прежде всего русского населения. По своему содержанию эта проблема давно перестала быть абстрактно научной, она стала уже политической. В широком плане под ней понимают одну из форм демографического кризиса и даже катастрофы с далеко идущими и многообразными для страны и русского этноса последствиями. Речь идет и о вырождении нации, и о снижении в результате уменьшения численности народа его влияния (социального, экономического, культурного и даже военного) среди других наций и народов как внутри страны, так и за ее пределами, о целом ряде других негативных явлений.
Обеспечение условий для рождения и воспитания физически и психически здорового потомства относится к числу первоочередных задач дальнейшего общественного развития России в XXI веке.
Недостаточная социальная ориентация проводимых в нашей стране с 1992 г. реформ привела к резкой социальной дифференциации прежде сравнительно социально однородного населения, резкому обнищанию подавляющего его большинства, особенно семей, имеющих малолетних детей.
Согласно данным Госкомстата РФ в 1994 г. более 70% семей с детьми имели доход ниже прожиточного уровня.
Перестраиваемое общество ответило на это лавинообразным снижением рождаемости (с 17,2 на 1000 населения в 1987 г. до 8,9 в 1996 г., т.е. рождаемость снизилась в два раза), резким ростом смертности (с 10,5 в 1987 г. до 15,7 на 1000 населения в 1994 г., в 1995 г. этот показатель был равен 15,0, в 1996 г. - 14,3). Эти неблагоприятные демографические процессы привели к беспрецедентному по своим масштабам и темпам падению естественного прироста населения страны.
В 1987 г. Россия имела положительный естественный прирост населения, равный +6,7 на каждую 1000 населения, а в 1992 г. естественная убыль населения составляла уже -1,5, в 1993 г. -5,1, в 1994 г. -6,1, в 1995 -5,7, в 1996 г. -5,4.
...В начале 90-х годов естественная убыль населения, преимущественно за счет снижения рождаемости, наблюдалась также в ряде стран бывшего социалистического блока (Болгария -2,0, Венгрия -2,8, Румыния -0,2 на 1000 населения), но все остальные страны мира имеют положительный прирост населения, включая и такие многонаселенные, как Китай - +11,5 в 1992 г.
Снижение средней продолжительности жизни при уменьшении рождаемости имело место в начале 90-х годов после распада СССР, но нигде оно не было столь драматическим, как в России. В стабильно развивающихся странах мира в 90-е годы продолжался рост средней продолжительности жизни населения.
На фоне безработицы, инфляции, ухудшения общедоступной медицинской помощи, усиления агрессии, преступности у значительной части населения развивается состояние психо-социального стресса, которое все больше вынуждает семьи отказываться от рождения ребенка. В целом по России в 1992 г. родилось 1,6 млн. детей, в 1993 - 1,3 млн., в 1994 - 1,4 млн., в 1995-96 - по 1,3 млн. детей, что почти в два раза меньше, чем в 1987 г. (2,5 млн.), когда наше общество поверило провозглашенной Горбачевым "перестройке". В 1986-87 гг. в России наблюдалось не только снижение смертности и увеличение средней продолжительности жизни населения до 70,1 лет, что уже привычно связывают со снижением потребления алкоголя в результате проведения активной общественной антиалкогольной кампании в эти годы, но также и истинный "всплеск" рождаемости за счет увеличения показателей плодовитости у женщин в возрасте 25-34 лет. Показатель рождаемости, составлявший в 1985 г. 16,6 на 1000 населения, в 1986-87 гг. вырос до 17,2, но с 1988 г. уже начинается его снижение - 16,0, которое быстро нарастало по мере разочарования населения в избранных методах перестройки, приведших страну к состоянию затяжного социально-экономического, политического и как следствие - демографического кризиса. Общие потери в числе новорожденных в последнее пятилетие по отношению к предыдущему составили 3 млн. 700 тыс. человек.
Ныне рождаемость в России достигла одного из самых низких в мире уровней - 8,9 на 1000 населения в 1996 г., причем снижение рождаемости в первой половине 90-х годов проходило обвальными темпами. Но за средне-российской величиной скрываются значительные, почти 3-кратные региональные этнические различия.
Современные демографические процессы в России во многом определяются последствиями катаклизмов XX века, которые пережила наша страна - мировых и гражданских войн, голода, политических репрессий, экологических катастроф, связанных, в частности, со слишком быстрым и во многом насильственным индустриальным развитием нашего государства в предшествующие десятилетия, что вызвало широкое вовлечение женщин в общественное производство, разрушение традиционных устоев и ценности семьи и детей, характерных для России в прошлые века. На русский народ, как на наиболее многочисленный в составе многонационального государства, всегда ложилась основная нагрузка в проведении любых государственных мероприятий, а потому в демографическом плане он пострадал более других.
По мнению ряда ведущих демографов страны, сейчас и в перспективе нет факторов, под воздействием которых могло бы сформироваться долгосрочное расширенное по типу естественное воспроизводство населения России, которое необходимо для ее возрождения. По прогнозам ООН, коренное население России будет продолжать уменьшаться и в XXI веке.
Существует органическая связь между проблемами населения и обеспечением поступательного роста и устойчивого экономического развития страны. Уже сейчас Россия испытывает трудности с комплектацией своей армии. Эти трудности несколько снизятся к 2005 году, когда призывного возраста достигнет относительно многочисленное поколение 80-х годов рождения, но станут трудноразрешимыми к 2010 году, когда число возможных призывников будет в 2 раза меньше. И хотя сейчас нарастает безработица, но после 2000 года будет ощущаться острая нехватка собственных трудовых ресурсов, и неизбежно возникнет проблема привлечения рабочей силы из других стран. Учитывая условия жизни в России, по нашему мнению, сюда будут стремиться преимущественно люди из густонаселенных соседних стран, и, в первую очередь, Китая и ряда стран Юго-Восточной Азии.
Все эти неизбежные демографические последствия современного демографического кризиса необходимо тщательно учитывать при выборе стратегии развития страны, и, в частности, неизбежных миграционных потоков.


ИЗ ОБРАЩЕНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "АЛЬ ЗЯКЯТ"

...Благотворительная организация "Аль Зякят" проводит благотворительную акцию "Милосердие-2000". Ее цель - привлечь внимание к катастрофической ситуации, сложившейся сегодня вокруг лечения тяжело больных детей.

СПИСОК ДЕТЕЙ, НАИБОЛЕЕ ОСТРО НУЖДАЮЩИХСЯ В ЛЕЧЕНИИ:
- Ф.Шакирова, 1993 г.р., диагноз: пеританальное повреждение головного мозга, 5 тыс. рублей, лечение в Москве;
- Б.Дадашева, 1986 г.р., диагноз: обширные послеожоговые рубцы лица, плечевого сустава и бедра, 22 тыс. рублей, лечение в Московском НПО "Косметологии";
- М.Решетнев, 1983 г.р., диагноз: опухоль головного мозга, 23 тыс. руб., лечение в Москве в НИИ нейрохирургии им. Бурденко;
- Р.Маркелов, 1987 г.р., диагноз: врожденный порок сердца, 30 тыс. рублей, лечение в Москве;
- А.Махмутова, 1992 г.р., диагноз: врожденный порок сердца, 35 тыс. руб., лечение в Санкт-Петербургской детской городской больнице.

Подробнее о проведении акции, а также о детях, нуждающихся в лечении в специализированных клиниках за рубежом можно узнать:

г.Казань,
ул.Волгоградская, д.47, к.602,
телефон/факс (8432) 56-19-32,
e-mail: zakyat@tatincom.ru

ИНН 1653001805
р/с 40703810000020000808
к/с 30101810000000000805
БИК 049205805
АКБ "АК БАРС"

Рузаль Габитов, президент благотворительного общества "Аль Зякят",
Диля Галеева, начальник отдела охраны здоровья матери и ребенка Минздрава Республики Татарстан

__________
(РОПИ)

• Рубрика •  Вверх