Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru   http://www.relis.ru/slavmir
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень № 12
Апрель 1998 года

При распространении и воспроизведении материалов, обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации № 03127 от 07.08.95 г.


В НОМЕРЕ


Национальная безопасность

ЭКСПЕРИМЕНТ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ


Мнение

К ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИ РУССКОЙ НАЦИИ


Правительственный кризис

О КАНДИДАТЕ В ПРЕМЬЕР-МИНИСТРЫ РОССИИ


Северный Кавказ

ДАГЕСТАН В АСПЕКТЕ ЧЕЧЕНСКОГО КРИЗИСА


Госстроительство

О НЕОБХОДИМОСТИ ЕДИНОЛИЧНОЙ ВЛАСТИ


Национальная безопасность

ЭКСПЕРИМЕНТ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ

В Государственной Думе РФ был проведен "круглый стол" на тему "Демографическая ситуация и пилотный проект "Реформа здравоохранения" в Тверской области: что готовит России Всемирный банк?"


(Из выступлений участников заседания)

Астраханкина Т.А., депутат Госдумы РФ

Руководители проекта Всемирного банка также принимают участие в сегодняшнем обсуждении.
Их проект ставит целью структурную перестройку системы здравоохранения двух областей: Тверской и Калужской, но предполагается к распространению по всей территории России. Поэтому это касается всех, имеет общенациональное значение.
Договор еще не вступил в силу, но под него уже перекроен бюджет здравоохранения области на 1998 год. В частности, увеличены расходы на амбулаторную помощь в ущерб специализированной, созданы подконтрольные Всемирному банку структуры управления проектом.
Проект предполагается осуществлять в крайне неблагоприятных условиях общего кризиса. Тверская область является одной из наиболее неблагополучных в социально-экономическом отношении. Темпы депопуляции вдвое, а в некоторых районах в три и в пять раз выше среднероссийских. Средний размер семьи - 3 человека. При сохранении существующих тенденций, демографы строят самые мрачные прогнозы. Деградирует медицина. Резко уменьшилась обращаемость в лечебные учреждения, особенно на селе. Меньше болеть не стали, просто нет средств добраться до больницы, купить лекарства. Резко сократилось число плановых операций.
Не оправдала надежд широко разрекламированная страховая медицина. Создали территориальный фонд ОМС. Рассчитывали, что он станет дополнительным источником финансирования здравоохранения. Вместо этого получили самодовлеющую государственную некоммерческую финансово-кредитную организацию, которая занимается в основном сбором средств. Штат у нее в несколько раз больше, чем в Департаменте здравоохранения, зарплаты сотрудников в несколько раз выше, чем у врачей.
Всемирный банк еще в 1995 году обращался к правительству с предложениями о реформировании российского здравоохранения. Эти предложения были резко отвергнуты Минздравом и занимавшим в то время пост министра здравоохранения Эдуардом Нечаевым. Возможно, именно этот отказ стал причиной его снятия с должности.
По заключению Нечаева, реализация предложений Всемирного банка привела бы к развалу отрасли и лишению населения бесплатной медицинской помощи.
Из попавшего в прессу письма Нечаева Чубайсу стали известны основные положения концепции Всемирного банка. Это децентрализация управления здравоохранением, полная децентрализация финансирования, введение медицинских ваучеров (что привело бы к неминуемому банкротству государственных лечебных учреждений общедоступной бесплатной медицины), коммерциализация и приватизация учреждений здравоохранения и устранение производственного и ценового контроля за производителями лекарств и медицинского оборудования.
В том же письме говорилось, что Минздрав приветствовал бы направление средств Всемирного банка на реализацию государственных программ, решающих, например, проблемы борьбы с туберкулезом и другими социально значимыми заболеваниями, касающихся материнства и детства, а также развития отдельных видов медицинской помощи, включая скорую и неотложную.
После смещения Нечаева вопрос ушел в кулуары ведомств, а затем появилось соглашение о займе и нынешний проект.
Внешне проект отвечает указанным пожеланиям письма Нечаева. В нем и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, и семейная медицина, и добрые пожелания усовершенствовать систему скорой и неотложной помощи.
Однако идеология и цели Всемирного банка изменились едва ли. Возникает вопрос: не является ли проект прикрытием для той запланированной еще в начале девяностых годов перестройки отечественной медицины с государственной общедоступной и бесплатной на частную - классовую и платную?
Вообще, почему обратились к Международному валютному фонду и его инвестиционному филиалу - Всемирному банку? Разве нет печального опыта реформ по рецептам этих структур?
Зачем коренным образом перестраивать нашу систему здравоохранения, признанную на конференции Всемирной организации здравоохранения в Алма-Ате лучшей в мире? Кем и чем доказано, что предлагаемая Всемирным банком система совершеннее и эффективнее? Чем отличается наш сельский врач от семейного врача? Общепризнанно, что врач-специалист разбирается в своей сфере лучше, чем семейный врач или врач общей практики. Тогда есть ли смысл существенно сокращать объем специализированной медицинской помощи?
Больничные койки можно ликвидировать быстро. А можно ли быстро подготовить и оснастить оборудованием семейных врачей, причем на высоком уровне и в большом количестве? Не приведет ли внедрение системы Всемирного банка к тому, что новоиспеченные ВОПы - врачи общей практики и семейные врачи будут пропускать огромное количество редких форм и ранних стадий опасных заболеваний? Что будет с уникальным отечественным поликлиническим опытом?
Как вообще подобный эксперимент мог быть поставлен без общественного обсуждения? Почему соглашение со Всемирным банком не было представлено на рассмотрение Государственной Думы и законодательных собраний областей, где будет реализовываться проект? Почему до сих пор скрывается полное описание проекта?
Даже по официальному запросу Государственной Думы он был представлен в неполном виде: некоторые страницы обрываются на полуслове, изъяты графики закрытия учреждений здравоохранения, отсутствуют описания структурной перестройки отрасли.

Усманов И.И., редактор отдела газеты "Советская Россия"

Вот у меня в руках два проекта договора. Один уже давно получен по нашим каналам, а один предоставили на это заседание, Минздрав предоставил. Первый договор, который мы достали - полный. Второй - половинчатый, в нем не хватает страниц. Вот например после пункта 3.3 сразу идет пункт 3.37, изымается 5 листов текста. Пункт 3.54 почему-то переходит в 3.59, а 3.58 в 3.62. А сколько пропущено после пункта 3.73 вообще трудно понять, потому что там 4-й пункт следующий.
Зная высокую культуру работы с документами в министерствах и в банковских структурах, задаю вопрос себе, присутствующим и прежде всего представителям Всемирного банка: что это - ошибка клерка или сознательное введение в заблуждение участников "круглого стола"?

Шувалова Е.А., председатель Общероссийского движения матерей "За социальную справедливость"

У меня вопрос к Владимиру Стародубову, куратору проекта "Реформа здравоохранения". Какова по-вашему причина такой "доброты" Всемирного банка, что он решил помочь такой крупной суммой фактически без уверенности в том, что он получит ее обратно?

Стародубов В.И., заместитель министра здравоохранения

Я могу напомнить, что здравоохранению хронически, как наверное, и многим социальным отраслям, не хватает средств. И Министерство здравоохранения идет навстречу любым пожеланиям, которые приносят деньги в здравоохранение для того, чтобы оно сумело в настоящее время существовать...

Светлана Колоссовская, обозревателъ газеты "Тверская 13"

Владимир Иванович, я считаю вас очень образованным человеком. И вы, конечно, знаете репутацию Всемирного банка. Везде, где он побывал, остается пустыня...

Грибов А.В., Председатель Законодательного собрания Тверской области

Неоднократно звучало, что этот проект направлен на то, чтобы сохранить в Тверской области существующую систему здравоохранения. И в то же время он называется проект реформ. Я в первый раз слышу, чтобы реформы проводились с целью сохранения существующей системы...
Мне не понятно, почему такая значительная доля средств направлена на роддом во Ржеве. Наверное, в результате воплощения проекта его будет достаточно, чтобы вся Тверская область рожала в этом роддоме...

Мироненко А.И., эксперт Московской городской Думы

Тут говорили о том, что управлять этим процессом будет Всемирный банк. Я достаточно хорошо изучил эти документы. И сделал для себя такой вывод: этот проект носит императивную форму. И никаких сумм не выделяется для поддержки существующего здравоохранения. А деньги выделяются для проведения "реформы".
...По условиям проекта Калужская и Тверская области должны 50 процентов займа отдать самостоятельно. Есть очень большие опасения, что вот эти области из своего бюджета эти 50 процентов долга не выплатят. Когда придется рассчитываться, все это ляжет на детей, которые сегодня еще только растут.

Сивакова М.М., Редакция газеты "Тверская жизнь" (г.Тверь)

У меня вопрос к представителям министерства Владимиру Стародубову и руководителю проекта Владимиру Шинкоренко.
Скажите, не тяготит ли вас тайна вокруг этой реформы? Почему на документе стоят такие грифы "только для служебного пользования", "конфиденциально", "настоящий документ имеет ограниченное распространение", его содержание не может разглашаться без разрешения банка? Почему реформа для людей, реформа в здравоохранении охраняется такими шифрами?

Тимофеев Н.И., эксперт Фонда социально-психического здоровья семьи и ребенка

Первое, что мы должны отметить - это то, что действительно наша медицина находится в весьма тяжелом состоянии и нуждается в реформировании. Именно с этой точки зрения я и предлагаю рассматривать этот проект.
Основной целью ставится переход в масштабах страны к децентрализованной и рыночно ориентированной системе здравоохранения.
Среди прочих, в составе проекта, мы бы хотели акцентировать внимание на трех приоритетных программах.
Первая. Это переориентация системы здравоохранения на расширение услуг по амбулаторному лечению при значительном сокращении объема услуг по лечению в стационарах.
Вторая. Изменение системы материального поощрения поставщика услуг здравоохранения (пользуясь терминологией Всемирного банка).
Третье. Совершенствование работы в направлениях охраны здоровья матери и ребенка в том числе и знаменитой "программы планирования семьи". Последнее также включает сокращение финансирования специализированной медицинской помощи в родильных домах и женских консультациях.
Анализ полученного проекта позволяет утверждать следующее. Предлагаемая реформа по сути предполагает полную ликвидацию существующей системы здравоохранения. Основным элементом реформы объявляется расширение масштабов объема и доступности услуг, оказываемых амбулаториями при резком сокращении деятельности специализированных медицинских учреждений. В амбулатории предлагается перенести большую часть диагностических и около 30 процентов лечебных процедур.
Далее. Предполагается существенная перестройка организаций здравоохранения. Проект предусматривает резкое снижение финансирования врачей-специалистов, заменить которых должны будут так называемые врачи общей практики ВОП, которые изначально будут проходить обучение не как лечебники, а с позиций профилактики и пропаганды здорового образа жизни.
В тексте проекта сказано - ВОП (совместно с фельдшерами и медицинскими сестрами) будут представлять собой "контрольно-пропускной пункт в систему здравоохранения" и выступать в качестве "часовых" (пункт 2.9, страница 5-6).
Таким образом человек не сможет обратиться к специалисту без направлений вот этих чиновников от медицины. И таких контрольно-пропускных уровней для попадания больного человека к квалифицированному врачу в проекте предполагается 4.
Далее, как говорится в проекте, нынешняя практика самостоятельного обращения больных непосредственно на более высокие уровни системы здравоохранения будет ликвидирована (страница 5).
Количество койкомест в стационарах будет значительно сокращено. Районные больницы будут либо закрываться, либо, как сказано в проекте, реорганизовываться в подведомственные другим социальным службам учреждения. За счет устранения практики "ненужного обращения к специалистам и сокращения сроков госпитализации" (это цитата) проектировщики предлагают стимулировать услуги на наименее затратном уровне. Кто же будет определять необходимый уровень затрат? Этим человеком становится по проекту тот же ВОП, который согласно проекту становится так называемым фондодержателем, получает оплату, цитирую, "на подушной основе" за каждого зарегистрированного, закрепленного за ним пациента. Но при этом он, опять цитирую, "несет финансовую ответственность за направление на консультацию и госпитализацию" (страница 9 проекта, пункт 3.33).
Иными словами, фондодержатель ВОП платит каждый раз, когда он отправляет больного на консультацию к специалисту. Возникает вопрос: в каких случаях этот ВОП сочтет нужным платить, это при своем-то уровне образования(!), за направление больного к специалисту, а в каких случаях он предпочтет оставить средства в своем распоряжении?
Наряду с врачами общей практики проект Всемирного банка декларирует развитие сети так называемых семейных врачей. Данные специалистов свидетельствуют, что подобные декларации в России не имеют под собой никакой реальной основы. Система семейной медицины может существовать только в самых высокоразвитых государствах. Семейный врач является не только специалистом высочайшей квалификации, но и еще специалистом-универсалом. Он не только знает болезни детского, взрослого и пожилого возраста, но и несет особо высокую ответственность - от административной и финансовой до уголовной. (Это данные по Франции.)
За таким врачом стоит мощная и прекрасно оборудованная сеть консультационно-диагностических центров высочайшего уровня. К сожалению, даже в самые благоприятные для медицины периоды в нашей стране уровень семейных врачей для медработников был недостижим.
Крайне важным представляется и то, что заем правительства РФ предполагает резкое увеличение затратной части федерального и местного бюджетов. Так, по данным Всемирного банка для ввода в действие и реорганизацию системы здравоохранения ежегодные текущие бюджетные расходы потребуется увеличить на 56 процентов в городе Калуга и на 13 процентов в каждом из пяти районов Калужской области.
Таким образом, под предлогом реорганизации и удешевления услуг произойдет удорожание медобслуживания, и это все не считая подготовки этих ВОПов.
Следует отметить, что правительство РФ обязано представлять в банк некий аудиторский отчет со степенью детализации, определяемый специалистами банка. Таким образом, контроль за реализацией проекта практически полностью осуществляется не органами государственной власти России, а зарубежными организациями.
Выводы.
Первое. Реформа здравоохранения, в варианте, предлагаемом Всемирным банком и Ассоциацией международного развития США, будет способствовать углублению кризиса российской медицины, резкому увеличению заболеваемости и росту смертности населения.
Второе. Результатом подобной реформы и практической ликвидации традиционной системы защиты здоровья населения могут стать весьма серьезные, вплоть до катастрофических, социально-политические потрясения. В первую очередь, на территории Субъектов Федерации, подвергшихся эксперименту. Это приведет к обострению противоречий между центром и регионами, усилению миграционных потоков и, в конечном итоге, к распаду страны.
Третье. Проект реформы здравоохранения, в предложенном варианте, предусматривает отвлечение значительных финансовых средств и материальных ресурсов из федерального и регионального бюджетов, что в нынешней ситуации невозможно и нецелесообразно.
Четвертое. Проект реформы здравоохранения, в предлагаемом для обсуждения варианте, является неприемлемым с точки зрения национальных интересов России, и требует радикальной переработки с участием широкого круга государственных деятелей, специалистов-врачей и общественности.
И пятое. Особое внимание при корректировке проекта следует уделить обеспечению должной степени контроля со стороны российских участников проекта над мероприятиями, проводимыми в соответствии с проектом на территории России.

Сандалов Ю.Г., кандидат медицинских наук

Большинство предусматриваемых мероприятий носит экспериментальный характер. Это пункт 3 проекта. Таким образом, обе области, их население служит полигоном для испытания неких новых моделей здравоохранения, возможно, медицинских технологий.
В целом, принятие и реализация такого проекта означает отход государства от функции контроля и регулирования жизни нации и передачу их наднациональным мондиалистским структурам, что можно рассматривать, как одну из форм колонизации страны.
Безусловно, что эти структуры не заинтересованы в охране здоровья населения России. Одной из главных особенностей проекта является анонимность истинных целей. Как правило, то, что скрывается, то и является самым важным. Как уже отмечалось, из предоставленного в Госдуму варианта исчезли самые одиозные страницы.
Несколько слов о том, на что конкретно будут истрачены деньги.
Первое. Это изменение структуры управления и резкий рост управленческого аппарата с тем, чтобы сделать планируемые изменения необратимыми. Ни один управленец не перейдет уже от своей кормушки в другую структуру. Результатом будет активизация центробежных процессов отрыва регионов от федерального центра, сопровождаемая своего рода переподчинением их структурам, создаваемым в рамках проекта и руководимыми представителями МБР, Агентства международного развития. Это пункт 65, который, кстати, уже неоднократно "засветился" на территории нашей страны, в частности, на Дальнем Востоке, где его сотрудники проводили семинары по постабортной и послеродовой стерилизации.
Естественно, это самый удобный момент для стерилизации. Таким образом, при децентрализации управления, наднациональные структуры займут место национальных.
Второе. Разрушение существующей системы здравоохранения и сокращение доступности медицинской помощи для населения. В связи с проектом децентрализации подвергается разрушению не только сфера управления здравоохранением, но и сфера оказания медицинской помощи путем введения так называемых, семейных врачей или упомянутых ВОП. Попутно разрушается и поликлиническая медицинская помощь, основа нашего здравоохранения.
Так называемая семейная медицина создается путем разрушения государственной и муниципальной систем здравоохранения, которые, в соответствии с Конституцией РФ, являются главными гарантами оказания бесплатной медицинской помощи населению. С ликвидацией государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, автоматически ликвидируются и гарантии бесплатной помощи; если нет таких учреждений, нет нужды для государства в их финансировании.
Ссылка на то, что семейные врачи функционируют в других странах, не выдерживает никакой критики. В других странах действует другая модель здравоохранения, и другие условия определяют особенности ее функционирования. Там нет того, что называется у нас поликлиниками и фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности. Они у нас выполняют те же задачи, что и семейные врачи. Зачем нас заставляют это ломать?
Приложение 5 гласит, что одной из целей проекта является борьба с бедностью. Учитывая, что основной упор, в частности, в Тверской области сделан на "планировании семьи", можно не сомневаться, что это выльется "в борьбу с бедностью путем абортов", стерилизации и раздачи контрацептивов.
Так называемая борьба за здоровый образ жизни выльется в дорогостоящие лекции о вреде курения и попытки внедрения здорового питания. В США первые 7 лет "борьбы за здоровое питание" закончились увеличением среднего веса американца на 1,5 килограмма.
Среди результатов внедрения не упомянуты онкозаболевания, туберкулез, алкоголизм, наркомания, забыта вся педиатрия, зато предполагается снизить перенатальную смертность в Твери. Напоминаю, что перенатальная смертность - это один из двух основных объектов воздействия в Тверской губернии. Так вот, предполагается ее снизить к 2002 году на 12 человек в год. Всякая жизнь бесценна, но не слишком ли дорогая цена?
В завершение я хотел бы задать вопрос защитникам проекта, и вынести на обсуждение собравшихся одно предложение. Вопрос: как вы оцениваете "гениальную" идею перенести лечение заболеваний передаваемых половым путем, в том числе СПИДа из специальных учреждений в женские консультации, четко и просто реализующие классические идеи проведения биологической войны?
И предложение. Несмотря на антиконституционность данного проекта, предлагаю воплотить его в жизнь, но в более ограниченных масштабах, в рамках поликлиник и иных учреждений, обеспечивающих медобслуживание Минздрава, правительства и других действующих лиц и исполнителей.


Мнение

К ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИ РУССКОЙ НАЦИИ

Похоже, именно сейчас силы, ведущие борьбу с Православием и, прежде всего с наиболее сильной из Православных Церквей - Русской, будут предпринимать все усилия, направленные на искоренение у молодого поколения нормальной установки на многодетную семью.
Именно нынешние школьники - это довольно многочисленное поколение, родившееся в 1985-90 гг., в период борьбы с пьянством. Если теперь это поколение воспитать с установкой на крепкую семью и на рождение нескольких детей, то уничтожения русского населения достичь не удастся.
Если же именно это поколение вырастет ориентированным на "сексуальное партнерство", то, даже если следующие поколения (90-х годов) удастся спасти, они будут весьма малы количественно и им, для восполнения убыли населения, придется рожать значительно больше детей, что вряд ли будет поощряться властью (ослабленное здоровье русских женщин и всеобщая бедность также не будут положительным фактором).

А.Савельев


Правительственный кризис

О КАНДИДАТЕ В ПРЕМЬЕР-МИНИСТРЫ РОССИИ

Назначенный Б.Ельциным и.о. председателя правительства Российской Федерации Сергей Кириенко уже удостоился лесных отзывов как самого президента, так положительных оценок в средствах массовой информации: "менеджер самой высокой квалификации", "высокообразованный технократ"...
При этом есть основания говорить о том, что разнородная и, порой, противоречивая, информация, в той или иной мере связанная с личностью и.о. председателя правительства, одной из своих целей имеет отвлечение внимания от наличествующего до сих пор двойного гражданства С.Кириенко. (Информация израильской газеты "Вести" о том, что С.Кириенко более не является гражданином Израиля, не может восприниматься всерьез; к тому же, согласно существующей процедуре, израильское гражданство может быть восстановлено в любой момент, по необходимости.)
Истинный же уровень квалификации и ответственности нового президентского назначенца хорошо виден на следующем примере.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 марта 1998 г. № 405-р

В соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Грузия о российских военных базах на территории Республики Грузия, подписанным в г.Тбилиси 15 сентября 1995 г., разрешить Минобороны России осуществлять передачу Грузинской Стороне объектов недвижимости согласно приложению № 1 к Договору, не используемых российскими военными базами на территории Грузии.
Передачу объектов недвижимости производить на основании актов приема-передачи совместных комиссий министерств обороны Российской Федерации и Грузии с приложением учетно-технической документации.

И.о. Председателя Правительства Российской Федерации С.Кириенко


В связи с подписанием С.Кириенко распоряжения о передаче Грузии объектов недвижимости российских военных баз, находящихся на территории Грузии, депутатами Г.И.Тихоновым, В.И.Илюхиным, А.Г.Чехоевым на рассмотрение Госдумы РФ был внесен проект постановления Государственной Думы "О незаконных действиях исполняющего обязанности Председателя Правительства Российской Федерации С.В.Кириенко по передаче Грузии объектов недвижимости российских военных баз, находящихся на территории Грузии".

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1998 года № 405-р за подписью исполняющего обязанности Председателя Правительства Российской Федерации С.В.Кириенко Министерству обороны Российской Федерации разрешено осуществить передачу Грузии объектов недвижимости российских военных баз, находящихся на территории Грузии, согласно приложению № 1 к Договору между Российской Федерацией и Республикой Грузия о российских военных базах на территории Республики Грузия (далее - Договор).
В соответствии со статьей 8 указанного Договора Стороны согласовывают перечень объектов недвижимости, имеющихся на российских военных базах на момент его подписания. Состав воинских формирований, входящих в структуру российских военных баз, включая движимое и недвижимое имущество на момент подписания Договора, определен в приложении № 1, которое является неотъемлемой частью Договора.
Объекты недвижимости российских военных баз, находящихся на территории Грузии, являются согласно статье 7 Договора собственностью Грузии с момента вступления в силу Договора и передаются в пользование Российской Стороне, а объекты такой недвижимости, которые не используются российскими военными базами, передаются Грузии. Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами. В настоящее время он не ратифицирован и не может иметь юридической силы.
Таким образом, решение Правительства Российской Федерации о передаче Грузинской Стороне согласно приложению № 1 объектов недвижимости, не используемых российскими военными базами, находящимися на территории Грузии, предписывает Министерству обороны Российской Федерации исполнять не вступивший в силу международный договор, что противоречит статьям 20, 23 и 24 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" и положениям Договора о порядке его вступления в силу.
В соответствии с нормами международного права подобные действия Правительства Российской Федерации могут быть истолкованы как действия, лишающие международный договор его объекта и цели, от чего Российская Сторона согласно статье 18 Венской Конвенции о праве международных договоров (1969 года) должна воздерживаться.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает указанные действия Правительства Российской Федерации как незаконные, имеющие негативные последствия для национальной безопасности Российской Федерации и для ее международного престижа.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Обратиться к Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину с предложениями:
- отменить распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 марта 1998 года № 405-р;
- указать Правительству Российской Федерации на недопустимость нарушения установленного статьями 20, 23 и 24 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" порядка вступления в силу и исполнения международного договора Российской Федерации.
2. Просить Генеральную прокуратуру Российской Федерации возбудить уголовное дело по факту незаконной передачи Грузии объектов недвижимости российских военных баз, находящихся на территории Грузии.
3. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину и в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.


Северный Кавказ

ДАГЕСТАН В АСПЕКТЕ ЧЕЧЕНСКОГО КРИЗИСА

"Чеченская угроза" национальной безопасности РД стала реальностью. По сути дела, на территории Дагестана уже создана "пятая колонна".
Есть скрытые территориальные претензии чеченского руководства к Дагестану, которые оно уже не считает нужным скрывать. Эти претензии напрямую связаны с уклонением Грозного от подписания подготовленного договора о дружбе и взаимном обеспечении безопасности с Дагестаном.
Сопоставляя эту информацию ("Хасавюрт - священная земля вайнахов" и "Дагестан и Чечня должны быть единым государством") с официальной позицией Грозного, все-таки готового - при определенных условиях, включая восстановление Ауховского района в РД - подписать договор без предъявления своих территориальных претензий, невольно складывается впечатление о двойной игре в руководстве Чечни, при которой радикальные элементы правительства негласно ведут политику создания оси "исламской солидарности" Назрань-Грозный-Махачкала, где Назрань будет удерживаться желанием получить обратно Пригородный район, а Махачкала - страхом потерять Хасавюрт.
Официальная Махачкала избегает разговоров (и действий) на тему "чеченской угрозы" и выжидает: во-первых, когда Москва даст деньги на развитие экономики и, во-вторых, когда она урегулирует статус Чечни. Подобная пассивность республиканской власти сильно подрывает ее авторитет в регионе: только устойчивый негативный образ Кремля в глазах дагестанцев и недоверие к национализму лидеров нацдвижений делает ее для них терпимой. Особенно в области чеченской политики, где - после войны и шока в Первомайском - общественность республики военно-политической "помощи" России боится больше, чем возможного "чеченского вероломства".
В результате идеологическая реальность в Дагестане такова, что ни Москва, ни республиканская власть никаким серьезным идейным влиянием или моральным авторитетом "в низах" не обладают, а единственными рычагами влияния официальных властей - особенно с учетом коррумпированности дагестанского руководства - являются деньги Москвы и клановые связи местной власти. И если высокая активность правительств РФ обеспечила, несмотря на все ошибки, определенные сдвиги как в экономике страны, так и в чеченском урегулировании, то на этих направлениях деятельности руководства РД царил полнейший штиль.

Исламский фактор

Пока дремлющая, но потенциально самая серьезная угроза - это исламисты. О них официальная Махачкала предпочитает говорить мало. В этом смысле показательна реакция Миннаца РД на учредительный съезд "исламской нации" в Чечне. Даже Б.Ельцин выразил тогда свои опасения. Но в Махачкале делают вид, будто ничего особенного не происходит. И замминистра РД по делам национальностей и внешних связей М.Курбанов прокомментировал это соответствующим образом: "Со стороны это похоже на паровоз, который гудит и свистит, но ехать не может" поскольку ни Духовное управление мусульман (ДУМ) Дагестана, ни представители управления по делам религий при правительстве РД в этом форуме не участвовали. Так что роль "возмутителя спокойствия" в этом случае - после вооруженного столкновения с ваххабитами в буйнакском районе - взял на себя Союз мусульман. Деньга Халидов, идеолог Союза мусульман России (СМР) по Дагестану, заявил о недооценке опасности исламского фундаментализма в республике. По его данным, больше половины "исламского батальона" в Чечне в период войны состояла именно из них, дагестанских фундаменталистов.
"На сегодняшний день в Дагестане де-факто в целом ряде районов (а это десятки, может сотни тысяч людей) живут по законам шариата... Это тот закон, который они воспринимают как свой. И именно в этом контексте правовая культура мусульман приходит в противоречие с правом и нормами, действующими в Российской Федерации" - в принципе совершенно верно указывает Деньга Халидов. Речь идет в первую очередь о сельских районах, где большинство верующих и не помышляют о сепаратизме и даже не осознают, что живут вне правового поля российской конституции - но это те самые рельсы, по которым может пойти как поезд исламского фундаментализма, так и локомотив СМР.
Действительно, на данный момент СМР отрицает как сепаратизм, так и ваххабитский путь фундаменталистов Дагестана. Они пытаются найти свой собственный "третий путь", но в главном политическом вопросе - отношению к светской власти - этот путь проходит в опасной близости от исламского фундаментализма. Вот точка зрения Надира Хачилаева (СМР) относительно "официальной" религии: "Муфтияты всегда требовали и требуют покорности существующей власти, какой бы она ни была. Они укрепляют в умах мусульман христианскую заповедь "Богу - богово, а Кесарю - кесарево", из которого следует, что Ислам не должен вмешиваться в дела государства. Это большая ошибка... Пророк Мухаммед был одновременно пророком, политиком, военачальником и правителем... Общество должно получить полную, а не половинчатую возможность... исполнения всех норм ислама. Это естественное желание мусульман России."
Другими словами Надир Хачилаев хочет шариатской республики - плохо совместимой с российской конституцией, но, в принципе, хорошо совместимой с планами Чечни. А то, что за ним - настоящий локомотив, а не "паровоз, который не может ехать" он доказал, когда выиграл последние выборы в Госдуму. Другими словами "исламская нация" опираясь на чеченских боевиков и соответствующие средства - может просто выиграть выборы в Дагестане. В принципе, даже сейчас. И тем более завтра. А там уже останется всего один шаг до "алжирского варианта".

...
Пока еще невозможно уверенно говорить о военно-политической доктрине или хотя бы просто долгосрочных целях Чечни - они только формируются. Вооруженные отряды Чечни не только не разоружены, но и при необходимости скрытно используются в спецоперациях на сопредельных территориях Российской Федерации. В области "чистой" политики стремление официального Грозного выступить в качестве центра миротворчества на Кавказе, не очень дипломатично заменив Москву на Ставрополь, удивительным образом сочетается с открыто враждебной позицией, занятой в отношении Северной Осетии. А также с гегемонистскими претензиями на создание единой "исламской нации" с Дагестаном и уклонением от подписания договора безопасности с ним.
Учитывая официальное введение шариата в самой Чечне - чего не было при Дудаеве - можно констатировать, что и во внешней политике Ичкерии исламские тенденции все активнее будут вытеснять официальный дудаевский лозунг "общекавказского дома", становясь постепенно идеологической основой для вытеснения Москвы с Кавказа. Такого же бесцеремонного, как то, которое происходит сейчас в хасавюртовском районе Дагестана.
Политика Кремля - "деньги в обмен на суверенитет" - потерпела крах не только в Чечне, но и в Ингушетии. В свое время эта республика, ведомая надеждой на восстановление своей "исторической территории", пошла на подобный обмен, оставшись в составе РФ. И попытка обойтись с ней по принципу "сам дал, сам взял" именно в тот момент, когда подобная же сделка предлагалась Чечне, была совершенно не ко времени и не к месту. А ее результат может быть хрестоматийным примером того, к каким тяжелым последствиям приводит подорванное доверие на Кавказе. Поэтому руководство РФ должно ясно осознавать, что, во-первых, любой ошибкой подобного рода, допущенной им в отношении Дагестана, безусловно воспользуется руководство Чечни и ее боевики для предложения своего варианта "помощи" и, во-вторых, деньги не могут и не должны быть единственным фактором, удерживающим Дагестан или Ингушетию в составе России. И что для сохранения Кавказа ей необходимо не только переломить экономическую ситуацию в стране, но и найти идейную основу, способную противостоять начинающемуся натиску исламского фундаментализма в регионе.

...
Изоляция, в которой оказалась Чечня во время войны, лишила ее лидеров многих иллюзий относительно "общекавказского дома". Так что, исподволь заменив лозунги поддержки "мировой революции" на лозунги "священной войны" против неверных, Чечня вынужденно приступила к нелегкой задаче строительства шариатского государства "в одной, единственно взятой стране", находящейся к тому же в "православной блокаде" России и Грузии.
В то время как Масхадов пытается "прорвать блокаду", открещиваясь от "ошибок молодости" Басаева в Абхазии и мирным договором с Россией, чеченские боевики единственно надежный способ такого прорыва видят в том, чтобы "сомкнуть фронт" с остальным мусульманским миром через Дагестан. Поэтому объявляя о необходимости восстановления Дагестана в его "исторических границах" и воссоздании единой "исламской нации", М.Удугов исполняет именно их идеологический заказ.
Геополитически Дагестан оседлал Северный Кавказ на востоке даже более фундаментально, чем Абхазия на западе. Его возможности были просчитаны еще режимом Дудаева, но все попытки восстановить союз народов Чечни и Дагестана против России ни к чему не привели - в советские времена судьбы обоих народов радикально разошлись. В результате в чеченском руководстве возник новый "морской" вариант прорыва блокады - путем "деоккупации" междуречья Терека и Сулака с тем, чтобы получить выход к Каспийскому морю (поскольку в районе Кизляра Чечню отделяет от моря менее 100 км). Именно поэтому в то время как рейд Басаева на Буденновск имел целью остановить войну, рейд Радуева в Дагестан проходил под аккомпанемент заявлений о начале новой кавказской войны.

...
Как известно, в Дагестане принято решение о формировании подконтрольных МВД отрядов самообороны в приграничных районах. Интересно, что подобное укрепление границ Дагестана поприветствовал и М.Удугов. Причина этого, скорее всего, прямо противоположна - чеченские идеологи "национальной революции" из собственного опыта знают, каким обоюдоострым оружием и какой потенциальной опасностью для федерального центра являются такие отряды. Непосвященным же можно напомнить, что до сих пор при всех межнациональных столкновениях всегда проигрывала только одна сторона: федеральный центр.

...
В свое время Дагестан, в отличии, скажем, от Северной Осетии признал существование на своей территории чеченской проблемы - как программу "восстановления бывшего Ауховского района". И хотя ее решение приостановлено сейчас из-за финансовых трудностей, остроту для чеченцев это создает лишь в психологическом плане: они были давно и неплохо обустроены на "чужих" дагестанских землях соседнего района и лишь "душевно страдают" из-за невозможности обустроиться еще и на своих "исконных" землях. Однако любая попытка решить эту проблему силой тут же превратит ее в принципиально нерешаемую, как это и произошло ранее в Северной Осетии. В Дагестане же вплоть до последнего времени чеченцы проявляли достаточно уважения к дагестанскому суверенитету, чтобы Махачкала могла себе позволить безбоязненно открыть границу для широкого потока чеченских беженцев во время войны.
Дагестан, пожалуй, сильнее любой другой республики пострадал от анархии дудаевского режима и чеченского разбоя на своих границах и транспортных магистралях. Тем не менее, связанные общей историей и судьбой со своими чеченскими соседями, дагестанцы отказались принять участие в "чеченском походе" Кремля, приветствовали хасавюртовские соглашения и теперь ждут, когда новые власти Чечни пресекут разгул бандитизма на его границах.
Сражение российских спецподразделений с отрядом Радуева у села Первомайское стало шоком не только для руководства Дагестана, но и для рядового обывателя. Результатом этого шока стало то, что даже весьма консервативное и осторожное руководство Дагестана заговорило о необходимости пересмотреть принципы обеспечения безопасности республики и разрешения ей организовать свою защиту за счет собственного контингента призывников.
...Рассматривается и предложение М.Талбоева о формировании в рамках МЧС специальных частей типа национальной гвардии из "афганцев" и бывших военнослужащих для прикрытия границы в случае чрезвычайных ситуаций. Таким образом может быть создана взаимоувязанная система силовых органов для локального прикрытия административной границы с Чечней и пресечения бандитизма на ней. Однако для функционирования всей этой "силовой" системы необходимо два фундаментальных условия: внутреннее спокойствие в Дагестане, переживающем сейчас значительно более тяжелый экономический кризис, чем сама Россия и реалистическая правовая концепция для борьбы с терроризмом и коррупцией. И решить эти вопросы будет, пожалуй, посложнее, чем даже создать и обучить эффективные боевые отряды.


Госстроительство

О НЕОБХОДИМОСТИ ЕДИНОЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
(Взгляд из Великобритании)

История доказывает, что создание государства, оздоровление общества, укрепление правового строя происходит не при разнобое "демократической" политики, а по волевой инициативе и при авторитетном правлении достаточно квалифицированного управленца. Даже в древних Афинах, "колыбели демократии", знаменитый "век Перикла", который представляют как доказательство продуктивности демократического строя, связан с авторитетом одного лица, бывшего по сути диктатором в этой древней республике. Демократия в Афинах быстро выродилась в олигархию т.н. "тридцати тиранов" (афинского варианта Политбюро).
В древнем Риме закон признавал необходимость единоличной власти в периодах кризиса, оттуда вышло определение "диктатора" понятия не узурпационного, (т.е. не "тиранического"), а строго правового; принципиально не связанного с произволом и бесправием (коммунистическая "диктатура пролетариата" - это извращение данного понятия).
Круги, карьерно заинтересованные в "демократии", как в способе личного продвижения к власти (не по заслугам или подготовке, а по политическим махинациям) пропагандируют "демократию", как единственный общественный строй, учреждающий справедливость, порядок и обеспечивающий прогресс. В этой пропаганде на первый план выводятся часто ложные достижения "демократии", замалчиваются ее структурные недостатки и приписываются достижения, к которым она по сути непричастна (в смысле "демократия" открыла закон земного притяжения, или учредила принцип презумпции невиновности подсудимых). Русским, пережившим агитпроп советского строя, эти пропагандные ухищрения должны быть очевидны.
История доказывает, что развитие человеческой цивилизации, от законодательства Месопотамии, до Великого Сибирского Пути России неразрывно связано с единоличной монархической властью. Даже в Америке, современной "парадигме демократии", с юридической точки зрения авторитет президента квалифицируется как "монархический" а такие столпы американской демократии как президенты А.Линкольн и Ф.Д.Рузвельт, в кризисные для США периоды, без большого шума просто получали диктаторские полномочия, вплоть до упразднения т.н. "гражданских свобод".
Закат Великобритании несомненно связан с ослаблением королевского авторитета в пользу Парламента, а о судьбе России, после насильственного свержения в ней монархии в пользу русского парламента - Думы, у нас, русских, двух оценок быть не может.
Монархию, особенно в тех формах служения народу, в которые она развилась в России, можно охарактеризовать как личный авторитет главы государства, опирающийся и обусловленный законом и религиозной нравственностью, а эти две основы государственного устройства категорически неприемлемы для политических авантюристов - от Милюкова с Гучковым и Керенским и до нынешних российских "демократов".
Отсюда тяга возможно большинства русских, не потерявших гражданского сознания, к сильной, нравственной государственной власти. В современных условиях, когда в России еще не возрождена традиция законности, а понятия "нравственность" и "политика" не только не взаимосвязанны, но диаметрально противоположны, восстановление монархии не представляется своевременным.
Существование России сейчас безусловно под угрозой. Нужен врач и защитник, но не "Пиночет", как многие думают (у нас аналогом чилийского Пиночета был Столыпин; оба боролись с наступающей революцией), а государственный деятель, подобный Франко, который за 30 лет возродил уже пораженную интернациональной революцией Испанию, гарантировав восстановление в ней нравственного политического стержня королевской власти. (Впоследствии испанские социалисты сумели снова урезать власть короля, но это другая тема.)
Итак, России, в ее нынешних кризисных обстоятельствах, нужна "сильная рука". Как сказано выше, эту необходимость, для совершения спасительных для страны перемен, сознает определенная часть граждан России. Сторонники и творцы хаоса запугивают "сталинизмом", однако наблюдаемая ныне ностальгия по Сталину связана скорее не с его идеологией или политикой (о которых знают мало), а с всеобщим ощущением потребности в порядке. Политическое сознание современных русских людей сформировано в отрыве от "большой" истории собственного Отечества, поэтому "парадигма Сталина" для них более доступна, хотя это не делает ее более приемлемой: буквальное повторение "Сталина" было бы для России трагедией, правовой и нравственной.
Каковы же критерии правителя с "сильной рукой"?
Он должен иметь хотя бы концепцию того, что необходимо сделать в стране. Этот человек должен строить свою политику на твердом, основанном на законности мировоззрении; его цель - четко направленное, эволюционное восстановление правового строя в России, с нормальной экономикой и исторически обоснованной политической жизнью. Пусть никто не скажет, что такого человека найти невозможно. В начале нашего века у России таких людей было достаточно, например: Государь Император Николай Второй, П.А.Столыпин, П.Н.Дурново, П.Н.Врангель. Их можно найти и сегодня, только вряд ли среди развращенной бывшей номенклатуры КПСС и ВЛКСМ, или горе-теоретиков с советскими дипломами "экономистов".

Георгий Крымов (Лондон)

__________
(РОПИ)

• Рубрика •  Вверх