Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru   http://www.relis.ru/slavmir
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень № 19
Май 1998 года

При распространении и воспроизведении материалов, обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации № 03127 от 07.08.95 г.


В НОМЕРЕ


Славянский мир

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ А.Г.ЛУКАШЕНКО НА МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "СЛАВЯНСКИЙ МИР: ОБЩНОСТЬ И МНОГООБРАЗИЕ"

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ И ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ А.Г.ЛУКАШЕНКО В ЛИТЕРАТУРНОМ ИНСТИТУТЕ ИМЕНИ А.М.ГОРЬКОГО НА ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ПО СЛУЧАЮ ВРУЧЕНИЯ ЕМУ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕМИИ ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА


Белоруссия

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССИИ


Украина

О ПАРТИИ МУСУЛЬМАН УКРАИНЫ

О "ЯЗЫКОВОЙ" СИТУАЦИИ В ДОНБАССЕ


Мнение

УКРАИНА. ПЛОДЫ ПРОПАГАНДЫ


Славянский мир

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ А.Г.ЛУКАШЕНКО НА МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "СЛАВЯНСКИЙ МИР: ОБЩНОСТЬ И МНОГООБРАЗИЕ"
(Ярославль, 23 мая 1998 г.)

...Знаменательно, что конференция проходит в Ярославле, с которым нас, белорусов, роднят исторические корни. Ярослав Мудрый, основавший город в начале XI в. и давший ему свое имя, был сыном полоцкой княжны Рогнеды. С древним городом Ярославлем в сознании белорусов связано и имя нашего великого поэта Максима Богдановича, творческий гений которого вырос и сформировался на русской земле.
Город Ярославль особенно дорог трем восточнославянским народам, ибо именно в Спасо-Ярославском монастыре был сохранен и в конце XVIII столетия обнаружен выдающийся литературный памятник "Слово о полку Игореве". И по характеру языка, и по содержанию, и по поэтической форме это произведение по праву принадлежит в одинаковой степени русским, белорусам и украинцам.
Основная идея этого произведения - единение русских земель перед внешней угрозой - исключительно созвучна нашему времени, когда славянские народы опять оказались разобщенными, что реально представляет угрозу их существованию.
Хочу подчеркнуть особую значимость выбранной темы конференции "Славянский мир: общность и многообразие", которая проходит в рамках Дней Славянской письменности и культуры.
Эта тема и в историческом, и в современном геополитическом и духовном контексте очень верно акцентирует наше внимание на главном - на необходимости единства и сплоченности многообразного славянского мира.
Во все времена была актуальна идея взаимодействия и общности славян. Особой вехой на этом пути в истории был 863 год, когда святые равноапостольные Кирилл и Мефодий создали общую славянскую письменность, именуемую кириллицей, перевели на славянский язык церковные книги, внесли неоценимый вклад в духовное развитие славянского мира и всей мировой цивилизации.
Они возвысились над племенной рознью и властными амбициями князей, потому что рассматривали славянский мир как единое целое и ради укрепления его духовной общности они творили.
...Историки утверждают: славянский этнос один из наиболее древних на планете.
Особую эпоху в истории славянства представляет период Киевской Руси, из которой впоследствии сформировались русский, белорусский, украинский народы.
В летописях, в частности, в "Повести временных лет", указывается, что полочане, новгородцы, кривичи и другие назывались русскими, участвовали вместе в походах, имели один язык и одну веру.
История дает поучительные примеры того, как совместными усилиями славяне защищали свои земли от захватчиков, которые накатывались с Востока и Запада, Юга и Севера.
Из-за распрей и междоусобиц князей славяне стали легкой добычей для монголо-татарских орд. Понеся огромные потери, наши предки не пали духом, а собрались с силами, обескровили, и затем общими усилиями изгнали захватчиков со своих земель.
В Грюнвальдской битве 1410 года объединенные русские, украинские, белорусские, польские, чешские и словацкие войска разгромили тевтонских рыцарей и их союзников и пресекли попытки немецкого продвижения на Восток на несколько столетий.
Получили отпор на славянских землях в начале восемнадцатого столетия и шведские захватчики, вторгшиеся с северных широт на территории своих южных соседей.
Бесславно закончился в России и амбициозный захватнический поход Наполеона, жаждавшего увеличить размеры своей империи за счет славянских земель.
Единство и солидарность славян ярко проявились в 70-е годы XIX столетия, когда русская армия, в которой служили также украинцы и белорусы, выступила в поддержку южных славян, боровшихся против турецкой агрессии.
Нынешний год является юбилейным и знаменательным для всех славян; ведь 100 лет тому назад Болгария была освобождена от турецкого ига.
Двадцатый век принес серьезнейшие испытания для славянского мира. Две мировые войны начались именно из-за стремления европейских стран захватить славянские земли.
Антиславянизм был краеугольным камнем фашизма. Политика гитлеровской Германии предусматривала физическое уничтожение большей части славянских народов и вытеснение из европейского региона тех, кому позволялось остаться в живых. Кто больше всех пострадал от этих войн? Конечно же, славяне. Как в первую, так и во вторую мировую войну больше всего людских потерь понесли славянские народы: русские, украинцы, белорусы, сербы, чехи, словаки, поляки.
Одна только цифра говорит о масштабах беды: почти каждый третий житель Беларуси погиб в годы Великой Отечественной войны, защищая наше Отечество.
И все же в невероятно трудных условиях славяне выстояли и победили. В едином союзе они разгромили мощнейшую фашистскую махину, спасли человечество от коричневой чумы.
В борьбе против гитлеровцев сформировалось массовое славянское антифашистское Сопротивление, объединившее в своих рядах все патриотические славянские силы.
В послевоенные годы в тесном союзе братские народы совместными усилиями возрождали освобожденные земли и государства.
...В составе СССР белорусский народ прошел славный путь: впервые обрел государственность, достиг больших успехов в экономике, науке, культуре, образовании, внес немалую лепту во благо нашей общей, великой Родины, защищал ее, да так, что весь мир знает о непокоренной республике-партизанке.
...
Цивилизация славян представляет собой синтез достижений культур Запада и Востока. В славянском мировоззрении органично соединяются прагматизм и созерцательность, рационализм и романтизм. Эти духовные ценности, а также значительные трудовые и интеллектуальные, обильные и разнообразные природные, территориальные ресурсы, позволяют славянским странам выступать одной из ведущих политических и экономических сил в современном мире.
Наиболее полно потенциал славянских народов был реализован в развитии, постоянном углублении и совершенствовании сотрудничества в рамках СЭВ, ядро которого составили как раз славянские государства.
В трудные послевоенные годы страны-участники СЭВ заложили базу для своего экономического роста. В рамках этой кооперации были мобилизованы ранее неиспользованные возможности взаимодействия, и в результате в 80-х годах почти 32 процента общего мирового объема промышленной продукции приходилось на Восточную Европу, около трети мирового научно-технического потенциала было сосредоточено именно в этом регионе. Невиданные высоты были достигнуты в сфере образования и здравоохранения. Я специально акцентирую на этом ваше внимание. Мы должны помнить и гордиться: наш народ жил и творил не на задворках цивилизации.
Модель сотрудничества, созданная в те годы, и сейчас не теряет своей привлекательности. Именно она позволяет в наиболее полной мере реализовать в будущем потенциал славянских народов.
Восточные славяне не должны допустить расчленения на ряд изолированных и враждебных друг другу государств. Мы не должны оставлять без внимания заявления, которые делает Збигнев Бжезинский о желательности "децентрализованной России", т.е. "...конфедеративной России, состоящей из европейской России, Сибирской республики и Дальневосточной республики".
Опасаясь появления мощного конкурента в лице союза славянских государств, влиятельные силы на Западе стремятся воспрепятствовать созданию какого бы то ни было объединения по цивилизационному признаку (кстати, подобная политика проводится и по отношению к другим цивилизациям, в частности, исламской, но речь сегодня не об этом).
Именно в глобальном геополитическом контексте видно спасительное для всего славянского мира значение образовавшегося Союза Республики Беларусь и Российской Федерации. Это действительно стратегический шаг наших народов, объединивших политическую волю, интеллектуальные усилия и созидательную энергию людей для поиска путей к нашему общему выживанию и процветанию.
Наш Союз - не закрытое общество, это ядро перспективного многогранного и равноправного единства славянских и других народов.
Союз живет, набирает силы, совершенствует формы своей деятельности, дает простым людям - гражданам наших государств - реальные, ощутимые в повседневной жизни результаты. Благодаря Союзу у нас сохраняется общее экономическое, информационное и культурное пространство, нет того отчуждения и ограниченности в общении людей, которые сложились в других регионах бывшего СССР.
Как Председатель Высшего Совета Союза Беларуси и России, я с полной уверенностью могу сказать, что у руководства наших государств в последнее время сложилось полное взаимопонимание и конструктивная атмосфера взаимоотношений. Это помогает по-деловому решать все вопросы на высшем уровне.
...Наш Союз активно проявил свою жизнеспособность благодаря разнообразию уровней интеграции и форм работы. Созданы благоприятные условия для углубления сотрудничества не только на межгосударственном, но и на региональном уровне.
Последовательная политика Республики Беларусь, направленная на упрочение Союза с Россией, сохранение и дальнейшее развитие цивилизации восточных славян, встречает понимание у наших друзей, хотя и противоречит геополитическим планам Запада.
Именно поэтому на Беларусь оказывается массированное давление, цель которого - дестабилизация обстановки в республике и радикальное изменение ее внешней и внутренней политики.
Я не хочу, чтобы мои слова были восприняты как призыв к конфронтации с Западом. Ни в коем случае! Наоборот, мы должны максимально развивать сотрудничество во всех сферах, но это должно быть равноправное сотрудничество, а не "игра в одни ворота".
Положение Республики Беларусь осложняется еще и тем, что прозападные силы в самой России ведут против нее активные действия. Они лоббируют заокеанские интересы и, в частности, пытаются сорвать интеграционные процессы, дискредитируют республику на международной арене, ведут антибелорусскую пропаганду.
Порой противники Союза оговариваются, что, дескать, они не против идеи в целом, но их, видите ли, не устраивают темпы, формы, отдельные детали. На деле, однако, используя иезуитские приемы, они стремятся задушить молодой Союз в зародыше.
Но жива Русь, и стремление наших народов к единению неудержимо!
Мы говорим о необходимости создания самого тесного союза славянских государств, об укреплении и развитии экономических, политических и культурных связей между нашими народами и странами.
Цивилизационными особенностями восточно-европейского, славянского населения являются соборность, общинность, коллективизм, которые прочно вошли в кровь и плоть наших народов, в традиции христианской культуры. Они являются питательным источником их единения в сложных современных условиях. Они же дают ключ к пониманию форм и методов демократического устройства государства на базе славянских традиций всенародного обсуждения проблем (вече) и принятия решений. Мудрость гласит: "Колесо будущего может катиться только на оси традиций." Мы этого не отрицаем.
Сегодня отчетливо видно, что мы потеряли в результате распада великой страны, в которой отсутствовала безработица, имелись надежные социальные гарантии, был достигнут высокий научный и культурный прогресс. Сейчас уже политики и ученые говорят не столько о прогрессе, сколько об экономическом, социальном и национальном выживании.
Многие не хотят признать, что разрушив СССР, тем самым встали на дорогу разрушения государственности отдельных республик.
Беларусь одной из первых независимых республик осознала гибельность совершенного акта и предприняла все усилия для выправления ситуации. Нам помогли извечные славянские принципы и традиции соборности. И мы решили "миром", "собором" (собравшись вместе) определиться, как быть дальше. Мы пошли на референдумы, на которых вынесли на суд людей важнейшие вопросы национального спасения: каким быть государству, место в нем президента, парламента; продавать или не продавать землю в частные руки; иметь или не иметь родственному нам русскому языку статус государственного. Всему народу мы дали возможность решить эти проблемы и решить без всякого диктата и давления. И народ подавляющим большинством сказал "да" тому курсу, которому мы следуем и сегодня.
Почему белорусские референдумы 1995 и 1996 года вызвали переполох как среди доморощенных "реформаторов", так и на Западе? Да потому, что эти референдумы в принципе поставили крест на дальнейшем продолжении бездумных, разрушительных антигосударственных экспериментов над народом.
Патриотические силы, не желающие следовать указаниям из-за океана и из финансовых центров Европы, выступили против дальнейшего разграбления страны, за наведение порядка в государстве и подлинную демократизацию общественных отношений, поддержали проведение референдумов. События показали, что за этими силами стоит подавляющее большинство белорусского народа.
Это отлично понимают и на Западе. Отсюда бесконечные выпады и уколы в наш адрес. Нам не могут простить, что мы не пошли по пути обвальной приватизации и разграбления народного достояния. Нам ставят в вину нашу приверженность идеалам социальной справедливости и равенства.
Мы не отреклись от защиты простого человека, не бросили на произвол рыночной стихии больницы, школы, вузы, научные учреждения, пионерские лагеря.
Мы сохранили историческую память, не превратились в Иванов, не помнящих родства.
Для западных политиков, возомнивших себя властелинами мира, костью в горле стоит принципиальный и независимый курс Беларуси в международных делах. Скажите, пожалуйста, почему Эстония, Латвия, где славяне (русские, белорусы, украинцы) лишены элементарных гражданских прав, где маршируют бывшие фашистские легионеры, соответствуют "демократическим стандартам", а мы нет? Потому что они послушно выполняют все то, что им приказывают западные "шокотерапевты", а мы не идем на поводу у Запада, выступаем против расширения НАТО на Восток, отстаиваем идею единства славянских народов, укрепляем Союз Беларуси и России.
Кое-кто пытается представить экономику Беларуси чисто административной, с полным доминированием государственной собственности и отсутствием реформ. На деле же картина совсем иная.
Мы избрали эволюционный, а не разрушительный путь перехода от плановой к многоукладной экономике.
Мы не хотим строить общество, в котором, с одной стороны - кучка олигархов, а с другой - масса нищих и голодных людей. Мы созидаем общество с высокой социальной защищенностью всех граждан, и в первую очередь ветеранов, молодежи, многодетных семей, инвалидов.
Поэтому у нас не позволено разбазаривать государственную собственность. Подход к приватизации у нас взвешенный и, я бы даже сказал, рыночный. Мы хотим, чтобы разгосударствление было выгодно и для народа, и для государства, способствовало росту производства, а значит - повышению жизненного уровня людей. Поэтому мы не можем "синхронизировать" проведение реформ с Россией. Народ видит результаты российских реформ.
...Белорусский народ проживает на перекрестке путей с севера на юг и с запада на восток. Неудивительно, что с древнейших времен он испытал на себе воздействие не только близкородственных славянских соседей, но и других народов. Все это в немалой степени содействовало созданию своей богатой и самобытной культуры, которая является составной частью славянской, мировой и общечеловеческой культуры.
Общеизвестно огромное значение литературно-просветительской и печатной деятельности Франциска Скорины для развития культуры восточных славян, популяризации идей гуманизма и братства народов. В художественном оформлении его изданий своеобразно синтезированы традиции восточнославянских рукописей и лучшие достижения западно-европейской техники книгопечатания, что делает книги великого белорусского первопечатника-гуманиста высокохудожественными памятниками славянской печати.
Большой вклад в развитие русской культуры внес Симеон Полоцкий, который заложил основы русского стихосложения и воспитал целую плеяду поэтов. Его драматические произведения содействовали более быстрому становлению русской драматургии. Определенная заслуга принадлежит ему и в единении культур Восточной и Западной Европы.
Высокий нравственно-гуманистический пафос, поиск жизнеучения, способного помочь найти пути воплощения в реальность идеи социальной справедливости - вторая характерная особенность славянского мировоззрения и культуры. Именно эта особенность объединяет столь несхожих мыслителей и талантливых писателей, как Франциск Скорина, Янка Купала, Тарас Шевченко, Лев Толстой, Александр Пушкин, Федор Достоевский.
Быть может, самый главный аргумент в пользу братского союза состоит в том, что и в прошлые века, и ныне необходимость единения осознавалась и осознается даже на бытовом уровне. Вызвано это не только политической и экономической необходимостью, но и причинами высшего порядка, общими законами развития восточнославянской цивилизации.
Мы должны видеть наши народы, наше будущее в аспекте единства и многообразия, ибо наша общность не означает тождества.
Именно внутреннее многообразие делает нас жизнестойкими, способными к развитию и позволит нашей цивилизации достичь, что называется, "цветущей сложности".
Какие же задачи, мы, белорусы, считаем необходимым решать в первую очередь?
Прежде всего, сохранить нашу духовность, образ жизни, культуру, традиции. Именно духовности отдавали приоритет великие славянские просветители Кирилл и Мефодий, память о которых живет в веках.
Духовный мир нашего народа определяют христианские ценности. В Беларуси нет вражды и конфликтов на конфессиональной почве, в то время как у нас существуют 26 конфессий. Большую часть населения составляют православные христиане. Религия играет огромную положительную роль в становлении и развитии нашего государства.
Традиционные ценности наших народов: вера, Отечество, общинность, труд, национальная и религиозная терпимость, справедливость, готовность помочь слабому, защитить униженного, сострадать убогому, служат маяками в этом святом деле.
В сфере политики, прежде всего, необходимо осознать, что выдвижение на первый план узконациональных проблем используется для закрепления политической раздробленности славянского мира.
Это обязывает настойчиво продолжать сближение в политической области, создать по-настоящему эффективный механизм взаимодействия наших государств, как зеницу ока беречь уже подписанные соглашения, выступать на международной арене обязательно единым фронтом.
Бесспорно, крайне важно также углубление экономической интеграции. Ее необходимо развивать на всех уровнях: межгосударственном, региональном, на уровне компаний, банков, крупных предприятий.
Необходимо, не откладывая дело в долгий ящик, решать проблемы унификации законодательств в сфере финансов, налогообложения, таможенного пространства, торговли.
Думаю, теснее должны взаимодействовать наши ученые, особенно в сфере разработки новейших технологий и повышения эффективности производства.
В укреплении общности славянских народов немаловажное значение приобретает расширение информационного взаимодействия.
Славянские народы пытаются разложить идейно и духовно, стремятся противопоставить их друг другу. Поэтому крайне необходимо создать постоянно действующую, многоуровневую, опережающую систему идеологической работы, пропаганды и контрпропаганды, способную владеть политической ситуацией. Стержневым элементом такой системы должно быть, в первую очередь, политическое ориентирование наших народов, создание необходимой морально-психологической атмосферы в обществе, выработка иммунитета ко всем видам информационной агрессии. О такой постановке задач я говорю абсолютно открыто. Многие политики думают так, но сказать открыто почему-то боятся.
Важно сосредоточить усилия на формировании и закреплении в общественном сознании народов зарубежных стран положительного образа славян, лояльного отношения к внешней и внутренней политике их государств. Эффективным механизмом решения этой задачи могли бы стать средства массовой информации общеславянской патриотической направленности, для которых бы главным было не погоня за сенсацией, а правда, не очернительство, а любовь к своему Отечеству, к своему народу, к многообразной славянской семье.
В заключение хочу сказать: у нас не так много времени. Если кто-то считает, что можно десятилетиями обсуждать назревшие вопросы углубления политической и экономической интеграции, унификации законодательств, выработки единой военной политики, тот глубоко ошибается. Время исчерпано. Уже сегодня надо принимать срочные меры. Нам нужен интеграционный прорыв, иначе мы рискуем оказаться на задворках истории.
Кроме того, мы должны подать пример другим славянским народам. Придет время, и те, кто сегодня стремится в объятия Запада, поймут, что свои национальные интересы они могут отстоять только в рамках своей цивилизационной общности.
Верю, что русские и белорусы будут вместе, как верю и в то, что вместе будут все восточнославянские народы. К этому нас обязывает и прошлое, и настоящее, и будущее. Иное противоестественно.


ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ И ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ А.Г.ЛУКАШЕНКО В ЛИТЕРАТУРНОМ ИНСТИТУТЕ ИМЕНИ А.М.ГОРЬКОГО НА ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ПО СЛУЧАЮ ВРУЧЕНИЯ ЕМУ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕМИИ ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
(Москва, 28 апреля 1998 г.)

Для меня великая честь получить эту премию. Ценность ее в том, что она исходит от людей искусства, посвятивших свою жизнь высокой культуре.
Я прикоснулся к миру великого Шолохова еще в юношеские годы, - в то время, когда формируется мировоззрение человека. происходит становление его характера. И хотя для постижения глубины шолоховского художественного наследия не хватит и целой жизни, именно герои эпохального "Тихого Дона" и "Поднятой целины" помогли мне правильно определить свою жизненную позицию, и главную цель - служение своему народу.
Произведения Шолохова наполнены всепоглощающим чувством любви к трудовому народу. Я особенно остро чувствую это, так как вырос на селе, где о человеке судят не по цветастым фразам, а по трудовым мозолям на руках.
Мне лично произведения Шолохова, неповторимые судьбы его героев дают иногда значительно больше, чем иные пухлые политические и экономические трактаты.
Михаил Александрович Шолохов всю жизнь был приверженцем одной великой идеи и не изменил ей до своего смертного часа. Это идея социальной справедливости, идея свободы и уважения к человеческому достоинству. Идея народного счастья и высокой духовности.
За нее Шолохов не раз шел в бой не только как писатель, но и как гражданин, как простой солдат в самые суровые времена.
...Согласитесь, как актуально звучат сегодня слова Шолохова о том, что "есть еще охотники разрушить связь времен, забыть о светлых традициях в жизни народов, порушить то доброе, героическое, что накоплено прадедами и отцами, завоевано ими и нами в борьбе за лучшие народные идеалы, за свободу и независимость"!
Могу со всей ответственностью сказать: в Беларуси этому не бывать никогда!
...Не скрою: я очень тщательно готовился к этой встрече с вами - написал текст выступления, продумал основные проблемные вопросы. Но поскольку перед самой встречей Юрий Васильевич Бондарев передал мне внушительный список ваших вопросов, то хочу предложить вам такой порядок работы: я выскажу основные идеи и отвечу параллельно на все ваши вопросы. Большинство из них касается Союза Беларуси и России.
Я отчетливо увидел: вы так же, как и я, как и миллионы других людей в Беларуси и России, болезненно переживаете последствия распада некогда могучей державы. Вы прилагаете максимум усилий для того, чтобы устранить этот противоестественный раздел славян, чтобы эта рана поскорее затянулась.
...Мне очень приятно было услышать от вас на нашей минской встрече, что вы удивлены, насколько спокойна социальная обстановка в Беларуси. Естественно, она контрастирует с той истерией, которая постоянно нагнетается некоторыми российскими телеканалами и отдельными газетами.
Как Запад в свое время был уверен, что по улицам Москвы в XX веке бродят медведи, а все русские - пьяницы, так и теперь в сознание россиян определенными СМИ вкрадчиво вкладывается стереотип: Президент Беларуси - диктатор, на улицах чуть ли не ежедневно льется кровь, демократия задушена и так далее.
Я уверен: именно от вас, уважаемые писатели и педагоги, от вашей гражданской позиции во многом зависит, какой образ Беларуси войдет в сознание десятков миллионов россиян.
Об одном прошу: не надо ничего приукрашивать. Говорите людям правду. Они ждут ее, как глотка чистого воздуха в угаре заказной информационной лжи.

...
ВОПРОС: Как Вы относитесь ко всем нападкам на Вас, в частности, к фильму с хамоватым названием "Обыкновенный президент?"
А.Г.ЛУКАШЕНКО: Этот фильм я не видел, поэтому не могу его оценивать. Мне рассказывали о нем: из контекста вырываются куски, подтасовываются, потом тенденциозно складываются, все это склеивается - и в итоге создается фальсифицированный образ поистине страшного человека. Поэтому мы сегодня с вами и встречаемся, чтобы лучше узнать друг друга. И если после этого у вас останется впечатление, что Лукашенко - это "обыкновенный президент", я буду очень сожалеть. Но если действительно обыкновенный, нормальный в плане человеческом - я буду только рад этому. Вообще же я полагаю, фильм не стоит того, чтобы о нем долго говорить, поскольку это обыкновенный оплаченный заказной фильм.

ВОПРОС: Как Вы считаете, вменяема ли Ваша оппозиция? Насколько она многочисленна, насколько агрессивна и насколько управляема? Если это все со знаком "минус", то что с ней делать и как?
А.Г.ЛУКАШЕНКО: Оппозиция есть оппозиция. К ней надо относиться спокойно. Что касается ее особенностей, то она достаточно агрессивна; она немногочисленна - это примерно 400, как я их называю, "боевиков". Она невменяема и неуправляема. Это факт. Что с ней делать? Да с ней просто ничего не надо делать - и все будет нормально. Если бы НТВ, ОРТ и РТР на нее меньше внимания обращали - о ней бы вообще никто не знал.

ВОПРОС: Ваше отношение к тем силам в России, которые заинтересованы не столько в поддержке Вас лично, сколько в поддержке идеи объединения Беларуси и России?
А.Г.ЛУКАШЕНКО: Эти силы в России есть. Я постоянно чувствую их помощь.
...Когда так называемое "дело Шеремета" активно раскручивалось некоторыми российскими СМИ и к нам приехали руководители ОРТ, других ваших телеканалов, я им сказал: вы говорите, что я диктатор, а вы - демократы. Давайте проведем открытый эфир на всех ваших каналах. Я приду один - а вы приводите, кого хотите. Давайте проведем в открытую дискуссию перед людьми нашего общего Отечества: России, Беларуси, других республик.
Знаете, они, пообещав, побоялись. И до сих пор этого эфира нет.

ВОПРОС: Сегодня практически стоит "Мосфильм", стоят киностудии имени Горького, имени Довженко - и на "полную катушку" работает "Беларусьфильм". Как Вам удалось сохранить свою студию, ее марку?
А.Г.ЛУКАШЕНКО: Когда я стал президентом и поехал на студию, то я сказал нашим кинематографистам: давайте-ка мы не будем ломать все хорошее. Что вам надо? Они мне сказали: надо то, надо это. - Сколько это стоит? - Столько-то миллионов долларов. - Хорошо, мы вам в течение года, полугода найдем эти деньги. Но вы должны сделать то, то и то. Президент подписал решение по результатам посещения. Поскольку в Беларуси есть реальная власть, это решение было исполнено.

ВОПРОС: В чем, на Ваш взгляд, кроются основные расхождения Вашей позиции с позицией известных писателей Алексиевич и Быкова? И вообще, нельзя ли их уговорить стать союзниками, а не оппозиционерами?
А.Г.ЛУКАШЕНКО: Вы задали непростой вопрос. И конечно, я дам вам на него конкретный ответ. Но мне хотелось бы убедить Вас взглянуть на эту проблему несколько в иной плоскости. Как вы знаете, во время визита делегации российских писателей в Беларусь был подписан Протокол-соглашение между Союзом писателей Беларуси и Союзом писателей России. В нем предусматривается обмен делегациями, материалами, публикациями, встречи писателей.
Я очень боюсь, как бы этот протокол не остался на бумаге, как, к сожалению, это произошло с некоторыми соглашениями в области культуры, подписанными в рамках Союзного Договора.
До сих пор у нас нет общего российско-белорусского журнала. Нет единой телерадиокомпании. Все, как и прежде, вязнет в тине бюрократии либо элементарного нежелания работать.
Понимаю, что есть объективные причины "пробуксовки" ряда достигнутых договоренностей.
Но особенно горькое ощущение оставляют причины субъективные. Я имею в виду болезненный раскол, который произошел в общей литературной среде после распада Советского Союза.
Он рикошетом ударил практически по всем писательским организациям бывших союзных республик.
...Конечно, как президент страны, я не могу себе позволить встать на позицию той или иной группы белорусских литераторов. И, тем более, не стану принуждать руководство белорусского Союза писателей сделать шаг, который был бы логичен с учетом набирающей силу интеграции. Потому что понимаю: литература - предельно тонкая, сложная, деликатная сфера, которая не приемлет никакого, даже самого малого диктата и нажима.
Но как человек и гражданин я могу и обязан высказать свою точку зрения. Уверен: время политической групповщины проходит. Писатели должны быть вместе.
Теперь по поводу Василя Быкова. Я хочу развеять все легенды о моем якобы предвзятом отношении к этому несомненно заслуженному человеку. Его книги сегодня изучаются во всех школах Беларуси, во всех университетах. В прошлом году одна из тем вступительных экзаменов в наши вузы была посвящена творчеству Быкова. О каком же предвзятом отношении может идти речь?
...Что с ним происходит? Человек, прошедший Великую Отечественную войну, Герой Социалистического труда, крупный писатель международного масштаба, автор знаменитых "Альпийской баллады'', "Обелиска", "Знака беды", на которых росло и мое поколение, стал последовательно и упорно чернить все, что с такой пронзительной силой ранее воспел в своих произведениях. Поддался националистическому дурману до такой степени, что провозгласил лидера националистов Зенона Позняка "Апостолом, ниспосланным на Беларусь Богом".
До сих пор не укладывается у меня в голове, как может автор "Сотникова" называть свой народ "рабским"?
Быков фактически отвергает всю историю, которая у нас была, - это вообще непонятно, поскольку человек писал об этом, получил за свое творчество орден Ленина и звезду Героя Социалистического труда. Он, правда, ее не носит.
В период разгула национализма, при Шушкевиче у нас ордена боялись надевать, - награды, которые получили за войну, за трудовые достижения. И когда народ оказал мне великое доверие, избрав меня президентом, первое, что я сказал: наденьте свои ордена. Вы должны их носить с гордостью, потому что вы их заслужили.
О Быкове я никогда не говорил плохо. Я просто не имею на это права, потому что сам воспитывался на его произведениях, как и на произведениях Михаила Шолохова, Юрия Бондарева, Петра Проскурина, Валентина Распутина, Василия Белова. Бог ему судья.
...Я пытаюсь их понять, в том числе и Василия Быкова. Я дружески протягиваю ему руку. Эта рука остается открытой и сейчас.
Мне по-человечески обидно за такого заслуженного и несомненно талантливого человека, который отсек от себя целую эпоху, не заметив, что она, в свою очередь, отвернулась от него.

ВОПРОС: Одна из серьезнейших для России проблем сегодня - проблема резкого роста уровня смертности. Какая сейчас рождаемостью какая смертность в Беларуси?
А.Г.ЛУКАШЕНКО: Уровень смертности в течение пяти последних лет в нашей стране немного выше, чем в предыдущие годы. Тенденция началась шесть-семь лет тому назад, еще в последние годы СССР. И она, к великому сожалению, пока еще сохраняется. Но не нужно забывать о том, что Беларусь - чернобыльская республика.
В Беларуси много пожилых людей. И при этом у нас не умирает людей большей, чем в других странах. Наоборот. В последнее время у нас смертность, - особенно детская, - сокращается.

ВОПРОС: Есть такая версия: в 2000 году президент Белоруссии Лукашенко, возможно, примет явное или неявное участие в российских выборах, в выборах российского президента. Ваше отношение к этому?
А.Г.ЛУКАШЕНКО: Это проблема российского народа. Только граждане России вправе решать этот вопрос. Ни Лукашенко, ни кто-то другой - только народ России.
Вы говорите о моем участии? Как председатель Высшего Совета Союза Белоруссии и России, конечно же, я переживаю и буду переживать за все те процессы, которые происходят в вашем государстве. Вы недавно избирали главу правительства. Мы тогда переживали за вас. И молили Бога, чтобы быстрей это закончилось, чтобы у вас было сформировано полноправное правительство. Потому что теряете вы - теряем и мы. Поэтому мы кровно заинтересованы в том, чтобы в России был порядок.
Конечно же, мы хотели бы, чтобы президентом в Российской Федерации был избран толковый, здравомыслящий человек, который проводил бы политику единения народов, а не разъединения их. И такого человека мы с удовольствием поддержим, если в этом будет какая-то нужда. Но я думаю, что русский народ и без нас определится.

ВОПРОС: Как бы Вы прокомментировали итоги недавнего кризиса в отношениях президента России и Государственной Думы? Кто выиграл и кто проиграл?
А.Г.ЛУКАШЕНКО: Проиграли все! Никто не выиграл. Общество российское проиграло в целом. Это абсолютно никому не нужно было.

ВОПРОС: Вы сказали, что после Кишиневского "саммита", практически все главы государств СНГ остались недовольны результатами работы органов Содружества и вообще тем, как в нем идут процессы. Что, на Ваш взгляд, нужно изменить, чтобы Содружество реально заработало?
А.Г.ЛУКАШЕНКО: Это фундаментальный вопрос. Когда прошла Кишиневская встреча, там было поручено Борису Николаевичу Ельцину, председателю Совета Глав государств, запросить у Главы каждого из двенадцати государств мнение: какими Вы видите дальнейшие перспективы Содружества и что нужно в этой связи сделать? Единственный президент, который публично высказал свое мнение, был президент Беларуси. Потом мы провели в Минске конференцию, пригласили всех ведущих заинтересованных политиков и ученых. Я снова выступил с этой позицией. Мы подготовили послание Парламенту Союза Беларуси и России. И опять остались единственным государством, которое публично заявило о своих взглядах.
Я считаю, что надо выполнять то, о чем мы договариваемся. Выполнять те соглашения, которые мы подписываем. Подписали около тысячи - и ни одного практически не выполнили. За исключением: присвоить звание, назначить командующим миротворческими силами одного вместо другого. Вот это выполняется. Все остальное благополучно проваливается.

ВОПРОС: Какими Вам представляются перспективы развития белорусско-украинских взаимоотношений? Роль Украины в рамках СНГ?
А.Г.ЛУКАШЕНКО: Я хотел бы видеть роль Украины более конструктивной, более динамичной. Хотел бы, чтобы Украина была более влиятельным партнером, и нашим, и российским, и в рамках СНГ. А лучше всего, чтобы она присоединилась к Союзу Беларуси и России. И если бы это произошло, то динамика в интеграционном направлении была бы колоссальная. Пока не получается, но мы надеемся на лучшее. Что касается перспективы белорусско-украинских взаимоотношений - у нас отличные отношения, просто блестящие. Отношения глав государств еще лучше. У нас нет практически никаких проблем.


Белоруссия

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССИИ

О развитии негосударственного сектора экономики

За относительно короткий период рыночных реформ, в Белорусси сформировался полноценный негосударственный сектор экономики. К настоящему времени в стране действует более 36 тыс. предприятий негосударственной формы собственности и около 115 тыс. предпринимателей без образования юридического лица. Более половины из них относятся к сфере торговли и услуг, около 20% функционируют в строительстве и промышленности. Негосударственный сектор экономики производит более 1/3 ВВП страны. В общем объеме производства на его долю приходится почти 39%.
С подписанием в июле 1996 года Указа президента "О государственной поддержке малого предпринимательства" и созданием в рамках Государственной программы поддержки малого предпринимательства Министерства предпринимательства и инвестиций, политика в этой области стала одним из государственных приоритетов. Разработанная общими усилиями Министерства и Белорусского Государственного Университета государственная программа поддержки малого предпринимательства на 1997 год была утверждена правительством республики.
В 1997 году белорусский парламент рассмотрел 54 законопроекта, затрагивающих сферу деятельности малого и среднего бизнеса. Сорок из них подписаны президентом республики и вступили в силу. Были внесены дополнения и изменения в законы о предпринимательстве и об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью, в закон "Об аренде". В ближайшее время в парламенте должны рассматриваться проекты законов "Об экспортном контроле", "О ценообразовании", "О пресечении недобросовестной конкуренции", "Программа социально-экономического развития Беларуси" и др.
Рассматривается вопрос о создании в Верхней палате белорусского парламента Государственного совета по малому предпринимательству, который будет координировать законотворческую деятельность в этой области
В 1997 году Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ приняла базовый (модельный) закон о развитии малого предпринимательства, в основу которого были положены нормативы закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в республике Беларусь". Этот закон рекомендован для использования в национальных законодательствах всех стран СНГ в целях создания единой правовой базы деятельности малого предпринимательства.
Согласно положениям модельного закона, к субъектам малого предпринимательства относятся предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, а также юридические лица, которые в зависимости от отрасли экономики имеют ту или иную численность занятых. В настоящее время рассматривается вопрос о внесении в действующее белорусское законодательство не только количественных, но и качественных критериев, в соответствии с которыми предприятия можно будет классифицировать как малые.
В 1997 году в республике проводилась перерегистрация субъектов хозяйствования, в ходе которой выяснилось, что реально осуществляли хозяйственную деятельность и платили налоги в государственный бюджет лишь 50% всех ранее зарегистрированных субъектов хозяйствования. Предложения белорусских предпринимателей о введении упрощенной системы регистрации и создании единого регистрирующего органа легли в основу проекта нового Гражданского кодекса республики. Предполагается создать единый орган регистрации предприятий - Республиканскую регистрационную палату с филиалами в областях. Утверждена также новая форма государственной статистической отчетности, которую с января 1998 года ежеквартально обязаны представлять малые предприятия.
Государственная поддержка оказывается малым предприятиям в тех областях, которые на уровне государственной экономической политики признаны приоритетными: промышленное производство, строительство, переработка сельскохозяйственной продукции, экспортные отрасли, торговля и оказание прямых услуг населению. Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 1997 год предусматривала создание не менее 6 тыс. рабочих мест, однако при косвенной государственной поддержке предпринимательских структур в этом секторе за год было создано более 50 тыс. новых рабочих мест.
Специалисты отмечают, что малые и средние предприятия Белоруссии в своем большинстве имеют низкий уровень дебиторской и кредиторской задолженности, обеспечивают себя за счет собственных ресурсов оборотными средствами, имеют высокую рентабельность. Развитие производства они осуществляют за счет своих средств, что позволяет говорить о начале процесса реинвестирования.
На программу государственной поддержки малого и среднего предпринимательства правительство Белоруссии в 1998 году ассигновало 100 млрд. белорусских рублей. Поддержка малого предпринимательства будет осуществляться по следующим направлениям:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- развитие инфраструктуры;
- усиление роли государственных органов в управлении процессом деятельности малого бизнеса;
- расширение финансовой базы за счет увеличения внебюджетных источников финансирования;
- подготовка кадров для предпринимательских структур;
- предоставление налоговых льгот малым предприятиям.
Предполагается, что реализация данной программы позволит в 1998 году увеличить количество малых предприятий до 21 тыс. и создать на них 28 тыс. новых рабочих мест.

Уровень жизни и доходы населения

В конце 1997 года Институт социологии Белорусской Академии Наук провел социологическое исследование экономического поведения населения в период перехода к рынку. В ходе опроса в различных регионах республики, на вопрос "Как вы оцениваете уровень своего благосостояния?" 56% респондентов ответили, что живут "от зарплаты до зарплаты", 28% - "еле сводят концы с концами", 6% - находятся "в постоянных долгах". Лишь 10% опрошенных отметили, что живут "в достатке".
На вопрос "Как изменилось материальное положение вашей семьи за последние один-два года?" 53% респондентов ответили, что "скорее ухудшилось", 32% указали, что их материальное положение осталось без изменений. К категории тех, у кого экономическое положение "скорее улучшилось", себя отнесли 13% опрошенных.
Статистические и социологические опросы свидетельствуют о том, что около 70% экономически активного населения республики живут преимущественно на доходы от трудовой деятельности по найму. Минимальная "потребительская корзина", включающая 55 наименований продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, была оценена экспертами в конце 1997 года в 2102 тыс. белорусских рублей, тогда как средняя заработная плата по республики составляла 2744 тыс. белорусских рублей (почти 69 долл.).
Наиболее низкооплачиваемыми профессиональными категориями оказались работники социального обеспечения, сельского хозяйства, искусства, культуры и образования. Их заработная плата распределяется в интервале от 1370 тыс. до 2060 тыс белорусских рублей. Наиболее высокооплачиваемыми оказались работники предприятий трубопроводного транспорта, таможен, банков, аппарата управления. Их заработная плата распределяется в интервале от 8241 тыс. до 4052 тыс. белорусских рублей, что в 1,5-3 раза выше, чем в среднем по республике.
По данным статистики, в 1997 году дополнительной статьей дохода белорусских домашних хозяйств было производство на приусадебных участках сельскохозяйственной продукции. 21% семей зарабатывали таким образом около 25 долл. в месяц. Пособие по безработице (6 долл.), как статью дохода указали около 1% семей.
Специалисты отмечают, что потенциал потребления товаров и услуг у населения невелик, что свидетельствует о невысоких показателях уровня жизни. Расходы на квартплату (3 долл.) и транспорт в семейных бюджетах примерно равны. Также примерно равные доли образуют расходы на обувь и алкогольные напитки. Потребность в этих товарах достаточно устойчива: обувь в течение года постоянно покупали 55% семей, а алкоголь - 45%. При этом средние расходы семейных бюджетов на алкоголь примерно равны суммарным затратам на жилищно-коммунальные услуги, предметы личной гигиены и услуги связи.
В 1997 году купить автомобиль (или другое транспортное средство) смогли лишь 0,6% белорусских семей, а приобрести недвижимость - 1%. При том, что производство мебели в республике за год увеличилось почти на 43%, приобрести ее смогли только 3,5% семей. 3,3% семей республики приобретают в месяц в среднем валюты на 2 млн. белорусских рублей (50 долл.). Эта сумма в 2 раза превышает средний размер вкладов в банки. В 1997 году в них поместили средства 5% семей.

С.Астахова (ИМЭМО РАН, аналитический обзор "Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья")


Украина

О ПАРТИИ МУСУЛЬМАН УКРАИНЫ

Партия мусульман Украины была создана в Донецке в конце 1997 года предпринимателем Рашидом Брагиным. Она объединяет мусульман Крыма и южных регионов Украины. В Украине, по приблизительным подсчетам Комитета по делам религий, проживает более 300 тысяч мусульман. По данным Духовного управления мусульман Украины, их насчитывается более 2 миллионов. Подобный разнобой в цифрах обусловлен во-первых, неизвестным числом проживающих в Украине нелегальных мигрантов-мусульман, во-вторых, постоянным притоком депортированных в свое время крымских татар.
На сегодняшний день в Украине действует 260 мусульманских общин, свыше трех четвертей из них - в Крыму. За год в среднем возникает 20-40 новых общин. В последние годы в Крым вернулись из районов депортации более 240 тысяч "крымских татар", значительная часть из которых никакого отношения к депортированному народу не имеет.
Партия мусульман Украины выставила 19 человек для баллотирования в парламент Украины, однако, не набрала и одного процента голосов. Накануне выборов ПМУ опубликовала свою предвыборную программу, в которой в частности обещала "сделать все для того, чтобы многочисленное мусульманское население, национальные меньшинства Украины и крымские татары, как коренные жители Крыма, имели все возможности следовать вере в своей повседневной жизни, в системе образования, во время службы в вооруженных силах Украины". Партия мусульман Украины "настойчиво и целеустремленно выступает за равноправие граждан всех национальностей, жителей Украины, в особенности (!) крымско-татарского народа." Одним из лозунгов ПМУ является также: "За единство мусульман и равенство всех национальностей". ПМУ выступила в поддержку крымских татар, не имевших украинского гражданства, а соответственно, и права участвовать в выборах. В своем заявлении партия мусульман Украины требовала немедленного восстановления справедливости по отношению к крымским татарам, для чего считала необходимым решение президентом Украины вопроса о предоставлении крымским татарам права участвовать в выборах, предоставления гражданства всем подавшим заявление представителям крымско-татарского народа, принятия закона "О статусе крымских татар в Украине".
Лидеры партии мусульман отмечали в заявлении, что отсутствие реакции общественности на ущемление прав крымско-татарского народа создает "антидемократический прецедент, последствия которого могут сказаться на всех".
Из 250 тыс. крымских татар, которые оформили постоянное проживание в Украине, 149 тыс. является гражданами Украины. Около 100 тыс. крымских татар не получили гражданства Украины, из них 20 тыс. - лица без гражданства и 80 тыс. - граждане других государств.
Возможно, до сих пор украинское правительство не имело проблем с мусульманами из-за того, что они достаточно раздроблены. В Украине действует три религиозных центра, объединяющих всех мусульман страны. Первый находится в Киеве и называется Духовным управлением мусульман Украины. Был организован местными татарами во главе с Сулейманом Мухаметдзяновым в 1991 году с целью изучения ислама, татарского и арабского языков. Однако, вскоре руководство общиной было перехвачено шейхом Ахмедом Тамимом. Ахмед Тамим, 1956 года рождения, гражданин Ливана, прибыл в Украину в середине 70-х годов. Окончил Киевский политехнический институт и одновременно мусульманский исламский университет в Ливане. Оттеснив от руководства киевской мусульманской общиной татар, Ахмед Тамим налаживает связи с кавказской, азербайджанской, казахской диаспорой и в 1994 году регистрирует Духовное управление мусульман Украины, главой которого является по сей день. При ДУМУ зарегистрированы исламский университет, газета "Минарет", ряд коммерческих предприятий.
Вообще деятельность ДУМУ тесно связана с коммерческой деятельностью мусульманских диаспор из стран бывшего СССР и с общинами нелегальных мигрантов из Афганистана и Пакистана. С киевскими коренными татарами отношения до сих пор напряженные. До недавнего времени в оппозиции к ДУМУ находились два других мусульманских центра - Духовное управление мусульман Крыма, возглавляемое муфтием Нури-Эфенди Мустафаевым и Духовный центр независимых мусульманских общин Украины (ДЦНМОУ), возглавляемый Рашидом Брагиным. Обе конфликтующие стороны перед украинскими властями пытались обвинить оппонентов в "исламском фундаментализме". Однако, в феврале прошлого года все три центра подписали взаимное заявление. В нем в частности говорится: "Во имя обеспечения единства действий мусульманских организаций Украины и дальнейшего процветания Ислама участники встречи, проходившей в обстановке конструктивного взаимопонимания, договорились совместными усилиями, с учетом взаимных интересов проводить согласованную, скоординированную по всем направлениям деятельность".
Вполне возможно, что к моменту розыгрыша "крымской карты" в нем будет активно использоваться и исламский фактор.

Соб.инф. (Киев)


О "ЯЗЫКОВОЙ" СИТУАЦИИ В ДОНБАССЕ

Не успели еще, как говорится, чернила высохнуть на украинско-российском договоре, подписанном президентами Украины и России, как жизнь преподнесла русскоязычному Донбассу новое испытание на прочность. В стенах Донецкой облгосадминистрации родилось распоряжение № 17 "Об утверждении плана реализации комплексных мероприятий по всестороннему развитию и функционированию украинского языка в Донецкой области".
Первое, что видно даже невооруженным глазом - это отсутствие в документе даже упоминания о русском языке. В связи с этим стоит напомнить факт, уже ставший для Донбасса хрестоматийным.
В марте 1994 года в ходе опроса граждан Донецкой области 89 процентов высказались за функционирование русского языка в качестве языка работы, а 67,7 процентов назвали русский родным языком. Отношение жителей шахтерской столицы к языковым проблемам не изменилось и через три года. Более того, социологическое исследование, проведенное Донецким аналитическим центром уже в апреле 1997 года показало, что 90% из 600 респондентов восприняли на "ура" решение Донецкого областного совета о придании русскому языку статуса официального на территории области.
Принятие такого решения облсоветом было вызвано попыткой насильственной украинизации русскоязычной области, в которой для проживающих здесь представителей более чем 100 национальностей, русский язык исконно является связующим звеном и средством общения.
Однако решение народных избранников опротестовал тогдашний прокурор Донецкой области Владимир Кривобок. Но депутаты снова подтвердили свое решение. Вскоре прокурора перевели в Харьковскую область, а русский язык "посадили на скамью подсудимых" - с тех пор и до сегодняшнего дня Ворошиловский райсуд пытается определить место русского языка в Донбассе.
Пока тянутся "суд да дело", исполнительная власть и одарила русскоговорящую, русскодумающую и русскокультурную область вышеупомянутым "Планом", из 12 пунктов которого особого внимания заслуживают следующие.
Так, к 2000 году в разряд украинских будет переведено еще 55 школ, ряд учебных заведений нового типа, групп ПТУ и дошкольных учреждений.
Сегодня пока еще ненавязчиво п.5 "Плана" советует "государственным служащим обратить внимание на использование украинского языка во время общения". В соответствии с тем же "Планом" постоянно будут предприниматься меры по "защите национального информационного пространства в регионе", содействию украиноязычным газетам и журналам. И все это "для удовлетворения языковых потребностей титульной нации". За счет русскоязычных налогоплательщиков. Так как, в частности, при выделении дотации из областного бюджета для поддержки государственных СМИ, приоритет будет за украиноязычными изданиями. Но самым интересным пунктом плана по украинизации региона представляется п.2, который предлагает правоведам, управленцам, украинскому культурологическому центру, а также местной "Просвите" "жить в соответствии с Законом о языках". И это несмотря на то, что Закон еще не принят, а может быть и не будет принят, то есть не станет обязательным к исполнению. На этом стоит остановиться особо.
Один из первых документов этого года, рожденный в стенах Донецкой облгосадминистрации, является не оригинальным творчеством местных управленцев. Он - лишь привязка к местности одноименного Постановления КМ № 998 от 08.09.97 г. Постановление это - дискриминационное, оно появилось на свет после неудавшейся попытки киевского чиновничества провести через Верховный Совет тот самый законопроект "о языках", который сегодня и будут разъяснять гражданам. Почти год назад на стpаницах местной прессы выступали депутаты прежнего Верховного Совета Украины от Донецкой области, которые резко негативно охарактеризовали проект закона, в котором за неиспользование украинского языка предполагалась целая система штрафов. Пройдя различные инстанции, проект несколько видоизменился, однако тогдашний премьер-министр Павел Лазаренко не рискнул подписать его для передачи в последнюю инстанцию - на рассмотрение Верховного Совета. В период премьерского "межвластия" эту ответственность взял на себя "врио премьера" Василий Дурдинец. С июля прошлого года проект закона о языках "стал в длинную очередь" на рассмотрение в ВСУ. Где и стоит до сих пор. Но видимо планы высокопоставленных киевских чиновников предполагали более короткие сроки вытеснения русского языка. Так появилось Постановление Кабинета Министров № 998.
"Языковая ситуация, - говорится в Постановлении, - характеризуется рядом негативных явлений и тенденций. Украинский язык как государственный еще не достиг надлежащего использования в областях права, образования, культуры, науки, информатики, военного дела и судопроизводства.
Общественно-бытовой престиж украинского языка не адекватен его выразительным способностям..."
Вот так. Не хотят говорить по-украински. Низы не хотят. А верхи, по всей вероятности, не могут оставить русскоязычным гражданам их родной язык.

Людмила Гордеева (Донецк)


Мнение

УКРАИНА. ПЛОДЫ ПРОПАГАНДЫ

Летом этого года по прибытии в Россию вагона с продукцией Ильичевского рыбзавода внутри была найдена записка следующего содержания:
"Проклятые москали! Посылаем вам консервы, отравленные бактериальным ядом ботулизма. Чтоб вы издохли! Народный Рух Украины, Украинская повстанческая армия, Организация украинских националистов".
По приезду в город Ильичевск представителей российской Федеральной службы безопасности виновных быстро нашли. Ими оказались студенты одесского технологического института пищевой промышленности, проходившие практику на этом заводе. Несмотря на возврат вагона и нанесенные заводу только прямые убытки в сумме четверть миллиона долларов, не считая разорванного выгодного контракта, студенты отделались чисто символическим порицанием - их даже не исключили из института.
Большинству происходящее кажется кошмарным сном, который рано или поздно должен окончится. И совсем уже ничтожная часть населения пытается подписаться на различные издания и внимательно проанализировать происходящее. Если это так обстоит дело здесь, то что говорить о России? Там не понимают, что происходит у нас, на Украине, у многих там создается впечатление, что независимая Украина - это какое-то шутовское государство, разновидность одесской хохмы.
...Раньше казалось, что в России политики просто не понимают тех страшных политических процессов, которые у нас происходят, не замечая и не желая замечать очевидные вещи. Но нет: похоже на то, что эти идеи внедряются искусственно. Все разговоры про добровольный Союз народов - это провокация, сознательно внедренная, чтобы успокоить на время старшую часть населения и выиграть время. Забудьте рассказы о том, что народ Украины понял, осознал пагубность расчленения СССР, что он спит и видит прихода левых сил в России.
Помните спекуляции о возврате к власти в Литве Бразаускаса и его команды, помните вздохи о том, что народ понял, осознал, убедился... Теперь получили во главе республики гражданина США.
Не будет на Украине ни второго Лукашенко, ни второго Богдана Хмельницкого. Возрожденный союз народов, о котором так много говорят коммунисты в российской Думе, воспринимается здесь как бред. Ничего не будет! Отдельные мелкие уступки дают Украине передышку в углубляющемся экономическом спаде, чтобы укрепиться и стабилизировать обстановку. Реальная ситуация в нашей республике выглядит иначе, чем она описывается на страницах многих московских оппозиционных изданий.
Вопрос о вступлении Украины в НАТО уже решен положительно. И пусть пока еще нет официальных документов, коммюнике, заявлений, но мы здесь знаем, что решение уже принято. В штабе Одесского военного округа высокопоставленные военные делегации блока НАТО сменяют одна другую. В соответствии со стандартами НАТО меняется структура украинской армии. В России еще содрогнутся, когда, наконец, поймут, кого привели московские демократы десять лет назад к реальной власти на Украине и куда идет наша республика. Они еще увидят наших депутатов, призывающих НАТО нанести ядерный удар по России.
Массированная десятилетняя пропаганда демократических средств массовой информации, начатая в Москве, дала свои плоды. Эпизод с одесскими студентами отнюдь не изолированный инцидент, но явный показатель глубокого сдвига в общественном сознании, произошедшего на Украине за эти годы. Массовые антирусские и антироссийские настроения в Одессе есть факт, характерный если и не для большинства населения, но для очень многих, включая молодых одесситов.
Если при Кравчуке антирусская и антироссийская пропаганда проводилась хотя бы во внешне пристойных рамках, с приходом на Украине к власти Л.Кучмы она приняла безумные, воистину демонические формы.
Чудовищные обвинения, проклятия в адрес "старшего брата", в основном на русском языке, день за днем, год за годом последовательно и методично изливаются на украинского обывателя. Это касается практически всех газет, радиопрограмм, телевидения и даже учебных программ вузов и школ.
Впрочем, надо всегда помнить, что наряду со сторонниками "национального возрождения", на Украине есть широкий слой людей, которые не читают местные газеты, не смотрят украинское телевидение и не имеют ни малейшего понятия, о чем они говорят. Этот слой, абсолютно не представляющий, что здесь происходит, имеет родственников и связи в России но, к сожалению, бессознательно усиливает дезинформацию. Изредка приезжающие с Украины родственники, особенно пенсионного возраста, могут рассказывать в России сказки про то, что народ спит и видит восстановление СССР, только, мол, момент для этого не наступил.
...Давайте не будем предаваться пустым иллюзиям: за десять лет националистическая и демократическая пропаганда на Украине пустила глубокие корни и это очень даже всерьез.

Соб.инф. (Одесса)

__________
(РОПИ)

• Рубрика •  Вверх