Киргизия
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
(причины и последствия)
Динамика миграции (1979-1997 гг.)
Помимо центральноазиатских этносов (киргизы, узбеки, таджики и др.) в Киргизии проживают представители многих других национальностей, чья историческая родина находится за пределами Киргизстана. Обстоятельства, приведшие эти народы в Киргизию, самые различные. В республике проживают представители более 80 национальностей.
В период с 1979 по 1989 годы национальный состав проживающего в республике населения изменялся, в основном, за счет естественного прироста, и каких-либо резких миграционных всплесков не наблюдалось. Вместе с тем, уже в конце 80-х годов стала заметна тенденция к миграции по некоторым национальностям.
Серьезные геополитические изменения постсоветского периода повлекли за собой рост динамики и изменения демографической ситуации. Значительно увеличился отток из республики русскоязычного населения. С 1991 по 1998 годы республику покинуло только 300 тысяч славянского населения. Численность русских уменьшилась более чем на 200 тыс. человек, украинцев на 40 тыс. человек. Весьма высокая миграция немецкого населения, количество которого снизилось с 70 тыс. (1991 г.) до 17,3 тыс. (1997 г.), в этот же период из республики выехали почти три четверти еврейского населения. При этом численность киргизов возросла с 2371,6 тыс. человек (1991 г.) до 2781,1 тыс. человек (1997 г.). Узбекская диаспора Киргизстана за этот же период выросла с 580 тыс. человек до 653,3 тыс., количество казахов возросло с 39,5 тыс. человек до 42,4 тыс. человек.
По состоянию на 1 января 1998 года в республике зарегистрировано более 15 тысяч беженцев, представленных в преобладающем большинстве киргизами и в меньшей степени таджиками.
Политический и социально-экономический фон миграции
На динамику миграционных процессов в республике прежде всего оказала свое негативное влияние политическая и социально-экономическая ситуация постсоветского периода.
Пример Киргизии подтверждает, что пусковым механизмом вынужденной миграции русскоязычного населения стала именно политика - политика радикальной смены общественно-экономической формации, приведшей к этнократии - установлению государственного режима наибольшего благоприятствования для коренного населения.
Выделяются три основных этапа становления этнократии в Киргизии, влияющей на миграционные процессы.
Первый - с 1989 г. по декабрь 1991 года - отмечен следующими событиями:
- принятие закона о госязыке;
- появление множества общественно-политических организаций, построенных по национальному признаку;
- киргизско-узбекский конфликт в Ошской области;
- агрессивный разогрев националистических настроений, в том числе антирусских и антироссийских настроений в связи с 75-летием восстания 1916 года;
- распад СССР.
Второй этап - с декабря 1991 года по июнь 1994 года:
- провозглашение независимости Киргизии и образование СНГ;
- принятие конституции республики;
- массированная пропаганда тезиса о приоритете интересов "титульной" нации и разгул бытового национализма;
- "коренизация" органов власти и управления;
- административно-волевое разрушение крупных промышленных предприятий, на которых работало в основном русскоязычное население;
- введение национальной валюты - сома;
Для русскоязычного населения эти годы - время глубоких потрясений, связанных с необходимостью адаптации в новом независимом государстве. Оно осознает себя в роли национального меньшинства, нередко дискриминируемого, ставшего перед необходимостью выбора гражданства и отечества. За эти два с половиной года республику покинули свыше 285 тысяч человек.
Третий этап начался с июня 1994 года и длится до настоящего времени. На этом этапе правящая элита осознает, что миграция русскоязычных не только наносит ущерб экономике, но и чревата серьезными политическими последствиями: ею вымывается население, тесное взаимодействие с которым могло бы компенсировать относительную малочисленность "титульного" народа, его политическую слабость, сделать его менее уязвимым. Приходит понимание и того, что без такого взаимодействия нельзя ожидать лояльного отношения России к Киргизии, ее помощи в преодолении республиканского экономического кризиса, отражение внешних и внутренних угроз ее национальной безопасности. К пророссийской ориентации подталкивает и разочарование масштабами помощи других стран. Вместе с тем, в этот период утверждается экономическое и политическое господство национальной элиты. Правящие круги теперь могут отказаться от пропаганды национальной исключительности, от идеологического и морально-психологического давления на русскоязычное население.
Тем не менее, внутренняя политика государства так или иначе инициировала вынужденную миграцию, которая с 1989 по 1998 годы составила порядка 500 тысяч человек.
Из каждых выбывших 1000 человек населения, наибольший показатель среди немцев - 285,3, евреев - 236,4, татар - 148, украинцев - 134, белорусов - 114, русских - 112,7. В последнее время темпы миграции снизились, но все-таки миграция продолжается и дает основание утверждать, что в условиях проводимых реформ в Киргизии, приоритет по-прежнему отдается представителям киргизской национальности. Монополизация подбора и расстановки кадров в структурах государственного управления не способствует укреплению межнациональных отношений в полиэтническом государстве.
Так, при изучении руководящих кадров в 1996 году в городе Чуй-Токмок, установлено, что руководство милиции, прокуратуры, таможенной инспекции представлены практически только киргизами, хотя демографически население города и района более чем на 60 процентов состоит из представителей других национальностей. Аналогичная картина и в других районах Чуйской области.
Социально-экономические последствия миграции
Нельзя не обратить внимания на национальные различия смертности. Так, в расчете на 1000 человек населения, смертность киргизов в 1994 году составила 5,9 человек, русских - 14,7, украинцев - 26,8, белорусов - 14, немцев - 14,9, евреев - 25,9.
Стрессовое состояние, вызванное отъездом родственников, проживанием близких людей в "ближнем" и "дальнем" зарубежье, трудности общения и встреч сказались на повышении показателей смертности.
...Огромны экономические потери республики от миграции ее населения. За период наиболее интенсивной миграции (1989-1994 гг.), по большинству показателей наблюдалось значительное ухудшение. Национальный доход в 1993 году в реальном исчислении упал до 59,8% от уровня 1990 года, а в 1994 году он снизился еще на 27,4%. Подобным же образом объем промышленного производства в 1994 году составил 38,3% от уровня 1989 года. Валовая продукция сельского хозяйства - 65,6% от ее объема в 1989 году.
Республиканское законодательство и государственные структуры, занимающиеся вопросами миграции
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев на территории Киргизии регламентируется "Временным положением о беженцах в Киргизии" и "Временным положением Кыргызской республики о вынужденных переселенцах". Оба положения утверждены Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 июня 1993 года № 345.
После 1993 года делались попытки вынести на рассмотрение республиканского парламента проекты законов о беженцах и вынужденных переселенцах. Однако эти законы до настоящего времени парламентом не рассмотрены.
Вопросы миграции населения в Киргизии находятся в ведении Министерства труда и социальной защиты Кыргызской Республики. Непосредственно вопросами миграции населения в рамках министерства занимается управление по миграции населения. В функции управления входит работа с прибывшими на территорию республики беженцами, выезжающим из республики населением управление не занимается.
Из неправительственных организаций республики проблемами переселенцев занимаются национально-культурные центры, которых в республике зарегистрировано около тридцати. Единой системы в их работе по оказанию помощи переселенцам нет. Каждый центр оказывает посильную помощь по адаптации к новым условиям как приезжающим в республику соотечественникам, так и выезжающим на историческую родину.
В начале 1998 года в Бишкеке открыто представительство Федеральной миграционной службы при посольстве Российской Федерации в Киргизской Республике. Статус представительства определен Российско-Киргизским соглашением "О регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев" от 18 июня 1995 года.
В.В.Вишневский, президент Славянского Фонда Киргизии, член Совета соотечественников при Государственной Думе России
Мнение
КРИЗИС ДОВЕРИЯ
Нынешний финансовый кризис в России представляется некоторыми комментаторами как нечто внезапное и даже непредвиденное. Даже как откат от наметившегося процесса роста в 1998 году. На самом же деле, это лишь новая фаза болезни российской экономики, в действительности такой же далекой сегодня от реального развития, как и в 1992 г. Как часто бывает, пропагандисты "успехов реформ" стали верить собственной лжи; это в какой-то мере повышает их искренность, усиливая тем самым эффект рыночного агитпропа.
Хозяйство, на 70% перешедшее на безденежные сделки, где работающим годами не выплачивают их собственности - денег, где правительство не знает, как собирать налоги - такое хозяйство не смеет претендовать на "нормализацию" и "прорывы" - оно по существу не работает.
Теперешний финансовый кризис - не временное и не случайное явление, а закономерное и перманентное ухудшение бутафорской "рыночной финансовой системы" в дефективной экономике "новой России". Пока что этот кризис ударил главным образом по торговцам награбленным добром; рядовые граждане давно живут в условиях гораздо более тяжелых, чем падение курса акций на псевдо-биржах.
Но кризис этот - "структурный"; он безусловно охватит всю экономику и со временем ударит по всем. Приходится сообщить этот неприятный вывод для того, чтобы люди успели перейти к активной самозащите от надвигающейся беды.
...Всякое нормальное хозяйство держится на доверии. Всякий экономический кризис связан в той или иной форме с потерей этого доверия. Слово "кредит" означает "доверие". Оно относится не только к финансам, но и к правительствам. Кредитный кризис Российской Федерации - прежде всего кризис доверия к ее правительству. Суетливые поиски иностранных займов и дотаций (какой ценой? - обязательства покрыты тайной) не дадут результатов: кредит все равно исчерпан, даже если удастся расплатиться с шахтерами.
Правительство "реформ" поставлено перед фактом своего неумения управлять страной. Следовательно, никакие временные мероприятия, никакие перестановки кадров, никакая заграничная "помощь" не остановят кризиса, пока руководство остается в руках выходцев из номенклатуры КПСС-ВЛКСМ. Они несут на себе отпечаток порочной системы, пришедшей к собственной исторической катастрофе самостоятельно, без какого либо внешнего подталкивания. Штурмана, посадившего корабль на камни обычно отстраняют от должности, а не ставят за руль нового судна_
Мартовская смена правительства - судорога обреченных, неспособных по настоящему преодолеть собственную ограниченность. Поскольку они это не сумели сделать сами, то события, скорее всего, распорядятся по своему.
Владимир Беляев (Сан-Франциско)
__________
(РОПИ)