Мнение
О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА РОССИИ НА СТАРЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ СТИЛЬ
В России сегодня реально существуют два календаря: один "светский", другой церковный. Нередкими стали дискуссии о возможности перехода Православной Церкви на гражданский стиль. Но примирить разногласия в счете времени между русской Церковью и русским обществом можно и иным путем: возвращением российского государства к традиционному национальному календарю.
Невозможность перехода Православной Церкви на новый стиль
Попытки перевести Православную церковь на новый календарь всегда встречали серьезные и обоснованные возражения со стороны верующих, в особенности богословски образованных людей. Глубокий анализ этой проблемы представил в своем докладе "О новом и старом стиле" один из крупнейших церковных авторитетов нашего века архиепископ Серафим (Соболев) на московском Всеправославном Совещании 1948 г. Не вдаваясь в тонкости, достаточно отметить, что юлианский календарь имеет для Церкви сакральное значение, так что его иногда называют "иконой времени". Поэтому упразднить старый стиль можно только вместе с Русской Церковью.
То возражение, что некоторые автокефалии перешли на новый стиль, убедительным аргументом быть не может, поскольку эти самочинные действия воспринимаются церковным сознанием как антиканонические и отступнические.
Православный календарь - основа здорового духовного режима жизни нации. Исторические и нравственные аспекты
Исторически юлианский календарь утвердился в нашем Отечестве со времени Крещения Руси при равноапостольном великом князе Владимире. Таким образом, он существует у нас более 1000 лет и стал национальным и традиционным. Григорианский же календарь был введен сравнительно недавно большевистской властью.
Смена календаря в России в 1918 году сопоставима с такими кощунственными революционными нововведениями, как уничтожение древних памятников культуры и разорение святынь.
Никакое благочестие не может привиться в народе, пока организация повседневной жизни противоречит животворящей традиции Церкви. (Новый год вклинивается в Рождественский пост, праздник Богоявления попадает на рабочий день...) жизнь протекает уродливо, антидуховно.
Старый стиль вовсе не признак отсталости. Передовая наука за старый стиль
Стыдиться "отставания" от западного мира нам не пристало. Бояться разрыва с "цивилизованным" миром не следует. Скорее есть повод опасаться ассимиляции нашей традиционной культуры. Полезно учесть опыт тех стран, которые находят внутренние силы для сохранения своей самобытности, языка, культуры, веры.
Национальный календарь используется в таких развитых государствах, как Япония и Израиль. Для внешнего экономического и политического общения эти государства используют европейский счет времени, а для поддержания внутренней духовной культуры строго придерживаются традиционного религиозного календаря.
Кого-то может удивить, что переход от нового стиля к старому справедливо может быть расценен не как возвращение к средневековью, а как вполне прогрессивный шаг.
Дело в том, что точные науки, изучающие течение времени, - хронология, астрофизика - пользуются только естественной временной шкалой, то есть юлианским равномерным календарем. Григорианский календарь оказался слишком искусственным, сложным и неудобным при научных расчетах из-за путанной системы високосных годов.
Для России старый стиль - естественен, новый стиль - чужероден. Ошибаются те, кто полагает, будто европейский календарь - "светский", в отличие от русского, "церковного". Объективность требует признать, что он по происхождению своему такой же сакральный, но только не православный, а еретический - латинский. Зачем же заставлять жителей России мерить время по западному эталону, к тому же связанному с именем папы Григория XIII?
Архимандрит Рафаил (Карелин) в работе "Мистика земного времени", оценивая календарную реформу папы Григория XIII, говорит, что "...от календаря было оставлено только то, что отвечало новой шкале ценностей, на вершине которой находились практицизм, унификация и обезличивающий коллективизм. Не научные достижения, а духовное снижение и приземленность создали в странах Европы поле для распространения этого календаря".
Царь Петр I, известный своими реформами российской жизни на европейский лад, даже перенеся начало года с 1 сентября на 1 января, не посягнул на то, на что посягнул папа Григорий XIII - на идущую от сотворения мира череду последовательно сменяющихся дней и месяцев.
Изменение календаря было совершено вопреки мнению специально образованной 18 февраля 1899 года Русским астрономическим обществом особой ученой комиссии для выяснения возможности и целесообразности перехода на новый стиль, постановившей, что "нет оснований к введению в России (а тем более в Церкви) заведомо неправильного григорианского календаря". Профессор Петербургской Духовной академии В.Болотов так высказался о православном юлианском календаре: "Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями. Думаю, что культурная миссия России состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить для западных народов возвращение от ненужной григорианской реформы к неиспорченному старому стилю".
Если кто-то считает, что возвращение к юлианскому летоисчислению ущемит чьи-то интересы и права, то пусть зря не беспокоится. Атеистам это должно быть практически безразлично. Православным (и старообрядцам) весьма желательно. Магометанам и иудеям, можно предоставить исключительное право жить своим календарем (они им и так пользуются). Так, что в полном соответствии с недавно принятым законом о свободе вероисповедания, государство, учитывая интересы подавляющего большинства населения, должно вернуться к традиционному русскому церковному календарю.
Священник Константин Буфеев
СМИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТУПА К МАТЕРИАЛАМ ИНФОРМАГЕНТСТВА "СЛАВЯНСКИЙ МИР" ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ
Организован доступ к информационным бюллетеням и сообщениям "ленты новостей" информационного агентства "Славянский мир" по электронной почте.
На литсервере по адресу: lr@sapem.relis.ru расположены телеконференции:
slavmir - информационные бюллетени,
slavmirln - сообщения "ленты новостей".
Для получения списка файлов телеконференций по адресу lr@sapem.relis.ru необходимо послать строку-запрос, состоящую в содержательной части письма только из:
ind slavmir или ind slavmirln.
Для получения интересующего файла - (соответственно):
get slavmir файл или get slavmirln файл.
Дополнительную информацию о функционировании литсервера и телеконференций можно получить, послав по адресу lr@sapem.relis.ru строку-запрос: help.
__________
(РОПИ)