Казахстан
ДЕМОКРАТИЯ ПО-КАЗАХСТАНСКИ
С того дня, когда Казахстан был загнан в жесткие рамки псевдосуверенной кабалы, были распущены три законно избранных Верховных Совета и назначен послушный двухпалатный парламент. Такая же участь постигла и четыре кабинета министров. Н.Назарбаевым были отменены действия двух Конституций и под себя сочинена третья. Были распроданы 95% экономики, на 9/10 созданной стараниями России и русских. В угоду национальной "демократии" из республики было изгнано около двух миллионов славян, в том числе и коренных, - четыреста лет назад освоивших эти земли.
На 1 января 1998 года, по сравнению с 1990-м уровень производства угля составил 55%, электроэнергии - 59%, железной руды - 27%, минеральных удобрений - 11%, тракторов - 5%, цемента и кирпича строительного - 8%, обуви - 3%, трикотажных изделий - 1,4%. Не лучше обстоит дело и с обеспечением населения продуктами питания. За рассматриваемый период производство колбасных изделий сократилось на 90%, цельномолочной продукции - на 87%, яиц - на 72%.
Не случайно, по данным социологических исследований, проведенных институтом Гиллера, на вопрос: "Насколько вы доверяете президенту?" всего 16,9% опрошенных ответили "полностью доверяю".
В этих условиях заветное желание президента о пожизненном правлении кардинально разошлось с реальными возможностями. Очередная ложь о скором наступлении "светлого будущего" и "всеобщего процветания" могла быть расценена как издевательство. Потребовался неординарный шаг. И он был сделан.
Решение всех социальных, политических, экономических и прочих задач было поручено еще не родившемуся поколению казахстанцев. Именно это подразумевает разработанная под руководством президента и провозглашенная им "Стратегия 2030 года".
Видимо, не случайно, любимым местом президента Назарбаева из Ветхого Завета является притча о пророке Моисее, сорок лет водившем соплеменников по пустыне.
Согласно многочисленным экспертным оценкам, реалистичность воплощения в жизнь этой программы оценивают как высокую лишь 20% специалистов, 40% посчитали ее средней и столько же - низкой. На вопрос о доказательности "Стратегии 2030" ответы распределились соответственно: 14%, 40% и 46%.
С первых дней, понимая всю несерьезность программы, даже официальные СМИ и правительственные чиновники нарекли ее "двадцать-тридцать", неприближенные к власти люди - "полдевятого", а пенсионеры - "дорога в рай".
...
30 сентября в своем послании народу Казахстана, воспользовавшись монопольным правом внесения изменений в Конституцию, президент внес в Основной Закон 12 своих поправок, из которых послушный парламент, в соответствии с монаршим указанием принял 19 (!)
В этих девятнадцати из двенадцати возможных Назарбаев выделил, а парламент одобрил "семь основополагающих элементов демократизации и политической либерализации"
1. "Выборный процесс должен быть честным, представительным и должен поощрять активное участие кандидатов и избирателей". Для чего был снижен до "0" ранее существовавший барьер участия избирателей, необходимый для признания выборов действительными.
2. "Вторым важнейшим слагаемым комплекса мер политической демократизации жизни общества является усиление роли партий в нашей политической жизни". Осуществление этого задумано провести за счет увеличения численного состава нижней палаты Парламента на 10 депутатов за счет представителей политических партий.
Необходимо пояснить, что из 9 официально зарегистрированных в Казахстане партий лишь одна - Коммунистическая - находится в оппозиции, остальные же восемь были созданы по инициативе или непосредственном участии Н.Назарбаева.
3. Однако, для нейтрализации возможных партийных ослушников (см. п.2), в верхнюю палату парламента - Сенат - предусмотрено ввести 7 представителей созданной по личной инициативе президента Ассамблеи народов Казахстана - неконституционного совещательного органа не имеющего абсолютно никакого влияния на общество.
4. "Четвертый ключевой элемент демократизации - укрепление роли неправительственных организаций в становлении гражданского общества", для чего "_министерство юстиции должно упростить порядок регистрации и надзора за деятельностью казахстанских и зарубежных неправительственных организаций".
5. Согласно пятой составляющей, президент, назвав независимый суд "краеугольным камнем демократического общества", передал руководство Высшим судебным советом республиканскому Сенату.
6. "Правительству необходимо рассматривать свободный доступ журналистов к информации не как собственную милость, а как долг перед общественным мнением". (Необходимы комментарии к п.п. 4 и 6. В соответствии с принятым три месяца назад Законом о национальной безопасности, силовым структурам республики предоставлено неограниченное право закрытия во внесудебном порядке независимых СМИ и общественных организаций.)
7. Седьмой пункт коснулся социального неравенства женщин и носил чисто популистскую окраску.
...
Предложенные Назарбаевым поправки к Конституции не стали неожиданными, хотя бы потому, что параллельно с их разработкой, тайно от широкой общественности, в угоду действующему президенту, вносились существенные поправки в существующие законодательные акты, имеющие непосредственное отношение к выборной системе.
Так, утверждено положение, воспрещающее регистрацию кандидатов на выборные посты, имеющих административные нарушения. Одно это полностью исключает из активной политической борьбы многих достойных представителей оппозиции. Ведь ни для кого не секрет, что в Казахстане фабрикация "дел" против инакомыслящих поставлена не конвейер.
...
Вместе с утверждением поправок депутаты решили и одну трудно разрешимую для Назарбаева проблему о досрочных выборах, назначив на 10 января дату голосования.
В результате такой поспешности, практически все потенциальные кандидаты на высший государственный пост оказались в цейтноте. Ведь для регистрации в качестве кандидата в президенты, кроме безвозвратного залога в размере 30 миллионов тенге (около 400000 долларов), необходимо еще заручиться подписями 170000 избирателей из не менее, чем 2/3 областей.
На момент начала регистрации, список потенциальных кандидатов выглядит следующим образом.
Галым Абельсиитов - сопредседатель гражданского движения "Азамат". Имеет административное наказание.
Петр Своик - сопредседатель движения "Азамат". Имеет несколько административных наказаний. Не владеет государственным языком.
Мадел Исмаилов - лидер республиканского рабочего движения. Отбывает заключение по политическим мотивам.
Мелс Елеусизов - руководитель экологического движения "Табигат". Привлекается к судебной ответственности за участие в работе учредительной конференции "За честные выборы".
Каришал Асанов - политолог и писатель. Готов отвлечь на себя от Н.Назарбаева небольшое количество голосов избирателей.
Сейдахмет Куттыкадам - политолог. Приступил к формированию народного движения "Отан" и вряд ли при всем его желании успеет поучаствовать в нынешних выборах.
Лишь некоторую конкуренцию могут оказать первый секретарь Компартии Казахстана, бывший председатель парламента Серикболсыын Абдильдин и недавний вице-премьер Акежанг Кажегельдин.
Сергей Бритвин
__________
(РОПИ)