Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru   http://slavmir.msk.ru
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень № 37
Ноябрь 1998 года

При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации № 03127 от 07.08.95 г.


В НОМЕРЕ


В Госдуме РФ

ПРИНЯТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ"

О СОСТОЯНИИ РОССИЙСКО-ЛИТОВСКИХ ОТНОШЕНИЙ


Национальная безопасность

О ЛОББИРОВАНИИ ДОГОВОРА СНВ-2


Казахстан

ПРОШУ СТАТУС БЕЖЕНЦА (ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО)

ЗАЯВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СЛАВЯНСКОГО ДВИЖЕНИЯ "ЛАД" "О ХОДЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ В КАЗАХСТАНЕ"

ОБРАЩЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СЛАВЯНСКОГО ДВИЖЕНИЯ "ЛАД" К КАНДИДАТАМ В ПРЕЗИДЕНТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "ДЕСЯТЬ НЕПРОСТЫХ ШАГОВ НАВСТРЕЧУ КАНДИДАТУ В ПРЕЗИДЕНТЫ"

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРОФЕССОРА А.ХОЛОДКОВА НА КОНФЕРЕНЦИИ РУССКИХ, СЛАВЯНСКИХ И КАЗАЧЬИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАЗАХСТАНА 31.10.98


Политическая "кухня"

ПРЕДВЫБОРНЫЕ СКАНДАЛЫ


В Госдуме РФ

ПРИНЯТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ"

13 ноября 1998 года Государственной Думой РФ принят Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Результаты голосования 320 голосовавших депутатов: "за" - 318, "против" - 0, "воздержались" - 2.

Из текста Закона

Настоящий Федеральный закон исходит из того, что:
- Российское государство, Российская республика, РСФСР, СССР и Российская Федерация - один и тот же участник межгосударственных отношений, один и тот же субъект международного права, не прекращавший своего существования, непрерывный;
- институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности;
- отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики Российской Федерации;
- указанные отношения подлежат регулированию на основе государственной политики Российской Федерации, закрепленной в законодательном порядке;
- главную ответственность за благополучие соотечественников за рубежом и обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников несут государства их проживания или пребывания;
- защита основных прав и свобод человека и гражданина применительно к соотечественникам за рубежом способствует политической и социальной стабильности государств их проживания, укреплению сотрудничества между народами и государствами;
- соотечественники за рубежом вправе полагаться на поддержку Российской Федерации в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении самобытности;
- Совет соотечественников при Федеральном Собрании - парламенте Российской Федерации создается как представительство соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации;
- деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками за рубежом должна проводиться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права с учетом законодательств иностранных государств.
Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, правовые и организационные основы отношений с ними, основы деятельности по реализации указанной политики. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

1. Определение понятия "соотечественники" основывается на понимании того, что:
- соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве и проживающие или прибывшие для проживания в нем, имеющие гражданство этого государства, а также не имеющие такового, либо лица, имеющие вид на жительство или постоянный вид на жительство и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, присущих той или иной национальности, населяющей данное государство;
- лица, оказавшиеся за пределами своего государства в силу вынужденных обстоятельств или по причине добровольного выезда для постоянного или временного проживания в другом государстве либо в результате изменения границ своего государства, являются соотечественниками за рубежом для лиц, оставшихся проживать на территории данного государства в его неизменных или изменившихся границах;
- в случае прекращения существования единого государства лица, проживающие в различных его частях, которые приобрели государственную самостоятельность, становятся соотечественниками за рубежом по отношению друг к другу.
2. Для целей настоящего Федерального закона под понятием "соотечественники за рубежом" по отношению к гражданам Российской Федерации, проживающим постоянно на ее территории, подразумеваются:
- граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом или пребывающие за рубежом со служебными, с деловыми, туристическими, научными, образовательными или иными целями (далее - граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом; граждане Российской Федерации, пребывающие за рубежом);
- лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское;
- лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства (далее - лица, состоявшие в гражданстве СССР);
- выходцы (мигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства (далее выходцы (эмигранты));
- потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств (далее - потомки соотечественников);
- потомки соотечественников - родственники соотечественников по прямой восходящей линии.
3. Понятие "соотечественники за рубежом" (далее - соотечественники) применяется для обозначения лиц, принадлежащих ко всем группам, предусмотренным в пункте 2 настоящей статьи, если в настоящем Федеральном законе не оговаривается иное.


О СОСТОЯНИИ РОССИЙСКО-ЛИТОВСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Группой депутатов Госдумы РФ ни имя министра иностранных дел России И.С.Иванова направлен депутатский запрос, в котором, в частности, сказано:

У нас вызывает озабоченность усиливающаяся антироссийская направленность политики руководства Литовской Республики. Эта страна неприкрыто стремится к вступлению во враждебный России блок НАТО. Явно выраженный антироссийский характер имеет принятый Сеймом Литвы Закон "О правовом статусе лиц, пострадавших в результате оккупации 1939-1990 годов", в котором официально ставится на одну доску фашистская Германия и Советский Союз, а также закон, объявляющий преступной организацией КГБ СССР - государственный орган страны, правопреемницей которой является Россия.
Литовские власти вместе с властями Латвии и Эстонии активно участвуют в подготовке некоего международного трибунала, призванного осудить "оккупацию" Прибалтики Советским Союзом. Частью этого процесса является начавшийся в Каунасе суд над Агафоном Сурининым и двумя другими бывшими сотрудниками НКВД СССР, принимавшими в послевоенные годы участие в борьбе с остатками фашистской агентуры в Литве.
Это весьма опасные шаги, фактически направленные на пересмотр итогов Второй мировой войны. К сожалению, мы пока не слышали о какой-либо реакции МИД РФ на эти недружественные акты. Отсутствие такой реакции несомненно побудит литовские власти продолжать "демонизацию" России в глазах литовского и мирового общественного мнения.
Вопреки распространенному представлению, в Литве грубо нарушаются права человека (в некоторых случаях и в более жесткой форме, чем в Латвии и Эстонии). Идет насильственная ассимиляция наших соотечественников через сужение зоны использования русского языка и сокращение среднего образования на русском языке. Как известно, высшее и среднее специальное образование на русском языке уже ликвидировано.
Продолжается судебный процесс по делу М.Бурокявичуса и других, в том числе российского гражданина С.Мицкевича. Начинается новый этап преследований гражданина России В.Иванова, в нарушение действующих в Литве законов приговоренного к штрафу в размере 17 тысяч долларов США...
О нарушениях прав человека в Литве свидетельствуют еще два процесса: по делу т.н. "автономистов" - граждан польского происхождения, выступающих за автономию районов Литвы с компактным проживанием польского населения, и по делу депутата сейма Литвы А.Буткявичуса, формально обвиняемого в получении взятки, но по сути дела подвергающегося преследованию по политическим мотивам. До сих пор не решен вопрос о передаче в Россию для отбытия наказания российского гражданина А.Смоткина, который находится в тюрьме уже 7 лет по сфальсифицированному обвинению в вооруженном сопротивлении властям. Мы предлагаем поднять в Парламентской Ассамблее Совета Европы вопрос о репрессивной политике властей Литвы.
У нас возникают сомнения в эффективности "поощрительной" линии МИД РФ по отношению к Литве. Литовское руководство проводит по существу ту же антироссийскую и проамериканскую линию, что Латвия и Эстония, но только более тонко и завуалировано, стремясь извлечь для себя выгоды экономического характера, но препятствуя проникновению в Литву российского капитала.
В этой связи вызывает недоумение ход подготовки к визиту в Россию премьер-министра Литвы Вагнорюса для подписания договоров об экономических отношениях.
...Убеждены, что МИД и Государственная Дума могли бы эффективно сотрудничать в вопросах подготовки договоров с Литвой.
...К сожалению, мы продолжаем получать многочисленные жалобы наших соотечественников, постоянно проживающих в Литве, на недостаточное внимание к их бедам со стороны посольства Российской Федерации в Литве. Разумеется, кадровые вопросы являются прерогативой МИД, однако и Государственная Дума не может оставаться безучастной к фактам, свидетельствующим о недостаточной активности посольства РФ в деле защиты прав наших соотечественников.

Депутаты Государственной Думы:
С.Бабурин, П.Бурдуков, М.Вакуленко, З.Воронцова, С.Глотов,
И.Жданаева, Ж.Лозинская, С.Манякин, В.Никитин, С.Фалалаев


Национальная безопасность

О ЛОББИРОВАНИИ ДОГОВОРА СНВ-2

Заменивший Льва Рохлина на посту председателя Комитета по обороне Госдумы РФ генерал Попкович провел парламентские слушания, а точнее, заказную рекламную акцию по ратификации горбачевско-шеварднадзевского наследия - договора СНВ-2. Реализация договора делает США фактически неуязвимыми для ответного ядерного удара, обеспечив США и НАТО глобальную ядерную монополию.
В ходе слушаний, на которые "забыли" пригласить представителей ракетных и других оружейных КБ и заводов, Попкович и представители министерства обороны продемонстрировали крайне низкую компетентность в обсуждаемых вопросах, в чем и были уличены присутствовавшими на слушаниях отставниками РВСН.
...
Нынешняя ситуация с лоббированием договора СНВ-2 - результат американской спецпрограммы по формированию экспертного мнения, которая непрерывно велась в течение всех последних лет в СМИ и органах власти, включая министерство обороны - по линии "Партнерства во имя мира", TASIS и ряда других. В частности, американская линия в вопросах ядерного вооружения проводится не где-нибудь, а в Академии Генштаба России.
Различные семинары, встречи, бесплатная рассылка тенденциозных книг и периодики по ядерной тематике, загранпоездки за счет принимающей стороны, давление со стороны специально подобранных "профессионалов" и "экспертов". Давление такого рода не миновало ни одного человека, имеющего хотя бы косвенное отношение к СНВ-2 и, в первую очередь, действующий генералитет, депутатов и аппарат Госдумы РФ.
Вторая группа лоббистов СНВ-2 - оперившаяся в недрах министерства обороны "разоруженческая прослойка", реализующая программы по уничтожению и сокращению российских вооружений, оплачиваемые Соединенными Штатами Америки по соглашению с российской стороной.
...
Договор СНВ-2 еще не вступил в силу, а работы по уничтожению основы ядерной мощи России - тяжелых шахтных ракет - уже идут полным ходом и без задержек финансируются. Военные самовольно уничтожают вверенное им военное имущество. А значит, ратификация договора СНВ-2 - это последняя надежда легализовать задним числом и незаконные приказы, и назаконные доходы.
...
Солдата, продавшего свое личное оружие, ждет трибунал. Таким образом, от решения Госдумы РФ во многом зависит справедливое и законное решение о судьбе многих генералов.

А.Орлов


Казахстан

ПРОШУ СТАТУС БЕЖЕНЦА

(Открытое письмо Президенту Российской Федерации и Государственной Думе РФ)

Я русский по национальности и имею паспорт гражданина СССР. Мои родители родились в РСФСР после 1922 года и согласно статье 13 закона "О гражданстве в Российской Федерации" я являюсь гражданином Российской Федерации, так как никакого другого гражданства не принимал.
Но я, переехав в Россию из Казахстана, вначале не мог преодолеть бюрократических препонов для получения гражданства из-за отсутствия у меня справки об отказе от гражданства. А сейчас даже не могу зарегистрироваться по месту жительства, так как с августа 1996 года нахожусь в федеральном розыске, хоть и не совершал никаких преступлений против России.
Фактически МВД России отлавливает своих соотечественников, мешающих тоталитарному режиму назарбаевского семейного клана осуществлять геноцид русского населения.
Что в Казахстане осуществляется геноцид русского населения, а точнее сказать, апартеид, - могут подтвердить полтора миллиона соотечественников, покинувших Казахстан. Полтора миллиона русских покинули Казахстан не в поисках работы и материальных благ, как утверждают проназарбаевские средства массовой информации, а в поисках человеческого отношения. Мигранты из Казахстана в 90 процентов случаев из лучших материальных условий переезжают в худшие, меняя город на село, продавая за бесценок (а порой бросая) благоустроенное жилье и мебель. Эти люди за вырученные деньги в России не в состоянии купить даже приличный сарай. И у Назарбаева, и у его российских приспешников хватает наглости заявлять, что русские стремятся возвратиться на историческую родину и используют появившуюся у них возможность. Все это не так. У большинства уезжающих русских Родина в Казахстане. Они с болью в сердце и со слезами оставляют могилы отцов, дедов и прадедов на поругание вандалам. Русские уезжают, спасая свою жизнь и жизнь своих детей. Ведь в Казахстане если казах совершит преступление против русского, включая и убийство, он ответственности не понесет или получит чисто символическое наказание, да и то лишь в том случае, если дело приобретет международную огласку. Русский же даже за "оскорбление национального достоинства казаха" может заработать до 8 лет лишения свободы.
И неуместно здесь говорить о несоблюдении какой-то законности. Какая законность может быть при тоталитарном режиме - диктатуре личной власти Назарбаева. Ведь все сотрудники администрации и репрессивных органов подбираются не для защиты какой-то законности в обществе, а по принципу личной преданности Назарбаеву, для защиты его воровской клики и реализации его прихотей.
В 1995 году, например, во время проведения референдума по продлению полномочий Назарбаева до 2000 года в Краснополянском избирательном участке Келлеровского района Кокчетавской области участковый милиционер, казах по национальности, застрелил председателя избирательной комиссии немца Итермана, который к тому же являлся главой сельской администрации. Участковый находился в нетрезвом состоянии и застрелил Итермана за то, что тот выразил сомнение в стопроцентной поддержке Назарбаева сельскими жителями. Милиционер со словами: "Кто проголосует против Назарбаева, с теми будет вот так", в присутствии 12 членов избирательной комиссии выстрелил в упор в голову Итермана и потом в течении часа держал на прицеле остальных членов избирательной комиссии, пока к нему не подъехало подкрепление из района.
Благодаря тому, что этот случай получил международную огласку и даже Госдума РФ сделала в связи с этим убийством заявление (утечка информации произошла при моей помощи), убийцу судили и дали три года условно за неосторожное обращение с оружием.
Этот случай, пожалуй, единственный, когда казах-милиционер попал под суд (хоть и символический) за убийство человека европейской национальности.
Не буду останавливаться на описании множества других известных мне фактов, являющихся подтверждением апартеида, а за время моей работы председателем комиссии по правам человека в городском маслихате (собрании) депутатов с 1994 по 1996 годы у меня их имеются сотни, а расскажу, за что преследуют меня.
Формальным поводом для подачи на меня в федеральный розыск являются домыслы, что я хотел взорвать городскую телефонную станцию с целью затруднить подведение итогов референдума, того самого, во время которого застрелили Итермана.
26 августа 1996 года даже состоялся суд в связи с этими событиями и были два обвиняемых (явившихся с повинной), по словам одного из которых я послал его минировать АТС. Однако непонятно, была ли АТС заминирована или был только телефонный звонок о том, что она заминирована, к тому же подсудимые не понесли наказаний, связанных с лишением свободы.
Начиная с 1992 года против меня фальсифицировались десятки уголовных дел, сотни раз меня вызывали в прокуратуру, милицию, и КНБ. Сотни раз я получал угрозы от работников спецслужб и представителей администрации. За мной и моей семьей велась круглосуточная слежка. И все это из-за того, что я не мог равнодушно смотреть на дискриминацию русского населения, начавшуюся в 1991 году после отделения от России и стал у истоков возрождения казачьего движения в Кокчетаве.
Наша казачья организация, атаманом которой я являюсь, с первых дней создания основной своей целью считала защиту прав русского населения, используя политические методы. Правящему режиму, ставящему своей целью ликвидацию всех факторов возможной угрозы суверенитету, одним из которых является русское население, казачьи организации типа Кокчетавской как кость в горле.
Преследованию и травле подвергались все активисты нашей организации. Некоторых из них уже нет в живых, некоторые заработали инвалидность, некоторые вынуждены были покинуть Казахстан, чтобы остаться в живых.
Моя довольно длительная правозащитная деятельность была возможна благодаря массовости нашей организации и широким связям с российским казачеством, что какое-то время делало меня недоступным для спецслужб.
В марте 1994 года мы приняли участие в выборах в законодательные органы власти и в городе нам удалось победить. В городское собрание депутатов (маслихат) из 23 человек попало 7 членов казачьего общества и только два казаха. В собрании депутатов я возглавил комиссию по правам человека в надежде, что используя официальный статус, смогу остановить беззаконие, творимое против русских. Но масштабы беззакония превзошли все мои ожидания. Принцип работы репрессивной системы в Казахстане выстроен так, что тот, кто жалуется подвергается преследованию и расправе со стороны тех органов, в которые жалуются, и совместно с теми, на которые жалуется.
Назарбаев добивается того, чтобы ни один русский, столкнувшийся с работой "правоохранительных" органов, публично не рассказал о нарушениях своих прав из-за того, что будет уничтожен. Итогом моей депутатской деятельности стало появление уже в начале 1995 года статей в местных газетах - таких как интервью с начальником милиции под заголовком "Осторожно, братья Антошко" (брат у меня тоже депутат и ближайший помощник в делах казачества), а в начале 1996 года работники спецслужб начали проводить собеседование с русскими депутатами всех уровней на предмет того, какие действия те будут предпринимать, если меня арестуют. И основным аргументом в собеседовании был тезис, что, мол, мы Антошко уже прижали, а вас, если дернетесь, вообще по стенке размажем.
Начались провокационные ночные визиты на квартиры моих товарищей с обысками (на которые в Казахстане "санкции" не нужны), а порой и избиениями. За мной ходили по пятам и дышали в затылок. Мне пришлось покинуть Казахстан.
В том же 1996 году я выехал в Москву, где, пользуясь предвыборной президентской кампанией, распространял информацию о нарушении прав человека в Казахстане и антироссийских замыслах Назарбаева. До тех пор пока выборы не закончились, все политические силы относились с сочувствием к судьбе миллионов соотечественников, оставшихся против своей воли за пределами России. Но после окончания выборов интерес к соотечественникам у всех угас, а Назарбаев активизировался в обезвреживании врагов своего режима.
20 августа арестовали председателя "Русского центра" Казахстана Нину Сидорову. Я 22 августа пошел в Госдуму распространять среди депутатов обращение в связи с арестом Н.Сидоровой. После выполнения своей миссии я был задержан охраной по ориентировке на розыск, присланной из Казахстана. Меня в сопровождении конвоя доставили в 108-е отделение милиции, где до конца дня продержали в камере. Уже вечером вывели на второй этаж, взяли с меня объяснения в присутствии сотрудников МУРа и ФСБ. Потом пришел какой-то большой начальник и сказал, что произошло недоразумение, и меня выпустили. Один из оперативников, присутствовавший на беседе со мной, уже на улице представился, что он из МУРа и приставлен ко мне, чтобы охранять меня от происков казахских спецслужб. Он, встретившись со мной и на следующий день, предложил встретиться 24 августа в гостинице "Россия".
Мне уже были известны сроки планируемого надо мной судилища (26 августа 1996 г.), и по совету друзей на очередную назначенную встречу я не пошел. Вместо меня на встречу явился Семиреченский (Алма-Ата) атаман Н.Гунькин, находящийся до сих пор в изгнании, и обнаружил, что меня дожидается группа захвата из Казахстана в составе шести человек. Московская милиция усомнилась в серьезности оснований для моей выдачи и решила не обременять себя хлопотами с юридическим оформлением моей выдачи, а создать условия казахским коллегам для доставки меня на суд.
Кстати, обвинение мне никто не предъявлял. По месту жительства моей семьи пришло приглашение мне явиться на суд в качестве свидетеля.
Однако с того момента я нахожусь в федеральном розыске как преступник, разыскиваемый по статье 72 УК Казахстана и как уклонившийся в Москве от подписки о невыезде. Хотя о какой подписке может идти речь, когда я в Москве проживал без регистрации и не имел постоянного места жительства.
Перед независимым судом я не боюсь предстать, так как не было самого события преступления. Однако в Казахстане такие формальности, как улики, не обязательны. Там руководствуются принципом: "был бы человек, а статья найдется". Например, хорошо известный России лидер Русской общины, журналист Борис Супрунюк успел побывать за короткий период суверенитета Казахстана узником восьми (!) тюрем и пару лет отсидеть в зоне - а он поездов под откос не пускал, в чужой карман не залезал и приватизацией не занимался.
Согласно положению, для получения статуса беженца необходимо предоставить доказательства, что ты подвергаешься преследованию. Я думаю, что федеральный розыск, объявленный по мне, является достаточным доказательством. Однако я не могу явиться в миграционную службу, опасаясь, что в течении 24 часов буду препровожден на историческую родину для физического уничтожения.
Поэтому, на основании сказанного, я прошу Вас оказать содействие в получении статуса беженца. Именно статуса беженца, так как я собираюсь вернуться в Казахстан, чтобы поднимать его из руин после краха режима воровской назарбаевской клики.

С уважением к Вам,
атаман Кокчетавских казаков,
депутат городского маслихата Антошко Виктор Васильевич


ЗАЯВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СЛАВЯНСКОГО ДВИЖЕНИЯ "ЛАД" "О ХОДЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ В КАЗАХСТАНЕ"

Обращаем внимание общественности и средств массовой информации на антидемократические методы ведения избирательной кампании в Казахстане.
Избирательная гонка, навязанная казахстанцам, проходит под грубым давлением администрации всех уровней, которая фактически выполняет функции группы поддержки одного кандидата - ныне действующего президента.
В детских садах, школах, институтах, больницах, домоуправлениях, на предприятиях и в организациях по указанию акиматов ведется массированный сбор подписей в поддержку выдвижения Н.Назарбаева. При несогласии в подписании листов поддержки людям грозят исключением, увольнением, отказом в обслуживании. Тем самым грубо нарушается закон о недопустимости использования служебного положения в проведении избирательной кампании.
Резко усилилось давление и антиконституционное вмешательство в деятельность общественных объединений, критически настроенных к проводимой политике и к методам ведения избирательной кампании. В нарушение п.2 ст.5 Конституции РК, не допускающей незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений, органам внутренних дел предписано обязательное присутствие на всех собраниях общественности. Развернута кампания преследования инакомыслия. Примером этому является предъявление уголовного обвинения Петру Своику, сопредседателю Движения "Азамат" ("Гражданин"), председателю Соцпартии Казахстана, грозящее ему лишением свободы на несколько лет, за выражение им личного мнения об общественно-политической ситуации в Казахстане. Тем самым нарушены права человека на выражение оценочного суждения по любому вопросу.
В частности, П.Своик обвиняется в том, что он 20.03.93 опубликовал в газете "Караван" статью "Казахстан и Россия: быть ли им в новом союзе?", в которой говорит, что "коррупция, некомпетентность и вероломство есть родовые признаки нынешней системы власти, поэтому цивилизованного пространства и благоприятного инвестиционного климата при ней никогда не будет". Ему поставлено в вину, что его высказывания "носят обобщенный характер и распространяются на аппарат правительства в целом, без каких либо исключений, в которых необоснованно, без приведения конкретных фактов, пренебрежительно допущены некорректная критика деловых черт, упоминание отрицательных качеств представителей власти, их несостоятельность, что унижает их честь и достоинство, и подрывает их репутацию в глазах общественности". (Цитируется Постановление "О привлечении в качестве обвиняемого" по уголовному делу № 98006684 от 17 октября 1998 г.)
Подвергаются судебному преследованию учредители общественного движения "За честные выборы". С использованием судов, под надуманными предлогами не допускаются к регистрации претенденты, способные составить реальную конкуренцию на выборах.
Таким образом, уже начало избирательной кампании показывает, что государственная машина Республики Казахстан включена на полную мощность с одной целью: обеспечить фактически безальтернативные выборы президента.


ОБРАЩЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СЛАВЯНСКОГО ДВИЖЕНИЯ "ЛАД" К КАНДИДАТАМ В ПРЕЗИДЕНТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "ДЕСЯТЬ НЕПРОСТЫХ ШАГОВ НАВСТРЕЧУ КАНДИДАТУ В ПРЕЗИДЕНТЫ"

Уважаемые кандидаты! В период предвыборной компании РСД "Лад" предлагает Вам "Десять непростых шагов навстречу..."
Шаг 1. Принятие Закона "Об основах национальных отношений в РК" в котором гарантируется полное национальное равноправие граждан Казахстана, в том числе пропорциональное представительство в органах государственной власти и управления всех национальностей республики.
Шаг 2. Придание русскому языку статуса второго государственного языка.
Шаг 3. Законодательное обеспечение русской национально-культурной автономии.
Шаг 4. Реабилитация казаков - граждан РК. Полное восстановление их прав следовать традиционному укладу жизни.
Шаг 5. Проведение индексации вкладов Казсбербанка инвалидов, участников BOB и пенсионеров в соответствии с инфляцией 1991-98 гг. Проведение перерасчета и индексации пенсий пенсионеров, вышедших на пенсию до 1993 г., доведение их пенсий до уровня пенсий 1996-93 гг., а также пересмотр грабительских итогов приватизации.
Шаг 6. Изменение Конституции РК в части прав и обязанностей трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной - для обеспечения реальной независимости их друг от друга.
Шаг 7. Восстановление подотчетности и ответственности президента и депутатов парламента перед избирателями, как одного из основных демократических принципов избирательной системы.
Шаг 8. Выполнение конвенции об общем культурном, образовательном и информационном пространстве стран СНГ. Восстановление в полном объеме трансляции программ ОРТ и вещания программ радиостанции " Маяк".
Шаг 9. Проведение референдума о вхождении Казахстана в Союз Белоруссии и России.
Шаг 10. Подписание всеобщей декларации прав человека и ратификация Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Международного пакта о гражданских и политических правах и факультативного протокола к нему.
Поддержка участниками и сторонниками Движения "Лад" кандидатов в президенты будет зависеть от готовности последних идти навстречу изложенным требованиям. Будем судить об этом по полноте отражения наших условий в предвыборных программах претендентов, а от действующего президента ждем реальных действий еще до выборов.

Принято на IX Конференции РСД "Лад".

Председатель РСД "Лад" В.Михайлов (Алма-Ата)


ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРОФЕССОРА А.ХОЛОДКОВА НА КОНФЕРЕНЦИИ РУССКИХ, СЛАВЯНСКИХ И КАЗАЧЬИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАЗАХСТАНА 31.10.98

Сегодня весьма знаменательный день, ибо за истекшие семь лет реставрации буржуазного общества впервые собрались три крупных ветви русского и славянских народов.
Даже после вынужденного выезда из Казахстана почти 1,2 млн. русских, они в составе населения Казахстана занимают более 35% и их численность почти 6 миллионов. Однако их представительство в управленческой системе, законодательных и выборных структурах ничтожно мало. Осуществляется целенаправленное выдавливание русских из Казахстана, идет массовая кампания сноса переименования улиц, поселков, городов с русскими наименованиями.
Главная причина такого положения - наша слабость и неспособность к самоорганизации. Как грибы растут карликовые славянские организации не способные выступить в защиту русского народа и отстаивать его интересы.
Получается, что мы не народ, а раздробленные лица, не имеющие своих жизнеспособных организаций и лидеров.
Авторитарной власти такое состояние очень выгодно, она боится нашего сплочения и активного участия в жизни и деятельности в единой семье народов Казахстана.
Братья славяне! Быстрее расставайтесь с кустарщиной и переходите к единой и монолитной русской организации на всей территории Казахстана. Надо не жалеть сил для создания стройной системы по вертикали. Необходимо изолировать псевдославянские искусственные организации, организованные недоброжелателями.
До революции 1917 года слово "русские" употреблялось, как соединенное название трех восточнославянских народов: великороссов, малороссов, белорусов. Мы уже давно забыли особо выразительные слова - "руссы", "русичи", а наименование "великороссы" нам теперь и вообще не приснится.
...Из присутствующих на конференции кто подтвердит, что читал или слушал, чтобы в средствах информации события истолковывались бы с русской точки зрения? Когда мы называем себя своим именем и говорим, что мы - русские, это уже считается дерзким вызовом. Между тем, называя себя так, мы ни от кого не отгораживаемся. Русские в большинстве своем интернационалисты. Все другие нации более энергично и более уверенно, чем мы, русские, держатся за свои наименования. И нам негоже стыдиться своего имени.
В последние годы и особенно официозно пытаются внедрить и узаконить безжизненный термин "россияне". Он стал любимым словом президента Российской Федерации. Руководство России всячески старается употреблять слово "россияне", а не "русские". Считается "неудобным" показывать, что русский этнос является опорой России. У всех наций есть свои национальные государства или автономии, кроме русских, а их именуют империалистами, эксплуататорами и т.д.
Видя наплевательское отношение российского правящего режима к русским людям, правители многих суверенных государств - стран СНГ к русскому этносу проявляют демонстративное пренебрежение, если не сказать больше. В администрации президента, в правительстве, в республиканских ведомствах Казахстана представители "титульной" нации составляют от 65 до 80 процентов. Даже в областях с преобладанием русскоязычного населения акимы - казахской национальности.
...При такой ситуации русской диаспоре в Казахстане уготована участь превратиться в манкуртов или самоликвидироваться. Это - прямой путь к перерождению нации, переплаву одного этноса в другой.
Сохранению русских как единого народа на территории Казахстана власть создала много препятствий. В числе главных - судьба нашего молодого поколения. Сумеем ли мы, русские, добиться организации такой школы, которая будет сосредоточением русской культуры? Обеспечит ли эта школа ее преемственность, жизненную силу исторической памяти и самоуважение народа?
...Лозунг: "Казахстан - для казахов" - отвергаем, как и утверждение, что русскому характеру, якобы, свойственны максимализм и экстремизм.
Чтобы не стать манкуртами, необходимо выработать конкретные требования к кандидатам в президенты, депутатам всех уровней, акимам. Большинство депутатов парламента из числа русских забыли, что они - русские, этим депутатам чужды интересы своих соплеменников.
От исполнительной власти необходимо потребовать:
- чтобы в русских школах обучение велось на основе российских программ;
- чтобы были открыты два русских университета, один в г.Астане, другой в г.Алма-Ате, в которых учебный процесс также должен вестись по российским программам, с выдачей российского диплома;
- чтобы были прекращены бездумные переименования улиц, поселков, городов с русскими названиями, снос памятников советских руководителей и героев советского государства.
В предстоящих выборах русской диаспоре Казахстана необходимо четко определиться, кто в выборных органах будет представлять и отстаивать жизненные интересы русских. Мы должны быть в одинаковых условиях со всеми народами, проживающими на территории Казахстана. Не должно быть сынков и пасынков!
Практику выдавливания русских из Казахстана не только не приемлем, но и не потерпим. У абсолютного большинства русских и славян здесь могилы предков. Земля Казахстана - это и их законная Родина, и они здесь не чужие.
...
В преддверии нашей конференции в еженедельнике "452 градуса по Фаренгейту", № 3(35) осень 1998 на стр.2 опубликована статья издателя независимой газеты "Казахская правда" профессора А.Аимбетова под заголовком: "От всего этого начинаешь медленно тупеть". По этой причине или нет, но автор статьи пишет: "Мы даже боимся признать научную истину, что нет многонационального государства, многонациональной республики. Есть в Казахстане только одна нация - нация казахская. Остальные - это представители других национальностей".
Среди казахской интеллигенции один он в состоянии "тупости" требует признания хозяином земли Казахстана только казахов, а все другие народности считает пришлыми на казахской земле. Чтобы противостоять подобным призывам, славянским народам в условиях развернувшейся борьбы за президентскую должность, а завтра - за депутатские места, необходимо объединиться с другими оппозиционными организациями, чтобы выдвинуть и поддержать единых кандидатов. Только когда мы будем иметь большинство (в структурах власти), тогда сможем изменить положение и установить подлинное народовластие.


Политическая кухня

ПРЕДВЫБОРНЫЕ СКАНДАЛЫ

"Виртуальные политики", каждый день приходящие к нам в дом с экранов наших ТВ, выглядят весьма респектабельно, потрясая нас своими дорогими костюмами и "мудрыми" речами. Но как черт из табакерки ежеминутно появляется его величество скандал.
Бориса Березовского можно смело поздравить с очередным "покушением". Покушение, несмотря на то, что оно не состоялось, могло бы попасть в разряд наиудачнейших покушений последнего времени, если бы не белые нитки, которыми шито это дело. Не разбирая всю фактологию, можно лишь обратить внимание, что половина "убийц" работала в охране самого Березовского.
Вообще скандалы сопровождают Березовского на протяжении всей его политической жизни. Не понятно только Березовский создает скандалы или скандалы - Березовского. Он давно уже перестал быть личностью, превратившись в симптом болезни власти России. Обращает на себя внимание то, что любой скандал с Березовским обычно предвещает очередную перетряску в российском истеблишменте.
Спешно сколачиваемые блоки и объединения, жадный дележ идеологического поля имеет на себе налет суеты и отдает кухонными разборками в коммунальной квартире. В глазах иных лидеров, декларирующих свою победу на очередных выборах, чувствуется скорее безысходность, чем уверенность в своей победе.
В этом ряду, вероятно, первым можно назвать экс-премьера Черномырдина. Павший жертвой дружбы все с тем же Березовским, этот "тяжеловес" российской политики напоминает человека, до конца не осознающего свое положение. А положение, мягко говоря, удручающее. За какой-то месяц из ведущего игрока Черномырдин превратился во второстепенного лидера агонизирующей партии, пытающейся доказать свою нужность тем, кто еще сохранил свой статус во властной пирамиде. На последнем политсовете НДР можно было услышать от Черномырдина речи, немыслимые в его устах до недавнего времени. Он уже готов рассмотреть вопрос о принятии в НДР таких одиозных политиков как Гайдар, Чубайс и др. Такие речи посеяли тихую панику у присутствующих. В кулуарах озадаченные сторонники вполголоса шептались, что болен не только президент.
Скандальная атмосфера окружает и КПРФ. Слова, произнесенные в митинговой горячке одним из членов одноименной фракции, обычно игнорируемые, совершенно неожиданно оказались в центре внимания всех СМИ. Но похоже, информационная атака, которая планировалась давно и была призвана полностью подорвать позиции КПРФ, отождествляя ее идеологию с идеологией нацизма, что само по себе является абсурдом, может обернуться против творцов этого заговора.
У КПРФ и без этих скандалов дела идут не очень хорошо. Партию сотрясают серьезные разногласия, пока что вялотекущего характера, но для недавнего идейного монолита это тревожный симптом. Часть руководства стремится придать КПРФ респектабельный вид европейской социал-демократической партии, чем раздражает другую часть руководства, настроенного более радикально. Зюганову пока удается сохранить за собой рычаги управления и роль объединяющего центра всей партии, но делать это с каждым днем становится все труднее и труднее. Помимо своей воли КПРФ получило все то, что требовало от Кремля: и коалиционное правительство с членами ЦК на руководящих постах, и частичную смену курса. Что делать с таким "счастьем" коммунисты ума не приложат. Это как чемодан без ручки: нести тяжело, а выкинуть жалко.
Единственный фаворит на сегодня - это Юрий Лужков. Московский мэр торопливо подбирает людей волею судеб выпавших из самых высоких сфер. Успешно решает он и свою самую главную проблему - переориентацию региональных элит на себя. Лужков выгодно отличается от других российских политиков тем, что к нему не липнут скандалы, которые шлейфом сопровождают других персон российской политики. Можно с долей уверенности говорить о том, что конкуренты московского мэра в ближайшее время попытаются увязать его имя с каким-либо скандалом, этим оружием, ставшим главным в руках политической элиты.
Практически "слетел" с политического небосклона генерал-губернатор Лебедь, все больше занимающийся не поиском какого-либо политического центра силы, а изысканием географического центра России в своем крае. Генерал, креатура скандального Березовского, еще недавно рассматриваемый как претендент на кресло будущего президента РФ, увяз в проблемах подведомственного ему края и единственное, что себе позволяет - это грозить из своего туманного далека своим бывшим покровителям, предрекая развал всех финансовых империй и имея в виду, в первую очередь, своего недавнего друга.
Уловив некоторые тенденции текущего момента отметим, что нынешний период скандалов лишь набирает силу. Помноженные на серьезный кризис и в преддверии выборов они становятся самодовлеющим фактором в актуальной российской действительности.

Дмитрий Подколзин, Альберт Шатров

__________
(РОПИ)

• Рубрика •  Вверх