24.12.98 (Ю.Тома; Минск)
Политические технологии
РОЛЬ СТРАТЕГИИ НЕПРЯМЫХ ДЕЙСТВИЙ В РЕШЕНИИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Победа в "холодной войне" обеспечила Западу значительные геополитические преимущества. СССР как основной геополитический противник расчленен на отдельные "независимые" государства, в которых установлены либо прозападные режимы, либо сформированы достаточно сильные прозападные оппозиции. Транснациональные корпорации, являющиеся экономической основой западной цивилизации, получили доступ к рынкам сбыта, интеллектуальным и материальным ресурсам постсоветского пространства.
Впервые в истории человечества решение столь масштабных геополитических задач оказалось возможным благодаря комплексному дипломатическому, военно-политическому, информационно-психологическому и финансово-экономическому воздействию. В качестве основного инструмента решения геополитических задач стала использоваться стратегия непрямых действий.
Огромный арсенал стратегических принципов и приемов непрямого действия был разработан еще Византией, которая предпочитала косвенную военно-политическую борьбу прямому использованию своих вооруженных сил. В различные исторические периоды понятие "стратегия непрямых действий" наполнялось различным содержанием, в зависимости от возможностей средств непрямых действий и взглядов политиков на войну.
В настоящее время возможности непрямых действий значительно увеличились. Во-первых, появились новые знания о причинно-следственных связях в поведении человека, социальной группы, общности, государства, цивилизации. Во-вторых, созданы информационные технологии, с помощью которых можно оказывать воздействие на сложные технические системы, а также на сознание, чувства и поведение людей. В-третьих, интернационализация и взаимозависимость всех сфер деятельности государства позволяют осуществлять скрытое воздействие как на социальную систему, так и на систему жизнеобеспечения государства, разрушая их важнейшие элементы и системообразующие связи. Причем, само воздействие не расценивается как агрессия и, соответственно, не приводит к конфронтации и обострению военно-политических отношений.
Изменились представления политиков и о самой войне. Вооруженная борьба перестает быть сущностным признаком войны и приобретает следующие черты:
- является составной частью комплексного воздействия;
- носит локальный характер;
- легитимизируется международными организациями;
- проводится миротворческими контингентами многонациональных сил;
- ведется не за власть над территорией и ее населением, а для установления режима, управляемого извне.
В новых исторических условиях под стратегией непрямых действий (СНД) следует понимать искусство комплексного воздействия, направленного на дестабилизацию общества изнутри, создание управляемых извне локальных конфликтов, легитимное использование контингентов многонациональных миротворческих сил с целью приведения государства в состояние, соответствующее собственным геополитическим интересам.
СНД подкрепляется международным правом, решениями международных организаций, сформированным мнением "мирового сообщества", обеспечивающими легитимность принимаемых мер.
СНД позволяет решать целый ряд геополитических задач и реализовывать крупные геополитические проекты. Например, перераспределение сфер влияния, раскол государств и союзов, предотвращение образования новых союзов, создание буферных зон и поясов нестабильности, захват долгосрочных преимуществ, получение доступа к источникам сырья и рынкам сбыта и т.п.
Любое государство имеет внутренние противоречия: экономические, политические, социальные, этно-конфессиональные и т.п. Субъект управления осуществляет комплексное воздействие на социальную систему и систему жизнеобеспечения государства с тем, чтобы обострить внутренние противоречия, создать кризисную ситуацию и инициировать конфликт. Косвенно участвуя в конфликте, оказывая моральную, концептуальную, информационную и материальную поддержку выгодным для себя силам, приводит их к власти либо ослабляет государство. Если государство ослабло и не способно оказать значительного сопротивления, то проводится миротворческая операция, в результате которой достигаются конечные цели. Это общая схема реализации СНД.
Управление конфликтом со стороны субъекта управления носит комплексный характер и осуществляется на всех фазах жизненного цикла кризиса.
Государство, выступающее в качестве объекта управления, последовательно проходит следующие фазы: потенциальная напряженность, реальная напряженность, кризисная ситуация, конфликт, разрешение конфликта и стабилизация.
Фаза потенциальной напряженности характеризуется относительной стабильностью. Средний социальный слой не расколот внутренними противоречиями. Субъекты социальных действий (социальные группы, общности, партии, движения...), их интересы, позиции и цели не сформировались. Объективно существующие противоречия не вызывают тревогу. Социальные группы в них эмоционально не вовлечены. Госчиновники чувствуют себя уверенно. Система госуправления работает нормально.
Воздействие со стороны субъекта управления направлено на раскол среднего социального слоя, формирование субъектов социальных действий с антагонистическими интересами и целями. Нарушение работы системы государственного управления, создание кризиса ресурсов. Нарушение психологической устойчивости государственных чиновников, разрушение национальной идеи и государственной идеологии.
Для решения этих задач внутри государства создаются агенты влияния, политические лидеры, партии, движения, экстремистские группы, независимые аналитические центры, СМИ и т.п.
Одновременно организуются комплексное дипломатическое, военно-политическое, информационно-психологическое и финансово-экономическое давление извне.
Все акции тщательно планируются и координируются, обеспечиваются крупными финансовыми средствами.
Фаза реальной напряженности характеризуется потерей стабильности, появлением объекта и субъектов конфликтных действий. Средний социальный слой расколот. Сформированы субъекты социальных действий с антагонистическими интересами. Произошла поляризация субъектов социальных действий относительно объекта конфликта, возникшего из совокупности противоречий. Энергия ожидания людей трансформировалась в готовность к активным действиям. Появились экстремистские группы-инициаторы конфликта. Чиновничий аппарат чувствует себя неуверенно, нет единства относительно объекта конфликта. Государственное управление ослабло. Возник кризис ресурсов.
На этой фазе начинается организация и поддержка мятежа с привлечением агентуры влияния, спецслужб и сил специальных операций. Технология управления на этой и последующих фазах описывается в американском уставе FM 100-20 (1990 г.)
В зависимости от геополитических целей конфликт может формироваться между правительством и оппозицией, охватывая все государство, либо между отдельными субъектами социальных действий, охватывая отдельные регионы.
Для организации управляемого конфликта в масштабах государства решаются следующие задачи:
- объединение разрозненных политических сил, выступающих против правительства;
- внедрение системы взглядов на будущее развитие страны;
- создание объединенного руководства оппозиции (теневого правительства);
- разработка программы, которая оправдывает действия оппозиции и обещает улучшение после того, как правительство будет свергнуто;
- формирование стратегических, оперативных и тактических целей оппозиции;
- выработка организационных и оперативных методов работы;
- завоевание поддержки критически важных социальных групп;
- изоляция правительства от дипломатической и материальной поддержки и расширение международной поддержки оппозиции;
- подрыв уверенности в своих силах лидеров правительства и силовых структур.
Использование насилия может простираться от забастовок и уличных демонстраций до терроризма или партизанской войны.
Со стороны субъекта управления оказывается четыре типа внешней поддержки (мятежа):
- моральная - признание причин мятежа справедливыми и важными;
- политическая - активная поддержка стратегических целей повстанцев на международных форумах;
- ресурсная - деньги, оружие, продовольствие, советники и обучение;
- предоставление убежища - размещение на своей территории с целью обеспечения безопасности учебных центров, сил и объектов материально-технического обеспечения.
Оказываемое внешнее воздействие позволяет сформировать потенциал напряженности, который предопределит характер будущего конфликта.
Фаза "кризисная ситуация" характеризуется резким повышением конфронтационных акций, представляющих угрозу приоритетным ценностям, интересам и целям конфликтующих сторон и потерей нормального государственного управления. Это период наибольших колебаний среди всех участников возможного конфликта. Всех волнует вопрос: начинать или не начинать активные действия? Каковы их последствия? Если начинать, то когда, где и как?
Ни одна сторона не вовлечена в конфликт в такой степени, чтобы возврат на исходные позиции оказался невозможным. В этой фазе к правительству со стороны субъекта непрямых действий может быть предъявлен ряд требований. Если эти требования не принимаются, то инициируется конфликт. Поводом к конфликту является инцидент, который определяет его начало и характер. Открытое использование в инциденте оружия делает конфликт военным.
Фаза "конфликт" характеризуется открытым столкновением субъектов социальных действий. В этой фазе социальные процессы также носят управляемый характер. Начало конфликта определяется инцидентом. Характер конфликта - потенциалом напряженности, сформированным на предыдущих фазах. Интенсивность, продолжительность и размах военного конфликта определяются решительностью целей, сплоченностью, организованностью субъектов конфликта, особенностью характера политических лидеров, моральной, концептуальной и материальной поддержкой извне, тактикой действий. Военный конфликт ведет к резкому нарастанию кризиса ресурсов и обострению других противоречий.
Военный конфликт может быть представлен мировому сообществу как угроза миру и стать поводом для введения миротворческих сил. Фаза разрешения конфликта и стабилизации характеризуется возвращением к новой стабильности. Это достигается в результате согласования позиций конфликтующих сторон либо невозможности продолжать борьбу одной из сторон. После достижения мира восстанавливается нормальное государственное управление.
В тех случаях, когда государство ослаблено и не может противостоять открытому внешнему вмешательству, проводится миротворческая операция и государство приводится в состояние, приемлемое для субъекта управления.
...
Складывающиеся отношения между Беларусью и Россией представляют для Запада наибольшую угрозу. Именно здесь формируется и апробируется новая модель организации "большого пространства", которая может стать привлекательной для других постсоветских государств, а "режим Лукашенко" - альтернативой дискредитированному либерально-рыночному режиму. В результате Запад может потерять геополитические преимущества, полученные в результате "холодной войны".
В связи с этим необходимо исходить из возможности применения СНД в отношении Беларуси по следующей схеме:
- поддержка оппозиции, выгодной Западу, с одновременным проникновением ее в государственные структуры;
- всемерная дискредитация режима;
- дестабилизация ситуации и представление ее как угрозы международному миру и демократии;
- получение санкций международных организаций для проведения миротворческой операции;
- проведение миротворческой операции, демилитаризация зоны конфликта;
- проведение "свободных демократических" выборов и установление режима, выгодного Западу;
- комплексные санкции и международный трибунал в Гааге над "военными преступниками".
Это наиболее общая схема, опробованная в Югославии, в которой каждая фаза готовит условия для последующей, но может сама оказаться достаточной для достижения поставленных целей. Обозначились и предпосылки для реализации СНД по этой схеме:
- экономическая и финансовая системы государства недостаточно защищены от внешнего воздействия;
- сформировано "теневое правительство" оппозиции (исполком) и программа, обещающая значительные улучшения;
- члены оппозиции включены в международные организации и активно ведут в них работу по перехвату легитимности на международном уровне;
- созданы центры оппозиции за рубежом;
- усиление кампании вокруг вопроса о соблюдении прав человека в Беларуси;
- свертывание отношений стран Запада с официальной властью Беларуси и поддержка оппозиции;
- активизация деятельности сил специальных операций в сопредельных с Беларусью странах (Польша и Латвия) и спецслужб иностранных государств на территории Беларуси;
- включение с 1 октября 1998 года Республики Беларусь в зону ответственности Европейского командования США;
- возможность широкомасштабного информационно-психологического воздействия на население Беларуси через "независимые" СМИ;
- несовершенство правовой базы по использованию силовых структур в кризисных ситуациях.
...
Признание на официальном уровне самого факта применения СНД и выявление ее сущностных признаков имеет непосредственное отношение к безопасности государства.
24.12.98 (Соб.инф.; Москва)
В Совете Федерации
ЧУБАЙС - ГОСУДАРСТВЕННИК ?
(Из выступления председателя правления РАО ЕЭС России А.Чубайса на 41-м заседании Совета Федерации 23 декабря 1998 г.)
В целом по стране запасы мазута сегодня находятся на уровне 2,5 млн. тонн, что примерно на 450-460 тыс. тонн отстает от требований, отстает от уровня графика.
Мы считаем, что ухудшение ситуации по мазуту, которое произошло фактически в последние полтора месяца обусловлено в значительной степени простой причиной. Стало очень выгодно вывозить нефть и нефтепродукты на экспорт. Объемы экспорта нефти в ноябре на 15% выше ноября прошлого года. Безусловно, причины здесь связаны с изменением курса рубля. Возникает ситуация, когда экспортные цены на мазут, доходившие до 60-70 $ за тонну, фактически вдвое, даже втрое выше, чем цена мазута на внутреннем рынке.
В этом вопросе абсолютно необходимо уже срочное принятие решения по временному введению дополнительных экспортных пошлин на мазут. Мы знаем о том, что такое решение рассматривается в правительстве, мы знаем, что в принципе позиция правительства положительная на этот счет, но уходит время и это крайне опасно. Фактически в 4-м квартале под угрозой срыва выполнение графика по топливу, причем именно по мазуту.
...
Уважаемые члены Совета Федерации, я хочу обратить ваше внимание на то, что впервые за последние 6 или 7 лет бюджет будущего года вообще не предусматривает дотации тарифов регионам Дальнего Востока на электроэнергетику. Даже в самые трудные бюджеты, тем не менее, эта статья сохранялась. Сейчас впервые она потеряна. Если откровенно, это ставит нас в крайне тяжелое положение, и мы считаем абсолютно необходимым, несмотря на общую жесткость бюджета, тем не менее, эту строку восстановить и с этой просьбой обращаемся к вам.
...
На настоящий момент в стадии банкротства на разных этапах ее находится 7 энергосистем и 8 федеральных станций. Фактически во всех случаях инициатором банкротства является "Газпром", или, точнее, дочерняя компания "Газпрома" - "Межрегионгаз". Мы считаем, что в нынешней реальной ситуации такое положение дел абсолютно нетерпимо.
На сегодня объем задолженности энергетикам со стороны федеральных бюджетополучателей превысил 16 млрд. рублей. Плюс к ситуации задолженности федерального бюджета почти столько же задолженности местных бюджетов. В этой ситуации, когда наша задолженность бюджету практически втрое меньше, оказаться под прессом банкротства со стороны "Газпрома", да еще в зимний период, абсолютно ненормально и неприемлемо.
...
Как только начинаются процедуры банкротства, все текущие вопросы по поставкам топлива, по взаимодействию с поставщиками резко осложняются. Естественно, с директором никто не хочет вести нормальное дело - будет он завтра на месте, не будет он завтра на месте - и возникает суд и проблема буквально на ровном месте. Мы настоятельно просим вас помочь нам в ускорении принятия решения по закону "Об особенностях процедуры банкротства в отраслях естественных монополистов".
СМИ
СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАГЕНТСТВА "СЛАВЯНСКИЙ МИР"
В связи с наступлением зимних праздников информационное агентство "Славянский мир" переходит на "дежурный" режим функционирования. Обычный режим выпуска материалов возобновится во второй декаде января 1999 года.
__________
(РОПИ)