Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru http://slavmir.msk.ru
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный сборник
12.03.99 - 09.03.99

При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации N 03127 от 07.08.95 г.
__________________________________________________

В Госдуме РФ
ЗАЯВЛЕНИЕ КОМИССИИ "Анти-НАТО" "О НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ УЧАСТИЯ
РОССИИ В "МИРОТВОРЧЕСКОЙ" ОПЕРАЦИИ НАТО В ЮГОСЛАВИИ"

Регионы
ПОСТАНОВЛЕНИЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ "ОБ
ИСПОЛЬЗОВАНИИ РОССИЙСКИХ НАЗВАНИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
НА КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВАХ"

Искусство
БАРЫШНЯ-АМЕРИКАНКА

Россия - Украина
ГЛЯЖУСЬ В ТЕБЯ КАК В ЗЕРКАЛО...

Геополитика
УРОКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАТО НА БАЛКАНАХ

Конспирология
"БаоБАБ" РАЗБУШЕВАЛСЯ

В Госдуме РФ
ИЗ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ "ВОЕННЫЕ И ИНЫЕ
УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СВЯЗИ С РАСШИРЕНИЕМ НАТО",
СОСТОЯВШИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РФ 4 МАРТА 1999 ГОДА

В Госдуме РФ
ИЗ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО СЛОВА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИССИИ "Анти-НАТО",
ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ
С.Н.БАБУРИНА НА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ "ВОЕННЫЕ И ИНЫЕ
УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СВЯЗИ С РАСШИРЕНИЕМ НАТО" (4
МАРТА 1999 ГОДА)

В партиях и движениях
ИЗ ПРОТЕСТА СОЮЗА ПРАВОСЛАВНЫХ ГРАЖДАН РОССИИ ПО ПОВОДУ
АНТИХРИСТИАНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ
__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
12.03.99 (Соб.инф.; Москва)

В Госдуме РФ

ЗАЯВЛЕНИЕ КОМИССИИ "Анти-НАТО" "О НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ УЧАСТИЯ
РОССИИ В "МИРОТВОРЧЕСКОЙ" ОПЕРАЦИИ НАТО В ЮГОСЛАВИИ"

НАТО продолжает готовиться к вторжению на территорию Союзной
Республики Югославии в провинции Косово и Метохия. Вместе с тем, готовящаяся
операция сталкивается с решительным сопротивлением со стороны руководства
СРЮ и международного сообщества. Серьезные сомнения в целесообразности этой
акции высказываются и в Конгрессе США.
В этой связи в последнее время в определенных кругах США особое значение
придается идее о введении в Косово и Метохию некого международного воинского
контингента с участием российских военнослужащих.
Создается, однако, впечатление, что участие российской армии в этой
операции станет лишь средством легализовать оккупацию Косово и Метохии
войсками НАТО. Как известно, НАТО планирует ввести на территорию этой
провинции до 28 тысяч военнослужащих. Российская армия, с учетом известных
экономических сложностей, в состоянии обеспечить лишь символическое участие.
Комиссия "Анти-НАТО" решительно осуждает идею участия российских
военнослужащих во вторжении НАТО в Югославию и призывает Государственную
Думу Российской Федерации срочно рассмотреть вопрос о попытке втянуть Россию
в агрессию НАТО против Югославии.
Мы надеемся также, что и руководство СРЮ сможет устоять перед давлением
тех, кто поддерживает планы оккупации Косово и Метохии так называемыми
многонациональными силами под флагом ООН или с участием России.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
12.03.99 (Соб.инф.; Южно-Сахалинск)

Регионы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ "ОБ
ИСПОЛЬЗОВАНИИ РОССИЙСКИХ НАЗВАНИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
НА КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВАХ"

Активизация переговорного процесса в российско-японских отношениях по
заключению мирного договора и расширение практических контактов между двумя
странами по широкому спектру сотрудничества привели к подписанию ряда
двусторонних документов, в которых упоминаются Курильские острова.
Характерно, что в этих документах российское географическое название Малая
Курильская гряда (в которую входят о.Шикотан, о.Зеленый, о.Танфильева,
о.Полонского, о.Юрий, о.Анучина, о.Демина, о.Сигнальный, о.Сторожевой,
о.Рифовый, о-ва Осколки и ряда более мелких островков и скал) произвольно
заменено на японское название Хабомаи.
В частности, это название употребляется в "Московской Декларации об
установлении созидательного партнерства между Японией и Российской
Федерацией", подписанной 13 ноября 1998 года в пунктах 2 и 3 раздела I, в
"Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством
Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла живых морских
ресурсов", подписанном в феврале 1998 года.
В этой связи в российских средствах массовой информации также широко
используется японское географическое название российских островов.
В начале 50-х годов Япония, в связи с заявлением о своих территориальных
притязаниях, присвоила перечисленным островам, кроме о.Шикотан, свое
обобщающее название Хабомаи - название одноименного населенного пункта на
полуострове Нэмуро на о.Хоккайдо, стремясь присоединить острова к о.Хоккайдо
как "исконно японскую территорию".
В этот же период на отечественных картах и в обиходе стало употребляться
название Малая Курильская гряда, включая о.Шикотан. В настоящее время общее
название Курильские острова или Курилы объединяет Малую Курильскую гряду с
основной Курильской грядой.
Правомерность применения названия Малая Курильская гряда подтверждается
письмом Межведомственной комиссии по географическим названиям РФ (МВК N
2257 от 1 октября 1997 года), в котором она настаивает на использовании и впредь
этого названия для перечисленной группы островов.
Использование в вышеуказанных документах названия Хабомаи вместо Малая
Курильская гряда нарушает положения ст.ст. 8, 11 Федерального закона "О
наименованиях географических объектов" N 152-ФЗ от 18 декабря 1997 года.
В названном Федеральном законе содержится прямой запрет на произвольную
замену одних наименований географических объектов другими.

На основании изложенного, Сахалинская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Считать недопустимым использование в официальных документах и
средствах массовой информации японских географических названий применительно
к российским территориям, имеющим собственные российские названия
географических объектов.
2. Обратиться с требованием к федеральным и иным органам власти,
средствам массовой информации принять меры к исполнению Федерального закона
"О наименованиях географических объектов" N 152-ФЗ от 18 декабря 1997 года и
использовать в официальных документах, в том числе международного характера,
публикациях российское название островов - Малая Курильская гряда.
3. Предложить Правительству РФ и МИДу РФ внести соответствующие
изменения, связанные с названиями географических объектов, в подписанные
двусторонние российско-японские документы: "Московскую Декларацию об
установлении созидательного партнерства между Японией и Российской
Федерацией" от 13 ноября 1998 года (пункт 2 и 3 раздела I) и "Соглашение между
Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых
вопросах сотрудничества в области промысла живых морских ресурсов" от 2
февраля 1998 года.
4. Направить настоящее постановление Президенту Российской Федерации
Б.Н.Ельцину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации Е.С.Строеву, Председателю Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезневу, Председателю Правительства
Российской Федерации Е.М.Примакову, Министру иностранных дел Российской
Федерации И.С.Иванову, прокурору Сахалинской области В.Я.Тодорову.
5. Обеспечить распространение настоящего постановления в центральных и
областных средствах массовой информации.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
председателя областной Думы Б.Н.Третяка.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
12.03.99 (А.Орлов; Москва)

Искусство

БАРЫШНЯ-АМЕРИКАНКА

На Россию надвигается новый сокрушительный киношедевр Никиты
Михалкова - "Сибирский Цирюльник". В чем же состоит рецепт очередного успеха
киномэтра?
Во-первых, в его прекрасных отношениях с артистической и эстрадной
богемой. Богемой, которая сегодня "в законе", которая успела обрасти деньгам,
связями и держит в руках телевидение, рекламу, шоу-бизнес и много чего еще.
Михалков от рождения зачислен в элитарное "общество взаимного восхищения". Он
- плоть от плоти артистической биомассы и связан с ней негласным соглашением о
взаимной популяризации. Вспомним новогодние программы: по всем каналам -
Долина, Киркоров, Макаревич плюс стандартная обойма "вечно
тридцатипятилетних" киноартистов начала 80-х годов. Кстати, далеко не последний
источник жизненных успехов этого братства (включая деньги на постановку
фильмов) приобщенность к знаменитым "коробкам от ксероксов" через участие в
политической рекламе Ельцина.
Другая составляющая успеха - это то, что фильмов в России сегодня снимается
так мало, что каждая полнометражная лента неизбежно попадет в призовую тройку -
за отсутствием четвертого, а то и третьего претендента на первые места. Отсюда и
неограниченный выбор самых популярных актеров, сидящих без ролей и безмерно
радующихся даже рекламным роликам. А при наличии "обоймы" артистов на успех,
точнее, на первый просмотр обречена любая картина.
На фоне откровенно дебильной "Нацрыбалки" "Цирюльник" побеждает
независимо от содержания - хотя бы потому, что Михалков "круче" Булдакова.
На безрыбье любой рак обречен метать красную икру. Но почему же тогда
Михалков получил "Оскара"? Ведь это такая великая премия...
Действительно, что же такое "Оскар"? "Оскар" - это большие деньги. А где
деньги - там "кухня", "борьба волосатых рук" и часто - прямой политический заказ,
особенно, когда дело идет о России. Именно поэтому нет сомнений, что
"Цирюльник" получит "Оскар" и, возможно, не один.
"Цирюльник" обречен стать "картиной года" в России, набрав попутно
несколько российских премий (скажутся и прошлые "Оскары" "Утомленных
солнцем"). Учтется и неизменно высокий авторитет советской школы
киноискусства, который признают на Западе. Сыграет свою роль и чисто
обывательский интерес американцев к России, сходный с интересом собак, с
опаской обнюхивающих мертвого медведя. Россия умирает - тем дороже продается
русская экзотика! И Михалков это отлично чувствует.
Но главная составляющая успеха - в том, что фильмы Михалкова изначально
делаются под восприятие американской, а не отечественной публики. Более того,
Михалков показывает Россию такой, какой ее хотелось бы видеть американскому
зрителю. Если по отношению к "Утомленным солнцем" это было спорной догадкой,
то в "Сибирском Цирюльнике" сомнений не остается.
Михалков не просто снял типично голливудский "костюмный" фильм о
русской (да еще сибирской!) историко-этнографической экзотике с участием
туземной массовки и туземных актеров - он ввел в фильм особый персонаж -
американскую барышню - глазами которой и воспринимает русскую экзотику
американский зритель.
Можете ли вы представить книги Фенимора Купера про индейцев без "белых"
персонажей? Легко ли понять жизнь папуасов без Миклухо-Маклая?
Фигура стороннего наблюдателя, "путешественника", с которыми соотносит
себя читатель или зритель - обязательный элемент колониального жанра "из жизни
дикарей". Была бы нам интересна книга, написанная индейцем, об индейцах и для
индейцев? Не более, чем для американцев - фильм о жизни русских персонажей,
снятый русским для русских.
Поэтому наличие в михалковском фильме специфического персонажа-
посредника (своего рода Марко Поло, Миклухо-Маклая или Индианы Джонса в
юбке) прямое доказательство того, что мы имеем дело с американским фильмом,
который русского происхождения режиссер Михалков снял для западного зрителя.
Ожидаемый массовый показ "Цирюльника", который по имени действительно
главного персонажа надо назвать "Барышней-Американкой" - не просто коммерция
или предвыборная агитация Михалкова "за себя, любимого".
Это более глубокая политика. Лучший ошейник для раба - привычка смотреть
на мир глазами хозяина.
Поэтому, если когда-нибудь остатки русского народа поместят, как индейцев,
в резервации и заставят зарабатывать на жизнь показом этнографических шоу - то
главным специалистом по усам, лаптям и балалайкам назначат Михалкова.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
11.03.99 (А.Гугель; Харьков)

Россия - Украина

ГЛЯЖУСЬ В ТЕБЯ КАК В ЗЕРКАЛО...

Обострение финансового кризиса украинской экономики привлекло
пристальное внимание и экономистов и широкой общественности к денежно-
кредитной политике вообще и к ее монетаристскому сценарию на Украине, в
частности. Глубина и острота развернувшихся в связи с этим дискуссий усиливается
тем, что они отнюдь не ограничиваются Украиной. Ведь еще более масштабный
кризис сотрясает экономику России, а поскольку корни и формы проявления
финансового кризиса и в России и на Украине похожи, не удивительно, что и
позиции многих независимых российских и украинских экономистов в связи с
происходящими событиями совпадают.
Все более пристальное внимание к этим проблемам начинают проявлять и
некоторые западные специалисты, причем не только потому, что судороги
российских финансов непосредственно затрагивают интересы многих
международных деловых кругов, но и потому, что они служат серьезным
основанием для критического переосмысления всей монетаристской доктрины
МВФ, непогрешимость которой последние годы возводилась и российскими и
украинскими руководителями в ранг абсолютной догмы.
По существу именно отношение к этой догме обозначило границу, которая
разделила позиции официальных руководителей экономики, с одной стороны, и
большинства независимых экономистов, с другой. Позиция последних отметает
надуманные попытки искать причины кризиса где-то во внешнем мире, а не в
собственной экономике. В России подобные попытки предпринимались в самом
начале обострения кризиса, когда незадачливые капитаны российской экономики
силились оправдать собственную недееспособность кризисом в Юго-Восточной
Азии или падением цен на мировых рынках нефти. Но если в России уже перестали
муссировать эту тему, то на Украине даже высшие руководители государства все
еще продолжают "озвучивать" тезис о "втягивании Украины" в российский
экономический кризис, как будто бы и до этого украинская экономика не
находилась в весьма жалком состоянии. Помимо всего прочего это указывает на
явную неготовность руководителей украинской экономики критически осмыслить ее
реальное состояние и осознать свою прямую ответственность за него.
Поскольку главной болевой точкой сегодняшнего состояния украинской
экономики, ощущаемой самыми широкими слоями населения, остается
обесценивание гривни по отношению к доллару и провоцируемая этим угроза
резкого усиления инфляции, большая часть дискуссий разворачивается вокруг
сугубо финансовых аспектов проводимой экономической политики. При этом
главными объектами внимания оказываются проблемы, связанные с межвалютным
курсом гривни, с дефицитом бюджета, с приемлемостью или неприемлемостью
денежной эмиссии, с нарастанием внутреннего и внешнего долга и механизмами его
погашения, в т.ч. в связи с ущербностью созданной финансовой пирамиды
государственных кредитных обязательств, и т.п.
При всей исключительной важности этих проблем нельзя забывать, что само
их возникновение носит все же вторичный характер и является не причиной, а
следствием тех разрушительных процессов, которые доминируют в украинской (и не
только в украинской) экономике с первого дня провозглашения независимости и с
самого начала того, что в официальной терминологии именуется "курсом рыночных
реформ". Последнее замечание имеет особое значение потому, что официальная
позиция политического руководства страны ставит сам факт рыночной ориентации
экономической политики в зависимость от признания непререкаемости
ортодоксально-монетаристского сценария, т.н. "стабилизационной политики",
проводимой под откровенным давлением со стороны МВФ.
Мысль о том, что экономические реформы - это несоизмеримо более емкое
понятие, чем денежная политика, и что диктуемая МВФ версия "финансовой
стабилизации" может входить в неразрешимое противоречие именно с логикой
рыночных преобразований и уж никак не может служить их универсальным
эталоном, видимо, не приходит в голову нашим "реформаторам". Похоже, что они
предпочитают следовать соответствующим предписаниям, не утруждая себя ни
сомнениями, ни чувством ответственности за результаты содеянного. Именно этим
объясняется и навязчивая идея сбалансированности бюджета, совершенно
неуместная в условиях глубокого экономического спада, и готовность к
безоглядному проведению бессмысленно жестокой, не отвечающей никакой
экономической логике социальной, а точнее, антисоциальной политики, и политика
бездумного удержания искусственно завышенного курса гривни с претензиями
представить ее в качестве "сильной валюты", крушение которой сегодня обозначило
по существу крах не только и не столько финансовой, сколько всей экономической
политики.
Разумеется все эти стороны т.н. "курса реформ" должны постоянно находиться
в поле зрения объективного анализа состояния украинской экономики. Но в отличие
от "реформаторов" МВФ-ского образца необходимо прежде всего сосредоточить
внимание на том, что в действительности произошло и происходит под вывеской
реформ в реальной экономике, вне которой любые чисто монетарные "упражнения"
утрачивают экономическое содержание и приобретают спекулятивный характер как
в переносном, так и в прямом смысле этого слова.
Решающую роль в оценке действительного положения вещей играет тот факт,
что все семь лет, прошедшие после провозглашения независимости и распада
Союза, оказались для украинской экономики и общества не просто бесплодно
потерянными, но и разрушительными. Без войн и природных катаклизмов
большинство украинских граждан оказались на грани нищеты и у порога
физического выживания, причем за это время не только не создано никаких
предпосылок будущего подъема, который мог бы хоть как-то оправдать перед
историей принесенные неизвестно во имя чего жертвы, но с каждым годом все более
размываются сами основы цивилизованного существования общества, а заметное
снижение численности и лавинообразное ухудшение физического здоровья
населения в сочетании с общей деградацией культуры и деинтеллектуализацией
общества все больше подрывают надежды на достойное будущее страны.
Всего этого более, чем достаточно для вывода о полной неприемлемости того
экономического и политического курса, который осуществлялся на протяжении
последних лет. Попытки выдать этот курс за "курс реформ" вызывают в широких
слоях населения лишь его откровенное неприятие. Особо глубокое разочарование и
раздражение они вызывают у тех, кто с самого начала отстаивал необходимость
действительного, т.е. созидательного рыночного реформирования социально-
экономической системы, и кто сегодня остро сознает гигантские масштабы его
мистификации и дискредитации самой идеи реформ. Поэтому исходной
предпосылкой реалистического анализа состояния украинской экономики и
общества должно стать понимание и признание очевидных фактов, полностью
перечеркивающих официально культивируемый взгляд на всю новейшую историю
Украины, как на период якобы объективно необходимого и исторически
оправданного рыночного реформирования экономики и демократического
преобразования общества. Вместо этого произошло нечто совершенно иное,
принесшее диаметрально противоположные результаты.
Фундаментальной задачей реформирования экономики была ее структурная
перестройка, т.е. широкомасштабная модернизация и радикальное повышение ее
эффективности и конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках и, в
конечном итоге, рост реальных доходов и качества жизни всех граждан и общества в
целом. Для этого были необходимы, во-первых, свободные производительные
капиталы, и, во-вторых, организационно-экономические механизмы их
использования в интересах экономического роста. Поскольку накануне реформ
практически вся экономика была полностью огосударствленной, что и привело к
необходимости ее глубокого реформирования, единственным возможным
внутренним источником производительного капитала и способом включения его в
производительный оборот могла стать только экономически грамотная и социально
приемлемая капитализация госсектора экономики, естественно, с одновременным
полномасштабным созданием рыночной среды, предпринимательской активности и
добросовестной конкуренции.
Внешние кредиты и инвестиции способны существенно ускорить и облегчить
решение сложных проблем переходной экономики. Но в наших условиях этот
источник не может быть не только единственным, но и основным, и, как показала
практика, доступ к нему, в свою очередь, полностью зависит от эффективности
внутренних преобразований и сценария создания собственных источников капитала.
Принцип "общенародной собственности", должен был с самого начала реформ
трансформироваться в принцип создания широкой социальной базы рынка
капиталов на основе продуманного сценария приватизации, например, путем
передачи доходов от приватизации в собственность граждан для их последующего
реинвестирования.
Что же произошло в действительности? В полном противоречии с логикой
рыночных реформ государство отдало принадлежащий обществу госкапитал и
доходы от его использования в бесплатное, бесконтрольное и потому экономически
безответственное распоряжение административно-хозяйственной номенклатуре,
причем без какого-либо учета стратегической значимости отраслей
промышленности и тех реальных условий, в которых они оказались в результате
предшествовавших глубоких структурных деформаций. Сценарий т.н. приватизации,
последовавшей за этим, с самого начала превратил ее в широкомасштабный
социально-экономический фарс, ничего позитивного не принесший ни гражданам,
ни экономике страны.
Чтобы осознать действительный характер "курса реформ", достаточно задать
себе следующий вопрос: если несколько лет назад в стране в принципе не было и не
могло быть частных капиталов, а весь без исключения производственный и
ресурсный потенциал экономики был государственным, т.е. принадлежал обществу,
и если за эти годы не только не было какого-либо экономического роста, который
мог бы быть отнесен на счет производительного использования этого потенциала
вновь возникшим предпринимательством, но происходило его широкомасштабное
разрушение, то откуда появились столь значительные частные капиталы и личные,
бросающиеся в глаза богатства узкого круга лиц, образовавших политическую и
финансово-экономическую "элиту" государства? Очевидный ответ состоит в том,
что главное содержание проводившегося "курса реформ" состояло отнюдь не в
создании рыночных механизмов "первоначального накопления капитала",
увеличивающего одновременно экономический потенциал всего общества, а в
элементарном присвоении ранее накопленного капитала за счет подавляющего
большинства граждан. Именно в этом состоит фундаментальная причина столь
стремительного и глубокого обнищания большинства населения на фоне
обогащения узкого слоя, имевшего доступ к бесплатному распоряжению
госкапиталом в тех, или иных его формах. Легко увидеть, что речь идет отнюдь не о
критике рыночных реформ с "левых" позиций, а об уяснении антирыночного
характера проводившегося экономического курса с позиций сугубо либеральных.
Естественно, что в рамках этого курса даже такие, казалось бы,
реформаторские шаги, как либерализация цен и внешней торговли, будучи
вырванными из контекста осмысленного сценария взаимоувязанных преобразований
экономики, несли в себе более разрушительный, чем созидательный потенциал.
В частности, именно в условиях узаконенного хаоса в управлении
госпредприятиями, к тому же при сохранении высокого уровня их монополизма, т.н.
либерализация уже на самом первом этапе псевдореформ оказалась лишь
благоприятным фоном для широкомасштабного разорения большинства населения и
одним из важнейших факторов усиления инфляции, криминализации экономики и
беспрецедентного роста коррупции на всех уровнях власти.
Прямым следствием проводившейся экономической политики оказалось
углубление структурных деформаций украинской экономики и ее ускоренное
превращение в чисто сырьевую составляющую мировых рынков. Либерализация
внешнеэкономической деятельности вывела на мировые рынки, главным образом,
низкотехнологичные сырьевые и металлургические отрасли. Но поскольку при этом
не были созданы рыночные механизмы межотраслевого перелива капиталов, а
государство уже утратило способность вести осмысленную структурную политику и
влиять на инвестиционную активность, доходы от экспорта сырья и металлов
оказались использованы самым бездарным способом, в т.ч. в личных интересах, но
никак не на модернизацию и развитие рыночно ориентированных секторов
высокотехнологичного производства. Именно это обусловило катастрофическое
снижение инвестиций, происходившее даже более быстрыми темпами, чем падение
производства.
...
Особо разрушительные последствия для украинской экономики имела
абсурдная политика Украины и России в экономических взаимоотношениях друг с
другом. Изоляционизм по отношению к России был возведен в ранг
государственной политики еще первым президентом Украины и с самого начала
носил иррациональный характер, т.е. воспринимался как некая самоцель
безотносительно к здравому смыслу и действительным интересам украинской
экономики и украинских граждан. Так, беспрецедентной по степени экономического
абсурда оказалась "идея" перехода в торговле с Россией на т.н. "мировые цены".
Нелепость украинско-российских экономических отношений, помноженная на
нелепость внутренней экономической политики каждой из наших стран, оказалась
одним из самых существенных факторов гиперинфляции, провоцируемой
экономически не оправданной инфляцией затрат. Хорошо известно, что рост цен на
российские энергоносители и хроническая задолженность Украины за российский
газ являются миной замедленного действия под украинскими финансами и всей
экономикой, на фоне чего все декларации о "финансовой стабилизации" выглядят не
серьезно.
Экономический абсурд в отношениях с Россией говорит об изначальной
ущербности основных ориентиров государственного строительства после
провозглашения независимости и об их антирыночной направленности. Поэтому
парадоксальным с точки зрения здравого смысла является то, что именно этот
политический и экономический курс декларировался и продолжает декларироваться
как "демократический" и "рыночный".
...
Упомянутая выше проблема цен на энергоресурсы имеет принципиальное
значение для экономики, т.к. она по существу предопределяет все ценовые
пропорции в народном хозяйстве, в т.ч. в жизнеобеспечивающих секторах
социальной инфраструктуры. Происходившее под влиянием настойчивых
рекомендаций многих западных "консультантов" повышение тарифов до уровня
"мировых цен" преподносится чуть ли не как одно из непременных условий
рыночной трансформации экономики. Отсюда же берут начало и сентенции на тему
о якобы не полной оплате потребителями некоей "настоящей" стоимости
коммунальных услуг, что должно служить оправданием систематического роста
соответствующих тарифов. Какова природа т.н. "настоящих", т.е. якобы рыночных
цен, и из каких соображений назначаются те или иные тарифы, естественно остается
загадкой. Эта кампания не только не лежит в русле рыночных реформ, но носит
принципиально антирыночный характер и на практике является попросту гигантской
мистификацией.
В рыночной экономике осуществляется баланс расходов на потребление
национального продукта и доходов, полученных в процессе его производства. Это
означает, что ценовые пропорции не имеют никакого экономического смысла
безотносительно к уровню доходов. "Мировые цены" - это цены сложившиеся
одновременно с "мировыми доходами" и прежде всего уровнем оплаты труда. В
советской экономике энергоресурсы действительно стоили намного меньше, чем на
мировых рынках, и экономика наша действительно была и остается намного более
энергоемкой, чем в развитых странах. Но низкие цены на энергоресурсы
соответствовали и крайне низким доходам населения, прежде всего низкой
заработной плате. Радикально снизить энергоемкость невозможно в короткий срок и
без значительных капиталовложений одним лишь удорожанием энергоресурсов.
Поэтому одностороннее повышение тарифов на энергоресурсы без одновременного
роста доходов бесспорно является антирыночной акцией, произвольно нарушающей
рыночный баланс доходов и расходов. Трудно сказать, являются ли упомянутые
рекомендации на сей счет плодом экономической неосведомленности, или некоего
"злого умысла", но практические последствия этой кампании оказались
разрушительными. Уравняв стоимость энергоресурсов на внутреннем рынке с
мировыми ценами, режиссеры этой политики спровоцировали гиперинфляцию
издержек и подорвали конкурентоспособность отечественной промышленности на
внутреннем и внешнем рынках, лишив ее единственного преимущества дешевой
энергии, столь важного в переходном периоде структурной перестройки. В свою
очередь это послужило одним из важнейших факторов нарастания пресловутого
кризиса неплатежей и расширения уродливых форм бартера, стремительного
обнищания населения и роста коммунальных тарифов до иррационального уровня
по сравнению с упавшими доходами потребителей. Легко понять, что все это создает
такие тромбы в товарно-денежном обращении, которые никакая монетарная
политика в принципе устранить не сможет. Нужно сказать, что ответственны за эту
самоубийственную политику отнюдь не только "российские реформаторы",
спровоцировавшие необоснованный рост тарифов на импортируемый Украиной газ,
но и их украинские коллеги. Выше уже упоминалась политическая подоплека их
разрушительной внешнеэкономической деятельности, но аналогичная политика
проводится и по отношению к собственным источникам и собственному рынку
энергопотребления. Заметную роль в этом играют псевдорыночные "реформы" в
энергетических отраслях, направленные на создание т.н. "энергорынков". Так,
принятая без всякого обоснования и вопреки многочисленным возражениям и
предупреждениям отечественных и зарубежных специалистов "модель"
реформирования энергетики Украины, предложенная Мировым банком и некоей
иностранной консалтинговой фирмой, носит заведомо искусственный, надуманный
характер и по существу привела к организационному развалу отрасли. Возникший
псевдорынок в действительности оказался ширмой для реализации самых
уродливых форм госмонополии в сочетании со столь же уродливыми финансовыми
и бартерными манипуляциями нескольких посреднических структур, экономически
абсолютно бесполезных, но провоцирующих необоснованный рост топливной
составляющей в себестоимости электрической и тепловой энергии и заведомо
противоестественный рост отпускных тарифов.
Масштабы сверхприбылей, извлекаемых при этом буквально "из воздуха", но
за счет потребителей, носят обескураживающий характер, что стало возможным, в
частности, из-за полной неосведомленности общественности. Так, действующие
тарифы на электроэнергию, которые намереваются и дальше увеличивать, уже
сейчас в 2-2,5 раза превышают ее себестоимость и превысили тарифы, действующие
во многих европейских странах. Если даже исходить из т.н. "мировых цен" на газ,
потребляемый при производстве тепловой энергии, то нынешние тарифы на нее в
домах украинских граждан в 1,5-2 раза превышают ее экономически обусловленную
стоимость. Естественно, сама энергетика нисколько не выигрывает от подобных
манипуляций с тарифами, поскольку доля в них фактически созданной добавленной
стоимости остается ничтожной. Это означает, что отрасль, как и вся
промышленность, характеризуется низкой заработной платой, так же не
выплачиваемой вовремя, отсутствием достаточных амортизационных отчислений,
необходимых для восстановления производственных фондов и средств на их
обновление и развитие. Можно сказать, что в конечной стоимости тепловой и
электрической энергии в скрытом виде заложена некая невидимая рента,
возникающая вследствие самого факта доступа к энергетическим ресурсам и
системе их распределения, которая по всем законам рыночной экономики должна
была бы прямо или косвенно возвращаться к самим гражданам, но уж никак не
ложиться непосильным бременем на их и без того низкие доходы. По существу
именно это обусловливало низкие цены на энергию в советской экономике и, между
прочим, именно эта невидимая рента позволяет некоторым странам-экспортерам
нефти обращать ее в доходы своих граждан, удивляя мир благополучием в
созданном, таким образом, гибриде "рыночно-капиталистического социализма". В
проводимом же у нас "курсе реформ" энергетика превратилась в своеобразный
насос, выкачивающий эту невидимую ренту, обескровливающий экономику и
истощающий доходы ее граждан в пользу новоиспеченных госмонополий и
бесполезных для экономики посредников, образующих пресловутый "энергорынок"
постсоветского образца.
...
На фоне подлинного развала реального сектора экономики крах украинских
финансов воспринимается как неизбежное следствие. Тем не менее, монетарные
аспекты экономической политики, проводившейся после провозглашения
независимости, сами по себе также заслуживают внимания, т.к. позволяют лучше
осознать общий макроэкономический "рисунок" т.н. "курса реформ".
Оставим в стороне первые шаги самостоятельной финансовой политики,
начавшейся с введения в обращение купоно-карбованца, хотя способ осуществления
этой акции вполне заслуживает внимания, т.к. именно он оказался первой явной
демонстрацией полного пренебрежения интересами граждан со стороны
новоиспеченного государства и, фактически, обозначил начало экономической
войны государства против основной массы населения.
Первый этап самостоятельной экономической истории Украины был
обозначен безудержной гиперинфляцией, темпы которой превысили в 1993 г.
10000%. С точки зрения анализа предыстории сегодняшнего финансового кризиса
интерес представляет тот факт, что, несмотря на стремительное обесценивание
купоно-карбованца из-за роста внутренних цен, его курс по отношению к доллару
падал еще более быстрыми темпами, т.е. девальвация купона опережала рост
внутренних цен, что искусственно завышало курс доллара. Как известно,
относительное обесценивание национальной валюты способствует активизации
экспорта, что теоретически могло бы оправдать такую политику, т.к. экономика
Украины бесспорно нуждалась в притоке твердой валюты. Однако способ
осуществления этой политики состоял в громадных дотациях и сверхльготных
кредитах предприятиям-экспортерам, главным образом, сырьевым и
металлургическим, что позволяло последним увеличивать экспорт путем
демпинговых цен за счет бюджета, что, в свою очередь, создавало гигантский
дефицит бюджета, еще более усиливающий инфляцию. Но самое существенное
состоит в том, что, в силу упоминавшейся псевдолиберализации, заработанная
валюта отнюдь не направлялась в производственные инвестиции, а оседала, с одной
стороны, в руках руководителей предприятий, частично превращаясь в импорт
дефицитного ширпотреба, или вливаясь в теневой оборот, а, с другой стороны - в
руках государства путем изъятия части валютной выручки, что, в свою очередь,
требовало новых дотаций предприятиям-экспортерам и еще более усиливало
инфляцию.
Валюта в руках государства накапливалась исключительно в целях
"стабилизации" будущей гривни. Иными словами монетарная политика с самого
начала была оторвана от потребностей реального сектора экономики и исходила из
представления об обеспечении "твердости" национальной валюты не на основе
реального экономического роста, а опираясь на валютные резервы, создававшиеся
экспортом сомнительной экономической эффективности, т.к. поддерживался он за
счет бюджета и инфляционных кредитов.
Таким образом, конечным итогом изнурительной гиперинфляции оказалась
массированная долларизация экономики, никоим образом не ориентированная на
инвестиции в ее реальный сектор, но внесшая немалый вклад в финансовые
спекуляции и в усиление перетока ресурсов в теневую экономику.
Когда гиперинфляция приняла катастрофические масштабы, монетарная
политика изменилась в диаметрально противоположном направлении. Эту меру в
тот период можно было понять и приветствовать, как один из необходимых шагов в
сторону жизненно необходимой финансовой стабилизации, но только, как "один
из...", поскольку корни экономического кризиса оставались отнюдь не в монетарной
сфере, а в развале реального производства. Однако капитаны украинской экономики
пренебрегли этим очевидным фактом и полностью отождествили "курс реформ" с
формальным снижением темпов инфляции. Именно "формальным", поскольку сама
по себе жесткая ограничительная монетарная политика, продолжая подавлять
реальное производство не меньше, чем предыдущая инфляция, естественно, не
могла устранить корни последней и лишь переводила ее в скрытые формы путем
создания денежного голода, что в свою очередь спровоцировало тотальный тупик
взаимных неплатежей, рост всевозможных уродливых суррогатов денежного
обращения, а также столь позорное явление, как граничащую с криминалом
невыплату заработной платы и социальных пособий.
Этот, продолжающийся по сей день этап монетарной политики с самого
начала осуществлялся под прямым давлением МВФ, упрямо придерживающегося
доктрины: "сначала финансовая стабилизация, потом экономический рост". Даже и
сегодня от руководителей Нацбанка Украины можно услышать оправдание этой
доктрины, состоящее в том, что без стабильных денег никогда не наблюдалось
экономического роста, как будто кто-то когда-то видел, чтобы стабильные финансы
существовали сами по себе на развалинах реальной экономики, если, конечно, под
"стабилизацией" не понимать полного прекращения экономической жизни. Но
именно под знаком этой доктрины в головы малоосведомленных в экономике
политиков, чиновников, журналистов и всей общественности вдалбливаются
сентенции об априорной пагубности денежной эмиссии, украшенные
уничижительными интонациями в адрес "печатного станка", как, якобы, главного
врага здоровой экономики. Прямым следствием этой же доктрины являются
повторяемые, как заезженная пластинка, догмы о недопустимости бюджетного
дефицита, как, якобы, главного источника инфляции, что призвано оправдать
усиливающийся налоговый террор и еще большее сокращение социальных
программ. Все это уже привело к фактическому параличу социальной
инфраструктуры страны, а из-за развала систем жизнеобеспечения и
здравоохранения поставило общество на грань цивилизованного существования, а
миллионы украинских граждан на грань физического выживания.
Трудно представить себе, чтобы руководители нашей экономики, а тем более
их "консультанты" из МВФ, были столь экономически не подготовленными, чтобы
всерьез верить в эти догмы, находящиеся в противоречии и с современной
экономической теорией, и с мировой практикой и, наконец, с реальными
последствиями для украинской экономики и миллионов людей. Ведь даже не
экономист понимает, что без эмиссии, т.е. того, что столь игриво называют
"печатным станком", денежных систем вообще не бывает, а экономист к тому же
еще обязан знать и то, что между денежной массой, как таковой, и инфляцией
прямой связи не существует. Ведь гиперинфляция 1992-93 гг. сопровождалась
снижением относительной массы денег по сравнению с номинальным ВВП, а в 1997
г., несмотря на гневные тирады "для публики" в адрес "печатного станка" НБУ
весьма активно осуществлял денежную эмиссию, увеличив совокупную денежную
массу более, чем на 25%, в т.ч. массу наличных денег на 30%. И, несмотря на то, что
столь значительная эмиссия сопровождалась к тому же дальнейшим падением
реального ВВП более, чем на 3%, инфляция составила лишь 8,6%. Происходит это
потому, что инфляция определяется не денежной массой, как таковой, а ее
произведением на скорость денежного обращения в сопоставлении с динамикой
реального ВВП. Понятно, что если месяцами не выплачивать заработную плату и
социальные пособия, то скорость денежного обращения резко упадет, создавая
искусственный эффект якобы снижающейся инфляции. Как известно суммарная
задолженность по заработной плате и социальным платежам сегодня составляет
около 5 млрд.грн., т.е. примерно 5,5% ВВП и несложные расчеты показывают, что
это эквивалентно снижению скорости денежного обращения примерно на 20%, что
как раз и "скомпенсировало" рост денежной массы и падение реального ВВП,
искусственно снизив показатель инфляции до упомянутых 8,6%. Иными словами,
если бы выполнялись обязательства по выплате заработной платы и пенсий, то
инфляция составила бы более 25%.
Таким образом, вся официальная монетарная демагогия опирается на весьма
примитивный самообман, т.к., во-первых, заклинания против "печатного станка"
оказываются лишь дымовой завесой, скрывающей действительное положение дел и
заведомую невозможность стабилизировать финансы чисто монетарными мерами в
условиях реального экономического краха, а, во-вторых, скрывает действительный
уровень инфляции, маскируя явно антирыночную ипостась проводимой монетарной
политики.
Таким же обманом, или самообманом, является и культивируемая с подачи
МВФ догма о сбалансированности бюджета, как необходимом условии финансовой
стабилизации. Ведь главная цель макроэкономической политики состоит не в
сбалансированности бюджета, а в сбалансированности экономики на желаемом
уровне ВВП, а бюджетный дефицит как раз и является одним из инструментов
достижения такого баланса. Столь же хорошо известно, что в условиях глубокого
экономического спада бюджетный дефицит сам по себе не может вызвать
дополнительную инфляцию, а при отсутствии внутренних и внешних
инвестиционных ресурсов он является единственным разумным способом
инициирования и финансирования экономического роста. Так что, в сегодняшних
наших условиях инфляцией грозит не бюджетный дефицит, как таковой, а неумение
разумно им распорядиться в интересах развития реального сектора экономики, что в
свою очередь требует целостной системы мер, явно выходящих за рамки сугубо
монетарной политики. Поэтому бороться с инфляцией нужно не истощением
бюджета и дальнейшим подавлением реального производства и социальной сферы, а
устранением ее действительных источников, в частности упоминавшейся тарифной
вакханалии монополистического "энергорынка", а также провоцируемых самим
государством "утечек" капиталов и доходов в теневую экономику, подпитываемую,
между прочим, той же, "скромно замалчиваемой" денежной эмиссией.
Одной из непременных составляющих проводимой монетарной политики
оказалась и политика "твердой валюты", что само по себе звучит весьма
привлекательно, но в условиях гигантского экономического спада и сохраняющегося
отрицательного сальдо внешнеторгового баланса означает лишь искусственное
завышение курса гривни по отношению к доллару. В связи с этим напомним, что на
первом этапе самостоятельной экономической политики имело место искусственное
занижение этого курса, что привело, как отмечалось, к долларизации экономики и
создало базу для поворота монетарной политики в противоположную сторону, т.е. в
сторону искусственного обесценивания доллара, а, следовательно, к подавлению
отечественного экспорта и созданию преимуществ для импорта. Таким образом,
общий "рисунок" внешнеэкономической политики, проводившейся после
провозглашения независимости, объективно сводится к тому, что вначале
происходила "накачка" экономики твердой валютой за счет дешевого экспорта
сырья и металлов, а затем "насос" был включен в противоположную сторону на
возврат этой валюты на запад путем оплаты импорта и ценой дальнейшего
вытеснения отечественного производства с внешнего и внутреннего рынка.
Разумеется искусственно поддерживать завышенный курс национальной
валюты можно лишь двумя способами: заимствованием валюты для увеличения ее
предложения и искусственным ограничением спроса на нее путем создания
дефицита собственных денег. Первое достигалось кредитными инъекциями МВФ и
созданием финансовой пирамиды ОВГЗ, второе - уже знакомой "стабилизационной"
политикой, наиболее ярко проявившейся в задолженности по заработной плате и
социальным обязательствам.
Легко увидеть, что в этой "конструкции" заложен механизм неизбежного
самоуничтожения, т.к. разрастание упомянутой финансовой пирамиды при
отсутствии реального экономического роста может осуществляться только за счет
скудеющего бюджета и, следовательно, увеличения бюджетного дефицита,
покрывать который приходится новыми, еще большими внешними
заимствованиями. Естественно, что это противоречие разрешается только
финансовым крахом, который мы сегодня и ощущаем.
Масштабы этой гигантской аферы, которую все эти годы гордо именуют
"курсом реформ", на Украине оказались меньшими, чем в России в силу
относительного "отставания " первой от второй, но в главном характер ее оказался
совершенно идентичным, что не удивительно, т.к. вдохновлялась она из одного и
того же источника.

__________________________________________________
[Арнольд Семенович Гугель, доктор экономических наук]
__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
10.03.99 (Е.Гуськова; Москва)

Геополитика

УРОКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАТО НА БАЛКАНАХ

Участие НАТО в урегулировании конфликта на Балканах было связано с
необходимостью адаптации Североатлантического альянса к выполнению
расширенных функций в поддержании нового мирового порядка. При этом очевидно
стремление закрепить участие Альянса в региональных конфликтах в роли
самостоятельного фактора, подчиняющегося исключительно командованию НАТО.
ООН была использована как прикрытие, чтобы с ее помощью осуществить
поэтапное "проникновение" в структуру миротворческих сил.
Начиная с 1992 г. ряд резолюций Совета Безопасности уже давал
соответствующие полномочия НАТО, но так, чтобы это было мало заметно: чаще
всего НАТО скрывалось за словами "региональные организации или союзы". С 1992
по 1994 г. НАТО от участия военных групп "в планировании широкой оперативной
концепции осуществления мирного плана для Боснии и Герцеговины (БиГ)"
перешло к осуществлению задач военного характера в рамках мирного плана -
проведению наземной разведки и осуществлению связанных с этим мероприятий,
предоставлению своей ключевой штабной структуры для осуществления
международных операций. С января 1994 г. все планы применения силы в БиГ
разрабатывались совместными усилиями НАТО и СООНО. Далее начались
единичные атаки, а затем крупномасштабные операции НАТО против сербов.
В одном из пропагандистских фильмов, подготовленных пресс-центром
НАТО, воздушная атака против сербов откровенно называлась "первой
наступательной операцией вооруженных сил НАТО". (Никакой гуманитарной
словесной мишуры.) И далее: "Наступление сил НАТО оказалось сокрушительным.
За две недели этой кампании, получившей название "Преднамеренная сила", было
совершено более 3500 вылетов авиации НАТО, имевших своей целью разрушение
складов с боеприпасами, радиолокационных установок, хранилищ, командных
пунктов и других объектов". Вершиной участия НАТО в "миротворческих"
операциях стало принуждение к миру в Дейтоне и осуществление чисто натовской
операции в Боснии и Герцеговине.
Развертывание сил НАТО после Дейтона стало для этой организации
прекрасной пробой сил, проверкой мощи, возможностей и способностей, отработкой
не на учениях чисто военных приемов дислокации в трудных "неевропейских"
условиях. Для обеспечения начального этапа высадки только в первый месяц
авиация НАТО осуществила 1796 самолето-вылетов, было задействовано 28
десантных и иных кораблей, 280 поездов. Планы долговременного присутствия сил
НАТО в БиГ подчеркивает факт строительства в БиГ и сопредельных государствах
тыловых военных баз, модернизация аэродромов, портов.
Итогом "балканской" деятельности НАТО стало создание прецедентов,
которые меняют международное правовое поле. Были реализованы:
1. Изменение миротворческой концепции ООН.
2. Осуществление идеи НАТО возглавить систему европейской безопасности.
3. Допустимость использования НАТО в урегулировании национальных
конфликтов без одобрения СБ ООН.
4. Использование сил НАТО для угроз "неуступчивой" в переговорах стороне.
5. Ультимативное навязывание суверенному государству формы
взаимоотношений субъектов федерации под контролем сил НАТО.
...
Россия как многонациональное федеративное государство должна с
настороженностью отнестись к подобным подходам. Ибо завтра ей могут
"предложить" предоставить особый статус любой ее части, поставить под вопрос ее
территориальную целостность. Сейчас, как никогда, политические усилия НАТО,
подкрепленные его боевой мощью, будут направлены против России.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
10.03.99 (Д.Подколзин, А.Шатров; Москва)

Конспирология

"БаоБАБ" РАЗБУШЕВАЛСЯ

Такой общественной эйфории в России не было давно. Еще бы. Не считаясь с
мнением возможных оппонентов из числа лидеров стран СНГ российский президент
Борис Ельцин снял с занимаемой должности исполнительного секретаря СНГ,
последнего "недобитого" кризисом 17 августа отечественного олигарха Бориса
Березовского. На торжества по поводу "политических похорон" Бориса Абрамовича
собрались все его почитатели и злопыхатели, каждый на свой лад изрекая: "Царство
ему соответствующее". Но видимо по близорукости никто из толпы злорадствующих
и оплакивающих не заметил, что "похороны" Березовского прошли с его
непосредственным и живым участием, по сценарию и под режиссурой самого
"покойника".
В СМИ отставка Березовского была подана как неожиданная сенсация и, что
самое главное, как победа премьера Примакова над последним запустившим
глубоко во власть свои руки "олигархическим элементом". Доля истины, конечно, в
этом присутствует. Но все ли так просто?
...
"Буря равноденствия", поднявшаяся 17 августа 1998 г. значительно потрепала,
казалось бы, неприступные замки олигархов, разметала многие политические
конструкции. У правительства Примакова первоначально не было реальных
оппонентов - различные политические силы, зализывая раны, зло метали взгляды в
спину Евгению Максимовичу, не имея возможности на него наброситься. Однако
время, как известно, - лучший лекарь. Перегруппировавшись, желающие
устремились в атаку. Инструментом давления на кабинет, в первую очередь, стали
СМИ. Имя Примакова стали увязывать со скандалами, а ведь по специфике своих
прежних занятий он больше всего не любил именно скандальность. Однако
Примаков - это не "пионер" Кириенко или "газовый король" Черномырдин. Имея за
плечами опыт работы в СВР и МИДе, он не смутился нападкам, но перед многими
СМИ закрылись двери в Белый Дом. Тогда же сложился альянс "заклятых друзей" -
"младореформаторов", Б.Березовского и хозяина "Медиа-Моста" В.Гусинского. Их
не устраивал не столько сам Примаков, сколько его стиль политической
деятельности - отстраненность от политических дрязг и неангажированность. Всегда
видевшие в исполнительной власти лишь проводника своих решений, эти люди не
могли смириться с тем, что им придется играть по правилам Примакова, который
привык их устанавливать сам, и продемонстрировал свою приверженность именно
деловым качествам людей, беря в свой кабинет представителей разных
политических партий: АПР, КПРФ, ЛДПР, "Яблока". При этом Примаков лояльно
реагирует и на деятельность А.Чубайса на посту председателя РАО ЕЭС, и
Ю.Маслюков в его кабинете не является какой-либо ключевой фигурой, а всего
лишь исполнителем его воли. В таких условиях олигархи постепенно оказались
выброшенными на периферию политической жизни и их поле для маневра
существенно сузилось. Перед ними встал выбор: или играть по правилам
складывающейся системы, которая, в связи с "болезнью" Ельцина, теперь
замыкалась на Примакова, или уйти в оппозицию этой системе, по возможности
переложив всю ответственность за положение в стране на кабинет Примакова и
коммунистов.
Березовский, судя по всему, раньше многих "прочувствовал" ситуацию. Его
деятельность на посту исполнительного секретаря СНГ осложнялась тем, что
курировала этот участок "вотчина Примакова" - МИД. Березовский не мог
предпринимать какие-либо действия самостоятельно, а должен был всегда считаться
с Примаковым. И он пошел ва-банк. Его неоднократные заявления на различные
темы, тиражируемые СМИ, откровенно провоцировали ситуацию. При этом он явно
просчитывал реакцию Примакова и хорошо знал, что делал.
Но Примаков не подавая виду, что скандалы касаются его, использовал свое
излюбленное оружие - тайную дипломатию. "Рыцари плаща и кинжала" устроили
утечку о фирме Березовского "Атолл", в распоряжении которой были не только
записи прослушанных разговоров семьи президента, но и лидеров стран СНГ (о чем
мало кто знает). Информация об этой фирме находилась в распоряжении
спецведомств еще с 1997 года. Мощному прессингу со стороны ФСБ и других
силовых структур подверглись "Сибнефть" и ее дочерние структуры, а зять Ельцина,
глава "Аэрофлота" Окулов, вывел из состава правления компании двух ставленников
Березовского А.Красненкера и Л.Итскова. Как известно, "Аэрофлот" был
жемчужиной в финансовой империи Березовского. Кроме того, успешная
"обработка" семьи президента Примаковым объективно совпала с их стремлением
избавиться от Бориса Абрамовича.
...
Власть, по утверждению знатоков, сродни сильному наркотику. Попробовав
раз, трудно избавиться от этой "привычки". В силу честолюбия, амбициозности и
нежелания расставаться с большой политикой, Березовский не мог себе позволить
спокойно уйти в отставку. Помимо практических сложностей, это обозначало бы
признание им полной победы Примакова в аппаратной борьбе. Единственный выход
в данной ситуации - спровоцировать скандал и пасть жертвой коммунистического
заговора.
Березовский начал провоцировать ситуацию дальше, обвинив правительство в
пособничестве КПРФ и строительстве тоталитарного государства на
коммунистических принципах, что, конечно же, является абсурдом. Раздразнив
парламентское большинство запретом КПРФ как нацистской партии, Березовский
обозначил свое явное нежелание какого-либо конструктивного сотрудничества с
парламентариями. Это, в свою очередь, вылилось в практически единогласный
призыв Думы к лидерам стран СНГ отправить его в отставку с поста "исполсека".
Утечка информации об ультиматуме Ельцина Примакову с требованием
отправить в отставку Кулика и Маслюкова была активно растиражирована всеми
СМИ. И Березовский, в конце концов, добился своего: он был снят с поста секретаря
СНГ и дело предстало так, что он был снят под давлением КПРФ.
Чего Березовский добился в итоге. В первую очередь, он вышел в оппозицию
действующей политической системе, что значительно расширило его поле для
маневра. Он фактически переложил ответственность за происходящее в стране (хотя
был одним из ключевых творцов этого) на Примакова и коммунистов. Мощный
поток критики в адрес Березовского теперь звучит не как критика функционера, а
как демонизация противника реставрации коммунистической системы, к тому же
ставшего жертвой политических репрессий.
...
Говоря о перспективах развития ситуации, с большой долей вероятности
можно отметить, что Березовский и дальше намерен вести игру, вводя в политику
некоторый элемент хаоса. Тенденция к этому на лицо. Например, СМИ,
подконтрольные Березовскому, активно обыгрывают образы политических
организаций и политиков типа РНЕ, А.Баркашова или В.Жириновского. Березовский
все больше будет использовать элементы давления на правительство Примакова, но
не в рамках системы, а используя внесистемные элементы, типа обвинений в
реставрации тоталитаризма, потворстве фашизму и антисемитизму. Таким образом,
можно будет наблюдать дальнейшее развитие конфронтации, и не правы те, кто уже
"списал" БаоБАБа (такая кличка укоренилась за Борисом Абрамовичем среди
представителей политической "элиты").

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
09.03.99 (Соб.инф.; Москва)

В Госдуме РФ

ИЗ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ "ВОЕННЫЕ И ИНЫЕ
УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СВЯЗИ С РАСШИРЕНИЕМ НАТО",
СОСТОЯВШИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РФ 4 МАРТА 1999 ГОДА

1. 23-25 апреля 1999 года в Вашингтоне состоится 50-я встреча глав
государств и правительств стран-членов НАТО, на которой предполагается принять
в Альянс Венгрию, Польшу и Чехию, а также одобрить новую стратегическую
концепцию.
Предстоящие изменения в составе и концепции НАТО означают самую
глубокую трансформацию Альянса со времени его создания в 1949 году, отход
НАТО от ряда его основополагающих принципов, попытку разрушить всю
послевоенную систему международных отношений.
2. Трансформацию НАТО необходимо рассматривать в широком контексте
глобализации мировой экономики. НАТО превращается в инструмент силового и
политического обеспечения глобализации, в силовой каркас "нового мирового
порядка".
Планы экспансии НАТО на Восток и на Юг, а также готовящаяся новая
стратегическая концепция, имеющая ярко выраженный интервенционистский
характер, представляют угрозу для всего мира.
3. Трансформация НАТО отражает стремление США сохранить контроль над
странами Европы, ограничить их суверенитет и ущемить их экономические
интересы.
Основные силы, заинтересованные в расширении НАТО - это финансово-
спекулятивный капитал, транснациональные корпорации, базирующихся в США и
ряде стран Западной Европы, и выражающие их интересы группы политиков.
4. Намерение НАТО добиться снижения роли ООН, в частности, отказаться от
получения мандата Совета Безопасности ООН на проведение миротворческих
операций, и расширение "зоны ответственности" НАТО за пределы Европы
представляют угрозу демократии: процесс принятия решений, касающихся всего
мира, узурпируется небольшой группой политиков нескольких стран Западной
Европы и Северной Америки.
Трансформация НАТО в наступательный блок уже ведет к активизации
территориальных и этнических конфликтов в Европе и на Ближнем Востоке,
длительное время находившиеся в латентном состоянии.
5. Россия была и остается по историческим и цивилизационным причинам
основным объектом враждебности со стороны НАТО. Россия не вписывается в
нынешнюю модель глобализации на условиях Запада, обладает колоссальными
природными ресурсами, на которые претендуют страны-члены НАТО, является
главным препятствием для военно-политических планов НАТО.
С учетом того, что прямое военное столкновение с Россией приведет к
неприемлемому ущербу для стран-членов НАТО, этот блок осуществляет стратегию
непрямых действий, ведущих к ослаблению России.
Угрозы для безопасности России со стороны НАТО имеют комплексный
характер:
- концептуальные: переход НАТО от целей обороны территории стран-членов
Альянса к защите их "интересов и ценностей", что создает возможности для
широкой интерпретации этого и принципиально меняет перечень оснований для
применения силы (миру навязывается выгодное для Запада расширительное
толкование понятий "миротворчество", "международный терроризм");
- прямые и потенциальные военные угрозы: приближение военных
группировок на 700 километров, использование аэродромов новых стран-членов
Альянса для подготовки к нанесению первого удара, создание новых систем оружия,
и др.;
- политические: вмешательство стран-членов НАТО во внутренние дела
России, непрекращающиеся попытки воздействовать на формирование ее внешней и
внутренней политики, дезинтеграция России, поддержка прозападных сил,
противодействие интеграции в рамках СНГ, формирование на постсоветском
пространстве блока государств антироссийской направленности;
- информационно-пропагандистские: проникновение в средства массовой
информации России, дезинформация общественного мнения России об опасной сути
преобразований НАТО, создание негативного представления о России у мировой
общественности, в том числе, предпосылок для объявления ее "угрозой
международной безопасности";
- разведывательные: расширение агентурной сети стран-членов НАТО, в том
числе, через использование легальных структур организаций "содействия и
развития", "фондов помощи", экологических организаций и др.;
- экономические: осуществление мер, направленных на разрушение
российской экономики и вооруженных сил, создание экономической и политической
зависимости от Запада;
- научно-технические: расширение использования странами-членами НАТО
научно-технического потенциала России для создания новых систем оружия;
- гуманитарные: стимулирование культурного перерождения России,
продолжение целенаправленных попыток добиться отказа от традиционных
ценностей.
6. В условиях усиливающихся военных и иных угроз для России НАТО
осуществляет систему мер стратегической маскировки через различного рода
"совместные" механизмы типа Совместного постоянного совета (СПС) Россия -
НАТО. При этом активно используется миротворческая риторика, подтверждается
готовность к консультациям, стремление принимать во внимание российскую точку
зрения.
Однако на практике натовская сторона уклоняется от обсуждения сущностных
вопросов. Основополагающий Акт Россия - НАТО не оправдывает надежды,
которые на него возлагались российской стороной. Усиливается ползучая экспансия
НАТО не только в Восточной Европе, но и в СНГ через программу "Партнерство
ради мира". СПС Россия - НАТО используется Западом как "дымовая завеса",
позволяющая парализовать государственную волю России.


Рекомендации

Участники Парламентских слушаний пришли к выводу о необходимости
рекомендовать:

Президенту Российской Федерации
- в случае принятия на апрельской сессии НАТО в Брюсселе доктрины,
предусматривающей вооруженное вмешательство Альянса во внутренние дела
третьих стран, прекратить действие Основополагающего акта Россия - НАТО;

Федеральному Собранию Российской Федерации
- более настойчиво использовать свои конституционные возможности для
контроля за формированием и осуществлением внешней политики России,
- добиваться внесения изменений в Конституцию Российской Федерации,
которые позволяли бы парламенту играть более весомую роль в определении
внешнеполитического курса страны;

Правительству Российской Федерации
- при разработке проекта бюджета на 2000 год учесть рост внешней военной
опасности и принять необходимые меры для поддержки вооруженных сил РФ и
военно-промышленного комплекса России,
- рассмотреть вопрос о приостановке участия России в программе
"Партнерство ряди мира", включая отмену совместных учений на российской
территории и обмен делегациями, а также изучить влияние этой программы на
трансформацию военных, политических и экономических структур стран СНГ в
интересах НАТО,
- в связи с нарушением НАТО ряда принципов Основополагающего акта
Россия - НАТО (в частности, в отношении отказа от применения силы или угрозы
силой друг против друга или против любого другого государства любым образом,
противоречащим Уставу ООН), приостановить исполнение положений Акта,
несущих угрозу национальным интересам Российской Федерации,
- изучить состояние дел в области охраны государственной и коммерческой
тайны и закрыть каналы утечки секретной информации, в том числе и через каналы
коммерческой деятельности в области конверсии и технологий двойного
назначения,
- приостановить действие пунктов Основополагающего акта,
легитимизирующих военный и промышленный шпионаж, вывоз технологий
двойного назначения: возможное сотрудничество в области тактической ПРО,
укрепление региональной безопасности воздушного движения... и обмен
информацией, касающейся противовоздушной обороны..., конверсию оборонной
промышленности, развитие сотрудничества в области вооружений через участие
России в работе Конференции национальных директоров по вооружениям НАТО,
- уведомить правительство Польши о недопустимости вмешательства во
внутренние дела Республики Беларусь путем поддержки нелегитимных
политических структур, что является недружественными действиями по отношению
к России, связанной с Белоруссией союзным договором,
- для укрепления экономической безопасности РФ, находящейся в
конъюнктурной зависимости от товарных поставок из стран НАТО и стран, тесно
сотрудничающих с НАТО, рассмотреть вопрос о переориентации ряда импортных
поставок на государства, не претендующие на вступление в НАТО;

Министерству иностранных дел Российской Федерации
- внести в Совет Безопасности ООН вопрос о новой стратегической концепции
НАТО и ее соответствии Уставу ООН и другим действующим международным
правовым документам,
- внести вопрос об отношениях между ООН и НАТО в повестку дня
Генеральной Ассамблеи ООН,
- добиваться повышения роли Организации по безопасности и сотрудничеству
в Европе в обеспечении мира и стабильности в Европе,
- поставить в Совете Безопасности ООН вопрос о придании международному
воинскому контингенту в Боснии статуса миротворческих сил ООН и настаивать на
исключительном праве ООН на миротворческую деятельность за пределами
межгосударственных блоков и союзов,
- активизировать взаимодействие по проблеме расширения НАТО и изменения
его стратегической концепции: со странами СНГ, со странами Восточной Европы, со
странами "третьего" мира и их международными организациями, с
западноевропейской общественностью,
- расширить отношения с национально-освободительными движениями, в
частности, с Фронтом национального освобождения Курдистана,
- привлечь к изучению вопроса об опасных последствиях расширения НАТО и
изменения его стратегической концепции такие международные институты, как
Международный суд в Гааге,
- организовать сбор и обобщение материалов о преступлениях против мира и
человечности, включая грубые нарушения Устава ООН, со стороны стран-членов
НАТО,
- внести предложения о создании специального трибунала Международного
суда для рассмотрения конкретных нарушений Устава ООН странами - членами
НАТО (на основании ст. 26 и 36 Статута Международного суда),
- подготовить меморандум с анализом положений новой стратегической
концепции НАТО общепринятым принципам и нормам международного права,
- рассмотреть вопрос о функционировании двух информационно-
пропагандистских подразделений НАТО в России: Московского бюро НАТО по
вопросам информации и прессы (ИАТИП) и Центра документации НАТО по
вопросам европейской безопасности (ЦДИ), наносящих ущерб России путем
проведения специальных пропагандистских операций и нарушающих положение
Акта об учреждении в Москве "центра документации или информационного бюро
НАТО",
- дать оценку фактам недопустимого вмешательства стран - членов НАТО во
внутренние дела России,
- определить целесообразность трансляции программ радиостанций стран-
членов НАТО на частотах российских радиостанций;

Президиуму РАН
- рассмотреть целесообразность совмещения должности заместителя
директора Института научной информации по общественным наукам с должностью
директора Центра документации НАТО по вопросам европейской безопасности,
- обсудить последствия для национальной безопасности сотрудничества
учреждений РАН с учреждениями НАТО, в том числе с Научным комитетом НАТО,
в функции которых входит осуществление разведывательной деятельности;

Комиссии Государственной Думы по коррупции
- изучить практику осуществления в России международных проектов по
сотрудничеству и технической помощи в осуществлении рыночных преобразований
(программы МВФ, ТАСИС, Партнерство ради мира и др.) в связи с наличием в них
элементов коррупционной деятельности (выплата денежных вознаграждений
государственным служащим, организация зарубежных поездок российских
должностных лиц за счет принимающей стороны, финансирование
законотворческой деятельности зарубежными фондами и организациями и др.);

Правительству и Генеральному Прокурору РФ
- активизировать международное сотрудничество в области борьбы с
коррупцией в рамках Совета Европы, а также добиваться принятия Соглашения об
учреждении "Межгосударственной группы по борьбе с коррупцией "ГРЕК" и
Уголовно-правовой конвенции о коррупции,
- изучить вопрос об использовании странами-членами НАТО коррупционных
технологий для воздействия на процесс принятия решений в области обороны и
безопасности.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
09.03.99 (Соб.инф.; Москва)

В Госдуме РФ

ИЗ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО СЛОВА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИССИИ "Анти-НАТО",
ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ
С.Н.БАБУРИНА НА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ "ВОЕННЫЕ И ИНЫЕ
УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СВЯЗИ С РАСШИРЕНИЕМ НАТО" (4
МАРТА 1999 ГОДА)

Расширение НАТО и изменение его стратегической концепции представляет
все возрастающую угрозу для безопасности России. Вызывает серьезное сомнение
эффективность Основополагающего акта Россия - НАТО и механизмов, созданных в
рамках этого Акта. Этот Акт является "дымовой завесой", призванной замаскировать
реальные цели Альянса. Еще большее сомнение вызывает реальная направленность
программы "Партнерство ради мира", которая по сути дела превратилась в основной
инструмент экспансии военной структуры НАТО.
Экспансия НАТО и расширение зоны его ответственности за пределы Европы
представляют угрозу для подавляющего большинства стран мира. НАТО начало
ломку послевоенной системы международных отношений. Уже обсуждается
возможность применения ядерного оружия в ответ на применение неядерного
оружия массового поражения или угрозу его применения.
В мире растет понимание того, что расширение НАТО - это проблема не
только России, но и всего человечества. Растет число наших потенциальных
партнеров в деле предотвращения экспансии НАТО.
...
Исполнительная власть России не сумела использовать имевшиеся
возможности для того, чтобы предотвратить неблагоприятное для России развитие
международной обстановки.
Это совершенно неизбежно ставит на повестку дня вопрос об усилении
воздействия представительной власти на формирование и осуществление внешней
политики. Это отвечает общепризнанным международным нормам. Нужна иная
система и в ходе неизбежного изменения Конституции преобразованию
внешнеполитических механизмов будет уделено особое внимание.
...
Комиссия "Анти-НАТО" не только не завершает свою работу, но и намерена
значительно активизировать ее. Накоплен немалый опыт. Есть представление о том,
что и как нужно делать дальше. Больше всего радует то, что у нас появился актив -
значительная группа людей, которым дороги национальные интересы нашей страны
и которые готовы бороться за эти интересы.
...
Позвольте посочувствовать присутствующим здесь представителям стран-
членов НАТО и кандидатов на вступление в НАТО. Сейчас Альянс втягивается в две
горячие войны и одну холодную. А еще через месяц НАТО вступит в самую
безнадежную из всех войн - войну за сохранение еще не достигнутого мирового
господства. Скоро за честь состоять в военном клубе Запада придется платить и
платить много.
Напоследок хотелось бы напомнить присутствующим, что чуть меньше
двухсот лет назад некий уроженец Корсики стоял на кремлевской стене как раз в
трехстах метрах от этого зала и считал себя властелином мира. Эта иллюзия
продлилась целый месяц.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
09.03.99 (Соб.инф.; Москва)

В партиях и движениях

ИЗ ПРОТЕСТА СОЮЗА ПРАВОСЛАВНЫХ ГРАЖДАН РОССИИ ПО ПОВОДУ
АНТИХРИСТИАНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Союз православных граждан выражает категорический протест Министерству
общего и профессионального образования в связи с введением в школьную
программу предметов "Валеология", "Изменения" и "Основы безопасности жизни".
Во введении этих предметов отсутствует всякая необходимость. Они являются
разновидностью т.н. "секс-просвещения", и их введение лишает родителей
гарантированного конституцией права на воспитание детей в соответствии с их
религиозными взглядами и национальными традициями.
Новые предметы вводятся безо всякой огласки и обсуждения с родителями и
педагогами, в ущерб остальным, базовым предметам: математике, русскому языку и
др. Качество программ вызывает возражения у специалистов и представителей
Русской Православной Церкви.
Особо цинично по отношению к православным верующим то, что между
Московской Патриархией и Министерством образования существует договор о
сотрудничестве, а фактически своими действиями Министерство образования ведет
войну против Русской Православной Церкви и христианской духовности...

Секретарь-координатор СПГ В.В.Лебедев

∙ Рубрика ∙  Вверх