Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru http://slavmir.msk.ru
телефон/факс: (095) 232 95 97, 131 42 59

Информационный сборник
25.06.99 - 21.06.99

При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации N 03127 от 07.08.95 г.
__________________________________________________

Балканский кризис
ЖЕРТВЫ ОШИБОЧНОЙ ПОЛИТИКИ

Международное право
НАТО ПОД СУД - 2

СМИ
"ХАРТИЯ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАТЕЛЕЙ" В СВЕТЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Балканский кризис
ПОСЛЕ ЦУСИМЫ

В Госдуме РФ
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Балканский кризис
МИГи "ВОСКРЕСЛИ"

Геоэкономика
НУ, ВОЩЕ!

Геополитика
ТРУБА ЗОВЕТ

Литература
Н.В.УСТРЯЛОВ, "ИТАЛЬЯНСКИЙ ФАШИЗМ"

Балканский кризис
ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ - 20

Геополитика
ГРЕЗЫ О ВОСЬМЕРКЕ

Конспирология
ЧЕРНОМЫРДИН ВОЗВРАЩАЕТСЯ В СВОЕ ОТЕЧЕСТВО

Балканский кризис
ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ - 19

Балканский кризис
СИТУАЦИЯ В КОСОВО

Балканский кризис
НЕ МИР, НО СМЕРТЬ

Международное право
НАТО ПОД СУД
__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
25.06.99 (А.Маркович, М.Токуров; Белград - Москва)

Балканский кризис

ЖЕРТВЫ ОШИБОЧНОЙ ПОЛИТИКИ

Желание захватить геостратегическую зону Косова и Метохии в
действительности не принесло никакой защиты прав человека, создав им лишь
угрозу на этой территории, - вызвав "ливанизацию", а не демократизацию этого
региона Старой Сербии.
KFOR (до настоящего времени 20000 солдат) не контролирует территорию,
заявленную в качестве своего протектората, и вынужден заключить соглашение с
албанскими экстремистами (т.н. АОК), столкнувшись уже в начальной фазе с
противоречием: политический интерес США в этом регионе Европы
противоположен интересам Европы; первых интересует территория как таковая,
вторых - контролируемая территория.
Неспособность KFORа соответствовать поставленным задачам очевидна. Он
вынужден расширять свою деятельность и влияние настолько, насколько это ему
позволяют террористические и экстремистские албанские силы.
Уверенность и безопасность, прежде всего сербам, KFOR не в состоянии
гарантировать. Доказательство тому - ежедневные убийства и похищения: в Косово
и Метохии (только по официальным данным) каждый день убивают до 10 сербов, а
от 15 до 30 - похищают.
Нынешняя миссия ООН - не оправдание за учиненную НАТО агрессию.
Подтверждением этому служит и то, что своими бомбардировками НАТО не
остановило, а наоборот, вызвало гуманитарную катастрофу, и то, что, как
подтвердил замсекретаря ООН Серен Петерсен: "число албанских беженцев
значительно меньше того, которым НАТО оправдывало бомбардировки Сербии".
...
В роль жертвы ошибочной политики попал и режим в Белграде, пытающийся
масштабное политическое поражение и национальную катастрофу представить, как
победу.
Суверенитет СР Югославии под угрозой (граница с Македонией и Албанией
полностью открыта), а армии, которая 78 дней стойко сражалась с превосходящим
силами врага, не была предоставлена возможность одновременно вместе с
принудительным выводом вывести с собой и ту часть сербского населения, которой
угрожает албанский террор.
Нынешний исход 60000 сербов на территорию центральной Сербии режим
пытается остановить ультимативным возвращением беженцев в Косово и Метохию.
Зампред правительства Милован Боич заявил 19 июня сербам, что они в течение 48
часов должны вернуться к своим очагам ("ваши дома, ваше имущество останутся
вашими только, если немедленно к ним вернетесь"), поскольку для этого создались
условия, т.е. международные силы безопасности "обещали безопасность".
21 июня в 12 часов часть сербских беженцев, пришедших в Белград, пыталась
протестовать перед Союзной Скупщиной против ужасных последствий долголетней
антинациональной политики, но была разогнала полицией.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
25.06.99 (В.Орлов; Москва)

Международное право

НАТО ПОД СУД - 2

Материалы о военных преступлениях НАТО переданы в международный трибунал
в Гааге

Представители юстиции из Великобритании, Греции, Канады, Норвегии и
США встретились 9 июня 1999 г. с главным обвинителем Международного
уголовного трибунала по бывшей Югославии Луизой Арбур и старшими
советниками этой организации в Гааге. Беседа продолжалась два с половиной часа.
Юристы представили собранные ими свидетельства военных преступлений НАТО в
ходе бомбежек Югославии.
Арбур подтвердила, что под юрисдикцию трибунала подпадают все
преступления, совершенные любым лидером НАТО, и поблагодарив за
представленные материалы, сказала, что они помогут трибуналу выполнить свой
долг. Арбур отказалась высказаться по сути обвинений в адрес НАТО, находящихся
на рассмотрении трибунала, сославшись при этом на правило, в соответствии с
которым запрещается обсуждать заведенные дела до тех пор, пока по ним не будет
подготовлено окончательное заключение.
Юристы обвинили лидеров НАТО в грубых нарушениях международного
уголовного законодательства, приведших к человеческим жертвам, ранениям, а
также нанесению материального ущерба. Они особо подчеркнули, что множество
материалов свидетельствует о личной виновности лидеров стран-участниц НАТО и
пообещали представлять в подтверждение выдвинутых обвинений дополнительные
данные по мере их поступления.
Обращение в трибунал подписали: Glen Rangwala (Великобритания),
Alexandros Lykourezos (Греция), профессор Michael Mandel (Канада), Andreavik
(Норвегия) и Alejandro Teitelbaum (Американская ассоциация юристов). "В ходе
беседы мы заявили, что на карту поставлено доверие к трибуналу", - отметил
Michael Mandel: "Перед этим органом юстиции открывается историческая
возможность доказать беспристрастность международной юстиции. Если
предъявить обвинение лидерам НАТО не удастся, сильно пострадает прежде всего
международное право".

Комитет по подготовке обвинительного акта для международного трибунала по
военным преступлениям

Международный центр действий (International Action Center) объявил о начале
подготовки официального обвинительного акта для Международного трибунала по
военным преступлениям и обратился ко всем, кто может помочь в этом, с призывом
принять участие в процессе.
Первые слушания по настоящему обвинению намечены на 31 июля. Они
состоятся в Дубински-Холл технологического института Fashion г.Нью-Йорка. В
настоящее время бывший генеральный прокурор США готовит обвинение,
содержащее несколько десятков пунктов, против Уильяма Дж. Клинтона, Мадлен
Олбрайт, Уильяма Коэна, нескольких генералов США и стран НАТО, а также
других лиц, которые будут названы в качестве обвиняемых в военных
преступлениях против Югославии.
В основу готовящегося документа положены обвинения в преступлениях
против мира, против человечества, а также в военных преступлениях. Сюда будет
также включен анализ законов, действующих в отношении вооруженных
конфликтов, положения гаагских и женевских конвенций, нюрнбергской хартии,
хартии ООН, Декларации прав человека.
В настоящее время проводится юридическое расследование по следующим
категориям:
1. Преднамеренные действия по расчленению Югославии и завоеванию
военного господства на Балканах.
2. Действия, направленные на разрушение экономики и военного потенциала
Югославии.
3. Разрушение ключевых объектов на всей территории Югославии.
4. Целенаправленное уничтожение или разрушение объектов, жизненно
необходимых гражданскому населению: больниц, электростанций, жилых массивов,
мостов, водоочистных сооружений и других структур.
5. Нанесение ущерба культурным объектам, включая исторические памятники
и религиозные святыни.
6. Бесприцельные бомбардировки территории Югославии.
7. Свидетельские показания об использовании запрещенных видов оружия,
вызывающих массовое поражение (в том числе, кассетных бомб и обедненного
урана), а также неоправданные убийства и ранения персонала военных и
гражданских объектов.
8. Нанесение ударов по югославским объектам, где хранились опасные
вещества.
9. Проверка фактов нарушения юридических норм и действий в обход хартии
ООН при развязывании войны против народа Югославии с целью демонстрации
мощи США и других стран Запада.
10. Расследование фактов использования Соединенными Штатами Америки
союза НАТО с целью обеспечения долгосрочных стратегических планов США по
доминированию над Россией и другими бывшими республиками СССР, странами
Восточной Европы и Южной Азии в экономической и политической сферах, а
также снижения оборонительного потенциала данного региона, который мог бы
воспрепятствовать империалистическим устремлениям США.
11. Ограничение конституционной власти конгресса с целью
противозаконного ведения войны, а также совершение преступлений против мира,
человечества, военных и других тяжких преступлений.
12. Разрушение окружающей среды.
13. Искусственное увеличение числа беженцев в результате бомбежек.
14. Расследование систематически проводимой политики разжигания
братоубийственных акций, финансирование и вооружение военных отрядов Армии
освобождения Косово.
15. Разделение Косово на 5 "зон управления", как средство выполнения
политики "разделяй и властвуй" по отношению к Балканам, Восточной Европе,
России и другим бывшим республикам СССР, а также к Южной Азии.
16. Лишение югославского народа жизненно важных медикаментов, питьевой
воды, продовольствия и предметов первой необходимости.
17. Систематическое манипулирование прессой и средствами массовой
информации, тотальный контроль за освещением событий и наложение жестких
ограничений на передаваемую информацию, проводимые с целью получения
общественной поддержки военных и политических целей.
18. Причины, по которым США и НАТО стремятся обеспечить постоянное
военное присутствие на Балканах: получение контроля за минеральными ресурсами
и достижение геополитического доминирования в этом регионе.
19. Изучение контрактов на послевоенное восстановление Югославии, их
роли в экономике США и других стран НАТО.
20. Распространение неподтвержденных слухов, ложных сообщений, а также
намеренное представление общественных деятелей в невыгодном свете с целью
получения общественной поддержки.
21. Анализ соглашений Рамбуйе.
22. Заговор Клинтона, конгресса и Пентагона по использованию войны в
Югославии для поворота страны в сторону милитаризма, включая значительное
повышение военного бюджета, что не только повышает опасность возникновения
новых войн, но и провоцирует преступное снижение расходов на социальные
программы, призванные помогать малоимущим США.
23. Попытки США и НАТО уничтожить президента Югославии Слободана
Милошевича и других руководителей страны с помощью воздушных и ракетных
ударов.

О трибунале по военным преступлениям

Международный центр действий намерен организовать общественный
трибунал по войне в Югославии. Очень важно создать международный форум,
который продемонстрировал бы всю ответственность США и НАТО за этот
преступный акт.
Комиссия по подготовке обвинения, занимающаяся расследованием действий
США и НАТО в ходе войны против Югославии, намерена объединить усилия
организаций и активистов из многих стран мира. Необходимо наладить сбор
свидетельств по всей планете, привлечь к этому делу многих людей. В документ
будут включены свидетельства очевидцев, экспертные заключения врачей, ученых и
юристов. Будут изучены публичные заявления лидеров стран НАТО, в которых они
объясняли причины этой войны. Будет тщательнейшим образом проверен и
проанализирован текст соглашений Рамбуйе, послуживших поводом для
развязывания войны. Особое внимание будет обращено на то, кто получит военные
контракты и контроль за ресурсами региона. Международная комиссия изучит
освещение войны в газетах, журналах и других периодических изданиях, сводках
новостей на телевидении и в радиовещании, другие опубликованные материалы.
Обвинительный акт будет подготовлен бывшим генеральным прокурором
США Рэмси Кларком. Он будет основан на международном законодательстве,
положениях международных конвенций, подписанных странами НАТО, а также на
статьях хартии ООН. Работу над актом планируется завершить в конце июля.
Обнародование обвинительного акта и представление начальных свидетельств
состоится в г.Нью-Йорке 31 июля.
Вслед за этим будут проведены публичные слушания по поводу первичных
свидетельств и других собранных материалов. Эти мероприятия будут
организованы местными активистами в различных городах США и, возможно,
стран НАТО.
Ожидается, что подобные слушания с представлением доказательств пройдут
и в других странах, народ которых опасается возникновение нового
международного жандарма в лице НАТО. Присвоив себе право вмешиваться во
внутренние дела малой страны, ведущие в военном и экономическом плане
державы создали опасный прецедент.
После нескольких месяцев слушаний комиссия по подготовке обвинительного
акта соберет заключительный трибунал по военным преступлениям. К участию в
нем будут приглашены всемирно известные юристы, борцы за права человека,
руководители профсоюзов, лидеры групп борьбы за гражданские права,
представительницы женских организаций, члены парламентов, другие
высококвалифицированные специалисты, которые обеспечат вынесение
авторитетного общественного вердикта.
Что касается Международного трибунала по военным преступлениям в
бывшей Югославии, то его следует рассматривать как еще одно политическое
орудие США, использующее для прикрытия Совет Безопасности ООН. Само
существование данного органа является нарушением хартии ООН и вступает в
противоречие с суверенитетом наций. Это учреждение было создано в 1993 году
для оправдания интервенции Запада на Балканах и не может идти ни в какое
сравнение с Международным судом в Гааге, действующим вот уже 50 лет.
В прошлом году в Риме американское правительство блокировало
международные усилия по созданию действительно независимого международного
трибунала по военным преступлениям. Вашингтон противится любым попыткам
организовать какой бы то ни было международный механизм, способный обвинить
в военных преступлениях чиновников США.
Единственный способ предъявить обвинение за войну против Югославии -
обеспечить широкую поддержку этой акции со стороны простых граждан разных
стран. Такие действия, проведенные в международном масштабе, помогут научить
людей, как воспрепятствовать развязыванию новой войны, которая уже готовится.

Всех, кто может представить дополнительные материалы, свидетельские
показания или дать какие-либо ссылки по проводимому расследованию, просят
связаться с Международным центром действий.
По всем вопросам и за дополнительной информацией по проведению
расследования можно обращаться в Международный центр действий:
Сара Слоан
Сара Флаундерс
Брайан Бекер
телефон: (212) 633-6646,
факс: (212) 633-2889,
e-mail: iacenter@iacenter.org
Укажите свое имя, номер телефона и адрес электронной почты на тот случай,
если нам потребуется связаться с вами.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
25.06.99 (Л.Ефимова; Москва)

СМИ

"ХАРТИЯ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАТЕЛЕЙ" В СВЕТЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

В последних числах апреля руководители ведущих телерадиокомпаний
подписали "Хартию телерадиовещателей".
Как известно, наиболее материально обеспеченные журналисты России
выступают против любого правового регулирования содержания телерадиовещания.
"Это цензура", - почти в один голос утверждали руководители крупнейших
российских телерадиокомпаний после принятия Федеральным Собранием
Федерального закона "О Высшем совете по защите нравственности телевизионного
вещания и радиовещания в Российской Федерации", обещая своими силами
обеспечить "саморегулирование вещания".
Несмотря на заявленные намерения, Хартия не содержит, например,
положений, определяющих обязанности телерадиовещателей по защите
несовершеннолетних.
...
Следует отметить, что защита здоровья и нравственности детей и подростков
является существенным элементом систем правового регулирования вещания стран
Европы и США. Анализ законодательства многих стран Запада показывает, что
общественность и политическая элита в этих странах твердо убеждены в
необходимости принятия и реализации соответствующих законодательных актов.
Политика семейного вещания Великобритании требует, чтобы на Би-Би-Си и
ведущих частных каналах в 21 час устанавливался "водораздел" в вечернем
телевещании. До его наступления не показывается ничего, что не подходило бы для
детей. Например, до наступления "водораздела" в эфир не должны выходить
телепередачи, включающие эпизоды с демонстрацией половых отношений. Чем
раньше размещается передача в сетке программ, тем больше она должна учитывать
возможность ее просмотра детьми в отсутствие родителей.
Что касается частного вещания в Великобритании, то британский закон о
вещании 1990 года требует от ITC (Комиссии по лицензированию и контролю над
независимым частным вещанием) делать все возможное для того, чтобы "ничто не
включалось в программы, что оказалось бы оскорбительным для хорошего вкуса,
или благопристойности, или могло потворствовать либо побуждать к совершению
преступления, или приводить к беспорядку, или оскорблять чувства публики".
Программный Кодекс ITC содержит детальные правила, устанавливаемые в
качестве условий использования лицензии на наземное, кабельное и спутниковое
вещание. Политика ITC состоит в том, что лучше переборщить с осторожностью и
советует: "Если сомневаешься, исключи."
Директива Высшего аудиовизуального совета Франции, изданная в мае 1989
года, обязывает вещателей (как общественных, так и частных) воздерживаться от
показа эротических и жестоких программ (включая фильмы) до 22 часов 30 минут и
передачи рекламы таких фильмов до 20 часов 30 минут.
Основной закон Федеративной Германии разрешает принимать законы,
которые бы ограничивали свободу слова в интересах защиты молодежи.
В США защита детей от просмотра порнографии (эротики) или участия в ее
производстве является предметом особого внимания как судов, так и законодателей.
Верховный Суд США принял решение о том, что Первая поправка к Конституции
США, устанавливающая принцип свободы слова, не распространяется на права
несовершеннолетних.
Международное право тоже придает большое значение защите
нравственности и здоровья детей и подростков. Директива Европейского
Сообщества 1988 года предоставляет возможность приостанавливать ретрансляцию
программ, поступающих из другого государства - члена Сообщества. Эта
возможность связана с тем случаем, когда имеет место очевидное нарушение
передающим государством своих обязательств по обеспечению того, чтобы
программы, содержащие насилие и порнографию, не нанесли ущерб развитию
несовершеннолетних.
...
Выступая против принятия в России серьезного законодательства о вещании,
руководители телерадиокомпаний даже в "Хартию" - необязательный для
исполнения, декларативный документ - не включили проблему, которой
международным правом и национальными системами правового регулирования
ведущих стран мира придается едва ли не ведущее значение. В то же время
подписанты не забыли защитить интересы сексуальных меньшинств в заявлении о
"неразглашении информации о сексуальной ориентации".
Обещая скрывать сведения о сексуальной ориентации, и, одновременно, не
включая в "Хартию" обязательную для всего остального мира защиту
нравственности и здоровья детей и подростков, руководители СМИ создают
условия для ничем неограничиваемого развращения несовершеннолетних
посредством телевидения. Известно, например, что обязательство ограничения
публичного распространения "жесткой эротики и порнографии" исчезло из текста
"Хартии" на стадии ее подготовки.
Ущербность "Хартии" еще раз свидетельствует о необходимости утверждения
на законодательном уровне требований к вещательным компаниям, обязывающих к
осуществлению защиты интересов государства, здоровья и нравственности
подрастающего поколения.
Принятие законодательных актов, аналогичных действующим в большинстве
стран мира, не будет противоречить Конституции Российской Федерации и
общепризнанным международным правовым нормам, в том числе вступившей 5 мая
1998 года в силу на территории Российской Федерации "Конвенции о защите прав
человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года", статья 10 часть 2 которой
допускает законодательное введение ограничений на деятельность вещательных
организаций в целях защиты здоровья и нравственности населения.

__________________________________________________
[Л.Ефимова, юрист, советник Российской Федерации I класса]
__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
24.06.99 (А.Орлов; Москва)

Балканский кризис

ПОСЛЕ ЦУСИМЫ

23 июня, когда стало уже известно о том, что российский экспедиционный
корпус будет размазан по НАТОвским секторам оккупации, а знаменитый
аэродром, единственный стоящий ключевой объект, достойный переговоров,
подарен НATO на блюдечке с НДРовской каемочкой, прошло закрытое заседание
Госдумы по Югославии.
После заседания в кулуарах 9 и 10 этажей (комитеты по обороне и
безопасности), где сосредоточено наибольшее количество генералов, прозвучали
две фразы, достойные древней Спарты.
Фраза первая: "Эти раз... Черномырдин с Ивановым продали нас, как девок,
для стирки НАТОвских портянок".
Фраза вторая: "За каждую каплю кремлевских соплей Армия платит реками
русской крови".

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
24.06.99 (А.Новиков; Москва)

В Госдуме РФ

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

(По материалам аналитического вестника Аналитического управления аппарата
Государственной Думы РФ)

Денежные доходы населения

Затяжной экономический кризис 90-х годов обусловил резкое расслоение
общества по уровню материального достатка. К тому же, значительно уменьшилась
роль государства в регулировании доходов населения. В результате, соотношение
доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения, составлявшего в 1991
году 4,5 раза, увеличилось в 1998 году до 13,4 раза. Причем на долю 10% наиболее
обеспеченных приходилось около 33% всего объема доходов населения, а на долю
10% низкодоходных групп населения всего 2,4%. В первом квартале 1999 года уже
40,7% доходов приходилось на долю богатых и 2,7% - на долю бедных.
В условиях концентрации почти половины всего объема доходов у 20%
населения возникла проблема гарантированности остальному большинству
населения определенного минимального уровня потребления. Так, если в 1998 году
среднедушевой доход всего населения составлял 970 рублей в среднем за месяц, то
у 80% населения этот доход был равен 678 рублям (величина прожиточного
минимума в 1998 году составила 493 рублей в месяц).
В условиях резкого, почти двукратного повышения цен на основные
потребительские товары в четвертом квартале 1998 года, покупательная
способность денежных доходов населения, и прежде всего заработной платы и
пенсий к концу 1998 уменьшилась вдвое практически по всем видам товаров и
услуг. В первом квартале 1999 года покупательная способность доходов населения
еще снизилась по всем продовольственным и непродовольственным товарам кроме
хлеба, водки и бензина.
Начиная с августа 1998 года начали происходить серьезные изменения в
структуре использования денежных доходов населения. Практически весь объем
текущих денежных доходов население расходовало на покупку и оплату товаров и
услуг. Так, в сентябре 1998 года население израсходовало на эти цели 94,5%, в
ноябре 1998 года - 84,2% (в 1997 году эти показатели составляли соответственно
72,2% и 74,7%). Рост расходов на покупку и оплату услуг происходил на фоне
беспрецедентного снижения сбережений населения (в августе - на 10,6%, в сентябре
- на 7,4%). Резкое уменьшение свободных денежных средств у населения привело к
существенному снижению доли расходов на покупку иностранной валюты - с 22-
23% в IV квартале 1997 года до 8-10% в IV квартале 1998 года.
Изменение ситуации в доходах крайне негативно отразилось на
благосостоянии рядового россиянина.

Заработная плата

В связи с повышением курса доллара размер среднемесячной заработной
платы, исчисленный в долларах США, упал со 150-180 до 60-70 в конце 1998 года, а
в настоящее время - до 50 долларов США или в 3 раза.
Уровень заработной платы в России является самым низким среди всех
экономически развитых стран мира. Однако при том, что наблюдается отставание
от этих стран по уровню производительности труда, статистика свидетельствует: на
один доллар заработной платы российский рабочий производит в три раза больше
продукции, чем специалист той же квалификации в США.
Из-за неблагоприятной ситуации в финансовой сфере, напряженного
положения с формированием бюджета, постоянного роста задолженности
предприятий по обязательствам перед бюджетами всех уровней и по заработной
плате работникам, в течение 1998 года повышение минимального размера оплаты
труда, установленного еще в январе 1997 года в размере 83,49 руб.,
Государственной Думой не проводилось. В настоящее время минимальный размер
оплаты труда составляет всего 10% величины прожиточного минимума населения.
Правительством Российской Федерации в течение 1996-1998 гг. не была
увеличена ставка первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда
работников бюджетной сферы, последняя индексация которой проводилась в
сентябре 1995 года. По данным Минтруда России, величины тарифных ставок и
окладов всех 18 разрядов Единой тарифной сетки (в соответствии с которыми
производится оплата труда свыше 90% работников, занятых в бюджетной сфере)
оказались ниже величины прожиточного минимума. Повышение с 1 апреля 1999
года ставки 1 разряда ETC до 110 рублей в соответствии с Федеральным законом
"Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" и
ставок со 2 по 18 разряд на 50% не исправило положения, так как это повышение не
компенсировало потерь августовского кризиса, а средняя заработная плата в
бюджетной сфере все равно осталась ниже прожиточного минимума. Кроме того,
ставка 1 разряда была увеличена всего на 22%, поэтому ущемленными оказались
именно самые малообеспеченные.
При таких соотношениях минимальная заработная плата не может обеспечить
не только простое воспроизводство рабочей силы, но и биологическое выживание
человека. В качестве социальной нормы она утратила свой социально-
экономический смысл и может рассматриваться лишь как некая расчетная величина
для уровня социальных выплат, налогов, пошлин, штрафов и т.д.
Вместе с тем, минимальная заработная плата оказывает большое влияние на
уровень жизни низкодоходных слоев населения, особенно в России, где к ней
"привязаны" различные социальные льготы и пособия. Более того, опыт ряда
бывших социалистических стран показывает, что введение минимальной
заработной платы на уровне прожиточного минимума сопровождается постоянным
снижением масштабов бедности и, вопреки опасениям некоторых экономистов, не
вызывает ни инфляции, ни роста безработицы.
Наиболее острой проблемой в сфере оплаты труда остается несвоевременная
выплата заработной платы.
За 1998 год задолженность по заработной плате увеличилась в 1,46 раза - с 53
млрд. рублей по состоянию на 1 января 1998 г. до 77 млрд. рублей в начале 1999
года, в том числе в производственной сфере - в 1,2 раза, в отраслях социальной
сферы - в 3 раза. В течение первого квартала 1999 г. удалось снизить задолженность
до 67,6 млрд. рублей.
Около 49% общего объема просроченной задолженности по заработной плате
из федерального бюджета приходится на г.Москву, Московскую область и г.Санкт-
Петербург.
Основными причинами проблемы невыплаты заработной платы являются
плохое финансовое состояние большинства предприятий и отраслей экономики и
связанные с этим хронические неплатежи потребителей за полученную продукцию
и услуги, острая нехватка оборотных средств, применение бартерных сделок,
несвоевременное бюджетное финансирование. К концу 1998 года число убыточных
предприятий в промышленности достигло 50% от общего числа предприятии, на
транспорте - 57%, в строительстве - 42%, в жилищно-коммунальном хозяйстве -
61%.
Серьезными причинами невыплаты заработной платы, помимо
общеэкономических, являются наличие большого количества посредников в
реализации готовой продукции предприятий, недобросовестность работодателей в
выполнении обязательств перед работниками, нарушения законодательства об
оплате труда, а также нецелевое расходование бюджетных средств.
Во многих случаях неплатежеспособность предприятий, в том числе по
заработной плате, связана с крайне неудовлетворительным и неумелым
руководством производственной и финансово-хозяйственной деятельностью со
стороны администрации этих предприятий. Для некоторых руководителей
предприятий неплатежи являются формой решения финансовых проблем за счет
государства или собственных работников, поскольку реальная экономическая,
дисциплинарная и административная ответственность за такие действия ничтожно
мала по сравнению с получаемой выгодой.

Пенсии

Пенсионный фонд Российской Федерации испытывает трудности из-за
постоянного невыполнения плановых показателей по сбору страховых пенсионных
взносов в условиях растущей неплатежеспособности предприятий. Дефицит средств
на финансирование пенсий составил на 1 октября 1998 года 30,6 млрд. рублей.
В течение 1998 года рост задолженности по выплате пенсий отмечался во всех
дотационных регионах. Из 38 млн. человек 33 млн. человек (86%) не получили
пенсии в срок. Среднее количество дней задержки выплаты пенсий в среднем по
Российской Федерации составляло 58 дней. На 1 октября 1998 года свыше 90 дней
задержки по выплате пенсий имели Брянская, Воронежская, Ивановская,
Кемеровская, Курганская, Курская, Оренбургская, Пензенская, Тамбовская,
Ульяновская области, республики Дагестан, Кабардино-Балкарская, Марий Эл,
Мордовия, Тыва, Алтайский край.
После августа 1998 года вопрос о своевременной выплате пенсий приобрел
особую остроту. Задолженность по выплате пенсий в сумме, образовавшейся на 1
октября 1998 года, сохранялась вплоть до декабря прошедшего года. В декабре 1998
г. объем задолженности удалось снизить с 30,3 до 26,7 млрд. рублей. По состоянию
на 1 марта 1999 года задолженность еще снизилась и составила 24,5 млрд. рублей.
В марте 1999 г. номинальный средний размер назначенных пенсий (с учетом
компенсационных выплат) составил меньше 50% от величины прожиточного
минимума.

Социальные выплаты и льготы

В настоящее время, как и в прежние годы, ведущее место среди социальных
выплат занимают пособия, выплачиваемые для поддержки семей с детьми.
В течение ряда лет их размеры не индексировались. Поэтому реальное
содержание этих пособий в связи с ростом потребительских цен заметно снизилось.
Если в конце 1997 года средний размер пособия на ребенка составлял 14,2%
прожиточного минимума ребенка, к концу 1998 года - 9,4%, а в марте 1999 года -
уже менее 9%.
В 1998 году в целом по Российской Федерации число получателей пособия
уменьшилось почти на 5 млн. человек. Однако, проведенные организационные
мероприятия не смогли разрешить проблему задолженности по выплате детских
пособий, в течение 1998 года она выросла с 15,8 млрд. рублей до 25,4 млрд. рублей.
В настоящее время положение остается сложным. В Свердловской,
Астраханской, Рязанской, Брянской, Кемеровской областях, Красноярском,
Ставропольском, Краснодарском, Приморском краях, республиках Калмыкия,
Бурятия, Тыва сумма задолженности по пособиям превышает годовой объем
расходов на эти цели.
Своевременная выплата пособий производится лишь в гг. Москве, Санкт-
Петербурге, Самарской области. Незначительные суммы задолженности в
Белгородской, Московской, Орловской, Тюменской областях, Республике Саха
(Якутия), Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах.

Занятость и безработица

В 1998-1999 гг. продолжалось снижение численности населения, занятого в
российской экономике. Существенным последствием кризиса для российского
рынка труда стало значительное по масштабам и устойчивое по времени
сокращение спроса на рабочую силу. По предварительным данным Госкомстата
России, в среднем за 1998 и первый квартал 1999 года численность занятых во всех
секторах экономики сократилась с 64,4 до 63,2 млн. человек, или на 1,2 млн.
человек.
По-прежнему сохранялось превышение численности выбывающих с
предприятий и организаций работников над численностью принятых. В 1998 году
общий прием на работу на крупные и средние предприятия был меньше выбытия на
14,5%. Доля работников, выбывших "по собственному желанию", продолжает
увеличиваться. Администрация предприятий, в целях экономии расходов на
выплату выходных пособий при увольнении по сокращению штатов, продолжает
практику "выдавливания" персонала путем задержек выплаты заработной платы,
отправки работников в неоплачиваемые отпуска.
Еще более чувствительным к изменению экономической ситуации оказался
малый и средний бизнес. По данным Минтруда России, основное сокращение
персонала (до 30%) в послекризисный период пришелся на те сектора малого и
среднего бизнеса, которые были связаны с торгово-посредническими операциями,
обслуживанием рынка недвижимости, финансовыми операциями, страхованием,
туризмом, строительством и ремонтом. И поскольку в малом и среднем бизнесе
трудовые отношения между работодателями и работниками носят более
неформальный характер, чем на крупных предприятиях, процесс сокращения шел в
этих секторах ускоренными темпами.
1998 год характеризовался увеличением общей численности безработных. По
данным Госкомстата России, общая численность не имеющих занятия, но активно
ищущих работу и, в соответствии с методологией Международной Организации
Труда, классифицируемых как безработные, увеличилась за 1998 год с 8,2 млн.
человек до 8,6 млн. человек. К концу марта 1999 года их число увеличилось до 9
млн. человек, что составляет 12,4% всего экономически активного населения.

Прожиточный минимум, масштабы и структура бедности в России

В Российской Федерации в качестве порогового значения уровня бедности с
1992 года используется показатель прожиточного минимума. Методика расчета
этого показателя, разработанная и утвержденная Минтрудом России в ноябре 1992
года, предусматривала составление минимальной "продуктовой корзины" из 35
продуктов. Устанавливалось, что стоимость этого набора составляет около 70%
величины прожиточного минимума, а остальные 30% - это сумма расходов на
приобретение непродовольственных товаров и услуг. Наборы непродовольственных
товаров и услуг не разрабатывались, так как ни один, даже самый скудный набор, не
укладывался в эту сумму.
При обсуждении и принятии этой методики особо подчеркивалось, что она
предназначена для использования в самый тяжелый, кризисный для страны период,
который должен продлиться год-полтора. Предполагалось, что в это время граждане
могут, используя старые запасы, обойтись без покупки обуви, одежды, посуды и
других товаров, а начиная с 1994 года планка прожиточного минимума будет
поднята за счет увеличения доли расходов на непродовольственные товары и
услуги.
Несмотря на то, что у населения давно уже кончились запасы
непродовольственных товаров, а цены на услуги резко возросли, прежде всего на
транспорт и жилищно-коммунальные услуги, методика расчета прожиточного
минимума 1992 года действует и в настоящее время.
В результате публикуемая Госкомстатом России величина прожиточного
минимума уже давно не соответствует представлениям о его действительной
величине, поскольку публикуемая величина не обеспечивает элементарного
выживания населения.
17 февраля 1999 года Правительство Российской Федерации утвердило новую
методику расчета прожиточного минимума, которая учитывает реальные расходы
населения на жилищно-коммунальные и транспортные услуги, а также на
непродовольственные товары. Новая методика будет применяться после принятия
Государственной Думой закона "О потребительской корзине в целом по Российской
Федерации" проект которого внесен Правительством Российской Федерации в
марте 1999 года в Государственную Думу.
По оценке Минтруда России, расчет по новой методике повышает величину
прожиточного минимума не менее чем на 20-25 процентов.
Для оценки масштабов бедности используется показатель доли населения с
доходами ниже прожиточного минимума, рассчитанного по старой методике. Если
использовать в качестве "черты бедности" величину прожиточного минимума,
рассчитанную по новой методике, то в числе бедных окажется не менее 60%
населения России.
Но даже официальный уровень бедности остается недопустимо высоким. Так,
в первом квартале 1999 года рост потребительских цен и характерный для начала
года низкий уровень доходов привели к тому, что численность населения с
денежными доходами ниже величины прожиточного минимума достигла
максимального за последние годы значения и составила 55,2 млн. человек, или
37,7% населения страны.
Уровень и масштабы бедности, а также величина прожиточного минимума в
1991-1999 гг. в России, приведены в таблице:

Величина прожиточного минимума и численность бедного населения в России за
1991-1999 гг.

Годы | Величина прожиточного минимума (руб.) | Численность населения с
доходами ниже прожиточного минимума (млн. человек) | Численность населения с
доходами ниже прожиточного минимума (в % к общей численности населения)
(соответственно):
1991 | 154 | 6,1 | 4,1
1992 | 1900 | 50,2 | 33,5
1993 | 20600 | 46,9 | 31,5
1994 | 86600 | 36,2 | 24,4
1995 | 264100 | 36,6 | 25,0
1996 | 369400 | 31,9 | 22,0
1997 | 411000 | 30,7 | 20,8
1998 | 493 | 35,0 | 23,8
1999(март) | 857 | 55,2 | 37,7

Специфика нынешней ситуации в России заключается в том, что, помимо
традиционных социальных групп населения (многодетных, инвалидов, неполных
семей и т.д.), в категорию бедных попадают новые большие группы: работающие в
бюджетной сфере, военнослужащие, безработные, т.е. категории экономически
активного населения, которые способны и должны своим трудом обеспечить
необходимый уровень благосостояния себе и своим семьям. Треть безработных -
это молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, женщины составляют 65% всех
безработных.
Одним из основных факторов малообеспеченности семьи или домашнего
хозяйства является высокий удельный вес иждивенцев в семьях в соотношении с
числом работающих.
В среднем по России около 80% всех домохозяйств, имеющих в своем составе
3 и более детей, являются бедными. А в Новгородской, Ивановской, Костромской,
Смоленской, Рязанской, Белгородской, Липецкой, Пензенской, Сахалинской,
Омской областях, республиках Мордовия, Тыва практически все многодетные
семьи относятся к этой категории.
Помимо семей с объективно низким социально-экономическим потенциалом -
многодетных, неполных, одиноких пенсионеров и инвалидов, категория бедных
пополнилась безработными. В среднем по России от 60 до 70% семей, в которых
кто-либо из трудоспособных членов не имел работы, находились за чертой
бедности.
Одним из наиболее острых отрицательных последствий массовой бедности
является изменение рациона питания среднестатистического жителя России.
Потребление мясных и молочных продуктов опустилось до уровня 1960 года, рыбы
и рыбопродуктов - до уровня пятидесятых годов, а необходимая для нормальной
жизнедеятельности людей калорийность в последние годы обеспечивалась, в
основном, за счет потребления хлебных продуктов, картофеля и сахара.
Снижение потребления основных продуктов питания еще больше увеличило
разрыв в уровнях потребления ценных продуктов питания населением России и
развитых стран. В настоящее время населением России наполовину меньше, чем в
США, Франции и Германии и на треть меньше, чем в Великобритании,
потребляется мяса и мясопродуктов. Уровень потребления фруктов и ягод
составляет лишь одну треть от соответствующего показателя США,
Великобритании и Франции, немногим более одной пятой от Германии, овощей и
бахчевых - две трети от уровня их потребления в США и Франции.
Ухудшение качества рациона питания (по количеству и составу) у
подавляющего большинства населения явилось одной из причин ухудшения
здоровья россиян. Все более распространенными явлениями становятся ослабление
иммунной системы, дефицит веса у молодежи, рост заболеваний желудочно-
кишечного тракта, пищевых отравлений, анемии у рожениц и молодых матерей.
Для сокращения масштабов бедности пока не создано ни экономических, ни
социальных предпосылок. Причем бедность для населения приобретает застойный
характер, она локализуется в отдельных группах и регионах, что порождает
необратимые изменения в образе жизни людей, психологии и чрезвычайно опасно
для общества в целом.

Прогноз изменения важнейших показателей уровня жизни населения на
ближайшую перспективу

При всей слабости позитивных сдвигов в динамике важнейших показателей
уровня жизни основной массы населения страны, они еще в первой половине 1998
года давали определенные основания для некоторого оптимизма в прогнозных
оценках. Однако августовский кризис не только нивелировал недавние и весьма
скромные достижения в этой области, но и придал процессу обесценению труда и
падению уровня жизни лавинообразный характер.
Масштаб последнего кризиса еще раз показал, что в экономике, сохраняющей
источники потенциальных кризисных ситуаций, реальная стабилизация и, тем
более, рост невозможны. Даже при определенной стабилизации ситуации в
экономике, в сфере оплаты труда и уровня жизни населения она произойдет на
качественно ином уровне. Это предопределено на достаточно длительную
перспективу уже произошедшими в 90-х годах негативными изменениями в
структуре общественного производства и общественного потребления, в том числе
снижением доли фонда оплаты труда в ВВП, сжатием потребительского спроса и
ухудшением и без того деформированной структуры денежных расходов населения.
Проблема обесценения труда занимает здесь главенствующее место, так как именно
оплата труда в сумме с пенсиями, стипендиями, пособиями определяет уровень
жизни основной массы населения. Если не будет предпринято мер, радикально
исправляющих ситуацию, прежде всего, в экономике, в ближайшие 3 года
важнейшие параметры уровня жизни населения будут сохраняться ниже уровня
1997 года на 25-30%, денежные доходы населения в сопоставимых ценах составят
67,8%, среднемесячная заработная плата и средняя пенсия (с учетом предстоящей в
1999 году и последующих индексаций) в реальном исчислении - 78% к уровню 1997
года. Величина прожиточного минимума к концу 2001 года достигнет 1100-1300
рублей в месяц в среднем на душу населения, средний размер пенсии - около 780
рублей. Численность бедного населения с доходами ниже прожиточного минимума
составит около половины всего населения России.
Характер развития и глубина кризиса, очевидные сложности в возможностях
его преодоления уже сегодня позволяют делать в достаточной степени
обоснованные выводы и предположения о наиболее существенных отрицательных
последствиях на жизнедеятельность семьи. Для большинства семей реальным
фактом станет значительное ухудшение материального положения и как
неизбежное следствие - ухудшение качества питания за счет уменьшения в рационе
наиболее ценных и необходимых для поддержания здоровья мясных, рыбных,
молочных продуктов, фруктов, растительного и животного масла. Еще в большей
степени получит распространение хлебно-картофельное меню.
В особо тяжелом положении может оказаться население районов Крайнего
Севера, где возможность обеспечения населения необходимыми продуктами
питания весьма ограничена, а подвоз необходимого на зимний период
продовольствия осложнится из-за недостатка средств на его закупку и
транспортировку.
Снизится возможность в приобретении непродовольственных товаров
длительного пользования. Исходя из структуры потребительских расходов
домашних хозяйств и уровня денежных доходов и цен, можно предположить, что
для 80% российских семей поддержание потребления продуктов питания на
сложившемся за последние годы уровне потребует примерно в три раза сократить
покупку одежды, обуви и других товаров и предметов, элементарно необходимых
для повседневной жизни семьи.
Обострится проблема получения своевременной и квалифицированной
медицинской помощи, обеспечения необходимыми медицинскими препаратами. В
сочетании со все возрастающими психоэмоциональными нагрузками названные
выше факторы неизбежно создадут благоприятный фон для повышения
заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями, обострению течения
хронических заболеваний и, в конечном счете, к повышению смертности.
Характерной особенностью современной фазы кризиса является то
обстоятельство, что впервые за период реформ его негативные последствия
существенно отразятся на материальном и социальном положении представителей
нарождающегося среднего класса. По оценке Российского независимого института
социальных и национальных проблем, если до кризиса к среднему классу
принадлежало до 25% трудоспособного населения, то сейчас к его составу могут
быть причислены лишь 15-18%. В конце 1998 года только в Москве лишилось
работы до 300 тыс. человек, занятых в банковских и коммерческих структурах, у
многих из оставшихся в штате снизился уровень заработной платы.
Неизбежным следствием этого станет падение доходов и сокращение
персонала в сфере услуг, рассчитанных на потребителя с относительно высокими и
высокими доходами (туристические фирмы, рестораны, дорогие магазины и т.д.)
Вероятно падение доходов лиц, связанных с так называемым челночным бизнесом
и разорение значительной их части. Разумеется, это не означает, что уже завтра эти
люди окажутся за чертой бедности. Тем не менее их материальное положение
значительно ухудшится. Исходя из складывающейся конъюнктуры на рынке труда,
предстоит значительное сокращение рабочих мест в таких динамично
развивающихся до последнего времени отраслях экономики как торговля,
общественное питание, финансы и страхование, заметно уменьшится нужда в
специалистах рекламного дела, и т.д. По расчетам в зону высокого риска с точки
зрения возможностей поддержания ставшего привычным относительно высокого
уровня материальной обеспеченности впервые попадут как минимум 6 млн.
российских семей.
В настоящее время нет достаточных оснований предполагать, что данные
прогнозные оценки основных показателей уровня жизни населения претерпят
существенные изменения, особенно в сторону какого-либо заметного их улучшения.
Практика показывает, что соответствующие процессы в последние годы
развиваются, как правило, в менее благоприятном, чем прогнозировалось,
направлении, даже в условиях некоторой стабилизации экономики.
Тем не менее, представляется, что разработка и применение ряда правовых,
административных и организационных мер может оказать стабилизирующее
воздействие на уровень жизни населения.

__________________________________________________
[А.И.Новиков, советник Отдела оперативного анализа Аналитического управления
аппарата Государственной Думы РФ]
__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
23.06.99 (Б.Джурджевич; Финикс, Аризона, США)

Балканский кризис

МИГи "ВОСКРЕСЛИ"

(Перевод с английского В.Орлова)

12 июня, два дня спустя после подписания "мирного" соглашения между
НАТО и сербским военным командованием, ведущие мировые агентства новостей
сообщили, что с приштинского аэропорта Слатина поднялись в воздух 11
югославских истребителей МИГ-29 и взяли курс на Белград. Казалось бы, что тут
особенного?
По данным военных специалистов, перед началом бомбежек на вооружении
югославских ВВС состояло 16 самолетов МИГ-29, два из которых были
небоеспособны. Вроде бы все нормально: сербам удалось сохранить 11 самолетов
из 14. Но, если верить заявлениям представителей НАТО, во всей Югославии
осталось только три истребителя МИГ-29!
В отличие от "невидимки" F-117A, легенда о неуязвимости которого утонула
в грязи около Срема на четвертый день бомбежек, югославские истребители
оказались в самом деле невидимыми для НАТО, повергнув тем самым в шок
вашингтонских и брюссельских политиков и военных.
Но это еще не все. Натовцы заявили, что после бомбежек Косово там осталось
только четыре истребителя МИГ-21, а 12 июня с того же самого аэропорта Слатина
на глазах множества очевидцев их взлетело целых 29.
Теперь становится понятно, почему две сотни русских десантников
совершили марш-бросок именно к аэродрому Слатина, подземные сооружения
которого способны выдержать даже ядерный удар. Главная цель русских, видимо,
состояла в том, чтобы обеспечить безопасную эвакуацию югославских самолетов и
лишить натовцев, хотя бы временно, трофеев.
Мало пострадала и югославская армия - об этом свидетельствует статья в
английской газете "Индепендент" (от 21.06.99). Выдержки из нее приводятся ниже.
"В течение 11 недель бомбежек натовцы убили неизмеримо больше
гражданских лиц, чем солдат. Массовые налеты на Косово почти не нанесли ущерба
Третьей армии Югославии. Офицеры НАТО были буквально поражены, когда
увидели тысячи югославских танков, ракетных установок, артиллерийских орудий,
бронетранспортеров и грузовиков, покидавших Косово практически без единой
царапины. Оказалось к тому же, что наземного вторжения здесь ожидало не 40 тыс.
солдат, как докладывала разведка НАТО, а в полтора раза больше - 60 тысяч.
По данным югославских военных, всего в ходе операции погибло 600
военнослужащих, но более половины из них пали в боях с армией освобождения
Косово, а не под бомбами. Как нам стало известно, подготовка к этой войне
началась год назад, когда югославская военная разведка получила данные о
развертывании на территории Болгарии секретной американской навигационной
станции, одной из задач которой было наведение самолетов.
Конечно, на военную статистику полагаться нельзя, но расследования,
проведенные западными корреспондентами и гуманитарными организациями
подтверждают официальные оценки жертв среди мирного населения. Таким
образом, нужно признать, что под бомбами НАТО погибло около полутора тысяч
человек, и по меньшей мере 450 из них стали жертвами постоянно повторяющихся
"ошибок" пилотов".

__________________________________________________
[Боб Джурджевич, основатель американской общественной организации "За
честность СМИ" ("Truth in Media")]
__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
23.06.99 (Н.Н.; Москва)

Геоэкономика

НУ, ВОЩЕ!

О нравственной, правовой, политической составляющей косовского кризиса
сказано уже достаточно много. Но следует обратить внимание и на иные вопросы,
оттесненные на задний план трагическими событиями в Косово.
Общим местом публикаций в специализированных западных изданиях стала
оценка нынешнего балканского кризиса, которая может быть выражена
следующими положениями.
Истинные мотивы и цели косовского конфликта находятся за его
"гуманитарным фасадом". В их основе - финансовые интересы.
Перспективы "коммерческих операций горной промышленности в Косово"
оцениваются в 1,5 триллиона долларов.
Плацдарм на Балканах играет принципиальную роль во многих
геоэкономических проектах, среди которых доступ к ресурсам минерального и
углеводородного сырья Кавказа и Средней Азии, организация
трансконтинентальных товарно-транспортных потоков от Европы до Китая
("Шелковый Путь") и освоение рынков соответствующих стран. Экономическая
выгода от их реализации оцениваются не менее, чем в 10 триллионов долларов.
Констатируется также, что при нынешней геополитической ситуации
реализация этих проектов во многом будет способствовать легализации денег,
полученных албанской наркоторговлей.
...
И при такой заинтересованности оппонирующей стороны не суметь
договориться о списании нескольких десятков миллиардов долларов советских
долгов!

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
23.06.99 (А.Андреев; Москва)

Геополитика

ТРУБА ЗОВЕТ

22 июня в Госдуме состоялось расширенное заседание Комитета по
геополитике с участием представителей АК "Транснефть", Минтопэнерго,
Минтранс, МИД и др.
...
Президент АК "Транснефть" Иван Мазур привел любопытные данные: Россия
платит за перекачку и перевалку нефти через территорию сопредельных государств
астрономическую сумму в 1,5 млрд. долларов ежегодно. Попытки России
договориться с заинтересованными сторонами о проведении согласованной
тарифной политики были неудачны. Незамерзающих портов, исключая
Новороссийск, с нефтяными терминалами у России нет, 60 процентов танкеров
достались бывшим республикам СССР. С вводом в эксплуатацию нефтепровода
Баку-Супса и перекрытием нефтепровода Баку-Новороссийск, в связи с откачкой из
него чеченскими полевыми командирами 200 тыс. тонн нефти на свои нужды,
встает проблема прокладки трубы в обход Чечни длиной 310 км., окупаемость
которой реальна только при гарантированных поставках нефти из Азербайджана в
объеме 15 млн. тонн ежегодно.
В итоге вопрос о реализации президентского указа о строительстве портовых
комплексов на побережье Финского залива от 6 июня 1997 года приобретает
жизненное значение. По проекту тариф на перекачку нефти в порт Приморск
Ленинградской области составит 13,1 доллара за 100 тонно-километров (для
примера тариф на прокачку через Вентспилс составляет более 16 долларов с
перспективой роста до 18,25 с введением в строй 2-ой очереди трубопровода
Новополоцк-Вентспилс). Стоимость создания Балтийской трубопроводной системы
(БТС) составит 500 млн. долларов. Проект поддерживается ЕБРР, соглашение с
которым о целевом финансировании должно быть заключено 29 июня в Лондоне.
Выступавшие сетовали на нехватку средств на дешевые, но крайне
необходимые стройки - такие, как трубопровод Суходольная-Родионовская в обход
украинской территории, при прокачке нефти через которую в Новороссийск казна
теряет 70 млн. долларов.
Учитывая, что Китай к 2010 году будет испытывать дефицит в 50 млн. тонн
нефти в год, необходимо пересмотреть стратегические направления российского
нефтеэкспорта. Повисли в воздухе подписанные вице-премьером Булгаком
соглашения о разработке нефтяных месторождений морского шельфа Ирана.
Газпром необоснованно затягивает прокладку газопровода Уренгой-Китай
стоимостью 15 млрд. долларов, задерживая согласование проекта с региональными
властями о их доле лимитов в потреблении газа.
Общая боль выступавших выражалась в невозможности обеспечить
ответственность государственных мужей за невыполнение принятых решений, за
несоблюдение национальных интересов. В этом контексте прозвучало предложение
о введении должности спецпредставителя Президента РФ по экспорту
нефтепродуктов с диктаторскими полномочиями, сходного с ролью, которую играет
спецпредставитель госдепа США в странах СНГ Ричард Морнингстар.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
23.06.99 (О.Воробьев; Москва)

Литература

Н.В.УСТРЯЛОВ, "ИТАЛЬЯНСКИЙ ФАШИЗМ"

Московское издательство "Вузовская книга" выпустило классическую работу
"Итальянский фашизм" - одно из наиболее значительных, долгое время
малодоступных отечественных исследований итальянского фашизма. В этой работе
знаменитого русского геополитика Н.В.Устрялова (1890-1937) проводятся
параллели между авторитарными режимами, установившимися в 1920-х годах в
Италии и СССР, вскрываются движущие силы, способствующие трансформации
социализма в фашизм. Дается политическая трактовка личности Б.Муссолини как
общеитальянского лидера. В России публикуется впервые.
Приобрести книгу в Москве можно непосредственно в издательстве по
адресу: м.Сокол/Войковская, МАИ (административный корпус), 4-й этаж,
"Вузовская книга", а также в магазине "Библио-глобус" (м.Лубянка) и др. Тел. для
справок: 7 (095) 158 02 35.

Коротко о Н.В.Устрялове

Николай Васильевич Устрялов (1890-1937), калужский дворянин, профессор
права и экономической географии, действительный член Международного
института философских исследований и правовой социологии (1934). Председатель
Калужского "губкома" партии Народной свободы (1917), председатель Восточного
кадетского бюро и министр колчаковского правительства (1919). Главный идеолог
русского национал-большевизма, организатор сборника "Смена вех" (1921). В
разные годы сотрудничал в "Русской мысли" (Москва, Петроград), "Накануне"
(Москва), "Смене вех" (Париж), "Новостях жизни" (Харбин), "Утре" (Тяньцзинь),
"Известиях" (Москва) и др. Автор сборников статей "В борьбе за Россию" (1920),
"Под знаком революции" (1925), "На новом этапе" (1930), "От НЭПА к советскому
социализму" (1934), "Наше время" (1934). В 1935 году вернулся в СССР, в 1937 году
арестован, затем осужден и в тот же день расстрелян (посмертно реабилитирован).

Итальянский фашизм (из предисловия)

В ряду глубоких изменений, внесенных в мир мировою войной, особое
внимание привлекает к себе своеобразный кризис государственных форм,
связанный с характерными новыми явлениями в области политической жизни.
Конечно, не война породила эти явления, - напротив, она сама явилась результатом
и признаком их созревающей реальности. Она лишь их обнаружила, подчеркнула,
заострила. Они зрели в недрах XIX века и, как видно, представляют собою нечто
естественное и закономерное.
Нередко приходится слышать, что наиболее поучительными и
показательными участками современного мира цивилизованных народов должны
быть признаны две страны: Россия и Италия. Указывают, что послевоенные
революции в этих странах, при всей их внешней полярности, отмечены одинаково
печатью яркой исторической оригинальности, некоей знаменательной новизны.
Все чаще и чаще встречаешь в государственно-правовой литературе
признания, что именно Россия и Италия становятся ныне волею судьбы в центре и
фокусе общего внимания. Падение Габсбургов, Гогенцоллернов и султанов не
слишком потрясло мир и не заставило ученых обратиться к пересмотру некоторых,
уже поседевших за столетнюю свою жизнь, государственно-правовых
представлений. Но события в России и Италии ставят в порядок дня вопрос о
существенной переоценке целой цепи начал, на которых покоилось
конституционное и демократическое государство. Новые формулы выдвигаются
жизнью. Новые притязания заявляют о себе. Осуществляются поучительнейшие
опыты, словно мерцает какая-то новая эпоха: так в 1789 году провозглашала
неслыханные тогда на европейском континенте лозунги великая французская
революция.
...
История не любит работать по "стандарту", ее пути индивидуальны и
неповторимы. Если большевизм есть типично русское порождение и, как таковой,
немыслим вне русской истории и русской психологии, - то тщетно было бы изучать
и фашизм в отрыве от его индивидуально-исторических истоков. Так называемая
"заразительность" обеих этих исторических сил имеет, несомненно, свои пределы и
свои законы. "Принципы 89 года" заразили мало-помалу европейский континент: но
становится ли тем самым великая французская революция менее французской,
менее национальной, и поймем ли мы ее вне знакомства с оригинальной,
индивидуальной обстановкой ее возникновения и развития? И кроме того, - разве
каждый зараженный названными принципами народ не переживал и не переживает
их по-своему?...

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
22.06.99 (А.Орлов, М.Токуров; Москва)

Балканский кризис

ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ - 20

"Британские и французские войска стояли и смотрели, как мародеры грабили
и жгли сербскую деревню, насмехаясь над обещанием НАТО обеспечить
безопасность и сербам, и албанцам.
Группа французских солдат на БТРах стояла и смотрела. Когда их
спрашивали, почему они ничего на делают, они говорили, что это не их проблема:
этот сектор контролируют британцы.
Британцы были не лучше. В нескольких ярдах от деревни солдаты, тоже в
БТРах, сидели и курили сигареты. Их объяснение было такое же - "Мы не можем
сделать ничего - эту зону контролируют французы". Когда им указали, что это
неправда, солдаты сказали, что с "доступными им ресурсами" они немного смогут
сделать", - сообщил "Индепендент Дейли".
...
Британский журнал "The Economist" за 12-18 июня, вышедший с портретом
Милошевича на обложке, развивая балканскую тему, подчеркнул, что после
окончания боевых действий на первый план выходит моральный аспект войны.
Поэтому если американцы, добившись оккупации Косово, не смогут найти
достаточных доказательств массовых убийств косовских албанцев, Америка
попадает в политический тупик, когда финансовые, людские и политические
издержки агрессии инициированной Вашингтоном теряют смысл.
Достаточно очевидно, что для того, чтобы оправдать по меньшей мере 15
миллиардов долларов прямых затрат НАТО и задним числом оправдать первую
после 1945 года крупную войну в Европе, на получение любых доказательств
"военных преступлений" югославской стороны будут брошены неограниченные
средства и лучшие силы спецслужб НАТО. Заинтересованность и практические
возможности НАТО и АОК в фальсификации свидетельств и других доказательств
настолько велики и очевидны, что любые свидетельства, полученные в Косово,
даже нейтральными миссиями и организациями, после ввода АОК и оккупационных
войск НАТО, не могут рассматриваться в качестве надежных.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
22.06.99 (В.Беляев; Сан-Франциско, США)

Геополитика

ГРЕЗЫ О ВОСЬМЕРКЕ

Кельнский хоровод: "ты меня уважаешь?"

Слабые места российского руководства Западом давно изучены, испытаны и
проигрываются, как хорошо отрепетированное музыкальное произведение.
Одним из непредвиденных последствий натовской авантюры на Балканах
оказалось крушение иллюзий в России, где еще с 1985 года наивно и вопреки
объективным доказательствам противного, многие влиятельные круги, вплоть до
высших эшелонов власти, верили в "дружбу", "миротворчество" и прочие побасенки
для обывателей у власти. Эти иллюзии, построенные на невежественном
представлении об отношениях между народами, странами и государствами по
аналогии с личными отношениями людей ("дружу - не дружу"), цинично
используются опытными западными дипломатами в ущерб России и на пользу
собственным государствам. Осознание этого обстоятельства часто вызывает гнев и
возмущение: "как нагло!", "как цинично!", "как нечестно!". Но эти вполне понятные
чувства неуместны. Западных дипломатов и политиков никто не нанимал блюсти
интересы России. Этим должны заниматься российские руководители, а если они
неспособны мудро защитить интересы своей державы и своего народа - то тем хуже
для державы и народа, позволяющих таким правителям решать свою судьбу.
Достигнув своих стратегических целей в отношении Косово, дипломаты
Запада предпринимают программу восстановления разрушенных иллюзий
"дружбы" и "партнерства" среди граждан РФ. Специфика задачи такова, что
достаточно ничего не значащих по сути жестов - вроде подчеркивания наличия
"Восьмерки" в Кельне (хотя по реалиям мировой политики и экономики РФ
поставлена далеко вне определения стран "Семерки") и личных встреч
действительно могущественных лидеров Запада с физически и умственно
ущербными "партнерами" - чтобы повлиять в желаемом направлении на
руководство России.
В этом деле используется провинциальность российского руководства.
Частью этой программы психологического воздействия также являются
оптимистические и благожелательные высказывания западных лидеров и
дипломатов о российских правительстве и делегатах на конференциях. Делается это
для того, чтобы создать репортажный материал для потребления в самой РФ. Таким
образом поддерживается (насколько возможно) престиж неспособных
руководителей внутри России, а эта неспособность очевидно выгодна соперникам.
Дипломатические любезности по адресу российских участников ни к чему
конкретному не обязывают. Ведь комплименты Клинтона по поводу здоровья
Ельцина не являются его согласием на выдачу очередного транша от МВФ (хотя
Клинтон в вопросе займов от МВФ имеет решающее слово).
Информационные сводки некоторых российских СМИ о кельнской встрече
начинают напоминать Совинформбюро. У российского читателя и зрителя
создается впечатление, что достигнуты соглашения, пресловутая "дружба", и что
появилась "Восьмерка", включающая Россию. Все эти утверждения исходят только
от российских участников, лично заинтересованных в представлении
происходящего в радужных тонах. На самом деле, как сообщила, например,
английская газета Daily Telegraph от 21.6.1999, "Ельцин не получил дивиденда" за
помощь России в дипломатическом спасении НАТО: кроме красивых фраз да ни к
чему не обязывающих заверений в "содействии", не достигнуто ни одно твердое
соглашение по дальнейшим субсидиям МВФ и по реструктуризации долга СССР в
70 млрд. долларов, по невежеству "вождей российской демократии" перенесенного
со стран СНГ исключительно на РФ. Также российская сторона не добилась
отдельного сектора для России в Косово, а войска, посланные в Косово, будут
подчиняться НАТО через фиговый листок местного российского командования. И
вожделенная "Восьмерка" существует только в лихорадочном воображении
российских импотентов от политики...
И вместе с тем очевидно - западные правящие круги добились одного: еще раз
российская сторона повязана ("ангажирована", на языке дипломатии) но теперь, по
правилам самозванной "дружбы", должна будет содействовать расширению
гегемонии своих "друзей" - за счет ущемления собственных интересов. Наглядный
пример обывательщины в жизненно важных задачах государственного выживания.

В услужении у НАТО

Как известно, настойчивые попытки руководства РФ "поприсутствовать" в
оккупационных войсках НАТО в Косово привели к тому, что пришлось принять все
условия атлантического альянса. Российского сектора не будет, а командование
российских ВС будет все же подчинено натовскому, т.е. американскому, поскольку
это государство - с дееспособным правительством, нормальными ВС и богатой
казной - действительно свои ВС никому не подчиняет, даже в военной иерархии
НАТО (в отличие от бутафорского политического руководства этой организации).
Роты ВДВ в Слатине будут обслуживать взлетно-посадочные полосы
аэропорта, между тем, как НАТО будет в контрольных башнях руководить
воздушным движением. Символично.
Остается без ответа вопрос: а собственно зачем России участие в этой фазе
авантюры на Балканах? Ведь помочь сербам она не может, повлиять на события
тоже, и только запачкается участием в наглом нарушении международного права.
Неужели так остро желание быть в услужении у НАТО под видом "дружбы"? Или
это - тоже предмет "рынка", купли-продажи?

"Восьмерка"

Российские представители в Кельне хором подчеркивали, что теперь, дескать,
Россия действительно часть "Восьмерки". На самом деле, это утверждение -
сознательная или бессознательная демагогия. "Семерка" объединяет ведущие
экономически страны планеты. Россия по своей истории, по своим возможностям,
по талантам народа должна была бы быть членом такой группы. Она и была по
своему положению - до 1917 года.
В городах члена "Семерки" США бездомные нищие ("бомжи") получают
ежемесячные пособия в 300 долларов - как это сравнить с зарплатами в РФ? С
доходами ниже черты бедности? Между прочим, выплата пособий производится
ежемесячно, без задержек.
Сегодня, когда объемы российского хозяйства меньше чем валовые
показатели некоторых индивидуальных предприятий западного мира, претензии на
причисление к "Восьмерке" так же постыдны и смешны, как попытка карлика стать
членом объективно недоступного клуба.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
22.06.99 (Соб.инф.; Таллин)

Конспирология

ЧЕРНОМЫРДИН ВОЗВРАЩАЕТСЯ В СВОЕ ОТЕЧЕСТВО

Посетивший Прибалтику с целью подбора кадров для проведения
избирательной кампании среди местных российских граждан представитель НДР
(доверенное лицо В.Черномырдина), сообщил, что, 30 июня В.Черномырдин уйдет
с поста спецпредставителя по Балканам и будет назначен председателем совета
директоров РАО "Газпром". По информации того же источника, В.Черномырдин
намерен сделать ряд предложений Ю.Лужкову по координации предвыборной
деятельности.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
21.06.99 (М.Токуров; Москва)

Балканский кризис

ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ - 19

(Перевод с английского, македонского, сербского; использованы материалы
Министерства информации Сербии, Би-Би-Си, ИНЕТ, газеты "Нова Македония")

Германские военнослужащие из состава международных миротворческих сил
в Косово (KFOR) обнаружили на юго-западе края здание, которое являлось
пыточной камерой Армии освобождения Косово. Германские солдаты нашли в
здании одного убитого и около двадцати раненых. АОК считала, что заключенные
сотрудничали с сербами.
Представители германского контингента в составе KFOR заявили, что будут
добиваться скорейшей демилитаризации Армии освобождения Косово. Боевикам
АОК было приказано освободить все занятые ими полицейские участки и снять
контрольно-пропускные посты на дорогах.
...
Албанцы и члены АОК грабят покинутые сербские дома и квартиры в Косово.
Особенно драматичное положение сложилось на территориях Косово, куда KFOR
еще не прибыл. Села Медаковац, Неволяне, Сливово, Бабин Мост, Граце и другие
были полностью ограблены и сожжены.
...
Группы АОК вошли в район Голес из Липовицы, около военного аэродрома
Слатина. Они сожгли сербские дома в 100 метрах от российских войск.
...
Положение в Косово - катастрофическое. Народ запуган, а помощи ниоткуда
нет. Сербов уже нет в Призрене, Пече, Джаковице и в Сува Реке. Сербы покидают
Урошевац.
В Белграде сербские беженцы из Косово протестуют против того, как с ними
обращается югославское правительство, и обвиняют его в игнорировании их
проблем.
...
Заместитель председателя республиканского правительства и начальник
штаба гражданской обороны Сербии д-р Милован Боич призвал в Нише всех
граждан Косово и Метохии не покидать этот край, а тех, кто уехал по соображениям
безопасности - вернуться.
Боич, после разговора с начальниками штабов гражданской обороны
Нишского округа, заявил журналистам, что ни один документ не исключает Косово
и Метохию из юрисдикции Сербии и Югославии, а теперешнее положение оценил
как "трюк для того, чтобы отобрать Косово и Метохию, выселив оттуда всех
сербов".
...
Македонские архиереи с особенной обеспокоенностью реагируют на
информацию о новом исходе христианского населения из Косово. Поэтому Святой
архиерейский синод МПЦ обращается ко всем, от кого это зависит, с призывом
остановить страдания и обеспечить безопасную жизнь христианского населения, а
также защиту церквей, монастырей и других святынь в Косово.
...
Италия будет участвовать в восстановлении всей Союзной Республики
Югославии, заявил на заседании группы семи наиболее развитых стран Запада и
России в Кельне итальянский премьер Массимо Д'Алема.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
21.06.99 (А.Маркович; Белград)

Балканский кризис

СИТУАЦИЯ В КОСОВО

По свидетельствам очевидцев, которым удалось спастись из районов,
захваченных албанскими формированиями, боевики АОК сгоняют в пустые
албанские села и расстреливают там не успевшее эвакуироваться сербское
население. Повторяемость ситуации: блокирование дорог, захват сербских
беженцев и их убийство, создает картину того, что АОК, действует по заранее
подготовленному плану.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
21.06.99 (А.Орлов; Москва)

Балканский кризис

НЕ МИР, НО СМЕРТЬ

Все больше фактов свидетельствует о том, что навязанная договоренность о
спешном отводе югославских частей, не позволившем эвакуировать сербское
гражданское население, отказ НАТО от разоружения Армии освобождения Косово
и существенная задержка ввода войск НАТО, являлись элементами единого плана,
предусматривающего подготовку пропагандистской и юридической основы для
одностороннего пересмотра достигнутых соглашений по Косово, оккупации всей
территории Югославии и вынесения Гаагским трибуналом смертных приговоров
югославскому руководству.
Территория Косово отдана в руки албанских бандформирований. Даже по
отрывочным сообщениям, приходящим из Косово, становится ясно, что из
нескольких десятков тысяч сербов не успевших или не пожелавших покинуть свои
дома, в живых останется, в лучшем случае, половина. Таков замысел следующего за
капитуляцией Белграда этапа операции НАТО, в котором грязная работа возложена
на головорезов из АОК.
После отвода югославских сил от границы, через НАТОвские порядки в
Косово вошли колонны албанских бандформирований, не только не разоруженных
в соответствии с договоренностью, но и получивших дополнительное вооружение
от "миротворцев". При этом ввод НАТОвских частей был преднамеренно задержан
для того, чтобы снять с "миротворцев" даже формальную ответственность за
происходящее.
Не исключено, что операция по захвату приштинского аэродрома
российскими десантниками была заранее согласована с НАТО именно с целью
обоснования такой задержки. Хорошо подготовленная сенсация с "последним
броском на юг" и переговорами о зоне российской оккупации, которую
круглосуточно крутили все телеканалы мира, помогла оттеснить на задний план и
без того отрывочные сообщения о массовом уничтожении сербов, которым
"кремлевскими миротворцами" было обещано покровительство ООН и защита от
албанского геноцида. Уже на третий-четвертый день после начала оккупации
Косово количество убитых в несколько раз превысило количество жертв
бомбардировок за три месяца войны.
Албанские каратели совместно с западными спецслужбами начали
чудовищную по замыслу операцию по "переоформлению" убитого АОК сербского
населения в "жертв Милошевича". Несколько телесюжетов такого рода уже
сфабриковано, на очереди снятие с албанцев ложных показаний, вещественными
доказательствами которых станут массовые захоронения убитых в эти дни сербов.
Через полтора-два месяца будет уже невозможно определить дату смерти с
точностью до дней. Впоследствии их тела будут представлены журналистам,
представителям ООН и других международных организаций, как албанцы, убитые
сербами перед отходом югославской армии в ходе "широкомасштабных военных
преступлений сербов против албанского населения".
Следующим этапом операции НАТО в Косово станет документальное
оформление массовых убийств с помощью международного гражданского
присутствия в Косово, благо АОК, получив статус местной администрации, сможет
фабриковать любые свидетельские показания.
Характерно, что именно на снятие показаний с албанцев для "карманного"
трибунала ООН по Югославии Клинтон дополнительно выделил десять миллионов
долларов.
Следует отметить, что манипуляция с трупами, как метод обострения любой
политической ситуации - "фирменное блюдо" американских спецслужб. По замыслу
американцев, полученные таким образом доказательства массовых убийств
албанского населения сербами позволят перейти к еще более радикальному
решению югославского вопроса, а именно, к оккупации оставшейся территории
Сербии, суду и казни югославского руководства и превращения Югославии в одну
сплошную зону оккупации.
Параллельно с этим активизируется организация переворота в Белграде, а
также отделение Черногории от СРЮ, что отрежет Сербии выход к морю и,
соответственно, сделает невозможным прохождение любых транспортно-грузовых
потоков, минуя страны, подконтрольные НАТО.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
21.06.99 (А.Плотников; Москва)

Международное право

НАТО ПОД СУД

27 мая с.г. прокурор Международного трибунала для бывшей Югославии
Луиза Арбур выдвинула обвинение (возбудила дело) против президента СРЮ
С.Милошевича и других высших руководителей Югославии о нарушении
международного гуманитарного права и преступлениях против человечности.
Оставляя в стороне очевидную необъективность и предвзятость самого
прокурора (назначенного в свое время на этот пост по протекции Мадлен Олбрайт),
а также откровенно "политический" характер и цинизм решения Л.Арбур,
возбудившей дело против жертвы агрессии, а не ее организаторов, что отмечают все
свободные от НАТОвской цензуры наблюдатели, можно констатировать, что США
проиграли. Проиграли потому, что несмотря на всю откровенно проамериканскую и
антиюгославскую направленность Трибунала, проявившуюся с самого начала его
деятельности в 1993 г. (пример тому - "дела" против Младича и Караджича,
которых пытались судить за то, за что президента Хорватии Туджмана объявляли
"борцом за демократию"), Трибунал все же орган ООН и, следовательно, может
принимать решения не только против СРЮ, но и против США-НАТО. А судить их,
как известно, есть за что.
Первое. Руководство НАТО (среди которого, как несущие равную долю
ответственности, указаны и руководители Польши, Венгрии и Чехии) обвиняется по
ст. 1, 2, 3, 6, 7, 8 Устава Трибунала за :
- серьезные нарушения международного гуманитарного права;
- серьезные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., а именно
следующих действий, направленных против лиц или имущества, пользующихся
защитой положений соответствующей Женевской конвенции:
a) умышленное убийство;
c) умышленное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья или
нанесения ущерба здоровью;
d) незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и
присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью;
- нарушение законов или обычаев войны, включая применение запрещенных
видов оружия (кассетных бомб, ракет и бомб с высокотоксичным урановым
наполнителем), а также:
a) применение отравляющих веществ или других видов оружия,
предназначенных для причинения излишних страданий;
b) бессмысленное разрушение городов, поселков или деревень или разорение,
не оправданное военной необходимостью;
c) нападение на незащищенные города, деревни, жилища или здания либо их
обстрел с применением каких бы то ни было средств;
d) захват, разрушение или умышленное повреждение культовых,
благотворительных, учебных, художественных и научных учреждений,
исторических памятников и художественных и научных произведений;
- преступления против человечности (убийства и истребление гражданского
населения).
В соответствии со ст. 7 Устава все перечисленные в исковом заявлении
руководители альянса несут персональную ответственность за планирование,
исполнение или отдание преступных приказов и подстрекательство для их
исполнения, и должностное положение обвиняемого в качестве главы государства
или правительства или ответственного чиновника не освобождает это лицо от
уголовной ответственности и не является основанием для смягчения наказания.
Второе. За нарушение основополагающих статей Устава ООН,
предусматривающих:
- разрешение всех конфликтов только мирными средствами;
- неприменение силы или угрозы силы в международных отношениях;
- невмешательство во внутренние дела суверенного государства и покушение
на его территориальную целостность и независимость;
- применение против суверенного государства-члена ООН силы только с
санкции Совета Безопасности ООН.
Третье. За открытое нарушение Дополнительного протокола от 8 июня 1977 г.
к Женевской конвенции от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв
международных военных конфликтов по ст. 51, 79 и 85.
Четвертое. За открытое нарушение Принципов международного права,
предусмотренных в Уставе международного Нюрнбергского трибунала,
признанных Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 г. (Принцип 3 и 4:
ответственность руководителя государства или ответственного чиновника за
совершение международных преступлений и за неотказ от их совершения при
наличии такой возможности; Принцип 6 и 7: преступления против мира и военные
преступления).
Таким образом, руководители блока НАТО обвиняются в тягчайших
международных преступлениях, аналогичных тем, за которых их предшественники
- руководители фашистской Германии были приговорены к длительным срокам
тюремного заключения, а некоторые и к смертной казни.
Эти обвинения следующие :
- разжигание войны;
- государственный терроризм;
- преступления против мира и человечности;
- военные преступления.
Следует напомнить, что право на возбуждение иска против руководства
НАТО в Международном трибунале по бывшей Югославии, естественно, есть и у
правительства СРЮ.

∙ Рубрика ∙  Вверх