Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru http://slavmir.msk.ru
телефон/факс: (095) 232 95 97, 131 42 59

Информационный сборник
28.08.99 - 24.08.99

При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации N 03127 от 07.08.95 г.
__________________________________________________

В партиях и движениях
ЗАЯВЛЕНИЕ ДЕЛЕГАТОВ VIII СЪЕЗДА АГРАРНОЙ ПАРТИИ РОССИИ

Зарубежные СМИ
РОССИЙСКОЕ МОШЕННИЧЕСТВО НА 15 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ

Политическая кухня
ЛАПШИН ПРОДАЛ ЛУЖКОВУ КАМЕНЬ ВМЕСТО ХЛЕБА

Украина
ПРОТИВНИКИ КУЧМЫ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ

Украина
ИЗБРАННЫЕ МЕСТА ОБЩЕУКРАИНСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ КАТАСТРОФЫ

Социум
РОССИИ НУЖЕН "МИР" - 2

Здравоохранение
НА ДАЛЬНИХ ПОДСТУПАХ

Национальная безопасность
ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ

Социум
ЭХ, Я...ЛОЧКО!

Литва
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

В Госдуме РФ
РОССИИ НУЖЕН "МИР"
__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
28.08.99 (Соб.инф.; Москва)

В партиях и движениях

ЗАЯВЛЕНИЕ ДЕЛЕГАТОВ VIII СЪЕЗДА АГРАРНОЙ ПАРТИИ РОССИИ

На VIII съезде Аграрной партии России, состоявшемся 27 августа 1999 года,
принято решение о вхождении избирательного объединения "Аграрная партия
России" в избирательный блок "Отечество - Вся Россия".
Мы, делегаты VIII съезда Аграрной партии России от 22 областных, краевых и
республиканских организаций АПР: Алтайской, Волгоградской, Владимирской,
Калужской, Кировской, Краснодарской, Красноярской, Костромской,
Республиканской Марий-Эл, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской,
Самарской, Смоленской, Тверской, Томской, Тульской, Пензенской, Челябинской,
Читинской, Ярославской - обращаемся ко всем членам АПР, к труженикам села, ко
всем избирателям России.
Первое. Продажная, соглашательская политика части Правления АПР во главе
с М.Лапшиным привела партию к резкой смене политических ориентиров,
поставила партию российского крестьянства на грань раскола, что на руку только
кремлевским толстосумам.
Второе. Категорически не согласны с решением о вхождении избирательного
объединения "Аграрная партия России" в блок "Отечество - Вся Россия" - это
решение не отвечает интересам и настроениям широких слоев деревни, отрывает
крестьян от их испытанных союзников в борьбе против разрушительного курса
реформ.
Третье. Считаем недопустимым достигать расширения крестьянского
представительства в Государственной Думе ценой соглашательства и предательства.
В своих дальнейших действиях мы будем руководствоваться решениями VII съезда
АПР, а также решениями региональных организаций Аграрной партии России,
направленными на формирование собственного избирательного объединения
аграрников в союзе с блоком левых и народно-патриотических сил.
Нашу позицию разделяют и поддерживают Агропромышленный союз России
(председатель - В.Стародубцев), профсоюз работников АПК России (председатель
ЦК - А.Давыдов), общероссийское политическое движение "Союз казачьих
формирований Российской Федерации" (Верховный атаман - А.Демин),
объединяющий организации в 82 регионах России, которые насчитывают в общей
сложности 827 тыс. казаков.
Наши действия продиктованы твердым убеждением - крестьянство никогда не
согласится состоять в одном ряду с теми политическими силами, которые привели к
власти режим Б.Ельцина, проводили и проводят антинародную, антикрестьянскую
политику, обрекающую Россию на продовольственную зависимость, а российскую
деревню - на нищету.
Призываем всех членов Аграрной партии России, всех, в ком живы понятия о
чести и совести, поддержать нашу позицию, наши практические действия.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
27.08.99 (В.Орлов; Москва)

Зарубежные СМИ

РОССИЙСКОЕ МОШЕННИЧЕСТВО НА 15 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ

По материалам статьи Джека Келли (Лондон), "Ю-Эс-Эй Тудэй", 26.08.99
(http://www.usatoday.com/news/world/nwswed05.htm)

Лидеры российской организованной преступности "отмыли" через два нью-
йоркских банка не менее 15 миллиардов долларов, и сделано это было с ведома
правительства Бориса Ельцина, - об этом корреспонденту "Ю-Эс-Эй Тудэй" стало
известно от представителей американских, британских и российских
правоохранительных органов. Они сообщили, что в эту сумму могут входить 10
миллиардов долларов, выделенных России Международным валютным фондом.
По словам должностных лиц, деньги "отмывались" в Нью-Йорке через четыре
счета в "Бэнк оф Нью-Йорк" и через один - в "Рипаблик Нэйшнл Бэнк". Куда они
были направлены после этого, неизвестно, но новая цифра на 5 млрд. долларов
больше, чем сообщалось ранее.
"Отмывание денег" - юридический термин, описывающий преступную
практику перевода незаконно добытых средств через цепочку банковских счетов, в
конце которой они приобретают вид законной прибыли. В данном случае все счета
принадлежали одной компании - "Бенекс Уорлдуайд" (Benex Worldwide Ltd.),
основанной, по данным правоохранительных органов, лидером солнцевской
преступной группировки Семеном Могилевичем.
Через эти счета, возможно, прошла часть 20-миллиардных кредитов МВФ,
предоставленных России после 1992 года для развития экономики страны.
Остальные "отмывавшиеся" средства, по оценке британских властей, были
выделены по двусторонним договорам и в рамках проектов Мирового банка
правительству России, а также получены в результате преступной деятельности,
руководимой Могилевичем, включая проституцию и заказные убийства.
Представители генеральной прокуратуры России и Британской национальной
криминальной разведывательной службы сообщили, что в деле об "отмывании"
денег определяется роль по меньшей мере пяти, как нынешних, так и бывших,
членов ельцинского правительства, имевших доступ к деньгам МВФ. Среди них:
Татьяна Дьяченко - дочь и советник президента;
Анатолий Чубайс - бывший руководитель аппарата президента и бывший
министр финансов России;
Олег Сосковец - бывший заместитель премьер-министра;
Александр Лившиц - бывший министр финансов;
Владимир Потанин - бывший заместитель председателя правительства
Российской Федерации.
А высокопоставленный представитель генеральной прокуратуры России
добавил из Москвы, что "очень трудно поверить", будто в это дело не был вовлечен
или хотя бы не знал о нем и сам Ельцин.
Кроме британских спецслужб расследованием дела об "отмывании" денег
заняты сегодня шесть правительственных организаций США, включая ФБР и
министерство финансов. Их агенты, контролировавшие телефон, факс и
электронную почту Могилевича, утверждают, что члены Российского правительства
обратились к услугам этого мошенника, учитывая его большой опыт в "отмывании"
денег.
Представители правоохранительных органов отметили также, что после
появления в прессе сообщений о расследовании дела "Бенекс Уорлдуайд"
Могилевич и другие ключевые подозреваемые, проходящие по нему, исчезли из
поля зрения.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
27.08.99 (А.О.; Москва)

Политическая кухня

ЛАПШИН ПРОДАЛ ЛУЖКОВУ КАМЕНЬ ВМЕСТО ХЛЕБА

На закрытом пленуме Центрального совета Аграрной партии России,
прошедшем в Москве 26.08.99, было поддержано решение правления АПР о
присоединении к избирательному блоку "Отечество - Вся Россия". "За"
проголосовало 107 человек, "против" - 42, "воздержалось" - 5.
Противостояние двух групп аграриев: Лапшина-Семенова-Кулика и
Харитонова-Чернышева-Бурдукова должно окончательно разрешиться 27.08.99 на
съезде АПР.
На сегодняшний день Михаил Лапшин держит в руках партийный аппарат и
контролирует руководство двух третей региональных отделений партии. Вероятно
Лапшин удержит свой пост, но он вряд ли удержит и передаст "Отечеству - Всей
России" голоса сторонников АПР.
Партию ожидает раскол. Усугублен он будет тем, что АПР была создана, как
"запасная линия окопов" для КПРФ и имеет тесную связь с компартией в своем
среднем звене и на местах. Это является основной надеждой руководителя Аграрной
депутатской группы в Госдуме Николая Харитонова, намеренного взять реванш,
если не на съезде АПР, то во время выборной кампании.
Лапшин это осознает, но, будучи больше предпринимателем, чем
крестьянином (Лапшин - преуспевающий "латифундист" и коммерсант,
лоббирующий интересы "исконно русской" компании "Джон Дир", претендующей
на скупку ключевых предприятий отечественного сельхозмашиностроения)
собирается строить отношения с Примаковым-Лужковым-Шаймиевым с пользой для
себя и своих сторонников.
Даже при удачной эксплуатации "мелкобуржуазных" настроений крестьян
"поправевшая" АПР Лапшина наберет на выборах не более 1,5% из 7-8% голосов
потенциального электората аграриев.
Коммунисты же теперь намерены отказаться от существовавшей практики
соглашений с АПР по выдвижению кандидатов и проведению выборной кампании и
будут переориентировать сочувствующий им электорат непосредственно на связку
КПРФ-НПСР. Фактически, Михаил Лапшин, испытывающий с 95-го года синдром
непрохождения в Думу и не решившийся на самостоятельное выступление в 99-м,
сдал компартии 5% голосов.
Как поют финны: "Если к другому уходит невеста - неизвестно, кому повезло".

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
26.08.99 (В.Пронин; Киев)

Украина

ПРОТИВНИКИ КУЧМЫ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ

24 августа 1994 года, в день 8-й годовщины провозглашения независимости
Украины, в политической жизни страны произошло важное событие. Трое из пяти
реальных претендентов на победу на предстоящих президентских выборах в
октябре: нынешний председатель Верховного Совета Украины Александр Ткаченко,
экс-председатель украинского парламента, председатель Социалистической партии
Украины Александр Мороз и экс-премьер-министр Евгений Марчук, а также
примкнувший к ним четвертый претендент - малоизвестный Владимир Олейник (мэр
областного города Черкассы), заявили в городе Каневе, на могиле украинского поэта
Тараса Шевченко, что главной своей задачей они считают отстранение от власти
нынешнего президента Кучмы.
Обратившись к действующему украинскому президенту с призывом признать
свою вину за нынешнее катастрофическое положение Украины и снять свою
кандидатуру еще до выборов, они заявили, что на предстоящих выборах
претендовать на пост президента будет только один из них (трое снимут свои
кандидатуры в пользу четвертого). Однако, назвать конкретную фамилию пока
отказались. О позиции по этому вопросу еще одного реального претендента на
президентский пост, первого секретаря ЦК Компартии Украины Петра Симоненко,
ими было сказано, что в настоящее время с ним ведутся переговоры и что многое в
их позициях совпадает.
Все вышеназванные претенденты отказались присутствовать на военном
параде в честь Дня Независимости Украины, заявив, что тратить значительные
средства на подготовку и проведение парада в условиях глубокого кризиса
украинской экономики, в частности, катастрофической нехватки горючего, является
недопустимым.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
26.08.99 (В.Тырнов; Харьков)

Украина

ИЗБРАННЫЕ МЕСТА ОБЩЕУКРАИНСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ КАТАСТРОФЫ

Происходящие на Украине в последние годы события многие авторы
справедливо обозначают термином "национальная катастрофа". При этом
сосредотачиваются обычно на чисто экономических аспектах, однако для
повседневной жизни граждан не менее важны аспекты гуманитарные, такие как
реалистичность декларируемой государством приверженности правам человека,
возможность реализации языковых прав, тенденции в межнациональных
отношениях, соблюдение в обществе норм морали и нравственности.
...
Пожалуй, фундаментальные слова в связи с "национальным вопросом"
прозвучали в обращении "Мы, польские евреи,..." переданном по радио из
восставшего варшавского гетто: "Есть кровь, что течет в жилах, и есть кровь, что
течет из жил. В жилах кровь течет разная, а из жил - одинаковая". Но похоже, это
начинает забываться, в том числе и на территории бывшего СССР, принявшего на
себя основные тяготы борьбы с немецким фашизмом.
С точки зрения межнациональных отношений СССР не был идеальным
государством. Но соблюдение и возведение межнациональных дистанций и
перегородок не было органически присуще господствовавшей тогда идеологии.
Конечно, живя в СССР, мы были знакомы с термином "национальные
меньшинства", однако употреблялся он не в правовом поле, а вне его. Национализм
находился вне закона. Он и сейчас находится вне закона в Российской Федерации,
законодательство которой не знает термина "национальное меньшинство". Кстати,
это был один из мотивов неприятия Госдумой России последнего
широкомасштабного украинско-российского договора, заключенного в мае 1997
года.
Движение в сторону национализма началось еще в СССР с принятия
Верховными Советами союзных республик законов о языках, ущемивших права
русскоязычных граждан. Трудно сказать, был ли это шантаж номенклатуры Центра
республиканскими номенклатурами, или их общее нежелание иметь дело с единым
общесоюзным фронтом сил, жаждавших смены ценностных приоритетов в пользу
человеческой личности. Вероятно, имело место и то и другое, но, как бы там ни
было, первый законодательный шаг к национальной розни был сделан на языковой
почве. Это мгновенно нарушило реально существовавшее равновесие, раздробило
морально-политическое единство сил, стремившихся к разумному реформированию
советской социально-экономической и политической системы в интересах всех
граждан.
...
Если говорить об Украине, то следующий шаг в том же направлении
Верховная Рада Украины сделала 1 декабря 1991 г., приняв Декларацию прав
национальностей Украины. Текст этой Декларации ввел в правовое поле
украинского законодательства термин "национальные меньшинства", воспринятый
представителями этих меньшинств как оскорбление, а часть 3 ст. 1, запрещающую
дискриминацию по национальному признаку, - как издевательскую казуистику,
предполагающую, что существуют какие-то "естественные" основания для
дискриминации, преодоление которых требует особенной доброй воли и особых
нормативных актов.
С формальной точки зрения принятие последней нормы было излишним: на
территории Украины на тот момент действовала (с 7 апреля 1969 г.) Международная
Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятая на XX сессии
Генеральной Ассамблеи ООН, подписанная и ратифицированная Украиной, как
субъектом ООН. Ее часть 1 ст. 1 гласит: "В этой Конвенции выражение "расовая
дискриминация" обозначает какое бы то ни было отличие, исключение, ограничение
или преимущество, основанные на признаках расы, цвета кожи, родового,
национального или этнического происхождения, целью и следствием которых
является уничтожение или ущемление признания, использования или осуществления
на равных основаниях прав человека и основных свобод в политической,
экономической, культурной или в каких бы то ни было других сферах общественной
жизни". Действие этой Конвенции на территории Украины было подтверждено
подписанным 10 декабря 1991 года Президентом Л.Кравчуком Законом Украины "О
действии международных договоров на территории Украины". Однако,
международные соглашения по правам человека, подписанные и ратифицированные
Украиной как субъектом ООН, никогда не публиковались в официальных
украинских источниках правовых текстов и по этой причине их нормы не могли
быть применены в украинских судах.
Дальнейший шаг к этнократии и возможности дискриминации людей по
этническому признаку сделан в новой Конституции Украины. Ее ст. 11
недвусмысленно делит граждан Украины на три категории - титульную нацию,
коренные народы и национальные меньшинства, что уже само по себе попадает под
приведенное выше определение расовой дискриминации. Детализация отличий
между ними предполагается в нормативных актах, которые должны быть приняты в
развитие конституционных норм.
Ярчайшие примеры таких отличий содержатся в Государственной концепции
этнополитики. Она предусматривает деление населения Украины на три категории:
государствообразующую нацию - украинцев, коренные народы и нацменьшинства, в
число которых попадают и русские, составляющие 22 процента от численности
населения Украины.
Следующий "шедевр" в этой области - Концепция образования национальных
меньшинств в Украине. Согласно этому документу, "к национальным меньшинствам
относятся группы граждан Украины, которые не являются украинцами по
национальности, проявляют чувства национального самоосознания и общности
между собой". Для таких меньшинств Концепция предполагает особый режим
получения образования, предполагающий "овладение государственным языком в
полном объеме на уровне требований государственного стандарта, использование
учебников, допущенных Министерством образования Украины в переводе с
украинского языка на языки национальных меньшинств", при этом, "начиная с 4
класса вводится двуязычное обучение или постепенный переход на преподавание
всех предметов на украинском языке, (т.е. "двуязычного" на самом деле не будет).
Родной язык и литература изучаются как отдельные предметы во всех
общеобразовательных учебных заведениях независимо от формы собственности".
Причем, "родной язык", по определению авторов "шедевра", - не тот, на котором
говорят в семье, и не тот, который считают родным для своего ребенка его
родители. Он определяется формально - по национальности матери.
О высшем образовании на языках "нацменов" речь вообще не идет! И это еще
не все: образовательные блага "нацмены" могут получать не безоговорочно, а лишь
при условии "цивилизованного понимания другими государствами культурных и
образовательных запросов украинцев, проживающих за пределами Украины и
паритетного отношения к ним". Это означает, что украинское государство намерено
сделать всех неукраинцев, являющихся гражданами Украины, заложниками
"паритетного отношения" к украинцам, проживающим вне Украины.
В еще худшем положении оказываются русскоговорящие украинцы и
граждане других национальностей, которых в совокупности даже больше, чем
этнических русских. За ними вообще не признается право считать родным язык,
отличный от национального.
Авторы подобных "концепций" очень любят ссылаться на зарубежные аналоги
и даже на акты международного законодательства, выстраивающие якобы похожую
логику. Однако эти ссылки не добросовестны. Дело в том, что западная (и идущая от
нее международная) традиции понимают термин "меньшинство" совсем не так, как
он понимается в Украине. Страны Запада считают меньшинствами прежде всего
иммигрантские группы населения. Шведы в Финляндии (6 процентов населения) и
шотландцы в Великобритании - это не меньшинства. Согласно западной традиции
граждане не могут быть "меньшинством", и все вопросы относительно западного
законодательства о меньшинствах снимаются, а пришлые иммигрантские группы
маргиналов действительно находятся в особом положении и, возможно, нуждаются
в особом законодательстве, которое, с одной стороны, защищает их права, а с
другой, защищает общество и от их некомпетентных действий, могущих
представлять для него опасность. Но их статус меняется с приобретением
гражданства. Кстати, и упомянутая Международная конвенция исключает из
определения расовой дискриминации различия, делаемые национальными
законодательствами между гражданами и негражданами, так что с точки зрения ее
дефиниций Украина выглядит даже менее привлекательно, чем Латвия.
Украина законодательно закрепляет дискриминационную практику,
фактически уже имеющую место по отношению к более, чем половине ее населения,
причем именно эта половина является носителем основной части как научно-
технического, так и гуманитарного потенциала страны.
При этом неуклонно расширяется, особенно на западе Украины,
националистическая агрессия, систематически проявляющаяся в хулиганских
выходках и актах вандализма. На Западной Украине рождаются чудовищные идеи:
два года назад во Львовском Институте внутренних дел прошла научно-
практическая конференция под симптоматичным девизом "Слово и оружие". В
одном из заслушанных и опубликованных ею докладов изобретен термин
"национальные обязанности юриста". Было сказано, что особенно четкое их знание
понадобится тем выпускникам института, которым придется служить на Юге и
Востоке Украины, где до сих пор говорят на "суржике" или, что еще хуже, на
русском языке.
...
Что касается возможности апеллировать к уже упоминавшейся
Международной Конвенции, то прежде следовало бы получить ответ на вопрос, а
действует ли она в Украине после принятия новой Конституции? Поскольку ее ст. 9
требует обязательного соответствия международных договоров нормам
Конституции. Цитированная Конвенция ей противоречит и, в соответствии со ст.ст.
8, 9 Конституции, не может быть признана частью национального законодательства.
Следует быть готовым к тому, что не только эта Конвенция, но и другие правовые
документы, принимавшиеся в прошлом и являвшиеся бесспорным гуманитарным
достижением, утратили силу на территории Украины.
Подводя итог, приходится констатировать, что за годы независимости Украина
многое утратила как в сфере прав человека, так и в сфере межнациональных
отношений. Восполнение этих потерь представляет собой серьезную задачу для
искалеченного украинского общества.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
26.08.99 (А.Орлов; Москва)

Социум

РОССИИ НУЖЕН "МИР" - 2

25 августа с.г. в Государственной Думе по инициативе Н.И.Рыжкова прошла
пресс-конференция, посвященная началу всероссийской акции по спасению
космической станции "Мир", приговоренной российским руководством к
затоплению в океане "в связи с нехваткой бюджетных средств". Во сколько
обойдется сохранение "Мира"? Программа-минимум - 100 миллионов долларов в
год. Много ли это? 100 миллионов - это стоимость трех-четырех военных самолетов,
или двух самолетов пассажирских, или десятая часть стоимости атомной подводной
лодки. В переводе на личное потребление это стоимость двух литровых пакетов
молока, приобретенных за год каждым представителем взрослого населения России
(100 миллионов человек). К тому же деньги, потраченные на "Мир", превратятся в
зарплату десятков тысяч людей, дадут ощутимый социальный эффект.
Уничтожение "Мира" оформляется как прекращение бюджетного
финансирования программы и передача станции на баланс РКК "Энергия" - но с
условием "обеспечения безопасного уничтожения" полностью работоспособной
орбитальной станции, на которой только новое исследовательское оборудование,
установленное за последние несколько лет, стоит более трех миллиардов долларов.
Что же касается стоимости программы по созданию новой станции, то ее
минимальная стоимость оценивается в десять миллиардов долларов (при условии
сохранения необходимых производственных мощностей - промкооперации). Но в
случае, если "Мир" будет уничтожен, то рухнет оставленная без заказов
промкооперация, которая сегодня кормит до двухсот тысяч человек, не считая
членов их семей. При этом стоимость реанимации десятков уникальных
предприятий, если она вообще возможна, оценивается уже во многие десятки
миллиардов долларов.
Фактически, закрытие программы "Мир" уничтожит не только российскую
пилотируемую космонавтику, отбросив Россию на уровень третьесортных стран, но
и нанесет авиакосмической отрасли России и СНГ смертельный удар, после
которого ее восстановление станет невозможным. Сохранение "Мира" на орбите
позволит российской космической отрасли поддерживать способность к быстрому
восстановлению в случае разворачивания новых программ.
Получается парадокс: "безопасное управляемое снижение и затопление
станции" требует абсолютной работоспособности и управляемости станции и
наличия достаточного запаса топлива, но, в таком случае, зачем нужно уничтожать
работоспособную станцию?!
По мнению космонавта Г.М.Стрекалова, проработавшего на "Мире" многие
месяцы, все доводы о том, что станция "устарела", носят искусственный характер.
Даже без обновления оборудования "Мир" способен устойчиво функционировать по
меньшей мере пять лет, а при необходимости - и больше. Станция - не ширпотреб,
срок службы которого ограничен поломкой одного из элементов, а техническая
система с резервированием и возможностью ремонта и модернизации всех основных
систем. Срок эксплуатации такого рода технических систем многократно превышает
срок службы составных частей, и система может считаться абсолютно надежной.
Надежность "Мира" такова, что он может выдержать удар метеорита: на станции
есть средства для поиска и заделки пробоин, в крайнем случае можно отстыковать
разрушенный модуль и присоединить новый.
Характерно, что чем крупнее технический объект, тем дольше срок его жизни.
В составе флота США больше полувека находится линкор "Миссури", не
значительно моложе многие ударные авианосцы. Основная масса
бомбардировщиков Б-52 построена тридцать лет назад. Но после нескольких
модернизаций они считаются вполне надежными и современными. Чем же
провинилась станция "Мир", которой всего-то тринадцать лет?
За годы своего существования на орбите станция постоянно
модернизировалась, и ни о каком моральном старении не может быть и речи. За
последние годы там размещено 14 тонн нового уникального научного оборудования.
Международная космическая станция "Альфа" после нескольких лет достройки на
орбите не будет представлять собой ничего принципиально нового по сравнению с
"Миром". Вина "Мира" только в том, что он нисколько не хуже американской
космической коммуналки.
Решение о затоплении "Мира" - решение чисто политическое, и исходит оно
из-за океана. Сегодня "Мир" - бельмо в глазу у американцев. Уничтожение "Мира" -
это хуже, чем продажа Аляски. Это - отречение России от своей космической
короны, это продажа своего космического первородства за чечевичную похлебку.
Борьба за "Мир" имеет и духовный аспект. Оказывается, существует
международный коммерческий проект "Вифлеем", в рамках которого двухтысячное
по счету рождество Иисуса Христа будет отмечено богослужением на орбите. И
сегодня решается вопрос, будет ли отмечено на орбите Рождество православное.
Космонавт А.С.Викторенко, четыре раза работавший на "Мире", рассказал о
своем знаменитом полете на станцию, когда, казалось бы погибшая, обесточенная,
промороженная космическим холодом станция была успешно восстановлена - и
летает до сих пор.
"Кто владеет космосом - тот владеет миром" процитировал американских
стратегов И.В.Мещеряков, в течение многих лет руководивший военно-
космическими программами Советского Союза. Мы слишком много говорим о
технике, в то время как речь идет о геополитике и обороноспособности страны.
Безраздельное господство в космическом пространстве - стратегическая цель США,
законодательно закрепленная американским конгрессом и Совбезом в целом ряде
документов. Уничтожение "Мира" руками российского правительства - необходимое
условие мирового господства НАТО, и мы не должны это допустить.
По нормам международного права, на обитаемый летательный аппарат,
которым является и космическая станция, распространяется юрисдикция страны-
владельца. Борт "Мира" - такая же территория России, как палуба российского
корабля. И этот кусочек России сдан не будет!

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
25.08.99 (А.Орлов; Москва)

Здравоохранение

НА ДАЛЬНИХ ПОДСТУПАХ

Компетентные организации России рассматривают варианты реагирования на
катастрофическую эпидемиологическую обстановку в Турции, которая связана с
Россией десятками авиарейсов. Рассматривается возможность приостановки прямого
воздушного сообщения между двумя странами, введение карантина или постановки
на специальный учет прибывающих из Турции пассажиров, а также другие меры
аналогичного характера.
С точки зрения эпидемиологов, пассажирская авиация отнюдь не является
символом прогресса. Если раньше морские суда находились в пути многие дни, а
потом отстаивались на специальном карантинном рейде, то авиапассажир,
заразившийся болезнью в Турции, через считанные часы окажется в гуще
российской жизни.
Выработке оптимальной системы санитарных мер препятствуют турецкие
власти, наложившие строжайший запрет на информацию, способную отрицательно
повлиять на туристический бизнес, на "игле" которого прочно сидит турецкая
экономика (поступления до 20 млрд. долларов в год).
Как вероятные рассматриваются вспышки "классических" кишечных
инфекций (дизентерии, холеры, тифа), которые при наличии соответствующих
препаратов (антибиотики, бактериофаги) сегодня достаточно радикально
локализуются и лечатся. Гораздо хуже с другой "классикой" - с чумой, природные
очаги которой в достаточном количестве присутствуют на турецкой территории.
Всего один больной, попавший в скопление людей, например, в переполненное
метро, заразит по меньшей мере десятки человек, отыскать которых будет
невозможно, пока не начнется болезнь.
В связи с этим российские эпидемиологи склоняются к идее направления в
Турцию специализированных медицинских отрядов (вероятно, по линии МЧС) или
посылки в Турцию соответствующих медикаментов и вакцин, для нанесения удара
по заразе на дальних подступах и на чужой территории.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
25.08.99 (С.Анчуков; Москва)

Национальная безопасность

ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ

В течение без малого двух лет Дума предыдущего созыва вместе с
правительством проходила военно-стратегический (если так можно выразиться)
ликбез. Генерал-полковники из ГШ ВС и МО читали лекции и поясняли
государственным деятелям простейшие вещи, которые знает любой общевойсковой
лейтенант.
Степень освоения предмета была разной. Многие вдруг заговорили о
геополитике и стали "крутыми" государственниками. Другие (приверженцы
реформ), во что бы то ни стало, остались "двоечниками по убеждению", третьи
ничего не поняли в силу занятости и лени. Результат известен. Бюджет, в том числе
и военный, был провален.
При нынешней Думе и при новом профессиональном правительстве (котором
по счету?), войска голодают и офицеры стреляются отнюдь не от любви, а от ужасов
мирной жизни. Солдаты разуты, раздеты. Впереди полгода борьбы с реальной
стужей в отдаленных гарнизонах, а не только с газетными утками в Москве. Вывод:
военно-стратегический ликбез нужен еще.
...
В качестве примера сошлюсь на статьи военного обозревателя С.Сокута в НГ
N 32 за этот год ("Сократить часть или потерять все") и Ю.Киршина ("Теоретик
Красной Армии"). Первая - комментирует замысел реформирования Армии,
изложенный бывшим Министром внутренних дел РФ, генералом-армии, доктором
экономических наук А.Куликовым. Вторая - является демонстрацией принципа
историзма в современных изысканиях и является своеобразным обоснованием
концепции строительства ВС на рубеже тысячелетий.
Суть предложений С.Сокута состоит в том, что "военным ретроградам",
лежащим бессмысленным бревном на пути "адекватно понимающих ситуацию
реформаторов", пора бы уже взглянуть "правде в глаза и назвать вещи своими
именами".
Ради истины следует заметить, что в течение 10 лет робкие попытки
Генерального штаба вразумить во всем знающих толк реформаторов успеха не
имели. Имеется ввиду сомнительное объединение ВВС и Войск ПВО, разгром
Сухопутных войск и самого ГШ ВС, создание разного рода бесполезных
командований (например, Оперативного командования стратегических сил
сдерживания, "мобильных" и пр. сил), многочисленные концепции строительства
"профессиональных, высокооснащенных ВС" и разного рода другие президентские
новации.
Газетная беспринципность тоже своего рода принцип. Но не до такой же
степени, чтобы тиражировать в тысячах экземпляров не проработанные
предложения, не соответствующие действительности данные и противоречащие
здравому смыслу проекты. Страна и ВС уже получили удар, сравнимый по
результатам с ядерной войной, и отброшены в своем развитии на 25-30 лет назад.
И если генерал-армии А.Куликов думает, что современные вооруженные силы
это конвойные войска МВД, ОМОН и милиция или, в лучшем случае,
легковооруженные Воздушно-десантные войска, то он глубоко заблуждается в
оценке перспектив реформирования Российской Армии, тем более Военно-морского
флота.
Генерал и доктор экономических наук должен понимать, что при подавлении
вооруженных бандформирований в Чечне, тем более при отражении удара
регулярной современной армии, спецназ, СОБР и даже "мобильные силы" проблем
не решали и не решают. Подобного рода мысли могут быть сродни только
измышлениям о "38 снайперах, способных отслеживать" противника и выполнять
задачи за целую дивизию.
Если А.Куликов все же понимает суть проблемы, то откуда эти новаторские
мысли перевести ВС на "кадрово-территориальную (?) систему строительства" в
численности 550 тысяч. Или видение вооруженной борьбы уважаемого военно-
политического деятеля не выходит за рамки деяний МВД в Москве и в Чечне?
Неужели под этим всем понимается то, что современные Сухопутные войска
вооружены трехлинейкой и телегой времен "реформы 1918-1926 года" по замыслам
главного теоретика Красной Армии и "великого философа войны" Л.Троцкого?
Но для этого не нужно содержать даже 550 тысяч военнослужащих, как
рекомендует генерал А.Куликов. Достаточно всего лишь одного столичного округа в
численности 55 тысяч человек. Тем более, что о мировой революции нет и речи.
Разумеется, все будут сыты и обуты. Возможно даже в меру сил, между
праздниками, войска займутся "боевой подготовкой". Армия и Флот будут
действительно немногочисленными, мобильными и даже "профессиональными". На
них с умилением будут смотреть россияне-налогоплательщики, с гордостью (как на
дело рук своих) реформаторы и с величайшей признательностью за высокие
показатели (в деле преодоления трудностей реформирования) заокеанские
благодетели. Но ни сегодня, ни тем более в перспективе, такие Армия и Флот, как
атрибуты государства и "неизменные союзники" в деле обеспечения военной
безопасности России не пригодятся.
...
Армия, как известно, это не только профессионально подготовленный личный
состав и "военно-обученный" резерв, но и военная техника - материальная основа
войны.
Вооружение нужно не только грамотно эксплуатировать и содержать, но и
охранять (для того чтобы не растащили). Для этого нужны "людские ресурсы". Но
если сегодня на одну единицу тяжелого вооружения в ВС России приходится всего
лишь 13-14 человек, а в ВС США - 56-60, то не трудно понять до какой степени
снижена планка боеспособности войск, коэффициент технической готовности
вооружения и безопасность хранения ВВТ.
При этом, как заявил в июле замминистра обороны генерал-полковник
А.Ситнов, за последние 7-8 лет парк вооружений и военной техники обновлен
только на 1,5% (при ежегодной потребности поставок от промышленности не менее
5-6% от наличного состава ВВТ). Если так будет продолжаться, Вооруженные Силы
по уровню технической оснащенности и боеготовности в ближайшее время
превратятся в "потешные войска для парадов", в бесполезного потребителя
бюджетных средств.
Если учесть прогноз развития военно-стратегической ситуации и деятельность
НАТО на Балканах, задач у Вооруженных сил России по сравнению с Советской
Армией не убавилось. Если судить по территории и протяженности границ, то 10
дивизиями не обойтись.
Какой здравомыслящий человек, минимально осведомленный в географии, не
поймет разницы между РФ - континентальной державой с ее политическим
"окружением" и, например, США, которые, как известно, расположены на "большом
острове". На тысячи миль охотников до национального достояния американцев и
потенциальных противников у Америки нет. Но американцы содержат 20 дивизий,
НАТО имеет 50, а мы дореформировались до того, что содержим только три
относительно боеготовые дивизии в трех стратегических регионах, четыре
общевойсковые бригады, да еще три дивизии ВДВ в качестве резерва. А если завтра
война? Наверное, попросим НАТО отложить операцию на пятилетку для того, чтобы
справиться с трудностями в разгромленном экономическими реформами государстве
и "неготовностью России к войне".
Совершенно некорректны ссылки на опыт Германии и необходимость
употребить его в России по "аналогии экономических условий".
Немцы действительно сохранили офицерский состав в численности "черного
Рейхсвера времен Веймарской республики" - полуподпольной Армии, ограниченной
послевоенными договорами 100 тысячами человек, вооруженных просверленными
карабинами и фанерными макетами танков. Действительно, спасение "золотого
фонда" нации в годы кризиса на деле позволило Германии не только провести
перевооружение и реформу Рейхсвера, но и развернуть в течение 6 лет гитлеровский
Вермахт в численности 5 миллионов человек.
Однако, успехи немцев в военном строительстве стали возможными при
наличии следующих условий:
- народ Германии понимал необходимость иметь армию, соответствующую не
бесспорной, но все же национальной идее времен "Третьего Рейха" и поголовно
участвовал в военно-патриотических обществах;
- промышленность Германии в 30-е годы была на подъеме, и были
соответствующие военным замыслам средства;
- правительство было готово выделить и выделило с согласия населения
необходимые ресурсы на Армию и Флот.
Следует отметить, что это было всего лишь воплощение на деле известных
всему миру мыслей военного министра фельдмаршала Д.Милютина, одного из
выдающихся военных реформаторов России XIX века.
...
Впрочем, "военным ретроградам" пока не по силам тягаться с мнением
"общественности" и независимой в своих суждениях от интересов народа и здравого
смысла "четвертой власти".
Естественно, что я мыслю с позиций долга, чести, внутренней моральной
дисциплины, проистекающей не из принуждения, не из обстоятельств, а из
принципов профессиональной традиции. Смогут ли меня и тех кто служит в ГШ
России понять люди другого мировоззрения, представители бюрократии, воров,
медиакратии. Сегодня они сделались хозяевами информационного поля, хозяевами
власти. Но нелишнее спросить: а по какому, собственно, праву?
...
Осенью 1995 года, Министр обороны РФ П.Грачев озвучил не новую, но
здравую мысль: продвинуть в Государственную Думу 200 полковников и генералов
путем выборов. Хорошая в принципе идея не была реализована. Но если бы это
произошло, то наши избиратели создали бы "милитаризованную" в хорошем смысле
Думу и жили бы без военно-стратегического ликбеза и без особых проблем.
По крайней мере, половина депутатов была бы соответствующим образом
информирована в вопросах военно-стратегического характера и методах принятия
решений. И мы не ждали бы голода, войны, беззакония, бандитизма, клоунады на
телевидении и интриг во власти.
В этом смысле не плохо было бы подумать, а еще лучше осуществить на деле
идею созыва Собрания офицеров России. От имени которого следовало бы спросить
господ и товарищей, депутатов, членов правительства, вождей и прочих деятелей:
"Когда вы научитесь мыслить по государственному? Когда вымрет от голода или
будет уничтожен ваш электорат оставшийся без защиты на просторах бывшей
Великой Державы?".
Может быть, следует осуществить подобный политический проект без участия
инородных и заокеанских мозгов, опираясь только на свои силы и таланты, которых
не занимать.

__________________________________________________
[С.В.Анчуков, кандидат военных наук, полковник]
__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
24.08.99 (А.Мостовой; Москва)

Социум

ЭХ, Я...ЛОЧКО!

Об истинных целях политиков можно судить по тем законам, которые они
"проталкивают". Наиболее впечатляющее детище "Я...лока" (Болдырев вышел из
"Яблока" еще в 1995 году) - закон "О соглашениях о разделе продукции" (СРП).

Для справки

Современная мировая практика эксплуатации недр применяет три основных
модели регулирования правоотношений:
- лицензирование (во всех развитых странах, имеющих собственную нефте-,
газо-, рудодобывающую промышленность);
- концессию, при которой недра передаются по конкурсу на оговоренных
условиях пользователю;
- соглашение о разделе продукции между собственником недр и их
пользователем.

Пример США

Около 57 процентов природных ресурсов принадлежат собственникам земли.
Остальная часть (западные штаты, Аляска) в федеральной собственности. Для
федеральных земель режим недропользования единый - лицензионная система, не
допускающая никаких исключений. Парламент периодически определяет перечень
новых территорий, на которых недропользование разрешено. Предоставление
лицензий только по конкурсу, который проводится по одному параметру -
первичному платежу - бонусу (не обещанию заплатить, а по поступившим на счет
деньгам). Все технические, природоохранные (восстановительные), временные
параметры устанавливаются до конкурса. Всякие прямые переговоры
исполнительной власти с потенциальными недропользователями запрещены. На
федеральных территориях из этого порядка предоставления лицензий никаких
исключений быть не может.
Если конкурс был проведен с нарушениями - возможно административная его
отмена. В случае неисполнения конкурсных условий лицензия забирается, деньги не
возвращаются.
Госчиновник не может в течение нескольких лет уйти на работу в компанию, с
которой были взаимоотношения по службе.
К участию в конкурсе на получение лицензии допускаются фирмы,
прошедшие проверку на отсутствие в их предыдущей деятельности или в связанных
с ней фирмах случаев нарушения природоохранного законодательства.
Недропользование на территории США осуществляется строго в рамках
законодательства США. Обязательно страхование ответственности. Исключений не
допускается. Лицензия выдается на 5, 8, или 10 лет.

Пример Китая

В основе недропользования - модифицированная "индонезийская" модель
соглашения о разделе продукции. Применяется СРП в Китае только для морских
нефтезалежей.
Монопольным правами на разработку, добычу и реализацию нефти на
выделенном правительством участке обладает Государственная нефтяная компания
(ГНК), которая полностью отвечает за осуществление операций по международному
сотрудничеству в нефтедобыче.
Иностранный инвестор получает право на пользование недрами на условиях
СРП исключительно на конкурсной основе. На конкурс выставляются только новые
и не разрабатываемые участки недр. Нефтяной контракт с иностранным инвестором
- победителем конкурса подписывает ГНК.
Все решения по реализации СРП принимаются совместно ГНК и инвестором.
Иностранный инвестор полностью берет на себя риск, осуществляет инвестиции и
операции по разведке месторождения. После обнаружения промышленного
нефтегазового месторождения, ГНК и иностранный инвестор, сохраняя
независимость юридических лиц, совместно инвестируют добычу сырья.
Собственность на нефтяные ресурсы, в пределах юрисдикции КНР,
принадлежит государству. В Китае осуществляется жесткий госконтроль за
недропользованием на условиях нефтяного контракта по СРП.
Все необходимые подрядные проектные и производственные работы,
оборудование, материалы осуществляются (поставляются) исключительно на
конкурсной основе победителями специально организуемых международных торгов.
Предпочтение китайским проектам и работам, китайскому оборудованию и
материалам отдается без каких либо дополнительных льгот и квот, при условии их
конкурентоспособности с иностранными аналогами по качеству, цене и срокам
поставок, а также при иных равных условиях.
Импорт необходимого оборудования и материалов для выполнения работ по
нефтяному контракту осуществляется беспошлинно (за исключением персональных
компьютеров и легковых автомобилей).
Нефтяной контракт осуществляется в соответствии с национальным правовым
режимом без каких либо исключений для иностранного инвестора.
...
Упомянутые подходы показывают, как страны жестко, при параллельных
системах контроля, защищают свои национальные интересы в использовании
природных ресурсов.
Режимы СРП и концессии предоставляются исключительно при выполнении
следующих условий:
- обязательность конкурсов на предоставление права пользования недрами;
- на конкурс выставляются только новые месторождения;
- инвестор полностью берет на себя риск, осуществляет инвестиции и
операции по разведке месторождения;
- участки недр должны использоваться как гарантия для развития
национальной промышленности;
- никакие переговоры до конкурса не ведутся.
...
Какой же закон был принят по настоянию "Я...лока"?
Первоначальный вариант Закона о СРП был принят Государственной Думой в
1995 году, но отклонен Советом Федерации. Согласительной Комиссии
Государственной Думы и Совета Федерации в 1995-м году удалось добиться
некоторой корректировки закона. После чего законопроектом вновь занялась
Государственная Дума. Работа над корректировкой закона о СРП велась в Госдуме
три года, но привела к прямо противоположному результату. Недавно принятые
изменения в Закон о СРП предусматривают:
- возможность вводить в действие соглашения, заключенные без проведения
конкурсов, непосредственно решениями органов исполнительной власти, без
утверждения таких соглашений Государственной Думой;
- требование конкурентоспособности российского оборудования, технических
средств и материалов по отношению к аналогичной иностранной продукции по
срокам поставок, с одновременным отсутствием требования конкурентоспособности
закупаемого иностранного оборудования с отечественным по цене;
(Это нейтрализует уточненное в законе (по сравнению с прежней редакцией)
требование о квоте для российских производителей.
Компенсирование расходов инвестора российским сырьем стимулирует его к
затратному подходу, к закупкам максимально дорогого оборудования. Эта норма,
одновременно с обогащением недобросовестного инвестора, обогащает и
стимулирует зарубежную тяжелую промышленность.
При оговорке о необходимости конкурентоспособности российского
оборудования по срокам поставки и качеству, закон не предусматривает санкций в
отношении недропользователя за несоблюдение квоты по размещению заказов на
российских предприятиях. Таким образом, речь идет даже не о равной конкуренции,
а о прямой дискриминации российского машиностроения.)
- включение в перечни участков недр, переводимых на режим СРП, тех
участков, в отношении которых имеются (?!) результаты проведения конкурсов или
аукционов по предоставлению права пользования участками недр на условиях
раздела продукции.
(По существу, закон требует от законодателя согласиться с действиями
исполнительной власти, которая противозаконно, как, например, в случае с
незаконно проведенным конкурсом, в котором победила компания "Эксон", путем
законодательной необратимости пытается уйти от ответственности за разграбление
страны.)
- необязательность решений законодательных (представительных) органов
государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации о
переводе участков недр на режим СРП;
- право исполнительной власти самостоятельно (без парламентского контроля)
переводить на режим СРП участки недр, включающие месторождения нефти,
извлекаемые запасы которых составляют до 25 миллионов тонн.
(Поделить месторождение на нужное число участков - проблемы не
составляет. Можно представить, какие взятки предложат чиновникам, особенно если
помнить первое: "возможность вводить в действие соглашения, заключенные без
проведения конкурсов, непосредственно решениями органов исполнительной
власти".)
...
В политике, как и в разведке, существует масса отработанных тактических
приемов. Например, двойной агент многие годы поставляет ценную, правдивую
информацию своему мнимому хозяину только для того, чтобы в час "X" солгать, но
ему бы безоговорочно поверили.
Или оппозиционная группа в парламенте, которая ну очень уж принципиальна,
а потому всегда в меньшинстве. Но включается в настоящую работу только для дел,
которые ее истинному хозяину приносят суперприз, например, такой, как
Федеральный Закон Российской Федерации "О Соглашениях о разделе продукции".
Ведь на территории России сосредоточено не менее трети всех минеральных
ресурсов планеты Земля. Тут, дорогие соотечественники, такие ставки!
Так к кому же в оппозиции "Я...локо"?

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
24.08.99 (Соб.инф.; Вильнюс)

Литва

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

23 августа с.г. в Вильнюсе началось чтение приговора по делу
М.Бурокявичуса, Ю.Ермолавичюса и других обвиняемых. Этот процесс носит,
несомненно, политический характер, поэтому, несмотря на отсутствие у суда каких-
либо доказательств вины обвиняемых, всем им, по-видимому, будет вынесен
обвинительный приговор.
Ряд политических процессов, проходивших в Вильнюсе в последнее время,
показывает, что литовские суды, фактически, стали инструментом подавления
политического инакомыслия и поэтому на объективный подход рассчитывать не
приходится.
Так Литовский апелляционный суд более чем вдвое увеличил сроки лишения
свободы бывшим членам Шальнинчикайского районного совета, десять лет назад
пытавшимся провозгласить автономию в этом польском районе Литвы, придав
обратную силу УК 1994 года.
...
Примечательно, что Литва ухитряется успешно использовать и Польшу (как
инструмент включения в европейские структуры), и Россию (как экономического
донора), и одновременно проводить политику жесткого апартеида в отношении
нелитовского населения, как русских, так и поляков.
Следует отметить, что исторически основой Великого княжества Литовского
были славяне (официальным языком княжества был старобелорусский), а Вильно, до
включения его в состав Литовской ССР, был польским городом. Что касается
балтских племен, ставших этнической основой современных "литовцев", то они
фигурировали под названиями жмуди или жемайтов и стали "титульной нацией"
благодаря немцам, которые после "Брестского мира" разделили отторгнутые у
Российской империи прибалтийские провинции на Литву, Латвию и Эстонию (что в
последствии было сохранено советским руководством).
Славяне имеют более чем достаточные исторические основания считаться
коренным населением прибалтийских государственных образований и пользоваться
всеми общепринятыми правами наравне с балтийскими племенами,
узурпировавшими государственную власть в 1918 и 1991 году.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
24.08.99 (Соб.инф.; Москва)

В Госдуме РФ

РОССИИ НУЖЕН "МИР"

25 августа с.г. в Государственной Думе РФ состоится брифинг, приуроченный
к началу Всероссийской акции "России нужен "Мир", целью которой является
сохранение российской орбитальной станции "Мир".
В брифинге планируется участие космонавтов, ведущих специалистов
космической отрасли, экспертов.
Контактный телефон: (095) 292 88 36.

∙ Рубрика ∙  Вверх