Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru http://slavmir.msk.ru
телефон/факс: (095) 232 95 97, 131 42 59

Информационный сборник
16.10.99 - 13.10.99

При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации N 03127 от 07.08.95 г.
__________________________________________________

Славянский мир
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СТРАНАХ СНГ (ЧАСТЬ 2)

Балканы
ПАДЕНИЕ ДИНАРА

Славянский мир
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СТРАНАХ СНГ

В Совете Федерации
ВЫСТУПЛЕНИЕ Ю.И.СКУРАТОВА НА 52-м ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА
ФЕДЕРАЦИИ (13 октября 1999 г.)

Реплика
ДВОЙНИКИ И МИСТИФИКАТОРЫ

Украина
ЧЕМ БЫ ДИТЯ НЕ ТЕШИЛОСЬ...

Кавказский кризис
ДВОЙНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ
__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
16.10.99 (К.Фролов; Москва)

Славянский мир

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СТРАНАХ СНГ (ЧАСТЬ 2)

2. Русская Православная Церковь в Белоруссии

2.1. Этноконфессиональная ситуация в Белоруссии

Белоруссия считалась "полигоном атеизма". Погром Православия достиг здесь
беспрецедентных масштабов - к 1988 г. осталось только 50 приходов РПЦ. Однако
за 10 последующих лет количество православных приходов достигло 1050, создано
9 новых епархий, открыты Духовная академия и Православный Богословский
факультет в Европейском государственном университете в Минске.
Между тем, в Белоруссии явно существует цивилизационный конфликт, от
исхода которого зависит геополитическая ориентация Белой Руси. Действующие
силы этого конфликта - Русская Православная Церковь, католицизм и радикальные
протестантские группировки. Особенностью Белоруссии является то, что
сторонникам антироссийского курса не удалось возродить Белорусскую греко-
католическую (униатскую) церковь, соответственно, здесь нет своего "галицийского
феномена", нет и этно-географического анклава, аналогичного западно-
украинскому. Белорусская Греко-Католическая Церковь - маргинальная
группировка, насчитывающая всего 9 приходов (несмотря на внушительные
инвестиции).
Линия противостояния проходит напрямую между РПЦ и польским
католицизмом. Как православных себя идентифицируют более 80% населения, как
римо-католиков - около 20%. Католики имеют около 350 приходов, академию в
Гродно, однако, основные базы подготовки кадров находятся в Польше, там же
расположены две мощные радиостанции. Две трети духовенства и архиепископ
Казимир Свентэк - поляки. Польская ориентация пропагандируется костелом.
Показателен конфессиональный состав белорусской "оппозиции": Станислав
Шушкевич - римо-католик, Мечислав Гриб - римо-католик, Станислав Богданкевич
- католик, Зенон Позняк - униат.
Однако в последние годы у РПЦ в Белоруссии появился новый противник -
радикальный протестантизм. При проправославной риторике нынешней властью
оказывается реальная поддержка общинам баптистов-пятидесятников
(зарегистрировано около 400 общин), административный центр которых
расположен в США. Пятидесятники имеют активного покровителя - заместителя
главы администрации президента Ивана Пашкевича (речь идет даже не о
покровительстве, а о директивном насаждении). Пашкевич предлагает строить
"белорусскую идентичность" на основе протестантизма, утверждая, что
возрождение Православия приведет к полному поглощению Россией. Однако
радикальный американский протестантизм, по существу, демонстрирует духовную
и культурную убогость и не может конкурировать ни с православной, ни с
католической традицией.
Продолжаются попытки реанимации автокефалистского раскола.
Предыдущая попытка спровоцировать автокефалистское движение была
предпринята немцами во время Второй мировой войны, однако, идеологическая
база белорусского сепаратизма оказалась ничтожной. Несмотря на арест, Минский
митрополит Пантелеймон (Рожновский) отказался выйти из РПЦ, а те, кто
отделился, после войны перешли в Русскую Православную Церковь за границей.
В настоящее время имеются две микроскопические группировки в США, одна
из них, возглавляемая "патриархом" Юрием Рощей, попыталась перенести свою
деятельность в Белоруссию. В 1998 г. Филарет Денисенко "рукоположил" активиста
БНФ, в прошлом имеющего неоднократные судимости, Петра Гущу в "епископы". В
настоящее время Гуща арестован по чисто уголовному делу.
У белорусских раскольников имеется один приход. Однако нельзя не
отметить огромную финансовую и политическую поддержку этой авантюры
оппозиционными кругами.

2.2. Белорусский Экзахрат РПЦ

Русская Православная Церковь в Белоруссии имеет статус Экзархата, т.е.
"филиала Московской Патриархии" с ограниченной автономией (епископы
напрямую назначаются Москвой).
РПЦ восстановила свою структуру на территории Белоруссии и создала базу
для дальнейшего, теперь уже качественного роста. Он должен заключаться в
форсированном миссионерстве, включающем в себя изменение гуманитарной
обстановки в регионе. Несмотря на устойчивый приоритет русского языка и
пророссийские симпатии населения, гуманитарная, идеологическая атмосфера в
Белоруссии в значительной степени контролируется антироссийскими силами.
РПЦ в Белоруссии является мощной и авторитетной силой, стоящей на
позициях воссоединения с Россией. Русофильская интеллигенция, стоящая на
позициях общерусского национально-культурного единства, считающая
Белоруссию (точнее, Белую и Западную Русь) частью России, группируется вокруг
Минской митрополии РПЦ.
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), находится в ряду
ведущих политических деятелей Белоруссии. Он является одним из старейших
иерархов РПЦ, безусловно незаурядной личностью. Митрополит Филарет -
крупнейший и опытный церковный дипломат и политик, широко образованный,
интеллигентный человек. Его минусом является причастность к наследию советской
церковной политики 60-80-х годов - экуменическому движению.
В последнее время нарастает критика митрополита Филарета как следствие
общей радикализации РПЦ. В феврале 1999 г. митрополиту Филарету была
устроена настоящая обструкция в Минской семинарии. Однако как политик
митрополит Филарет, безусловно, сторонник воссоединения с Россией.
Духовенство Минской епархии (205 приходов) - это актив "партии
воссоединения". Здесь выделяется братство архистратига Михаила и Покровский
приход в Минске (настоятель протоиерей Виктор Беляков), являющиеся центром
православной общественной жизни Минска. Это братство еще во времена
Шушкевича издавало и распространяло патриотические труды митрополита Санкт-
Петербургского Иоанна (Снычева).
Наиболее радикальным представителем православного епископата является
архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим (Кроха) - бескомпромиссный
противник экуменизма. Еще при Кебиче, в 1994 г. он предлагал создать
"Православную партию единства с Россией".
Необходимо так же отметить активную пророссийскую позицию
архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия (Дроздова), епископа
Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко), епископа Гомельского и
Жлобинского Аристарха (Станкевича).

2.3. Православные общественные движения

Союз православных братств Белоруссии насчитывает около 20 братств, 7 из
них - в Минске, 3 - в Могилеве, остальные - в Борисове, Гомеле, Гродно.
Имеющийся потенциал Белорусского Экзархата, православных общественных
движений Белой Руси, преподавательских корпораций русской ориентации
(Минской Духовной семинарии, академии, Богословского факультет ЕГУ и др.)
достаточен для создания сильного, конкурентоспособного интеллектуально-
политического вектора, способного кардинально влиять на гуманитарную и
общественно-политическую ситуацию в Белоруссии. Требуются лишь вложения в
издательскую деятельность и развитие информационной инфраструктуры.

3. Русская Православная Церковь в Молдавии и Приднестровье

После распада СССР территория Молдавии стала ареной борьбы Московского
и Румынского Патриархатов. В начале 90-х годов Бухарест объявил о создании на
территории Молдавии своей Бессарабской митрополии. К инспирированному
Румынской Церковью расколу присоединился епископ Бельский (РПЦ) Петр
(Пэдурару). Однако, несмотря на прорумынскую кампанию последнего
десятилетия, результаты деятельности румынской группировки оказались
ничтожными - румынская Бессарабская митрополия до сих пор не
зарегистрирована, количество ее приходов, по румынским источникам, - 89, по
сведениям Московского Патриархата - 23.
В течение последних лет между Московским и Румынским Патриархатами
регулярно проводились безрезультатные переговоры. За это время влияние
Московского Патриархата усилилось. В течение 1998 г. на территорию Молдавии
были назначены два новых епископа прорусской ориентации, закончивших
Московские духовные школы - Дормидонт (Чекан) и Анатолий (Ботнарь).
В 1995 г. было создано Дубоссарское викариатство, преобразованное в 1998 г.
в самостоятельную Приднестровскую епархию. Епископом Тираспольским и
Приднестровским является Юстиниан (Овчинников). Юстиниан проводит жесткую
промосковскую линию, противостоит попыткам интеграции Приднестровья в сферу
влияния Украины (им, в частности, ликвидирована структура "Киевского
Патриархата"). Юстиниан стал заметной фигурой Приднестровья, олицетворяющей
единство с Россией. В Приднестровье расположен Ново-Немецкий монастырь,
основанный знаменитым русским святым Паисием (Величковским). Юстиниан
создает на его базе крупный региональный духовный центр.
Преобладание Русской Православной Церкви в Молдавии - не случайно. Оно
имеет глубокие исторические корни. Еще в XVIII веке в результате антицерковной
политики Петра I, Анны Иоанновны и Екатерины II Молдавия стала местом
эмиграции русского ученого монашества, наиболее выдающимся представителем
которого был преподобный Паисий (Величковский), основавший в Молдавии
монашеские общины и научно-богословские центры.
На 1 января 1999 г. Православная Церковь Московского Патриархата
насчитывала на территории Молдавии и Приднестровья 997 приходов, 30
монастырей, Богословский факультет Кишиневского университета. Митрополитом
Кишиневским и Молдавским является Владимир (Кантарян) - сторонник единой
РПЦ.

4. Русская Православная Церковь в Казахстане

Русская Православная Церковь на территории государства Казахстан состоит
из трех епархий, каждая из которых напрямую подчиняется Московскому
Патриархату. Всего на территории Казахстана около 200 приходов РПЦ и 10
монастырей. За годы независимого существования Казахстана его правящий режим
неоднократно предпринимал попытки обособления Казахстанских епархий от МП.
На волне "эйфории" от независимости властями прорабатывались варианты
автокефалии, но провал филаретовской авантюры на Украине сделал невозможным
даже разговоры на эту тему. Тогда была предпринята попытка создания экзархата,
но и она не прошла. В 1992 г. казахстанские власти пытались воспрепятствовать
регистрации двух новых епархий РПЦ, однако, в итоге они были зарегистрированы.
Внешне власти Казахстана демонстрируют лояльность к РПЦ, однако, имели место
попытки поджогов храмов, ответственность за которые брали радикальные
казахские организации. Органы МВД Казахстана постоянно устраивают провокации
во время богослужений, например, препятствуя казакам, одетым в форму, входить в
церковь и т.п.
Самая крупная епархия - Астанайская и Алма-Атинская (102 прихода).
Управляет ею архиепископ Алексий (Кутепов) - ученик Патриарха Пимена. Хотя
Алексий внешне лоялен Назарбаеву, приходы епархии служат прибежищем для
представителей казачьих организаций. Алексий многое делает для отстаивания
русской культуры и языка. Так, фонд "Светоч", президентом которого он является,
создал сеть православных русских гимназий во всех крупных городах епархии.
Программы гимназий (составленные во взаимодействии с российскими вузами) -
русские, они являются реальным противовесом гуманитарной политике казахских
властей.
Общая радикализация в Русской Православной Церкви коснулась и
Казахстана. В феврале 1999 г. появилось заявление клириков Алма-Атинской
епархии, направленное против экуменизма и назарбаевского режима (одновременно
аналогичные заявления появились в Новосибирске, Барнауле, Санкт-Петербурге).
Две другие епархии являются одними из самых бедных в РПЦ. Уральскую и
Гурьевскую возглавляет архиепископ Антоний (Москаленко), уехавший с Украины
в 1991 г. по причине неприятия украинизации. Заслуживает внимания позиция
архиепископа Антония по вопросу русского населения - он пытается сдерживать его
отъезд, проповедуя недопустимость оголения "русского фронта".
Епископ Чимкентский и Акмолинский Елевфарий (Козарез) - традиционалист
и русский патриот.
...
Инвестиции мусульманских государств в ислам в Казахстане значительно
превышают инвестиции в Православную Церковь, которые практически
отсутствуют. Но несмотря на мощные вливания в ислам, преждевременно говорить
о его определяющем влиянии в Казахстане.
Существует серьезная проблема экспансии различных протестантских сект,
вовлекающих в свою деятельность и русское население. Тем более необходима
поддержка миссионерских структур РПЦ таких, как Свято-Тихоновский
богословский институт и другие учебные заведения РПЦ.

5. Русская Православная Церковь в странах Средней Азии

История Православной миссии в этом регионе насчитывает более ста лет. Так,
в одной Туркмении до революции было 22 храма и миссия.
На территории четырех среднеазиатских государств действует Ташкентско-
Среднеазиатская епархия РПЦ. Ее возглавляет архиепископ Владимир (Иким) -
русский патриот, известный проповедник и талантливый церковный писатель,
являющийся лидером русской диаспоры в Узбекистане и Таджикистане. В регионе
РПЦ является, практически, единственной связью с Россией. Всего в епархии - 97
приходов, 4 монастыря. В Ташкенте имеется Духовная семинария. Назрел вопрос о
создании отдельной епархии в Киргизии (где существует значительная русская
диаспора) с необходимыми миссионерскими и образовательными структурами.

6. Русская Православная Церковь на Кавказе и в Закавказье

6.1. РПЦ в Абхазии

Под давлением Советской власти Абхазия была включена в юрисдикцию
Грузинской Православной Церкви (исторически абхазы то имели, то теряли
собственный Пицундский католикосат). В результате грузино-абхазского конфликта
Абхазию покинул грузинский епископ Даниил и священники - грузины. С тех пор,
духовное окормление Абхазии осуществляет Русская Православная Церковь.
Действует Ново-Афонский монастырь и около 10 приходов. В Москве создано
подворье Ново-Афонского монастыря, абхазские студенты учатся в московских
духовных школах. Однако неопределенный статус православных в Абхазии требует
разрешения.
Рассматривается следующий вариант. Ново-Афонский монастырь делается
ставропигиальным, т.е. подчиняющимся непосредственно Патриарху. К этому есть
все основания, поскольку Новый Афон основан русскими монахами и всегда был
русским монастырем, РПЦ имеет все права на него. Существующие приходы
приписываются Ново-Афонскому монастырю. Новый Афон превращается в
крупный духовный, миссионерский и культурный центр РПЦ и фактор российского
присутствия на Кавказе. Это позволит сделать присутствие РПЦ в Абхазии
необратимым.

6.2. РПЦ в Южной Осетии

В Конституции этой республики Православие объявлено государственной
религией, а Грузинская Церковь покинула эту территорию во время конфликта.
Очевидно желание осетин принадлежать к Русской Православной Церкви. Для
решения этого вопроса в Москве создан осетинский православный приход,
готовящий соответствующие кадры. Присутствие РПЦ в Южной Осетии
предполагается осуществить через организацию Патриаршего подворья в Цхинвали.
Нескольких храмов, входящих в состав подворья, для начала будет достаточно для
этой 70-тысячной республики.

6.3. РПЦ в Армении

В Армении несколько приходов РПЦ, пропорционально количеству русского
населения. Они входят в состав Майкопско-Армавирской епархии. В принципе,
было бы желательно создать здесь викариатство ("подъепархию"), так же как в
Москве есть армянский епископ.

6.4. РПЦ в Азербайджане

Здесь 5 приходов Русской Православной Церкви. В 1998 г. создана Бакинская
и Прикаспийская епархия РПЦ, возглавляемая епископом Александром (Ищеиным).
В Баку достаточно большая русская диаспора, и Церковь играет важную роль в ее
жизни.

7. Русская Православная Церковь в странах Прибалтики

7.1. РПЦ в Эстонии

Самой "горячей" точкой является Эстония. РПЦ имеет в Эстонии глубокие
исторические корни. Православие на этой земле впервые утвердилось при русском
князе Ярославе Мудром. Огромную роль сыграл во второй половине XIX в.
Эстляндский губернатор князь Шаховской, при котором была создана прорусская
прослойка православных эстонцев.
Эстонское государство проводит целенаправленную политику по
выдавливанию Московского Патриархата со своей территории. В 1996 г.
Верховный суд Эстонской республики закрепил право собственности на все
церковное имущество за микроскопической группировкой, так называемым
"Стокгольмским синодом", состоявшем из одного священника и одного мирянина и
находившемся под юрисдикцией Константинополя. В это же время
Константинопольский Патриарх Варфоломей вторгся на каноническую территорию
РПЦ и назначил управляющим Эстонией архиепископа Финляндии Иоханнеса.
Московский Патриархат незамедлительно прервал все взаимоотношения с
Константинополем. Эта мера привела к мощной консолидации русского народа
Эстонии вокруг РПЦ - многотысячные крестные ходы в Таллине стали самыми
масштабными выступлениями русских в Прибалтике после ее отделения от СССР.
Борьба за Церковь сплотила в тот момент все русские организации Эстонии.
Константинополь был вынужден дать "задний ход". Между Московским и
Константинопольским Патриархатами было выработано совместное решение,
согласно которому каждый приход проводит собрание по вопросу своей
юрисдикции, и только после этого недвижимость передается в собственность
прихода. Это решение выгодно Москве: подавляющее большинство приходов в
Эстонии - русские, да и православные эстонцы не желают переходить в подчинение
Финляндскому архиепископу, который является еще большим либералом и
экуменистом, чем Патриарх Варфоломей. Это полностью перечеркнуло стратегию
эстонских властей, которые в итоге проигнорировали результаты церковных
переговоров.
Эстонская Апостольская Православная Церковь Московского Патриархата до
сих пор не зарегистрирована. Эстонские власти предлагают неприемлемое условие -
зарегистрировать приходы в качестве новообразованной религиозной структуры.
Московский Патриархат справедливо опасается, что факт такой регистрации
окончательно лишит ее возможности отстаивать свои права на историческое
церковное имущество.
26 января 1999 г. Временный Синод ЭАПЦ Московского Патриархата заявил,
что церковное имущество Церковь считает собственностью приходов,
следовательно, считает своей собственностью. Тем временем эстонские власти
конфискуют здания храмов и передают их раскольникам, несмотря на то, что
практически все общины проголосовали за Московский Патриархат. Последний
эпизод - это попытка аннексии Александро-Невского кафедрального Собора в
Таллине, построенного императором Александром III. Это не только православная
святыня, но и символ русского присутствия (еще в 20-е годы храм пытались
взорвать или закрыть).
В ответ Московский Патриархат решил повысить уровень своего
представительства в Эстонии. Александро-Невский Собор подчинен
непосредственно Патриарху Алексию II. Решением Священного Синода РПЦ
создано постоянное представительство МП в Эстонии для оперативной реакции на
разворачивающиеся события. Знаменитая Православная святыня - Пюхинский
монастырь также подчинен непосредственно Патриарху.
МП приложит все усилия, чтобы сохранить свои позиции в Эстонии,
поскольку эта страна является "полигоном", и, в случае вытеснения МП,
аналогичные действия могут начаться и в других постсоветских государствах.
Управляет епархией архиепископ Корнилий (Якобс). Епархия насчитывает
около 80 общин, однако в результате аннексии в ведении епархии остается 29
приходов.

7.2. РПЦ в Латвии

Правящим архиереем Латвии является архиепископ Александр (Кудряшов),
человек умеренно консервативных и русских патриотических взглядов. Епархия
насчитывает 80 приходов, 3 монастыря, Духовную семинарию. Проводится большая
работа по консолидации русского движения, для этого специально назначено
несколько священников. Латвийские власти, не решаясь объявить открытую войну,
по эстонскому варианту чинят значительные препятствия в миссионерской
деятельности. Так, в марте 1999 г. на территорию Латвии не был допущен
известный московский миссионер отец Олег Стеняев. Ближайшими целями РПЦ в
Латвии является консолидация русского движения и форсированное миссионерство
в Латгалии, цель которого - создание православного пророссийского анклава.

7.3. РПЦ в Литве

Архиепископом Виленским и Литовским является Хризостом (Мартишкин),
считающийся самым либеральным иерархом РПЦ. Однако, именно Хризостом
оказался одним из самых последовательных защитников целостности РПЦ (в 1992 г.
резко выступил против автокефалии УПЦМП). Литовская епархия не имеет даже
статуса автономии. Насчитывает 41 храм, в том числе 7 - в Вильнюсе. Открыт
филиал Свято-Тихоновского богословского института. При епархии и ее приходах
действуют многочисленные русские культурные и просветительские учреждения.

...
Русская Православная Церковь, являясь единственной нерасчлененной
мощной структурой (практически, на всем пространстве бывшего СССР),
предпринимает колоссальные усилия по сохранению и упрочению этого единства.
Миссионерское контрнаступление РПЦ на постсоветском пространстве
сможет существенно изменить идеологический и гуманитарный климат в
государствах СНГ, стать мощным консолидирующим фактором для русского и
русскоязычного населения этих стран, серьезным и долгосрочным фактором
российского присутствия.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
15.10.99 (А.Маркович; Белград)

Балканы

ПАДЕНИЕ ДИНАРА

14 октября с.г. в Югославии произошло резкое увеличение курса немецкой
марки (наиболее популярной валюты в регионе). С утра курс продажи составлял
17,5 динара, покупки - 16,5 динара. В отдельных местах курс продажи доходил до
20, покупки - до 18 динаров.
Эксперты оценивают это изменение курса как следствие неспособности
государственных органов адекватно реагировать на поток динаров из Косово,
Черногории и Республики Сербской.
(Комментарий. Происходящее может быть либо следствием сброса
"ненадежной" валюты перед обострением ситуации в регионе, либо очередным
этапом финансовой войны против режима Милошевича.)

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
15.10.99 (К.Фролов; Москва)

Славянский мир

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СТРАНАХ СНГ

Русская Православная Церковь стояла у истоков русской государственности и
культуры, играла огромную роль в истории страны. В период тяжелейших
политических кризисов именно церковные деятели возглавляли движение за
национально-государственное возрождение России. Несмотря на беспрецедентные
гонения в течение всего ХX века, выражавшиеся как в физическом уничтожении
представителей Церкви, так и в действиях по ее внутреннему разложению, РПЦ
нашла в себе силы к возрождению. Но передышка для Русской Церкви в некоторых
новых государствах, возникших на обломках СССР, оказалась недолгой -
обрушились новые гонения. Однако, несмотря на трагическую реальность распада
исторической России и вопреки дезинтеграционным процессам, Русской
Православной Церкви удалось сохранить свое единство практически на всем
постсоветском пространстве. Большинство членов РПЦ являются носителями
русского национального самосознания, "русской идеи", активно противостоят
антироссийской политике в гуманитарной сфере.
В настоящее время Русская Православная Церковь насчитывает около 19 тыс.
приходов, около 450 монастырей, являющихся ее духовными и культурными
центрами, около 40 высших духовных школ - академий, семинарий, богословских
институтов и университетов. Около 10 тыс. приходов и 200 монастырей РПЦ
находится на территории стран СНГ.

1. Русская православная церковь на Украине

Государством, в котором на Русскую Православную Церковь обрушиваются
наиболее мощные удары, является Украина. В настоящее время на Украине
расположены 33 епархии, 105 монастырей, 8083 прихода РПЦ. В 1990 г.
Украинский Экзархат Русской Православной Церкви получил права
самостоятельности в административно-хозяйственных и кадровых вопросах и
получил новое название - Украинская Православная Церковь Московского
Патриархата. Это была вынужденная мера Священноначалия РПЦ, однако, мера
дальновидная, позволившая в условиях становления украинского государства,
осуществляющегося на антироссийской основе, и соответствующей
конфессиональной политики, выражающейся в ультимативных требованиях
полного отделения от Московского Патриархата, и полном наборе мер воздействия,
вплоть до физических, на противников такой политики, сохранить самое главное -
единство Русской Православной Церкви.
Не следует преувеличивать степень данной Киевской митрополии автономии.
Избрание Киевского митрополита местными епископами недействительно без
утверждения Московским Патриархом, Киевский митрополит является
постоянным, пожизненным членом Священного Синода Русской Православной
Церкви, Киевская кафедра считалась и считается второй по значимости в РПЦ,
епископат Украины в полном составе участвует в Архиерейских и Поместных
Соборах РПЦ, православные общественные организации напрямую подчинены
Москве.

1.1. Конфессиональная политика Украинского государства. Религиозно-
политические противники РПЦ на Украине

1.1.1. Украинская греко-католическая церковь

Ставшая у руля украинского государства партийная номенклатура Украины
взяла на вооружение идеологию галицийского шовинизма. Феномен Галичины
невозможно понять, не разобравшись в истории униатства.
Под давлением властей Речи Посполитой в 1596 г. Киевским православным
митрополитом Михаилом Рагозой и еще 4 епископами было подписано соглашение
о подчинении Западнорусской митрополии Ватикану. Оно предусматривало
признание догматики католицизма, но сохраняло за западнорусскими подписантами
право на следование православной обрядности. Православный народ Западной Руси
отверг униатов как предателей. Но и традиционный католицизм не принял их,
считая "недокатоликами", требуя полной ассимиляции. Таким образом, униатизм
стал буфером между православно-русским и польско-католическим культурно-
цивилизационными типами.
Греко-католическая церковь стала основой политического "украинства". В
этом процессе огромную роль сыграл львовский греко-католический митрополит
Андрей Шептицкий, лично финансировавший деятельность Общества им.
Шевченко, сепаратистские организации и деятелей типа М.Грушевского.
Финансовая и политическая мощь Ватикана позволила из микроскопических
групп "интеллектуалов" создать в XX веке представительное идейное украинское
движение. Однако до 1946 г. униаты большинством жителей Галичины не
воспринимались (достаточно вспомнить австрийский геноцид в 1882-1914 гг., когда
было уничтожено более 60 тыс. православных русофилов и сочувствующих им
галичан).
После подавления Советской властью греко-католической церкви униатство
и, соответственно, "украинство" обрело мученический ореол. В этой связи
необходимо отметить, что УГКЦ активно сотрудничала с Гитлером, и поэтому
действия СССР во многом производились в контексте Нюрнбергского процесса над
национал-социализмом.
Ситуацию, возникшую после встречи М.Горбачева с папой Иоанном Павлом
Вторым, иначе, как сдачей всех позиций, назвать нельзя. Именно реванш униатства
1989-1990 гг. во многом предопределил нынешнюю общественно-политическую
ситуацию на Украине. В течение 1989-1991 гг. в Галичине было захвачено 700
православных храмов, в 1990-1997 гг. в этом регионе было более 600 "горячих
точек", в настоящее время осталось около 350. Захваты производились ОМОНом
совместно с униатскими активистами. Массовые избиения православных верующих
(вплоть до убийства и калечения) стали нормой в эти годы. Десятки тысяч
православных людей запирались в храмах во Львове, Самборе, Почаеве.
Московское духовенство поддерживало верующих своим присутствием.
Однако, Русская Православная Церковь осталась один на один с прекрасно
подготовленным противником, имеющим и финансовую, и политическую
поддержку. Финансирование УГКЦ осуществляется через ряд католических фондов
таких, как "Помощь Церкви в беде" (ФРГ), причем весьма интенсивно: любой
сельский священник имеет возможность и восстановить свой храм, и поехать в
Ватикан, в "Коллегиум-руссикум", чтобы получить престижное образование.
В настоящее время УГКЦ полностью восстановила довоенную структуру. Она
насчитывает 3301 приход, 94 миссии, 23 братства, 60 учебных заведений (в т.ч.
духовные академии и Институт истории церкви во Львове), 64 периодических
издания. Активными практикующими греко-католиками является основной костяк
антирусской интеллигенции. УГКЦ ближайшей своей целью ставит создание
Украинской Национальной Поместной Церкви Киевского Патриархата,
находящейся в юрисдикции Римского папы. В "Киевский Патриархат", по мысли
идеологов этого проекта, должны войти православные и квазиправославные
раскольнические группировки и УГКЦ. Этой же цели подчинена религиозная
политика Украины. Официальные представители УГКЦ - фактически управляющей
ею архиепископ Любомир Гузар, и его викарий Василь Медвид - неоднократно
публично приветствовали раскольническую авантюру президента Кравчука по
созданию так называемого "Киевского Патриархата". Греко-католики возглавляли
комиссию по духовности и делам религиозных организаций Верховной Рады
Украины первого и второго созывов, лоббировали законопроекты, направленные
против Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, такие, как
принятые ВР поправки к Закону о свободе совести от 15.02.1993 г. о поочередном
богослужении в храмах, на которые претендуют общины разных конфессий.
Фактически это скрытый захват храмов. Механизм таков: на имеющийся
православный храм регистрируется и униатская община, чем провоцируется
конфликтная ситуация. Например, православная община составляет 500 чел., а
униатская - 50. Если православные не соглашаются на поочередное богослужение,
вступает в действие закон. Несогласных снимают с регистрации и храм продается
униатам. Очередным шагом на пути уничтожения Православия на Украине стало
создание в ВР второго созыва депутатской группы "За единую Поместную
Церковь". Эта группа во главе с греко-католичкой Лилей Григорович стала
инициатором прямого вмешательства государства в дела Церкви.
Однако, несмотря на все это, католического прорыва за Збруч не произошло.
Несмотря на колоссальные усилия и содействие галичан во власти, за 1998 г.
создано всего 67 общин. Кроме того, УГКЦ неоднородна. В ней есть крыло
"экспансионистов" - монашеский орден студитов (к нему принадлежит и
фактический глава УГКЦ Любомир Гузар, и около 300 человек из его окружения,
занимающих ключевые посты во Львовской архиепархии - реэмигранты из США и
Канады), требующих максимальной имитации под Православие с целью
дальнейшего продвижения на Восток. Епископ Василь Медвид постоянно
совершает блиц-визиты в Казахстан и Омск с целью обращения местных украинцев
в униатство и их соответствующей политизации.
Другая группировка, представляемая орденом василиан - сторонников
польской ориентации и латинизации УГКЦ, считает "дранг нах Остен" опасной
авантюрой.
Локализация УГКЦ свидетельствует об обратимости галицийского синдрома
на Украине и реальной возможности его нейтрализации.

...
На Украине действуют три квазиправославные группировки, противостоящие
УПЦ Московского Патриархата. Это так называемая Украинская Автокефальная
Церковь, Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата и Украинская
Православная Церковь в диаспоре, подчиняющаяся Константинопольскому
Патриархату.

1.1.2. Украинская автокефальная Православная Церковь

УАПЦ была основана во время правления Симона Петрлюры в 1921 г. Ее
костяк составила группа отщепенцев-священников по разным, как правило,
нравственным причинам, изгнанных из РПЦ. Немногочисленная, не поддержанная
православным народом УАПЦ являлась аналогом инспирированного большевиками
обновленческого движения, и требования ее членов, кроме "самостийности",
сводилось к радикальной реформации. В 20-е годы УАПЦ поддерживалось
Советской властью против Русской Православной Церкви (символично, что первой
жертвой большевиков стал Киевский митрополит Владимир (Богоявленский) -
убежденный сторонник единой Русской Церкви и России). В дальнейшем УАПЦ
была вынуждена уйти в подполье и возродилась во время немецкой оккупации при
поддержке нацистов, затем ее руководство эмигрировало в США и Канаду. УАПЦ
не признана ни одной православной Церковью мира.
В 1990 г. начались попытки возвращения УАПЦ на Украину. Во Львов и Киев
прибыл "патриарх" Мстислав (Скрыпник), бывший некогда секретарем Петлюры. В
итоге было зарегистрировано около тысячи приходов УАПЦ. В 1992 г., когда
Киевский митрополит Филарет (Денисенко) ушел в раскол, он пытался возглавить
автокефалистское движение, зарегистрировав новую конфессию - Украинскую
Православную Церковь Киевского Патриархата. Под давлением окружения
Филарета из РУХа и Украинской республиканской партии (депутатов Д.Павлычко,
М.Поровского и президентских структур) Мстислав подписал решение о
присоединении УАПЦ к "Киевскому Патриархату" и вскоре умер. "Патриархом
Киевским" был избран известный диссидент Владимир Романюк, однако он являлся
"свадебным генералом", реально "Киевским Патриархатом" управлял Филарет. Эта
одиозная фигура не устраивала интеллигентную прослойку в УАПЦ и после смерти
Мстислава большая часть "епископата" и "духовенства" УАПЦ заявила о выходе из
"Киевского Патриархата". В результате "Патриархом УАПЦ" был избран львовский
священник Василий (в монашестве - Димитрий) Ярема.
Кроме Яремы, единственной заметной фигурой в УАПЦ является
Харьковский "епископ" Игорь (Исиченко), в прошлом преподаватель
филологического факультета Харьковского университета. И Ярема и Исиченко не
скрывают своего криптокатолицизма и того факта, что УАПЦ является
фактическим сателлитом греко-католиков для продвижения унии на Восток.
В настоящее время у УАПЦ осталось около 1 тыс. приходов, т.к. в 1998 г.
около 500 общин ушло к Филарету, УАПЦ остается маргинальной группировкой,
рост числа общин не наблюдается, мобилизационный потенциал имеется только в
Ивано-Франковской, Львовской и Тернопольской областях.

1.1.3. "Киевский Патриархат"

В 1991 г. Митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко)
провозгласил курс на церковный сепаратизм, на автокефалию УПЦ Московского
Патриархата. Внутрицерковной поддержки этого курса не было и Филарет сделал
ставку на тесный союз с президентом Кравчуком. В течение 1991 года Филарет
пытался узурпировать власть в УПЦМП и запретить в священнослужении (сместить
с кафедр) наиболее авторитетных епископов-противников автокефалии. Им был
незаконно лишен сана епископ Переяслав-Хмельницкий Ионафан (Елецких) и
митрополит Винницкий Агафангел (Саввин), обрушились репрессии на епископов
Тернопольского Сергия (Генсицкого), Черновицкого Онуфрия (Березовского),
Донецкого Алипия (Погребняка).
Однако Московский Патриархат не собирался сдавать Украину (95%
верующих Украины против автокефалии). 31 марта - 5 апреля 1992 г. в Москве
состоялся Архиерейский Собор РПЦ, посвященный украинскому вопросу. Собор
показал практически единодушное неприятие идеи автокефалии всем епископатом
Русской Церкви. Особенно протестовали епископы из стран СНГ и Прибалтики,
опасавшиеся цепной реакции распада Русской Церкви. В целях преодоления
церковной смуты Собор предписал митрополиту Киевскому Филарету уйти на
покой, а украинскому епископату избрать нового митрополита Киевского. Филарет
перед Крестом и Евангелием поклялся уйти в отставку.
Однако по возвращении в Киев Филарет отказался от своих слов, став, таким
образом, клятвопреступником. Филарет созвал 26.05.1992 г. "Всеукраинскую
конференцию по защите канонических прав УПЦ", составленную из его
сторонников. За Филаретом пошел только епископ Почаевский Иаков (Панчук). А
епископат и духовенство осталось в УПЦМП. На конференции присутствовали в
основном представители РУХа и УРП.
27 мая 1992 г. в г.Харькове состоялся Архиерейский Собор УПЦ Московского
Патриархата, восстановивший всех прежде гонимых Филаретом епископов,
избравший Киевским митрополитом Владимира (Сабодана), ранее управлявшего
Ростовской епархией РПЦ. Президент Кравчук попытался воспрепятствовать
проведению Собора, а Верховная Рада приняла беспрецедентное для правового
государства постановление о непризнании Харьковского Собора УПЦ (МП).
11 июня 1992 г. в Москве вновь собрался Архиерейский Собор РПЦ, который
низвергнул Филарета (Денисенко) и Иакова (Пенчука) из сана за учинение раскола.
В ответ Филарет призвал на помощь боевиков УНА-УНСО, которые
захватили Владимирский Собор в Киеве и митрополичею резиденцию на
Пушкинской улице.
Следует отметить, что встречать нового митрополита Владимира вышли
десятки тысяч киевлян, однако УНСОвцы были вооружены и на их стороне были
правоохранительные органы. Владимирский Собор и резиденция остались у
Филарета. Митрополит Владимир прибыл в Киево-Печерскую Лавру - величайшую
святыню Православия, где покоятся мощи более чем трети всех русских святых.
Накануне приезда митрополита Владимира боевики УНА-УНСО предприняли
попытку штурма Лавры. Однако в результате кровопролитной схватки монахи и
подоспевшие миряне выдворили непрошеных гостей. Позже было предпринято еще
несколько попыток штурма.
Тем временем Филарет зарегистрировал "Киевский Патриархат", который
объявил правопреемником УПЦ Московского Патриархата. Выступившего с
протестом Генерального прокурора Украины Шишкина, уволили. Филарет с
Иаковом "наштамповали" никем не признанных "епископов". Затем
администрацией Кравчука был разработан план "объединительного Собора УАПЦ
и УПЦКП". Такой "Собор" состоялся летом 1992 г. "Патриархом" Киевским был
"переизбран" доживавший свои последние дни в Канаде Мстислав Скрыпник, а
заместителем, де-факто управляющим - Филарет.
Однако КП начал трещать по швам с первого дня своего создания. Идейные
"самостийники" не желали признавать тесно связанного с бывшей
партноменклатурой Филарета. В 1993 г., после смерти Скрыпника УПЦКП
распалась на две группировки - УАПЦ "патриарха" Димитрия Яремы и, собственно,
Киевский Патриархат. Даже у оставшихся в "КП" не было единства - "идейные" не
желали видеть своим лидером Филарета, и в результате компромисса "Киевским
Патриархом" был избран известный украинский диссидент священник Владимир
Романюк, естественно, проуниатски настроенный. Однако еще в заключении
Романюк совершил некий поступок, после которого основная диссидентская масса
отвернулась от него. Не выносил Романюка и Мстислав Скрыпник.
Следует отметить полную атрофию церковного, корпоративного сознания у
раскольников, когда личные счеты и взаимоотношения приводят к возникновению
целых "патриархатов". Это делает консолидацию противников РПЦ на Украине
проблематичной.
14 июля 1995 г. Романюк умер и "Патриархом Киевским" был избран Филарет
(Денисенко). В 1997 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви предал
Филарета анафеме - проклятию и полному отлучению от Церкви. "Московская
Патриархия предала анафеме не только и не столько Филарета, сколько украинскую
идею" - писала по этому поводу националистическая пресса.
В настоящее время "Киевский Патриархат" насчитывает 2261 общину. Однако
эта структура существует исключительно благодаря поддержке государства и
Народного Руха. Общины КП, как правило, создаются по разнарядке и значительное
количество из них является фиктивными. Так, фикцией являются 17 монастырей
КП. Для поднятия престижа КП государство строит для Филарета Михайловский
златоверхий монастырь в Киеве, ему также переданы такие святыни православного
мира, как Выдубицкий и Феодосьевский монастыри в Киеве. Боевиками УНА-
УНСО и активистами УРП при поддержке властей захвачены сотни храмов УПЦ
Московского Патриархата, в том числе Ровенское, Луцкое, Тернопольское
епархиальные управления.
Однако реальный мобилизационный потенциал КП четко проявился в 1995 г.
во время похорон Владимира Романюка. Филарет и поддерживающий его экс-
президент Кравчук решили совершить "политический прорыв", добившись любым
путем захоронения Романюка в Софийском Соборе. В случае удачи это событие
должно было стать демонстрацией политической воли, способности к победе
Филарета и политической реанимацией Кравчука после поражения на
президентских выборах.
Филарет и Кравчук - давние политические и экономические союзники.
Известно, что накануне развала СССР Кравчук перевел на счета Филарета средства
КПУ. Филарет, уйдя в раскол, присвоил себе и финансы УПЦМП, на которые он
финансировал УНА-УНСО.
Кучма не желал этой реанимации. 18 июля 1995 г., в день похорон Романюка,
на демонстрацию с целью прорыва кордонов спецподразделения МВД "Беркут"
вокруг Софийского Собора был созван весь актив КП: "епископат", "духовенство",
депутаты от УРП и РУХа, "гетман Украинского казачества", боевики УНА-УНСО
со всей Украины. Всего собралось около 1,5 тыс. человек. Произошла стычка с
"Беркутом", в Софийский Собор прорваться не удалось. Романюк был похоронен
прямо на Софийской площади" (его погребение вне пределов христианского
кладбища символично). Триумф не удался, однако Кучма, в знак компенсации,
принял решение о строительстве для Филарета Михайловского Собора.

1.1.4. Украинская Православная Церковь Константинопольского Патриархата в
США

Украинская Православная Церковь Константинопольского Патриархата
располагается в США. Это небольшая группа украинских эмигрантов из УАПЦ,
которые в 1995 г. перешли в подчинение Константинопольскому Патриарху
Варфоломею. РПЦ не признает иерархии УАПЦ и их принятие в "сущем сане".
Это малочисленная, но опасная группа, поскольку, в отличие от остальных
раскольников, имеет хоть сомнительную, но легитимность. Вполне возможно, что
эту группу планируется десантировать на Украину в случае удачного завершения
"эстонского эксперимента" (там Константинополь воспользовался
микроскопической группой, так называемым "стокгольмским Синодом", для
распространения своей юрисдикции в Эстонии).
Следует отметить, что УПЦ Константинопольского Патриархата отличается
крайним криптокатолицизмом. Это обстоятельство является мощным
идеологическим козырем в пользу Московского Патриархата в противовес
проуниатскому Константинопольскому Патриархату.

1.2. Украинская Православная Церковь Московского Патриархата

8 лет существования УПЦ Московского Патриархата в условиях
антироссийской политики "незалежной" Украины - это 8 лет борьбы за единство с
Русской Православной Церковью. В настоящее время интеллектуальные силы,
стоящие на позициях общерусского национально-культурного единства, действуют
как в недрах УПЦ Московского Патриархата, так и вокруг нее.
Следует отметить, что сопротивление верующих УПЦ Московского
Патриархата было практически полностью замолчано СМИ. Между тем, начиная с
1991 г. и по настоящее время имеют место массовые выступления членов УПЦ
Московского Патриархата. Так, в 1991-1993 гг. все Архиерейские Соборы РПЦ,
обсуждавшие украинский вопрос, проходили в обстановке многотысячных
демонстраций верующих, специально прибывавших в Москву со всей Украины под
антиавтокефалистскими и пророссийскими лозунгами. В 1992 г. массовые
демонстрации проходили в Киеве у Верховной Рады. В том же году в Одессе около
20 тыс. верующих окружили кафедральный Собор с требованием отставки
архиепископа Лазаря (Швеца), допустившего проавтокефалистские высказывания (а
монахи Свято-Успенского монастыря архиепископа Лазаря выставили).
Еще более драматичной была защита величайшей святыни Православия - Св.
Успенской Почаевской Лавры (Тернопольская обл.). Лавру, в которой "круговую
оборону" заняли несколько тысяч верующих, буквально подвергли осаде греко-
католики, милиция, однако на штурм не решились. Лавру отстояли.
Архиерейские Соборы УПЦ Московского Патриархата дважды заявляли
неприятие идеи отделения от Московского Патриархата, причем принятое
единогласно "Обращение Архиерейского Собора к вам, верным чадам УПЦ"
отличается особым радикализмом:
"В последнее время не прекращается давление на Церковь со стороны
политических сил и отдельных политических деятелей с требованием "отделиться
от Москвы"... Кое-кто надеется, что после получения формального статуса
автокефалии, ситуация, в которой находится каноническое Православие в Украине,
изменится к лучшему. Но это не так. Заинтересованные силы будут всеми
способами добиваться объединения УПЦ с неканоническими группировками и
греко-католиками в так называемую "украинскую национальную церковь",
подчиненную Риму... Действительная сущность происходящих процессов состоит в
том, что ведется жестокая борьба против Православной Церкви, против
Православной веры как таковой...".
В марте 1999 г. во время визита президента Белорусии Лукашенко в Киев,
когда РУХ организовал "живую цепь" между посольствами Польши, Чехии и
Венгрии под лозунгом "Украину - в НАТО!", у ВР проходила более масштабная
православная демонстрация с пророссийскими лозунгами.
УПЦМП является динамично растущей конфессией - за 1998 г. было
зарегистрировано 627 общин. В то же время общин КП - около 200 (большинство -
за счет перешедших в КП 4 "епископов" УАПЦ), УГКЦ - 67, УАПЦ - нет роста.

1.3. Епископат, монашество, духовенство и духовные школы УПЦ Московского
Патриархата

Киевский митрополит Владимир, несмотря на колоссальное давление,
отстаивает курс на единство РПЦ и не является "карманным митрополитом" для
украинских властей, что вызывает их бурное недовольство. Администрация Кучмы
проводит кампанию по дискредитации митрополита Владимира, разжиганию
конфликтов внутри УПЦМП.
Епископат УПЦМП условно можно охарактеризовать следующим образом:
молодые епископы - бескомпромиссные противники автокефалии (это, как правило,
выходцы из Троице-Сергиевой Лавры, Почаевского и Успенского в Одессе
монастырей); старшие по возрасту епископы, более осторожные, но
поддерживающие "молодежь"; немногочисленные сторонники автокефалии.
Принципиальные сторонники единства РПЦ не только находятся в
большинстве, но и обладают наибольшим внутрицерковным авторитетом,
духовным и интеллектуальным потенциалом.
Наиболее радикально настроенной частью духовенства УПЦМП является
монашество. На Украине более 127 монастырей. Из них главнейшие по значению и
авторитету - Свято-Успенская Почаевская Лавра, находящаяся в Тернопольской
области, Свято-Успенский монастырь в Одессе и Успенский Святогорский
монастырь в Донецкой области. Остальные монастыри находятся под влиянием
перечисленных выше. Позиция монахов является определяющей для белого
духовенства и большинства верующих. Монастыри обладают значительным
мобилизационным потенциалом, пример тому - одесские события 1992 г., когда по
призыву Успенского монастыря собралось более 30 тыс. человек.
УПЦ Московского Патриархата насчитывает около 8 тыс. священников. Здесь
наблюдается следующая закономерность - чем моложе, тем активнее, тем больший
противник автокефалии. Наиболее инертная часть - представители священнических
кланов с Волыни, но они, как правило, нейтральны. Естественно, есть небольшая
прослойка священников галичан - сторонников автокефалии, но их несколько
десятков человек на всю Украину. Часть западноукраинских священников, у
большинства из которых многодетные семьи, просто не выдерживает шантажа и
давления.
...
Духовные школы.
Учебный комитет возглавляет митрополит Агафангел (Саввин). Крупнейшим
являются Одесская и Почаевская семинарии (прошедший конкурс - 9 человек на
место). Они являются центрами православной мысли. В настоящее время ставится
задача создания сети православных высших учебных заведений, которые должны
взрастить плеяду интеллигенции, писателей, журналистов и т.п.
Разработаны спецкурсы по основным "болевым" проблемам - история и
генезис украинства, история Церкви, история Унии и т.д. Филиал Свято-
Тихоновского института создан во Львове, создается в Севастополе и в Запорожье.
Подобные филиалы необходимы в Киеве, Харькове и Днепропетровске.
В Киеве предпринимаются попытки возрождения Киево-Печерского
Православного университета.

1.4. Православные общественные движения и СМИ

Первые попытки самоорганизации мирян были предприняты архиепископами
Онуфрием и Ионафаном - в 1991-1993 гг. были созданы "Комитеты защиты
Православия". В 1993 г. в Луганске было создано объединение Православных
братств Украины. В 1994 г. ОПБУ переименовано в Союз Православных братств.
Он является структурным подразделением СПБ Русской Православной Церкви. В
настоящее время Союз насчитывает более 40 братств. Православные братства
теснейшим образом связаны с русскими и пророссийскими организациями.
Создан Союз Православных граждан Украины, также напрямую
подчиняющийся Москве. СПГ является конфедерацией, в которую входят многие
общественно-политические организации и русские общины. Именно СПГ удалось
объединить православную русофильскую интеллигенцию. Возглавляет СПГУ
известный в православных кругах писатель и публицист Сергей Сыроватский.
...
В настоящее время УПЦМП имеет около 30 газет и журналов. Практически
все - русскоязычные и пророссийские. Имеются профессиональные издания -
журнал "Православие и современность", издаваемый Союзом Православных
граждан, "Запорожье - Православное", "Православная Сумщина", "Православный
вестник" и др. Архиепископ Августин издает православную газету для украинской
армии и МВД. (Однако в области телевидения и радиовещания - блокада.)

...
Конечно, есть факторы, тормозящие становление мощного православно-
пророссийского движения. Во-первых, новое русское и православное движение
сравнительно молодо и только учиться интеллектуальной и политической борьбе.
Во-вторых, это пережитки "воинствующего атеизма" в среде левых. В-третьих,
имеет место не только недооценка, но и пренебрежение православным фактором у
некоммунистических патриотов.
Однако мобилизация потенциала УПЦ Московского Патриархата, создание на
ее основе православного общественного движения является реальной и насущной
задачей. Только будучи укорененным в православной традиции, такое движение
будет харизматичным, идеологически эффективным (поскольку православная
историческая школа имеет огромный опыт полемики с "украинством") и способным
в итоге сломить антирусские тенденции.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
14.10.99 (В.Т.; Москва)

В Совете Федерации

ВЫСТУПЛЕНИЕ Ю.И.СКУРАТОВА НА 52-м ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА
ФЕДЕРАЦИИ (13 октября 1999 г.)

На 52-м заседании Совета Федерации 13 октября 1999 г. обсуждался вопрос
"Об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации
Скуратова Юрия Ильича".
Перед обсуждением повестки дня спикер верхней палаты Е.С.Строев огласил
длинный список членов Совета Федерации, которых президент РФ удостоил
государственными наградами: орденами "Почета", "Дружбы", "За заслуги перед
отечеством", званиями "Заслуженный строитель России".
После выступления полномочного представителя президента в СФ
В.Ф.Хижнякова и председателя Комитета СФ по конституционному
законодательству и судебно-правовым вопросам С.С.Собянина, а также реплики
председателя законодательного собрания Москвы В.М.Платонова, высказавшегося
против отставки генпрокурора, решено было не открывать прения и слово, согласно
правилам регламента, было предоставлено Юрию Скуратову.
После чего было принято решение провести тайное голосование с помощью
бюллетеней. Итоги голосования: "за" (отставку) - 52, "против" - 98, "воздержались"
(бюллетени признаны недействительными) - 2.

Выступление Ю.И.Скуратова:

Слава Богу, что здесь знают регламент и не уступает давлению явному.
Уважаемые члены Совета Федерации. Еще раз поднимаясь на эту трибуну, я
хочу сказать: некоторое тут ожидание, что я вновь подам прошение об отставке -
этого не произойдет. И дело не только в том, что с моей стороны этот шаг стал бы
проявлением крайнего неуважения к Совету Федерации, который ранее уже дважды
высказывался за продолжение моей работы. Есть масса и других причин,
исключающих для меня заявление об отставке.
Написать такое заявление, значит, уступить шантажистам а по сути
преступникам, которые почти всю государственную машину - от администрации
президента до силовых структур - направили в нужное для себя русло и теперь в это
русло усиленно пытаются загнать вас, уважаемые члены Совета Федерации. Причем
это делают довольно настойчиво. Меняются только подручные средства. Сначала
это была видеокассета, как инструмент шантажа. Не вышло. Затем пытались
доказать, что я преступник. Не получилось. Сейчас говорят, что я аморальный тип.
Написать заявление - значит согласиться с применяемыми методами. Узаконить,
если хотите, произвол, вседозволенность кремлевской администрации и
президентского окружения. Написать заявление, значит, создать прецедент для
подобной расправы в будущем для любого государственного и политического
деятеля. И прежде всего вас.
Уйти в отставку, значит показать, и прокурорской системе, прежде всего, что
с прокурором России можно сделать все, что угодно. Что служить закону,
оказывается, себе дороже. Что нужно не бороться с беззаконием и
несправедливостью, а уступать им. Повторяю: прошения об отставке, безусловно,
не будет. Это моя принципиальная позиция. Совпадает она с вашей или нет,
понятно, решать вам. Я глубоко признателен членам комиссии Совета Федерации
по борьбе с коррупцией за искреннее желание обстоятельно и объективно во всем
разобраться. Достойно глубокого сожаления: президентская сторона, по сути,
проигнорировала взвешенные и правовые, подчеркиваю, подходы, которые
рекомендовала комиссия. Безусловно, комиссия еще далеко не реализовала свой
потенциал. Общество ждет более детальных ее оценок и ситуации с генеральным
прокурором, а главное, ответа на вопрос: как действительно поставить дело борьбы
с коррупцией в коридорах власти. Думаю, комиссия имеет все возможности
обеспечить политическую поддержку правоохранительным органам, особенно
когда на них оказывается серьезное давление. Но даже то, что стало известно
комиссии, в принципе, то, что творится и продолжает твориться со мной и
происходит и на ваших глазах, позволяет сделать несколько неутешительных
выводов.
Основной из них такой: в нашем отчестве, оказывается, возможно все. Любая
провокация, любой шантаж, нарушение элементарных требований закона, если
этого требуют интересы кремлевского окружения. Возможно ночью привезти в
Кремль подчиненного генеральному прокурору работника и заставить его, нарушая
установленный законом порядок, возбудить уголовное дело. Только в больном
воображении можно представить, чтобы нечто подобное происходило, например,
на Даунинг-стрит-10 в Лондоне или в президентской резиденции в Париже.
Оказалось возможным втянуть в конфликт во имя политической цели, а по сути,
спасения от ответственности высокопоставленных фигур Федеральную службу
безопасности, Министерство внутренних дел, подтолкнуть эти структуры на
использование неправовых методов и средств, фальсификацию материалов; и
генеральную прокуратуру, представившую вам в очередной раз недостоверную и
тенденциозную справку. Без тени сомнений и колебаний оказалось возможным
вовлечь в политику и суд, чтобы дискредитировать судебную власть. Я имею в виду
то давление беспрецедентное, которое оказывалось на коллегию Верховного суда.
Можно, оказывается, использовать всю мощь государственного механизма, чтобы
раздавить человека, пусть и генерального прокурора, который осмелился посягнуть
на святая святых. Хотя я сделал только то, что мне полагалось по должности, по
законам.
Вы сами, уважаемые сенаторы, в состоянии судить, насколько в отношении
меня последовательно и целенаправленно выдерживается линия на давление. С этой
целью используются средства массовой информации. Планомерные утечки в прессу
из сверхсекретного уголовного дела постоянно допускались. Манипулируют
общественным сознанием. Применяются акции устрашения. Я имею в виду обыски.
Отказывается в выдачи паспорта для выезда в Швейцарию и так далее, и тому
подобное.
Я хочу разъяснить членам Совета Федерации свою позицию по уголовному
делу. Это извините, вы поймите меня правильно. Меня облили грязью и мне
постеснялись предоставить слово. Думаю, что сейчас уже ясно всем: попытка
привлечь меня к уголовной ответственности полностью провалилась. За полгода
бригаде следователей при поддержке МВД и ФСБ так и не удалось найти ни одного,
так сказать, приличного факта, чтобы предъявить мне по нему обвинение.
Следствие занимается сейчас дотошной проверкой инспирированных
спецслужбами газетных публикаций о квартирах и костюмах, не имеющих никаких
перспектив. Это даже в справке отражено, хотя цель ее, вы знаете, совершенно
другая. Все только лишь для того, чтобы продлить неконституционный указ
президента.
Я хочу также сказать и о другом, уважаемые члены Совета Федерации.
Попытка, опираясь на материалы этого уголовного дела, повлиять на позицию
Совета Федерации, по меньшей мере, некорректна, а по большей - незаконна.
Сфабрикованное, незаконченное уголовное дело, а, тем более, ставшее предметом
судебного разбирательства, не может быть основанием для принятия решения
Советом Федерации. Ну, неужели это непонятно всем! Кроме того, большинству
прокуроров и судей совершенно очевидно, что и дело было возбуждено совершенно
незаконно. Я уже об этом не говорю, поскольку это общеизвестно.
Далее. Я хочу сказать, что это не плод моих фантазий. Почему-то в справке не
указано, что есть другое уголовное дело, возбужденное по моему обращению, и я
там признан потерпевшим по этому делу. Там добыты данные, фактически, которые
опровергают этот материал, которые показывают, что показания были получены
путем шантажа, угроз и давления. Почему об этом вам не говорится в справке?
Далее. Есть, в конце концов, презумпция невиновности и никакие материалы
незаконченного дела, а, тем более, шитого белыми нитками не должны приниматься
во внимание до судебного решения. Ну и наконец, не следует забывать, что 15
числа, послезавтра, состоится судебное рассмотрение этого вопроса, которое может
положить конец этому уголовному делу. И у меня будут юридические основания,
чтобы приступить к своим служебным обязанностям. Именно поэтому такая
спешка! Именно поэтому у вас выкручивают руки, хотят заставить принять
соответствующее решение.
Что касается моральной стороны вопроса, о которой здесь намекалось, и далее
так много говорилось. Хочу напомнить азы юриспруденции, да и здравого смысла.
Недопустимо обвинять человека или делать ему упреки в безнравственности, если
он не нарушил закон, а доказательства его безнравственности получены
преступным путем. В принципе дело уже не во мне. Со мной просто решили
расправиться. Ну, ситуация приобрела, так сказать, политическую окраску.
Сегодня, уважаемые коллеги, члены Совета Федерации, нужно думать о
другом. Как спасать остатки правого порядка. Как вести борьбу с коррупцией.
Однако вместо этого работа правоохранительных органов и спецслужб сознательно
парализуется. И это не голословное заявление. Достаточно свести воедино
разрозненные на первый взгляд события последних месяцев, чтобы убедиться в
обоснованности этого вывода. Судите сами. В МВД от должности освобожден
начальник следственного комитета Кожевников, переведен на другую работу
начальник следственной части Диторов. В ФСБ не удел оказались замначальника
управления экономической контрразведки Пушкаренко. Еще один начальник
управления по контрразведывательному обеспечению стратегических объектов
Дидюхин. Проводится чистка аппарата ФСБ, а именно по материалам этих
подразделений и возбуждались одни из самых громких уголовных дел. В
Генеральной прокуратуре замгенерального Катышев сначала был отстранен от
руководства следствием, сейчас переведен на другой участок, не связанный со
следствием. Весь аппарат выведен за штат, началась массированная чистка. Ну, а по
военной прокуратуре - по сути расправились с генералом Баграевым.
По делам началась чехарда с санкциями. Их стали менять, спешно менять на
меры, не связанные с лишением свободы, позволяющие обрабатывать свидетелей,
уничтожать доказательства, давить на следствие. Незаконно прекращено дело в
отношении банкира Смоленского и прокуратура проглотила это. Вернулся в Россию
Собчак. А посмотрите, что делается. С видимым удовольствием демонстрируют
свое всесилие и неприкасаемость люди из ближнего президентского окружения.
Несмотря на поток серьезной информации, опубликованной в СМИ о их
злоупотреблениях. Зато когда, скажем, появляется бред нашего неуважаемого
господина Доренко на ОРТ в отношении якобы связи Лужкова с "Мобитексом",
генеральная прокуратура тут же включается в проверку и начинает работать, что
называется, с жаром.
Далее. Отстранен от следствия Георгий Чуглазов, главный следователь по
делу "Мобитекса". Почти полностью сменен состав российско-швейцарской
комиссии по сотрудничеству. Это ставит под угрозу вообще доверие к российской
стороне. Сейчас вопрос доверия один из самых главных. Возник скандал с "Бэнк-
оф-Нью-Йорк". Встал вопрос о возврате денежных средств, похищенных из России.
Ну как же к нам будут относиться зарубежные коллеги, без помощи которых эту
цель не реализовать, если у нас идет кадровая чехарда с руководителями
правоохранительных органов. Они видят творящийся правовой беспредел в
отношении генерального прокурора. Если им наглядно демонстрируют, что у нас
есть каста неприкасаемых коррупционеров, которым закон не писан.
Сегодня ставится вопрос так, что главная причина дестабилизации
правоохранительных органов - это отсутствие легитимного генерального
прокурора. Уважаемые члены Совета Федерации, не надо иметь семи пядей во лбу,
чтобы понять, как поверхностна и наивна такая постановка вопроса! Все
изложенное выше говорит о том, что наряду с взятием под контроль финансовых
ресурсов идет целенаправленный процесс превращения генеральной прокуратуры,
следственных и оперативных подразделений МВД и ФСБ в послушные,
управляемые не законом, а волей администрацией президента учреждения. Которые
выполнят любой, подчеркиваю, любой политический заказ, если это понадобится. И
с появлением легитимного, но ангажированного администрацией президента
генпрокурора этот процесс будет продолжен еще более ускоренными темпами.
Потому что для власть предержащих это вопрос жизни и смерти.
И последнее. Уважаемые члены Совета Федерации. На апрельском заседании
Совета Федерации, несмотря на весь драматизм моего положения я в силу
необходимости соблюдения следственной тайны и служебной этики не мог в
полном объеме сказать вам об истинных причинах желания президента, его
администрации любой ценой устранить меня от занимаемой должности. Сейчас,
когда информация о возможной причастности президента и его семьи к коррупции,
когда информация о наличии зарубежных счетов, об использовании в личных целях
денежных средств сомнительных коммерсантов, получающих подряды на
реконструкцию Кремля и многое, многое другое стало достоянием не только
российской, но и мировой общественности, вам ясно, что в вопросе о моей отставке
основным является личный интерес президента и его семьи. Иначе говоря, маски
сброшены. Ситуация предельно упростилась. Или мы вместе с вами попытаемся
остановить вал коррупции и спасти остатки авторитета нашей страны в мировом
сообществе - а я готов работать при вашей поддержке - или Совет Федерации
пойдет дорогой, намеченной ему кремлевскими коррупционерами. Выбор за вами,
уважаемые члены Совета Федерации. Благодарю вас за внимание.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
14.10.99 (А.Андреев; Москва)

Реплика

ДВОЙНИКИ И МИСТИФИКАТОРЫ

В целях обработки общественного мнения в преддверии бомбардировок
Югославии американским и английским спецслужбам понадобилось
мистифицировать этнические чистки косоваров. В качестве "доказательств"
предъявлялись спутниковые снимки свежих массовых захоронений в Косово,
позднее признанные подделкой.
...
Любопытный фильм показали на канале НТВ, "Досье детектива
Дубровского". Тема - попытка захвата власти в России двойником кандидата в
президенты.
Ушлый телезритель подумает: "Президент наш меченый, беспалый, такого не
подменишь". И ляжет спокойно спать.
Не спится только главному редактору газеты "Дуэль" Юрию Мухину. Из
номера в номер на протяжении двух лет газета убеждает своих читателей в том, что
Б.Н.Ельцин скоропостижно скончался на операционном столе еще в 1996 году, а
власть в России захватила закулиса с помощью двойников Ельцина, число которых
превзошло количество сыновей лейтенанта Шмидта.
Чтобы двойников было столько - это, конечно, перебор. К тому же, не всякий
двойник даст свою руку на отсечение. Зато, если двойники знают номера счетов
Семьи в "Bank of New York", то и тронуть их не моги, как и двойника Иринархова
из фильма.
В ответ на запрос в Генпрокуратуру депутата Госдумы Салия с просьбой
разобраться, кто же исполняет обязанности президента РФ на самом деле,
заместитель Генпрокурора отказался заниматься этим вопросом. Самого же
Скуратова отстранили от должности за внешнее сходство с персонажем
небезызвестной видеокассеты, выпущенной в эфир по распоряжению лица,
похожего на Швыдкого.
Конечно, "Дуэль" не "Нью-Йорк Таймс", нескольких статей в которой
оказалось достаточно для организации слушаний в конгрессе США и расследования
ФБР обвинений в расхищении денег МВФ российской мафией. Остается надеяться,
что как только ФБР выведет на чистую воду российских олигархов, сотрудники
"Нью-Йорк Таймс" займутся выявлением того, кто есть кто в Кремле.
Предположим, что пик журналистского рвения случайно совпадет с разгаром
зачисток мест дислокации бандформирований Басаева и Хаттаба. Мировое
сообщество в этом случае не позволит Путину в качестве преемника двойника
Ельцина расправляться с этими "представителями чеченского народа". Сам не уйдет
со своего поста, принудят гуманитарными бомбардировками по "прогнившему,
коррумпированному режиму".

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
14.10.99 (В.Пронин; Киев)

Украина

ЧЕМ БЫ ДИТЯ НЕ ТЕШИЛОСЬ...

На Украине неумолимо приближается день проведения президентских
выборов - 31 октября. В предвыборной борьбе команда нынешнего президента, что
называется, пускается во все тяжкие, лишь бы склонить на свою сторону
избирателей, в большинстве своем настроенных против Кучмы (таковы результаты
его пятилетнего правления).
В СМИ тиражируются высокие липовые рейтинги как самого президента, так
и тех псевдопретендентов, которые играют изначально предназначенную им роль
растаскивателей голосов, которые могут быть отданы за противников президента, а
также занижаются истинные рейтинги последних.
На днях пресмыкающиеся пресса и телевидение доложили о еще одном
"успехе" нынешнего "отца нации". В результате организованного некоей
молодежной организацией (действующей под водительством избирательного штаба
президента) голосования студентов, большинство голосов оказалось отданным за
Леонида Кучму. Последний объявлен, с явным прицелом на солидарное
волеизъявление молодежи во время предстоящих уже не игрушечных
президентских выборов, "студенческим президентом Украины".
В связи с этим вспоминается пикировка старших тренеров двух
латиноамериканских сборных, имевшая место по окончании чемпионата мира по
футболу, проходившего в Аргентине, на котором победили хозяева чемпионата.
Тренер сборной Бразилии Кутиньо заявил тогда во всеуслышание, что, так как
его подопечные в ходе чемпионата не проиграли ни одного матча, то он считает
бразильских футболистов моральными чемпионами мира. Победоносный
аргентинский тренер Менотти в ответ добродушно поздравил бразильцев с этим
званием, сказав, что аргентинцев вполне устраивает звание просто чемпионов мира.
Те, кого действительно волнует судьба Украины, ее народа, думается, сделают
все, что от них зависит, для того, чтобы Леонид Кучма утешился опереточным
званием студенческого президента, а новым главой исполнительной власти в стране
стал другой политик, за которого, по крайней мере, не будет стыдно после выборов,
и который не будет продолжать претворять в жизнь убийственную для Украины
политику, какую проводил нынешний президент и его предшественник Кравчук.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
13.10.99 (А.Орлов; Москва)

Кавказский кризис

ДВОЙНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ

Общее количество беженцев из Чечни (на 12.10.99) в Республику Северная
Осетия-Алания составило 3514 человек, в Дагестан - 2744 человека, в
Ставропольский край - 1956 человек.
По данным МЧС Республики Ингушетия на 12 октября, общее количество
беженцев, прибывших на территорию республики, составляет 142523 человек, из
них зарегистрированных в ФМС республики - 76091 человек.
В то же время в запросах МЧС и ФМС фигурируют иные цифры.
Палаточные лагеря: развернуто - пять городков на 4224 человека, и
планируется развернуть еще три на 918 человек каждый. Как следует из интервью
директора ФМС В.Каламанова газете "Интерфакс-время", всего "их будет не менее
семи, но не более одиннадцати", то есть примерно на 10 тысяч человек.
МПС передал в распоряжение МЧС 106 пассажирских вагонов (54-58 мест в
вагоне), на 5 октября на станцию Беслан прибыло 99 вагонов. Это - еще 6 тысяч
мест.
Запросы МЧС по временному жилью удовлетворены практически полностью,
но МЧС запрошено не более 16 тысяч койко-мест.
Учитывая, что примерно половина беженцев нашла приют у родственников,
можно говорить о 30 тысячах, максимум о 40 тысячах беженцев, но не о более чем
140 тысячах и уж тем более не о "300 тысяч только на Ингушетию" в ближайшее
время.
(По оценкам сотрудников МВД, перед началом нынешней военной кампании
в Чечне проживало чуть больше 300 тысяч человек, в 91-м - 900 тысяч.)
...
Возникает впечатление, что МЧС, ФМС, Аушев, Масхадов и международные
гуманитарные организации ведут некую игру, для которой и создана двойная
бухгалтерия по беженцам из Чечни. В итоге гуманитарная помощь может
превратиться в источник дополнительного обогащения и снабжения
бандформирований. Руслан Аушев просит не палатки, не вагоны, не щитовые
домики, не полевые кухни, а лекарства, одежду, питание - наиболее ликвидный
товар.
По сведениям от казаков Ставрополья, власти Ингушетии наладили массовое
производство документов, по которым будет производится получение
гуманитарной помощи. Сами ингуши также не против приобрести "двойное
гражданство" Чечни и Ингушетии, и готовы платить за документы вполне
приличные деньги.
...
Но главный смысл двойной бухгалтерии с беженцами - подготовка
политической почвы для внешнеполитической изоляции России и последующего
вмешательства в ее дела по боснийско-косовской модели.
Ситуация на Северном Кавказе и в Косово станет главной темой II
Парламентской конференции стран Организации по безопасности и сотрудничеству
в Европе (ОБСЕ) 14 октября.
Информационная операция НАТО по "раскрутке" сюжета "гуманитарной
катастрофы" по накатанной косовской колее уже принесла свои плоды: сегодня
антивоенные и правозащитные организации Европы, протестовавшие против
агрессии НАТО против Югославии, с неменьшим пылом протестуют против
"агрессии России против независимой Чечни".
Удивительно, что отечественные аналитики не предвидели подобных
внешнеполитических последствий для России и попыток использовать ситуацию
вокруг Чечни для начала внедрения ООН и НАТО на кавказский плацдарм?
...
На подобном фоне возникает вопрос: а кто поможет русским беженцам (их
около 400 тысяч человек) ограбленным и выброшенным из собственных домов в
Чечне еще с 1991 года?
В сказке про Левшу атаман Платов просил царя: "назначь меня немцем".
Сегодня не только казакам, но и всем славянам России впору просить Ельцина
назначить их чеченцами. Имея "своих людей" в Москве, даже не будучи
фокусником Давидом Коперфильдом, можно сравнительно легко превращать
несъедобные ракеты и бомбы в вагоны с консервами, шоколадом, сгущенкой,
оливковым маслом, вкус которых половина россиян давно забыла.

∙ Рубрика ∙  Вверх